Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка




Скачать 62.84 Kb.
НазваниеТехнология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка
Дата публикации15.03.2013
Размер62.84 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Литература > Урок


Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка.

Когда-то древнекитайский мыслитель Конфуций сказал: “Учение без мысли – напрасный труд”. Это как нельзя лучше понимают многие из нас, поэтому и обращаются к современным технологиям обучения, способствующим развитию интеллектуальных способностей обучающихся.

На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает: во-первых, усвоение материала учеником не просто через восприятие органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, во-вторых, усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний, в-третьих, развитие его творческих способностей. Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика, проблематизация учебного материала, когда ученики удивлены и поставлены в ситуацию немедленного поиска ответа на вопрос, когда они видят связь учебного материала с жизнью - все это является обязательными условиями успешного обучения. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно направлено на творческое усвоение знаний в области литературоведения и лингвистики, на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, имеющихся в курсе литературы, на развитие навыков самостоятельного применения методов исследования. Поэтому в качестве темы самообразования я выбрала “ Технологию проблемного обучения на уроках русского языка и литературы”, что соответствует школьной методической теме: использование современных образовательных технологий как средства развития профессиональной компетенции учителя.

Безусловно, многие знакомы уже с проблемным обучением, используют его в своей работе, кто комплексно, кто фрагментарно, знают сильные и слабые его стороны. Я поделюсь своими наблюдениями в этой области. Элементы проблемного обучения в своей работе я применяю давно, но в последние годы решила осваивать технологию проблемного обучения комплексно.

Вспомним, как строится проблемный урок. Наиболее сложным этапом, на мой взгляд, является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. “Мышление начинается с проблемной ситуации”, - считает Сергей Рубинштейн, выдающийся психолог, философ 20 века. Поэтому, применяя технологию проблемного обучения, больше внимания уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении, на мой взгляд, лучше использовать групповую форму работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез, что я активно использую в своей практике. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов, особенно когда изучаются правила, тяжелее – если изучается аксиома, факт, не требующий доказательств. Формы уроков могут быть разнообразными, я чаще использую: дискуссии, семинары, практикумы, урок-суд, творческие мастерские.

Практическое применение технологии проблемного обучения было представлено на открытом занятии элективного курса по культуре речи, проведенном на городском семинаре заместителей директоров школ в этом году. Ребятам было предложено практическое задание: рассмотреть пример задания А-5 из ЕГЭ. Создаем проблемную ситуацию:
- Предположим, ученик выбрал в качестве правильного ответа -1.Правильно будет составлено это предложение с деепричастным оборотом? - Нет. - Какой возникает вопрос? Отвечая, ребята формулируют проблемный вопрос : Как правильно построить предложение, осложненное деепричастным оборотом и научиться решать задание А5 ЕГЭ? После того как учебная проблема поставлена, начинается поиск ее решения – через выдвижение гипотез: ребята получают карточки с вариантами правильного употребления деепричастного оборота и неправильного. В течение нескольких минут они работают и формулируют правила употребления деепричастного оборота 1 группа – в двусоставном предложении, 2 группа – в односоставном. Выводы оформляют в виде опорного сигнала и представляют свои предположения, гипотезы. А далее формулируется тема урока, открытое знание сверяется с учебником.

На уроках литературы данная технология тоже применима. Для этого, по моему мнению, необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Вот, например, недавно был проведен в 7-а классе урок-творческий практикум по рассказу А. П. Чехова “Хамелеон” Снимаем кино! Это очень интересная форма урока, позволяющая учителю творить вместе с учениками прямо на уроке! Кто был на этом уроке, я думаю, согласится. Чтобы создать проблемную ситуацию, я прочитала следующую фразу из первого абзаца рассказа: “Кругом тишина... На площади на души..." и задала вопрос “Но отчего на площади ни души? В каком смысле – ни души?” Ребята задумались, ведь слово душа многозначное -идет выход к учебной проблеме: формулируется проблемный вопрос ”Есть ли души, то есть Люди, в рассказе Чехова “Хамелеон “? На протяжении урока, анализируя рассказ Хамелеон методом театрализации, мы искали ответ на этот вопрос. В конце урока вернулись к проблемному вопросу: есть ли души в чеховском рассказе? И я услышала однозначное: ”Нет, это хамелеоны, лицемеры, чинопочитатели.” Ответы на дополнительные вопросы уже не заставили себя ждать: ”Где же находится эта странная Хамелеония, где все меняют кожу в зависимости от условий?”- Она вокруг нас. Предлагаю вспомнить, а сколько раз мы меняли свое поведение в течение дня... Чувствуете хамелеонство вокруг и в самом себе? Постарайтесь не потерять себя в сегодняшнем мире хамеленов. Что для этого нужно? Нужно оставаться самим собой. Этому учит нас Чехов и его коротенький рассказ.”

Подойти к созданию учебной проблемы можно не только через создание проблемной ситуации, но и через рассказанную легенду или интересный биографический факт. Решение учебной проблемы тоже можно искать не через гипотезы, а через подводящий диалог – ряд вопросов и заданий, приводящих к открытию нового знания. Это более легкий способ построения проблемного урока.

Чтобы технология проблемного обучения была эффективнее, изучая какое- либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников. Например, такие проблемные вопросы я использую на уроках литературы.

Например, изучая в 10 классе роман Л. Н. Толстого “Война и мир”, мы говорим о героизме русских солдат, их стремлении дать решающий бой под Бородино, чтоб защитить Москву, о подъеме духа русского народа, “о дубине народной войны”. Напоминаю, что 2012 год объявлен президентом России годом Истории, "в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе", задаю вопросы: “Как вы думаете, если завтра война, сможет ли наш народ, как в 1812 или 1941-45 годах, подняться и опуститься “дубиной” на спину врага? Есть ли в наше время примеры героизма русских солдат, служащих сегодня в армии?” Ребята задумываются, высказывают разные мнения о патриотизме русских людей в наши дни, о нежелании молодых ребят служить в армии… Вдруг кто-то вспоминает о погибшем недавно комбате майоре Солнце, закрывшем своим телом боевую гранату и спасшем тем самым своих солдат… Приходим к обнадеживающему выводу, что пока есть такие примеры героизма в нашей стране, мы непобедимы. Можно дать задание принести на урок фотографии своих дедов, участников Великой Отечественной войны, фотографии отцов, служащих сегодня в армии.

Так, используя проблемные вопросы, стараюсь поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение и защищать его.

Технология проблемного обучения, по моему мнению, предоставляет учителю русского языка и литературы большие возможности побуждения учеников к активности: это и познавательный интерес, и творческий характер деятельности, и состязательность и игровой характер уроков. Проблемное обучение представляется мне в виде формулы: предположил- проверил-открыл. (Сравним с репродуктивным обучением: пришел- услышал-заучил . )

Во внеурочной деятельности отдельные мои ученики тоже проявляют познавательный интерес и творчество, участвуя в разнообразных конкурсах, НПК, предметных олимпиадах. Вот некоторые из наших побед . Согласитесь, приятно, когда ученики проявляют интерес к твоему предмету? Вот и я была приятно удивлена, когда одна из моих учениц в 8 классе сама предложила мне помощь в повышении уровня грамотности учеников . Наша совместная работа вылилась в тему научно-практической конференции “Использование иллюстраций на уроках русского языка как метода формирования орфографической зоркости учащихся”. Вместе мы провели анализ типичных ошибок пятиклассников, и она , так как занималась в художественной школе, подготовила несколько наглядных пособий для уроков русского языка, которые мы развесили в классе. Результат был положительным: в диктанте до использования пособий ошибки сделали - 8,1% учащихся, а после – 4,1% (в два раза меньше) В целом, результаты экспериментальной работы показали, что использование образных иллюстраций способствует повышению орфографической зоркости учащихся и их необходимо применять на уроках РЯ с целью повышения уровня грамотности.

Так, Технология проблемного обучения позволяет открывать знания вместе с детьми, предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрасное и сопереживать чужой боли… На проблемном уроке идет творческое усвоение знаний. А моя задача как учителя - направить изучение учебного материала в нужное русло и не подменить их познавательный опыт своим. Насколько получается, судить не мне… Что-то получается, над чем-то еще работать и работать…. Да и вообще, по большому счету, это покажет дальнейшая жизнь моих учеников, когда повзрослевшие выпускники вспомнят наши уроки и, возможно, не совершат дурного поступка, а бывший троечник в своей уже взрослой жизни решит –таки прочитать “Войну и мир” Толстого до конца… Спасибо за внимание!

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка iconМастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка iconТехнологии проблемного обучения на уроках биологии
В методическое пособие включены некоторые проблемные вопросы, творческие и домашние задания, которые могут быть использованы при...

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка iconЛекций 21. Технология модульного обучения Сущность модульного обучения
Модульная технология обучения (тмо) как дидактическая система возникла в 60-годы в США. От проблемного обучения новая технология...

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка iconТеоретические основы проблемного обучения. Проблемное учение. Проблемная Ситуация
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка iconИнтегрированные уроки русского языка, литературы и риторики как средство...
Учитель русского языка и литературы высшей категории тотл смирнова Марианна Викторовна

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка iconМетодическая тема мо учителей русского языка, английского языка, литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на основе использования методов активного обучения

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка iconУмка за 1 четверть 2009-2010 учебного год
Технология ро на уроках русского языка. Открытые уроки, методический семинар для учителей-филологов

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка iconДо (после)курсово
Развитие творческой компетентности учеников на уроках словесности (4г.); информационно-коммуникационная компетентность учителя русского...

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка iconАудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы методическое пособие
В результате освоения материала курса «Аудиовизуальные технологии в преподавании русского языка и литературы» студенты должны уметь...

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка iconИспользование специальных информационных технологий на уроках русского...
Моу средняя общеобразовательная школа №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница