Маркетинг в сфере обращения




НазваниеМаркетинг в сфере обращения
страница1/11
Дата публикации14.03.2013
Размер1.23 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Маркетинг > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Глава 5 МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ

Цели главы

Изучив данную главу, вы узнаете:

особенности маркетинговой деятельности на предприятиях снаб­жения и сбыта;

концепцию маркетинга и ее функции; основные функции торгового посредника; основные принципы маркетинга закупок и сбыта; особенности маркетинга в оптовой и розничной торговле; особенность маркетинга в складском хозяйстве.

5.1.^ КОНЦЕПЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ

Переход к рыночным отношениям послужил одной из главных причин роста предпринимательской деятельности в России. Про­изошел рост посреднической деятельности по реализации не толь­ко потребительских товаров, но и товаров производственного на­значения, что потребовало создания поля деятельности на других сегментах рынка. В настоящее время рынок потребительских то­варов более динамичен, чем рынок товаров производственно-тех­нического назначения, что в определенной степени объясняется слабо развитой торговой инфраструктурой. Она характеризуется негативными тенденциями, преимущественно спекулятивного ха­рактера, стремлением к монополизации, сокращением ассорти­мента продукции, увеличением доли краткосрочных контрактов с товаропроизводителями.

На товарном рынке созданы крупные, независимые от государ­ства частные коммерческие посреднические структуры, занима­ющиеся оптовой и розничной торговлей. Стабилизация россий­ской экономики, а в последующем ее подъем могут быть достиг­нуты за счет инвестиций в промышленность, что позволит также создать крупные посреднические структуры, ориентированные на реализацию продукции отечественных товаропроизводителей.

Тенденция роста предприятий по отраслям экономики свиде­тельствует о том, что с развитием рыночных отношений проис­ходит устойчивый рост всех предприятий (табл. 5.1).

Из таблицы видно, что наибольший рост за рассматриваемый период получили транспорт и предприятия, осуществляющие об- шую коммерческую деятельность по обеспечению функциониро­вания рынка.

Другой тенденцией развития является рост численности работ­ников, занятых в сфере обращения. Это обусловлено ростом ин­фраструктурных отраслей и предпринимательства, заставляющим осваивать новые формы отношений между производителями и по­требителями.

Однако уровень отечественной инфраструктуры заметно отста­ет от уровня западной инфраструктуры. По данным отечествен­ный исследователей, количество организаций и предприятий ин­фраструктуры в России к началу 1990-х гг. составляло около 5000 ед. на 1 тыс. занятых в народном хозяйстве, а в США — соответствен­но 250 тыс., в Японии — 120 тыс., в ФРГ — 41 тыс. ед.


Таблица 5.1

Распределение предприятий и организаций по отраслям экономики (на 1 января, тыс. ед.)




2003 г.

2004 г.

2004 Г./2003 г., %

Число предприятий и организаций, всего

3845

4150

107,9

В том числе:










промышленность

421

450,2

106,9

сельскоехозяйство

314

317,1

101,0

лесноехозяйство

4,7

4,8

102,1

строительство

363,7

395,3

108,7

транспорт

13,3

18,6

114,1

торговля и общественное питание

1389,2

1508,7

108,6

оптоваяторговля продукцией

производственно-технического

назначения

64,1

70,5

110,0

информационно-вычислительное обслуживание

22,9

25,5

111,4

общая коммерческая деятельность пообеспечению функционирования рынка

157,1

176,6

112,4

другие предприятия, организации и объединения

1092

1182,7

108,3







Деятельность посреднических организаций достаточно разно­образна — это продвижение товаров от поставщика к потребите­лю через систему складов, хранение материалов на складах, ин­формационное обеспечение рынка, доставка материалов к местам продаж, финансирование производителей и др.

Наличие посредников на товарном рынке позволяет сокращать расходы на транспортировку и ускорять доставку материалов по­требителям. Посредники имеют достаточный опыт на рынке, зна­ют ситуацию на рынке, что позволяет им предлагать потребите­лям широкий ассортимент товаров и услуг.

Теория и практика маркетинговой деятельности находят все большее применение в сфере обращения. При этом наиболее эф­фективным направлением является использование маркетинга в выборе путей товародвижения от поставщика к потребителю с участием посреднических структур.

За рубежом существует мнржество правовых актов, регламен­тирующих деятельность посреднических организаций, что позво­лило повысить ее эффективность. По уровню развития данные

организации не уступают промышленным фирмам. Так, в Герма­нии, США, Франции поставкой продукции через оптовую торгов­лю пользуются более 50% всех промышленных предприятий. Раз­витие отечественных торгово-посреднических организаций пока находится на низком уровне. Продажа товаров на оптовом рынке по сравнению с продажей продукции промышленными предпри­ятиями показана в табл. 5.2.


Таблица 5.2

Оборотоптовойторговли (млрд руб., в фактических ценах)

12000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 Г./2000 г., %

Оборотоптовойторговли

4281,0

5530,4

6848,9

160,0

В том числе:













организациями оптовой торговли

3137,7

4224,5

5474,3

174,5

Из нихоптовой торговли:

  • продукциейпроизводственно- технического назначения

  • потребительскими товарами

483,2 2654,5

675,9 3548,6

905,8 4568,5

187,5 172,1







Современный маркетинг в сфере обращения выполняет четы­ре функции:

  1. проведение маркетинговых исследований и сбор необходи­мой информации в экономической, хозяйственной, торговой, про­мышленной, товарной, сбытовой и рекламной сферах. Кроме того, значительная работа выполняется по сбору, обработке информа­ции, изучению конкурентов на товарном рынке;

  2. планирование ассортимента продукции, связанное с опре­делением и разработкой ассортиментной структуры, и приспособ­ление его к потребностям покупателей, вопросы упаковки и до­ставки продукции потребителям, оказание различного рода про­изводственных услуг потребителям;

  3. сбыт и распределение продукции через торгово-посредни- ческие организации, выбор каналов сбыта, складирование продук­ции на складах и анализ сбытовой деятельности;

  4. рекламная деятельность и стимулирование сбыта: реклам­ная деятельность конечных и промежуточных потребителей, орга­низация внутрифирменной рекламы, стимулирование работников сбыта, организация поощрения покупателей и др.


81
Функции торгового посредника представлены на рис. 5.1.

6 - ®2



Рис. 5.1. Функции торгового посредника




Из рисунка видно широкое использование торгово-посредни- ческими организациями логистических методов. При этом отправ­ная точка использования логистики в маркетинге — это изучение требований потребителей и предложений конкурентов. Потреби­тели заинтересованы в ускоренной доставке материалов, готовно­сти поставщика к срочным поставкам, быстрой замене неисправ­ных деталей. С этой целью фирма разрабатывает логистическую систему, которая позволяет минимизировать суммарные затраты. Общие затраты на осуществление логистических целей можно подсчитать по формуле

щ< Зя - - общие затраты на логистику;

\ -- затраты на транспортировку продукции; Зскл — постоянные затраты на складирование материалов; ^скл ~~ переменные затраты, зависящие от обьемадеятельности; 3 - - затраты, связанные с упущенной выгодой (вследствие за­держек, некомплектных поставок и др.).

Приведенная формула позволяет выбрать тот вариант логистики, который обеспечивает минимальные суммарные издержки.

Основные действия при реализации принятого варианта логи­стической системы: обработка предстоящего заказа, складирова­ние, определение необходимой величины запаса, доставка това­ров непосредственно в адрес конкретного потребителя.

Обработка заказа—это прежде всего получение заказа, достав­ка и оплата за продукцию. Этот процесс стремятся свести к мини­муму. Чем он продолжительнее, тем меньшей становится заинте­ресованность потребителя, что связано с сокращением прибыли.


3-ф + + 3&5Н +
Складирование материалов на складах посреднических органи­заций предусматривает комплектацию необходимой партии от­грузки материалов в установленные сроки. Поэтому возникает

проблема установления количества складов и мест их нахождения. С увеличением количества складов возрастают единовременные затраты на их сооружение. Вместе с тем происходит снижение рас­ходов по доставке продукции до потребителей. При проектирова­нии складов следует учесть и степень их оснащения современны­ми средствами механизации и автоматизации.

Для решения вопроса о количестве складов, их емкости (еди­новременный запас на складе в тоннах) необходимо предваритель­но определить величину этого запаса. Максимальное количество запасов на складе полностью удовлетворяет потребности потреби­телей в любой период времени. С другой стороны, содержание максимальных запасов требует дополнительных расходов. Нахож­дение оптимальной величины материальных запасов и обеспече­ние комплектации партии отгрузки в минимальные сроки — одно из условий сокращения расходов по складированию и отгрузке товаров. Решение о величине запасов обусловлено прежде всего объемом продаж и величиной прибыли, которую может получить фирма при этом. Величину запасов материалов на складе опреде­ляет и партия заказа. Оптимальный объем заказа (на очередную поставку) необходимо определять исходя из того, какие суммар­ные затраты возникнут при различных объемах запасов. Зависи­мость между затратами на хранение продукции и величиной за­каза приведена на рис. 5.2.






Общие затраты

ж \




\ ! /^Затраты




по хранению




Затраты




^^-ца обработку заказа




ш

Объем заказа


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Маркетинг в сфере обращения iconКонтрольная работа по дисциплине: Менеджмент на тему: Управление...
Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной...

Маркетинг в сфере обращения iconЛекции (30 часов)
Маркетинг затрагивает интересы каждого в любой период жизни и деятельности. Он используется применительно ко всем видам деятельности,...

Маркетинг в сфере обращения iconФедеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития письмо
Росздравнадзора от 27. 04. 2007 n 785-Пр/07 "О создании рабочей группы по сопровождению внедрения административных регламентов Росздравнадзора...

Маркетинг в сфере обращения iconКонтрольная работа По дисциплине «Финансы и кредит» На тему «Закон...
Министерство образования и науки Российской Федерации всероссийский заочно финансово – экономический институт

Маркетинг в сфере обращения iconПлан лекции: Статистика денежного обращения и его показатели. Показатели...
Предметом статистики денежного обращения является количественная сторона массовых явлений в области денежного обращения

Маркетинг в сфере обращения icon1. маркетинг промышленных товаров тема маркетинг промышленных товаров
В теоретическом плане маркетинг рассматривается как единая дисциплина, основу которой составляет маркетинг потребитель­ских и промышленных...

Маркетинг в сфере обращения iconМетодические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг»
«Маркетинг» и важным этапом в подготовке студентов к предстоящему дипломному проектированию. Дисциплина «Маркетинг» является одной...

Маркетинг в сфере обращения iconМетодические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «маркетинг»
«Маркетинг» и важным этапом в подготовке студентов к предстоящему дипломному проектированию. Дисциплина «Маркетинг» является одной...

Маркетинг в сфере обращения iconРоль кредита в сфере денежного обращения
Это повышает от­ветственность и усиливает заинтересованность участников кредитных операций, побуждая их к целесообразному предоставлению...

Маркетинг в сфере обращения icon«Маркетинг»
Маркетинг в России – это относительно молодое явление. Традиции маркетинга очень сильны в современных развитых странах, где маркетинг...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница