«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века»




Скачать 57.26 Kb.
Название«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века»
Дата публикации02.07.2013
Размер57.26 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Литература > Урок
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа № 12 города Волжска Республики Марий Эл

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9 А КЛАССЕ
«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века»

Выполнила

учитель русского языка и литературы Медведева Н.Ю.
г. Волжск
ТЕМА: Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века.
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

  • создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации;

  • способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.


^ ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: обобщение и усвоение нового материала.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: семинар - беседа с делением учащихся на группы.
ТЕХНОЛОГИЯ: развитие критического мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского; выставка произведений этих писателей; иллюстрации к изученным произведениям; выставка творческих работ учащихся по данной теме.

^ ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Образовательный аспект: анализ содержания произведений; углубление
    изучаемой темы.

  2. Развивающий аспект: способствовать формированию аналитических и
    интеллектуальных навыков, развитию исследовательских умений учащихся.

  3. ^ Воспитательный аспект: способствовать воспитанию культуры умственного
    труда, коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение
    высказывать свою точку зрения).

^ ХОД УРОКА.


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы работы

  1. Вызов

Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к теме.

Создаёт условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.

Актуализируют знания по содержанию изученных произведений: А.С.Пушки- на «Станционный смотрит-

ритель», «Медный всад-

ник»; Н.В.Гоголя «Шинель»; Ф.М.Достоев-

ского «Бедные люди».

Называют главных героев, вспоминают понятие «тема маленького человека» в литературе.

Конкретизируют цели работы на уроке, заполняя таблицу:


В группах
Фронта-

льно

Индиви-

дуально


Знаю

Хочу узнать

Узнал









II. Осмысление

Обобщение

Изученного

Получение новой

информации

Создаёт условия

для обобщения

изученных про-

изведений, обо-

значая проблемные вопросы

Создаёт условия

дополнительной

мотивации, предлагая сравнить

произведения и

действия главных героев

Работают с текстами

произведений и вопросами, записанными на доске:

1.Краткая характеристика героя, его место в жизни.

2. Что ему нужно для счастья?

3. Событие, изменившее жизнь героя.

4. Как он пытается защитить себя?

5. Кто, по мнению героя, виноват в том, что с ним происходит?

6. Как автор заканчивает своё произведение?

Обсуждают полученную информацию.

Отмечают градацию в изображении главных героев: Самсон Вырин и Евгений отступают перед высшими силами почти без сопротивления; дух Акакия Акакиевича мстит своим обидчикам; Макар Алексеевич Девушкин уже личность, нашедшая в жизни своё место, свою опору.


В группах

В группах


Фронта-

льно



III. Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение полученной информации

Создаёт условия для обобщения полученной информации, для личного осмысления


Объясняют понятие «эволюция», т.е. медленное, постепенное изменение.

Доказывают, что присутствует эволюция в раскрытии темы «маленького человека» в данных произведениях, которая заключается в том, что С.Вырин, Евгений, А.А.Башмачкин не обладают чертами личности, они показаны авторами как скорее как бессловесные существа, молча переживающие своё горе. А М.А.Девушкин – уже личность, со своим богатым внутренним миром, с глубокими чувствами любви и собственного достоин-

ства. Это человек с литературными способностями. Можно предположить, что он в будущем, ещё более окрепнув в социальном плане, сумеет бороться за себя.

Фронта-

льно

Индивиду-

ально

IV. Повторная проблематизация

Акцентирует внимание на связи литерату-

ры с жизнью

Работают со статьёй в газете «Комсомольская правда» от 22.03.2002г. «С днём рождения, Акакий Акакиевич!». Приходят к выводу о том, что «маленький человек» - это не только литературный тип, но и образ жизни многих людей в современном обществе.

Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы «ЗХУ» и говорят о том, что они узнали на уроке.

Индивиду-

ально

Индивиду-

ально

V. Домашнее

задание

Предлагает домашнее задание: написать сочи-

нение-миниатю-

ру на одну из тем:

1. В какой жизненной ситу-

ации я почувст-

вовал себя «ма-

леньким челове-

ком»?

2. «Маленький человек», живу-

щий рядом со мной.

Выбирают и записывают домашнее задание

Индивиду-

ально

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconКультуры в русской философской мысли первой половины XIX века (П....
Неклассические подходы к изучению культуры в философии XIX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей)

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconРабочий план учителя на 2008/2009 учебный год
Эстония в составе российской империи. Особый прибалтийский (остзейский) порядок. Крестьянские законы XIX века. Культура XVIII и первой...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconКурс лекций по русской литературе конца XIX начала XX века для студентов...
Куприн, Бунин уехали из России, продолжали писать во Франции, естественно, что мы будем говорить и о их творчестве 20-30-х годов....

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconТематическое планирование учебного материала (экстернатная форма...
Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 века. Три основных направления русской литературы. Своеобразие...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconСписки рекомендуемой литературы по истории России для прочтения летом для 8-9 классов
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII первой половины XIX века. – М., 1994

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconПрограмма: Постcкриптум дата: 15. 12. 2007 22: 01 сюжет: В: и в заключение...
Сюжет: В: и в заключение о жутких генетических экспериментах первой половины 20-го века

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconКлассицизм романтизм реализм сентиментализм
Сентиментализм – направление в литературе и искусстве 2-ой половины XVIII – начала XIX века. Сетиментализм объявил доминантой “человеческой...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconТема маленького человека в повести Карамзина «Бедная Лиза»
«Карамзиным началась новая эпоха русской литературы,» – утверждал Белинский. Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что литература...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconЛитература  конца xix – первой половины ХХ века
А. П. Чехов. Ранние рассказы (не менее пяти текстов). Рассказы конца 1880 – начала 1900-х (не менее десяти текстов). Чайка. Дядя...

«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» iconКрестьянский традиционализм как фактор политического процесса в поволжье...
Дальнейшего пути исторического развития. Поиск ответов на вопрос о возможности осуществления на практике той или иной теоретической...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница