Рабочая программа учителя по литературе




Скачать 196.92 Kb.
НазваниеРабочая программа учителя по литературе
страница1/2
Дата публикации30.05.2013
Размер196.92 Kb.
ТипРабочая программа
vbibl.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великовская средняя общеобразовательная школа»

Гороховецкого района Владимирской области


«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО зам. директора по УВР Директор

МБОУ Великовская СОШ _______(И.В.Аксенова) школы

учителей –предметников «____» _______2012 ________

______ (И.В.Аксенова) (Л.А.Андрианова)

Протокол № 1 от

«____»____________2012г. «____» _____2012
Рабочая программа учителя

по литературе

на 2012-2013 учебный год
Аксеновой Ирины Вячеславовны

учителя I категории

русского языка и литературы
для 5-ого класса

Д.Великово

2012 год

Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Программа составлена на 70 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

^ Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

      • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы

      • развить способности:

  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни

  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся

  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;

  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики

  • анализировать и оценивать литературные произведения;

  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
^ Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

^ Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Реализация регионального компонента по литературе проводится через интегрирование урока «Вокруг тебя – мир».
Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных (чтение во всех его видах (особенно «медленное чтение», при котором ученик, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя) с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки - игры, уроки - викторины, олимпиадные состязания, защита мини - рефератов, работа в группах, коллективное составление таблиц, литературоведческого словаря, написание сочинений разных вариаций, сжатый и полный пересказ, использование литературных ресурсов Интернета.


^ Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

^ Развитие речи


Внеклассное чтение

Введение

1







Мифы

6

1

1

Устное народное творчество

8

1

1

Сказочные события и герои литературы

12

1

1

Басни

4

1




Человек перед лицом жизненных испытаний

16

2

1

Поэзия природы

6




1

«Идет война народная, священная война…»

1




1

Рассказы о твоих сверстниках

2




1

Итоговый урок

1







Итого:

57

6

7






^ Раздел III. Содержание тем учебного курса
Планирование содержания регионального компонента:




п/п

Содержание курса

Содержание регионального компонента

^ Кол-во часов

1

Поэзия природы

Поэзия и проза Владимирского края

1










1Ч.


Программа предусматривает проведение 8 уроков внеклассного чтения:




п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Игра «Поле чудес» по мифам Древней Греции.

1

2

Игра «Миллион сказок детям»

1

3

Игра по сказкам Андерсена.

1

4

В мире героев Андреева, Григоровича, Чехова.

1

5

Поэзия и проза Владимирского края

1

6

В.П.Катаев «Сын полка»

1

7

Ю.П. Казаков «Артур – гончий пес»

1



Программа предусматривает работу по развитию речи:




п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Письменный пересказ мифа

1

2

Сочинение сказки

1

3

Контрольное сочинение-размышление «Судьба человека в легендах о камнях»

1

4

Моя любимая басня.

1

5

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

1

6

Сравнительная характеристика героев

1


Выполнение практической части по литературе в программе соответствует нормам:

Класс

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Развитие речи

Техника чтения

5

70

7

6

120 -130 слов






п/п

Содержание




^ Введение (1ч)

1

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.




^ Мифы (6+1р.р.+1вн/чт)

2

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

3

Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

4

Мифы Древней Греции о происхождении мира и богов («Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион».)

5

Миф «Подвиги Геракла»

6

Вн.чт. Игра «Поле чудес» по мифам Древней Греции.

7

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

8

Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и и верований народа.

9

Р.Р. Письменный пересказ мифа




^ Устное народное творчество (10 часов)




Народные сказки ( 3+1+1)

10

Сказка как жанр фольклора. Отличие сказок от мифов. Виды народных сказок

11

Сказки народов мира. Египетская сказка «Коршун и кошка», «Солнце, месяц и Ворон Воронович».

12

Сказки «Белая уточка».

13

Вн.чт. Игра «Миллион сказок детям»

14

Р.Р. Сочинение сказки




^ Легенды и предания (2ч)

15

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. Легенда «О граде Китеже». Легенда «Атаман Кудеяр».

16

Легенда «Про Никитушку Ломова»




^ Малые жанры фольклора (2ч.)

17

Путешествие в Страну загадок, пословиц и поговорок.

18

Игра «Поле чудес» по устному народному творчеству




^ Народный кукольный театр (1ч.)

19

Сатира и оптимистическая природа смеха в кукольной комедии «Петрушка Уксусов»




^ Сказочные события и герои литературы ( 14 часов)

20

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной ( 1ч)




^ А.С.Пушкин (3)

21

А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.

22

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении.

23

Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.




^ Х.К.Андерсен (3+1вн/чт)

24

Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

25

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.

26

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

27

Вн.чт. Игра по сказкам Андерсена.




Е.Л.Шварц (2)

28

Е.Л.Шварц. Сведения о жизни писателя.

29

«Золушка» (киносценарий). Сказка о гонимой падчерице. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л.Шварц? Т.Л. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.




^ П.П.Бажов (3+1р.р.)

30

П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу.

31

Особенности сказа как литературного жанра.

32

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова- труженик и художник.

33

Р.Р. Контрольное сочинение-размышление «Судьба человека в легендах о камнях»




^ Басни (4+1р.р.)

34

И.А.Крылов. Сведения о жизни баснописца.

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Лаконизм и близость языка басен к разговорной речи. Афористичность.

35

Иносказательный и обобщающий смысл басни «Волк на псарне»

36

Отражение жизненных наблюдений в басне «Демьянова уха»

37

Отражение народной мудрости в басне «Квартет»

Отражение жизненных наблюдений в басне «Волк и Ягненок»

38

Р.Р. Моя любимая басня.









^ Человек перед лицом жизненных испытаний ( 16ч.+2р.р.+1вн.чт.)




М.Ю.Лермонтов (2ч)

39

М.Ю.Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

40

«Бородино». Тема и идея художественного произведения. Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании. Образность языка. Звукопись.




^ А.В.Кольцов (1ч)

41

Поэт из народа.«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека.




^ И.С.Тургенев (4ч.+1р.р.)

42

И.С.Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва Тургенева».

43

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей.

44

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью.

45

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

46

Р.Р. Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»




Л.Н.Толстой(4+1р.р.)

47

Л.Н.Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

48

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Сюжет и герои произведения.

49

Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность Жилина в противопоставлении пассивности, слабодушия Костылина.

50

Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни.

51

Р.Р. Сравнительная характеристика героев




В.М.Гаршин (1ч)

52

В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.




^ Л.Н.Андреев (2ч)

53

Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру.

54

За что можно одобрить, за что осудить дачников?




^ А.И.Куприн (2+1вн.чт.)

55

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага против эгоизма и своеволия.

56

Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж

57

Вн.чт. В мире героев Андреева, Григоровича, Чехова.




^ Поэзия природы (6ч.+1вн.чт)

58

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. А.С.Пушкин «Обвал», А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки».

59

Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»

К.Д.Бальмонт «Где б ни странствовал, везде припоминаю…», Н.И.Рыленков «Все в тающей дымке…»




^ К.Г.Паустовский (2ч.)

60

К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Очерк «Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Т.Л. Очерк как вид эпического произведения.

61

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка




^ Е.И.Носов (2ч.)

62

Е.И.Носов. Сведения о жизни писателя.

«Тридцать зерен». Тема, идея произведения.

63

«Как ворона на крыше заблудилась». Тема, идея произведения.

64

Вн.чт. Поэзия и проза Владимирского края




«Идет война народная, священная война!.. (1ч.+1вн.чт.)

65

Тема Великой Отечественной войны в лирике К.Симонова, А.Суркова, М.Джалиля, С.Орлова, Р.Гамзатова.

66

Вн.чт. В.П.Катаев «Сын полка»




^ Рассказы о твоих сверстниках ( 3 часов)




Ю.П.Казаков (1ч)

67

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа.

Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.




^ В.А.Солоухин (1ч.+1вн.чт.)

68

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы.

69

Вн.чт. Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

70

Итоговый урок игра «Мир литературных героев»


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учителя по литературе iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа учителя по литературе iconРабочая программа по литературе 10 класс
Примерной программы основного общего образования по литературе. 10-11 классы(авторы В. П. Журавлев, В. И. Коровин; под ред. В. Я...

Рабочая программа учителя по литературе iconРабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе...
Примерной программы основного общего образования по литературе, на основе программы по литературе. 8-11 классы. Авторы программы...

Рабочая программа учителя по литературе iconРабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования...

Рабочая программа учителя по литературе iconПриказ №088/2-о «01» сентября 2010г рабочая программа
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Программы для школ и классов с углубленным изучением литературы....

Рабочая программа учителя по литературе iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной...

Рабочая программа учителя по литературе iconРабочая программа учителя по информатике 6 класс Автор: Орехов О....
М.: бином. Лаборатория знаний, 2005. Она существенно дополняет содержание учебников «Информатика» для 6 класса. Программа составлена...

Рабочая программа учителя по литературе iconПрограмма рассчитана на 68 часов
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Рабочая программа учителя по литературе iconРабочая программа по башкирскому языку и литературе 4
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ооп

Рабочая программа учителя по литературе iconРабочая программа элективного курса по информатике «Компьютерная графика в Adobe Photoshop»
Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика в Adobe Photoshop» по информатике для обучающихся 10-х классов основана...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница