Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И




Скачать 90.56 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И
Дата публикации11.06.2013
Размер90.56 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Литература > Методические рекомендации
Апрель 2012 г.

Методические рекомендации

по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей.

Составитель Плешанова Н.И.
Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения.

В образовательной программе:

- определяется «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения;

- отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности;

- организационные нормативы работы детского объединения: продолжительность обучения, количество обучающихся в группе, количество учебных часов в неделю, и т. д.

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение на педагогическом совете.

Образовательная программа, согласно примерным требованиям к программам дополнительного образования детей, имеет следующую структуру:


Раздел

Структурный элемент

Содержание




^ Титульный лист

Титульный лист должен быть утвержден на педагогическом совете и заверен директором (подписью и печатью)




Содержание

На втором листе должно быть содержание программы

I

Пояснительная записка

    1. Краткая характеристика изучаемого предмета

    2. Направленность образовательной программы

    3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

    4. Цель образовательной программы

    5. Задачи образовательной программы (общие на 3 года)

Обучающие – (не менее 3-х задач)

Развивающие – (не менее 3-х задач)

Воспитательные – (не менее 3-х задач)

    1. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ

    2. Возраст детей, участвующих в реализации данной ДОП

    3. Сроки реализации программы

    4. Режим занятий

    5. Формы организации занятий

    6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

    7. Формы подведения итогов реализации ДОП

(выставки, фестивали, соревнования, конференции)

II

Учебно-тематический план

и содержание программы

1-го года обучения

Пример:

II. Учебно-тематический план 1-го года обучения

2.1. Задачи 1-го года обучения

2.2. Учебно-тематический план 1-го года обучения

(В учебно-тематическом плане должны быть:

- перечень тем и разделов;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий - общее количество часов внизу по каждой колонке)

2.3. Содержание программы 1-го года обучения

(Название темы, теория и практика. Все вопросы, которые раскрывают тему перечисляются «телеграфным» стилем)

2.4. Ожидаемые результаты 1-го года обучения (Ожидаемые результаты должны вытекать из поставленных задач)


III

Учебно-тематический план

и содержание программы

2-го года обучения


Все то же, что и в предыдущей главе, но на 2-й год обучения.
И т.д. (если программа рассчитана на 3 года и более)

IV

Методическое обеспечение ДОП

Методическое обеспечение пишем по каждому году обучения. То есть:

4.1 Методическое обеспечение 1-го года обучения

4.2 Методическое обеспечение 2-го года обучения

И т. д.

- формы занятий, планируемые по каждой теме или разделу (игра, беседа, экскурсия, конкурс, конференция, и.д.)

- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса;

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, подходов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.)

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

- формы подведения итогов по каждой теме или разделу

V

Список литературы


Этот раздел должен состоять из двух частей: библиография для педагога и обучающихся.

5.1 Литература для педагога

5.2 Литература для обучающихся.

\\\\\\\

р

Еще одним документом, регламентирующим работу детского творческого объединения, является план учебно-воспитательной работы на учебный год.

Образовательная программа и план воспитательной работы на учебный год являются содержательно взаимосвязанными документами. В план воспитательной работы включают описание организации воспитательного процесса: какая ведется постоянная воспитательная работа (групповая и индивидуальная) и какие формы массовой воспитательной работы используются в детском объединении. Необходимо также назвать и методы воспитательной работы по схеме (содержание-методы-формы).

^ Календарный план учебно-воспитательной деятельности в детских объединениях составляется ежегодно. Его можно оформить следующим образом:

Вариант 1 (традиционный) подходит для тех объединений дополнительного образования, в которых содержание учебной деятельности изучается последовательно и имеет более или менее определенное время для изучения каждой темы образовательной программы. К этой группе можно отнести объединения изобразительной деятельного и декоративно-прикладного профиля, технического творчества, эколого-биологические и культурологические.

Календарный план учебно-воспитательной деятельности в этих детских объединениях можно оформить следующим образом:



Месяц

Теоретические

занятия

Часы

Практические

занятия

Часы

Средства

обучения

Воспитательная

работа












































^ Графы «Теоретические занятия» и «Практические занятия» составляются на основании образовательной программы и отражают ход ее изучения в течение данного учебного года. А также необходимо предусмотреть подготовку и участие в массовых мероприятиях учреждения, конкурсных мероприятиях разного уровня и не упустить подготовку и проведение итоговых занятий самого детского объединения.

^ В графе «Средства обучения» указываются те дидактические пособия, которые используются педагогом при изучении каждой темы, список литературы для детей (по каждой отдельной теме), технические средства обучения, необходимый материал для работы и т.д.

^ В графе «Воспитательная работа» отражается содержание воспитывающей деятельности как необходимой составляющей учебных занятий, т.е. текущая воспитательная работа с детьми.
Вариант 2

Второй вариант составления календарного плана учебно-воспитательной работы может быть предложен для тех детских объединений, в которых все учебные темы образовательной программы изучаются не последовательно, а параллельно. Это музыкальные, спортивные, хореографические коллективы, в которых каждое учебное занятие включает все направления учебной работы.

Для этих детских объединений можно предложить такую форму календарного плана:


Название тем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

……


Тема № 1

теория














практика














воспитательная

работа














Тема № 2

теория














практика














воспитательная

работа














При таком варианте планирования в графе «Название тем» сразу вписываются все темы в соответствии с образовательной программой, а затем в графах с названиями месяцев отражается изучение каждой темы в течение учебного года.

^ План массовых мероприятий детского объединения имеет два подраздела:

  1. Массовые мероприятия учебного характера (к ним относятся итоговые, отчетные, открытые занятия, концерты, выставки, участие в конкурсах и т.д.)

  2. Массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера (тематические праздники, клубные дни, дни рождения, календарные праздники, традиционные народные праздники, юбилейные мероприятия и др.)


В этот раздел плана можно включить и план работы с родителями воспитанников детского объединения в течение учебного года.
Заключительный раздел плана учебно-воспитательной работы детского объединения на учебный год это «Личный творческий план педагога», в котором отражаются деятельность педагога по совершенствованию собственной профессионально-педагогической квалификации, (учеба на курсах повышения квалификации, самообразование, участие в педагогических конкурсах, и т.д.) и содержание его педагогической работы (разработка и коррекция образовательной программы, формирование ее методического обеспечения, участие педагога в методических мероприятиях учреждения, ГМО, и др.)
Такая система планирования учебно-воспитательной работы детского объединения дает достаточно полное представление о деятельности коллектива и педагога. Такой проработанный план должен быть предоставлен к середине сентября каждого текущего года.
Желаю удачи!

При разработке рекомендаций использована литература:

  1. «Методические комментарии к написанию образовательных программ дополнительного образования детей» Городской центр развития дополнительного образования. СПб 2011 г.

  2. Климова С.В. «Организация воспитательной работы педагога дополнительного образования детей» Ж-л Методист, № 9 – 2008 г.

  3. ЕвладоваЕ.Б., Логинова Л.Г. «Организация дополнительного образования детей». Практикум. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М. Педагогическое общество России. 1999 г.

  4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. «Дополнительное образование детей» Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М. ВЛАДОС, 2002 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Управлением специального образования совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи подготовлены...

Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И iconМетодические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...

Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И iconМетодическое пособие «формы работы с родителями» Составитель: О....
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей «Спектр» города...

Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И iconРекомендации по разработке концепции и программы развития учреждения...
...

Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И iconПланирование работы классного руководителя Подготовка к разработке плана
План работы классного руководителя конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях...

Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И iconТиповая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...

Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И iconРеспубликанский семинар-совещание на тему: «Создание инновационной...
Полнительного образования детей  Министерством образования и науки рд  16 ноября 2012 года в г. Буйнакске проведен республиканский...

Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И iconПлан учебно-воспитательной работы
Всю учебно-воспитательную, организационно педагогическую деятельность педагогиский коллектив корпуса строил на основе учебно-воспитательного...

Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И iconПлан учебно воспитательной работы муниципального бюджетного образовательного учреждения
План учебно-воспитательной работы мбоу «сош №15» является основным документом по поводу функционирования и развития школы в 2012-2013...

Методические рекомендации по разработке образовательной программы и календарного плана учебно-воспитательной работы в детском объединении дополнительного образования детей. Составитель Плешанова Н. И iconМетодические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница