«Пылающая бездна» и дружный «хор светил»




Название«Пылающая бездна» и дружный «хор светил»
Дата публикации05.04.2013
Размер73.3 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Литература > Урок
«Пылающая бездна» и дружный «хор светил»

(урок литературы в 10 классе)
Автор-разработчик: Чеботаева Е. В., к.п.н.,

учитель МОАУ "СОШ № 27 г. Орска"
Место урока: урок проводится 2-ым (после 1-ого урока, дающего общее представление о поэтах) в разделе, посвященном творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Цель урока: создание представления о своеобразии художественных миров Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Задачи:

обучающая: «поэлементно» (с точки зрения формы) проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева «Сны» и А.А.Фета «На стоге сена ночью южной…»; интерпретировать предложенные произведения; определить специфику двух разных художественных миров;

развивающая: способствовать развитию УУД: анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать; развивать образное, ассоциативное мышление.

воспитывающая: создать условия для воспитания культуры общения, любви к русской классической литературе и художественному слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный (беседа), проблемно-развивающий, приемы технологии критического мышления.

Формы организации учебной деятельности учащихся: коллективная, групповая

Оборудование:

учебник литературы (Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – 5-изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008 с.),

рабочие тетради,

портреты Ф.И. Тютчева, А.А. Фета,

распечатки с текстами стихотворений (Ф.И. Тютчев «Сны», А.А. Фет «На стоге сена ночью южной…»).
^ Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

-Дома в процессе чтения главы из учебника о лирике А.А. Фета вы карандашом делали пометки на полях.

(Прием «Инсерт», информация маркируется следующим образом:

«√» - уже знал;

«+» - узнал новое;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы, требуется дополнительная информация.)

-Что вам уже было известно?

-Какой материал в учебнике отметили знаком «+» (это интересно, неожиданно)?

-Какой материал вызвал вопросы?

-С чем вы не согласны?

-Почему возникли вопросы при работе с этим материалом?

(учащиеся говорят о недостаточности знакомства с творчеством А.А. Фета, его мировоззрением, художественным миром)

- Попробуйте определить, какие ключевые понятия творчества Ф.И. Тютчева образно зашифрованы в данных строках. Докажите свою точку зрения.

Как дымный столп светлеет в вышине!

Как тень внизу скользит неуловима!

«Вот наша жизнь, — промолвила ты мне,

Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма...

(антитеза, природа и человек, ты и я, переходность состояний, художественность (изобразительность, выразительность картины), философичность, сокровенность мыслей)

-Почему возникли трудности при выполнении данного задания?

(нужно не только знать об особенностях творчества поэта, но и уметь «понимать, видеть, чувствовать» их в поэтическом слове).

-Внимательно прочитайте название темы урока («Пылающая бездна» и дружный «хор светил»). Какие ассоциации у вас возникают?

-Предположите, кому из поэтов могут принадлежать строки. Почему вы так считаете? Почему мы не можем в полной мере ответить на поставленный вопрос?

3. Целеполагание.

-Что нам необходимо знать, чему следует научиться, чтобы «получить» недостающие знания?

(мы можем определить, в чем заключается своеобразие художественных миров Ф.И. Тютчева и А.А. Фета)

- Какие же задачи нам нужно решить, чтобы добиться поставленной цели?

(учащиеся называют задачи, учитель записывает на доске)

(-выполним анализ и сравнение произведений;

- определим роль средств художественной выразительности;

-выявим мировоззренческие позиции авторов)

^ 4. Усвоение новых знаний.

Внимательно послушайте два стихотворения. Одно принадлежит Ф.И. Тютчеву («Сны»), другое – А.А. Фету «(На стоге сена ночью южной…).

(Стихотворения читают специально подготовленные ученики)

^ Ф.И. Тютчев. Сны.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами…

Настанет ночь, - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебной ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

(1830)
А.А. Фет

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону.

(1857)

-Представим, что нам необходимо сформировать сборник стихотворений. Сможем ли мы сразу определить тематический раздел (любовная, философская, пейзажная и т.д. лирика), в который поместим данные произведения?

(Дети, как и учитель, выдвигают свои предположения)

- В конце урока мы вернемся к этому вопросу и посмотрим, изменилась ли точка зрения каждого из нас.

- Какие вопросы мы можем поставить к прочитанным стихотворениям? (Дальнейший анализ стихотворений строится во многом на вопросах, заданных учащимися)

-Как же нам понять «тайну смысла» поэтических произведений?

(Дети предполагают, что следует «двигаться» от формы стихотворений, от «слов», от «элементарных единиц» к постижению смысла.)

-Почему мы рассматриваем стихотворения, написанные разными авторами?

(Есть общее)

Далее учащиеся обсуждают варианты ответов на вопросы в парах, затем – коллективно.

- О чем нам могут рассказать даты создания стихотворений? (33 года)

(Поэт размышлял, задавал вопросы себе)

(1803-1873- Ф.И. Тютчев) 1830 (27)

(1820-1892- А.А. Фет)1857 (37)

(молодые люди – размышляющие о вечных вопросах)

-Что ещё сближает эти стихотворения?

(лексика, стиль, «сюжет»)

(«ночь» - «земля» - «смутный сон» - «безвестно» «таинственно» - «сонмы звезд» - «кругом»)

(ключевое слово: «бездна», в «глубине» которой так же «тонет» человек – лирическое «Я» поэта)

-Какая основная поэтическая и философская коллизия решается поэтами?

(человек наедине с мирозданьем (одиночество))

- Предположим, как решается эта коллизия в стихотворениях двух поэтов.

(по-разному: в ином философском и эмоциональном ключе)

Эмоциональный фон темный (у А.А. Фета не «мы», а «я» - предполагаем – одиночество человека сильнее выражено у А.А. Фета). У Ф.И. Тютчева - «мы».

У А.А. Фета «я» + словесный ряд, несущий в себе отрицательное наполнение: смутный, немая, безвестно, замиранье, смятенье, тону (у Ф.И. Тютчева – плывем), все невозвратное,

НО:

-Куда (в какие миры) нас уводят ассоциации, вызываемые лексическим рядом?

(У А.А. Фета не в «пылающую бездну», а в мир красоты и гармонии).

Следовательно, наша задача – понять, почему это сделано и как, какими художественными средствами поэты добиваются того, что те же образы и лексические единицы дают едва ли не противоположный эстетический и смысловой эффект.

- Чем, по-вашему, определяется этот противоположный эстетический и смысловой эффект?

(А.А. Фет воспринимал мир не как хаос, а как гармонию («Мир как красота»), отсюда более светлое, чем у Ф.И. Тютчева, эмоциональное наполнение тех же самых слов и образов.)

^ Работа в парах (выявление роли лексических единиц, пространственных, временных образов).

«Ночь» А.А. Фета более конкретна, «светла»; южная (теплые и приятные ассоциации).

«Звезды» А.А. Фета не несут в себе ничего враждебного и чуждого.

Олицетворение «хор звезд» «живой и дружный» свидетельствует о единстве человека и мирозданья.

«Бездна» у А.А. Фета не «пылающая», а просто «полуночная», и ассоциируется не с темными волнами стихии, а с первозданной благодатью «рая»: «и я, как первый житель рая…».

Образ Земли у А.А. Фета лишен торжественной космичности: не в неизмеримости абстрактного пространства, а в конкретном «стоге сена» разворачивается поэтический сюжет.

Движение у Ф.И. Тютчева – однонаправлено и трагически обезличено: «нас уносит». У А.А. Фета – «я ль несся к бездне полуночной иль сонмы звезд ко мне неслись» - это движение навстречу, стремление к слиянию, а не разъединению, к гармонии, а не противостоянию.

Следовательно, даже «все невозвратнее тону» ассоциируется у читателя не с образом смерти, а с идеей слияния, взаимопроникновения, гармонии.

-Выполним ритмический анализ стихотворений.

(А.А. Фет – четырехстопный ямб более динамичен, легок, «оптимистичен»;

Ф.И. Тютчев – пятистопный ямб – весомый, торжественный и суровый)

После совместного (в парах, затем – коллективно) обсуждения, учащиеся совместно с учителем приходят к выводу о том, что человек у А.А. Фета на протяжении всего стихотворения находится в положении «лицом к тверди», он не песчинка, затерянная в пространстве и времени, а маленькая часть большой Вселенной, ее «дланью мощной» защищенная, и его отношения с мирозданьем художественно выстроены в положительном эмоциональном ключе. У Ф.И. Тютчева образ Вселенной – Мирозданья враждебен Человеку – маленькая беспомощная песчинка – Человек, оказавшийся наедине с «пылающей бездной».

-Вернемся к гипотетическому сборнику стихотворений. К какому тематическому разделу следовало бы отнести эти стихотворения? (Философская лирика) Уточнить (например, человек и космос…)

5. Рефлексия.

Для подведения итогов урока предлагается прием «Плюс-минус-интересно» (рефлексия направлена на содержание учебного материала).

-Чтобы понять, насколько успешно мы справились с поставленными задачами, предлагаю заполнить таблицу (письменно) из трех граф. В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной. В графу «И» - «интересно» выпишите все любопытные факты, о которых вы узнали на уроке, и то, что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

7. Домашнее задание.

Составьте «свой» сборник философской лирики Ф.И. Тютчева или А.А.Фета (с аннотацией).

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» iconСамаэль Аун Веор Тайны Жизни и Смерти (часть) Содержание
Когда приходит час смерти, Ангел Смерти приближается к смертному ложу. Существует хор Ангелов Смерти. Этот хор руководится планетой...

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» iconОбразовательная программа «хор» срок реализации: 3 года возраст детей...
Основанием для разработки данной программы являются: авторская программа комбинаторного типа «Хоровод муз» авт. Гусева Е. В., а также...

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» icon«牢不可破的联盟» 前苏联国歌 Исполняют хор и оркестр Л. Книппер, В. Гусев

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» iconЗакон Кеплера, его открытие, значение, границы применимости (П. 11)
Видимое движение светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения Земли и её обращения вокруг Солнца

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» iconСамоанализ управленческой деятельности
Мой принцип управления – демократичный (инструкция в форме предложения, не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицание с...

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» iconI. Общетеоретические аспекты коррекции 3
Еще десять лет назад вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной науки, задумался об организации специальной помощи детям с...

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» iconТак приближается бездна…
Нам угрожает беда. Эта беда – наркомания. Еще недавно вести о ней доходили до нас только из чужих стран. Теперь она пришла к нам...

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» iconЛеонид Николаевич Андреев Бездна
Россия конца XIX начала XX веков. Они рисуют картину духовной жизни человека переходной эпохи, очень похожей на ту, которую мы переживаем...

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» iconАвто Продаю vw golf III 9 (1992 г., диз., инж., цв бел., 5-кпп, 2...
Гостиница в Межциемсе. 2-4-местные номера, все удобства. Цена 4-5,50 Ls/сутки. 7705505

«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» iconЖурналист снимет дачу в Юрмале (ДубултыАсари). 29434161
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница