Скачать 73.3 Kb.
|
«Пылающая бездна» и дружный «хор светил» (урок литературы в 10 классе) Автор-разработчик: Чеботаева Е. В., к.п.н., учитель МОАУ "СОШ № 27 г. Орска" Место урока: урок проводится 2-ым (после 1-ого урока, дающего общее представление о поэтах) в разделе, посвященном творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Цель урока: создание представления о своеобразии художественных миров Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Задачи: обучающая: «поэлементно» (с точки зрения формы) проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева «Сны» и А.А.Фета «На стоге сена ночью южной…»; интерпретировать предложенные произведения; определить специфику двух разных художественных миров; развивающая: способствовать развитию УУД: анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать; развивать образное, ассоциативное мышление. воспитывающая: создать условия для воспитания культуры общения, любви к русской классической литературе и художественному слову. Тип урока: урок изучения нового материала. Методы обучения: словесный (беседа), проблемно-развивающий, приемы технологии критического мышления. Формы организации учебной деятельности учащихся: коллективная, групповая Оборудование: учебник литературы (Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – 5-изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008 с.), рабочие тетради, портреты Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, распечатки с текстами стихотворений (Ф.И. Тютчев «Сны», А.А. Фет «На стоге сена ночью южной…»). ^ 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний учащихся. -Дома в процессе чтения главы из учебника о лирике А.А. Фета вы карандашом делали пометки на полях. (Прием «Инсерт», информация маркируется следующим образом: «√» - уже знал; «+» - узнал новое; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы, требуется дополнительная информация.) -Что вам уже было известно? -Какой материал в учебнике отметили знаком «+» (это интересно, неожиданно)? -Какой материал вызвал вопросы? -С чем вы не согласны? -Почему возникли вопросы при работе с этим материалом? (учащиеся говорят о недостаточности знакомства с творчеством А.А. Фета, его мировоззрением, художественным миром) - Попробуйте определить, какие ключевые понятия творчества Ф.И. Тютчева образно зашифрованы в данных строках. Докажите свою точку зрения. Как дымный столп светлеет в вышине! Как тень внизу скользит неуловима! «Вот наша жизнь, — промолвила ты мне, Не светлый дым, блестящий при луне, А эта тень, бегущая от дыма... (антитеза, природа и человек, ты и я, переходность состояний, художественность (изобразительность, выразительность картины), философичность, сокровенность мыслей) -Почему возникли трудности при выполнении данного задания? (нужно не только знать об особенностях творчества поэта, но и уметь «понимать, видеть, чувствовать» их в поэтическом слове). -Внимательно прочитайте название темы урока («Пылающая бездна» и дружный «хор светил»). Какие ассоциации у вас возникают? -Предположите, кому из поэтов могут принадлежать строки. Почему вы так считаете? Почему мы не можем в полной мере ответить на поставленный вопрос? 3. Целеполагание. -Что нам необходимо знать, чему следует научиться, чтобы «получить» недостающие знания? (мы можем определить, в чем заключается своеобразие художественных миров Ф.И. Тютчева и А.А. Фета) - Какие же задачи нам нужно решить, чтобы добиться поставленной цели? (учащиеся называют задачи, учитель записывает на доске) (-выполним анализ и сравнение произведений; - определим роль средств художественной выразительности; -выявим мировоззренческие позиции авторов) ^ Внимательно послушайте два стихотворения. Одно принадлежит Ф.И. Тютчеву («Сны»), другое – А.А. Фету «(На стоге сена ночью южной…). (Стихотворения читают специально подготовленные ученики) ^ Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами… Настанет ночь, - и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебной ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. (1830) А.А. Фет На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь. Я ль несся к бездне полуночной Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону. (1857) -Представим, что нам необходимо сформировать сборник стихотворений. Сможем ли мы сразу определить тематический раздел (любовная, философская, пейзажная и т.д. лирика), в который поместим данные произведения? (Дети, как и учитель, выдвигают свои предположения) - В конце урока мы вернемся к этому вопросу и посмотрим, изменилась ли точка зрения каждого из нас. - Какие вопросы мы можем поставить к прочитанным стихотворениям? (Дальнейший анализ стихотворений строится во многом на вопросах, заданных учащимися) -Как же нам понять «тайну смысла» поэтических произведений? (Дети предполагают, что следует «двигаться» от формы стихотворений, от «слов», от «элементарных единиц» к постижению смысла.) -Почему мы рассматриваем стихотворения, написанные разными авторами? (Есть общее) Далее учащиеся обсуждают варианты ответов на вопросы в парах, затем – коллективно. - О чем нам могут рассказать даты создания стихотворений? (33 года) (Поэт размышлял, задавал вопросы себе) (1803-1873- Ф.И. Тютчев) 1830 (27) (1820-1892- А.А. Фет)1857 (37) (молодые люди – размышляющие о вечных вопросах) -Что ещё сближает эти стихотворения? (лексика, стиль, «сюжет») («ночь» - «земля» - «смутный сон» - «безвестно» «таинственно» - «сонмы звезд» - «кругом») (ключевое слово: «бездна», в «глубине» которой так же «тонет» человек – лирическое «Я» поэта) -Какая основная поэтическая и философская коллизия решается поэтами? (человек наедине с мирозданьем (одиночество)) - Предположим, как решается эта коллизия в стихотворениях двух поэтов. (по-разному: в ином философском и эмоциональном ключе) Эмоциональный фон темный (у А.А. Фета не «мы», а «я» - предполагаем – одиночество человека сильнее выражено у А.А. Фета). У Ф.И. Тютчева - «мы». У А.А. Фета «я» + словесный ряд, несущий в себе отрицательное наполнение: смутный, немая, безвестно, замиранье, смятенье, тону (у Ф.И. Тютчева – плывем), все невозвратное, НО: -Куда (в какие миры) нас уводят ассоциации, вызываемые лексическим рядом? (У А.А. Фета не в «пылающую бездну», а в мир красоты и гармонии). Следовательно, наша задача – понять, почему это сделано и как, какими художественными средствами поэты добиваются того, что те же образы и лексические единицы дают едва ли не противоположный эстетический и смысловой эффект. - Чем, по-вашему, определяется этот противоположный эстетический и смысловой эффект? (А.А. Фет воспринимал мир не как хаос, а как гармонию («Мир как красота»), отсюда более светлое, чем у Ф.И. Тютчева, эмоциональное наполнение тех же самых слов и образов.) ^ (выявление роли лексических единиц, пространственных, временных образов). «Ночь» А.А. Фета более конкретна, «светла»; южная (теплые и приятные ассоциации). «Звезды» А.А. Фета не несут в себе ничего враждебного и чуждого. Олицетворение «хор звезд» «живой и дружный» свидетельствует о единстве человека и мирозданья. «Бездна» у А.А. Фета не «пылающая», а просто «полуночная», и ассоциируется не с темными волнами стихии, а с первозданной благодатью «рая»: «и я, как первый житель рая…». Образ Земли у А.А. Фета лишен торжественной космичности: не в неизмеримости абстрактного пространства, а в конкретном «стоге сена» разворачивается поэтический сюжет. Движение у Ф.И. Тютчева – однонаправлено и трагически обезличено: «нас уносит». У А.А. Фета – «я ль несся к бездне полуночной иль сонмы звезд ко мне неслись» - это движение навстречу, стремление к слиянию, а не разъединению, к гармонии, а не противостоянию. Следовательно, даже «все невозвратнее тону» ассоциируется у читателя не с образом смерти, а с идеей слияния, взаимопроникновения, гармонии. -Выполним ритмический анализ стихотворений. (А.А. Фет – четырехстопный ямб более динамичен, легок, «оптимистичен»; Ф.И. Тютчев – пятистопный ямб – весомый, торжественный и суровый) После совместного (в парах, затем – коллективно) обсуждения, учащиеся совместно с учителем приходят к выводу о том, что человек у А.А. Фета на протяжении всего стихотворения находится в положении «лицом к тверди», он не песчинка, затерянная в пространстве и времени, а маленькая часть большой Вселенной, ее «дланью мощной» защищенная, и его отношения с мирозданьем художественно выстроены в положительном эмоциональном ключе. У Ф.И. Тютчева образ Вселенной – Мирозданья враждебен Человеку – маленькая беспомощная песчинка – Человек, оказавшийся наедине с «пылающей бездной». -Вернемся к гипотетическому сборнику стихотворений. К какому тематическому разделу следовало бы отнести эти стихотворения? (Философская лирика) Уточнить (например, человек и космос…) 5. Рефлексия. Для подведения итогов урока предлагается прием «Плюс-минус-интересно» (рефлексия направлена на содержание учебного материала). -Чтобы понять, насколько успешно мы справились с поставленными задачами, предлагаю заполнить таблицу (письменно) из трех граф. В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной. В графу «И» - «интересно» выпишите все любопытные факты, о которых вы узнали на уроке, и то, что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 7. Домашнее задание. Составьте «свой» сборник философской лирики Ф.И. Тютчева или А.А.Фета (с аннотацией). |
![]() | Когда приходит час смерти, Ангел Смерти приближается к смертному ложу. Существует хор Ангелов Смерти. Этот хор руководится планетой... | ![]() | Основанием для разработки данной программы являются: авторская программа комбинаторного типа «Хоровод муз» авт. Гусева Е. В., а также... |
![]() | ![]() | Видимое движение светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения Земли и её обращения вокруг Солнца | |
![]() | Мой принцип управления – демократичный (инструкция в форме предложения, не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицание с... | ![]() | Еще десять лет назад вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной науки, задумался об организации специальной помощи детям с... |
![]() | Нам угрожает беда. Эта беда – наркомания. Еще недавно вести о ней доходили до нас только из чужих стран. Теперь она пришла к нам... | ![]() | Россия конца XIX начала XX веков. Они рисуют картину духовной жизни человека переходной эпохи, очень похожей на ту, которую мы переживаем... |
![]() | Гостиница в Межциемсе. 2-4-местные номера, все удобства. Цена 4-5,50 Ls/сутки. 7705505 | ![]() | ... |