Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ




Скачать 439.04 Kb.
НазваниеМетодические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ
страница1/4
Дата публикации29.09.2013
Размер439.04 Kb.
ТипМетодические указания
vbibl.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

И КУРСОВЫХ РАБОТ
(для студентов–биологов очного и заочного отделений)


Нижний Новгород

2013

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

4

^ ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ВЫПУСКНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ И КУРСОВЫМ РАБОТАМ ПО БИОЛОГИИ (ВКР И КР)…………………….

6

1.1. Структура выпускной квалификационной (дипломной) и курсовой работы …………………………………………………….

6

1.2. Основные требования к написанию «Введения»…………………..

7

1.3. Научно-методическое представление главы 1……………………..

8

1.4. Требования к главе 2…………………………………………………

9

1.5. Оценка результатов исследования и их обсуждения в главе 3……

10

1.6. Требования к заключению и выводам……………………...............

11

1.7. Оформление списка литературы…………………………………….

11

^ ГЛАВА 2. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ...........................................................

16

2.1.Требования к оформлению текстового, табличного и иллюстративного материала..............................................................

16

2.2. Документация, сопровождающая ВКР……………………..............

17

2.3. Содержание приложений……………………………………………

18

^ ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА, ЗАЩИТА И ОЦЕНКА КУРСОВЫХ

И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ ……………………………………………………..

18

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..

22

Приложение 1……………………………………………………………..

23

Приложение 2……………………………………………………………..

24

Приложение 3……………………………………………………………..

26

Приложение 4……………………………………………………………..

30

Приложение 5……………………………………………………………..

31

Приложение 6 …………………………………………………………….

34

Приложение 7……………………………………………………………..

38








ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования все студенты готовят и защищают выпускную квалификационную (дипломную) работу.

Студенту назначается научный руководитель, утверждаемый приказом ректора по университету.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) выполняется по форме дипломной работы, должна иметь объем 30-50 страниц, напечатанных на компьютере. Работа представляется в переплетенном или сброшюрованном виде. Тематика выпускной работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития биологической науки. В работе выпускник должен показать умение самостоятельно ставить задачи, определять варианты их решения, используя для этого адекватные методы исследования, анализировать полученные данные и обобщать их, делать выводы, оформлять текст работы и иллюстрации к нему.

Квалификационная работа может содержать элементы новизны и должна выявлять общенаучную и специальную подготовленность студента по предмету, его эрудицию, исследовательские навыки, умение мыслить и увязывать теоретические знания с практикой. За правильность всех данных в работе отвечает руководитель ВКР и студент – автор работы.

Выпускная квалификационная работа студентов биологических специальностей должна представлять собой законченную разработку, имеющую, как правило, статистически обработанный экспериментальный, исследовательский или практический материал.

При отсутствии математико-статистической обработки, работа считается выполненной лишь в том случае, если она содержит исключительно важные обобщения литературных источников по данной проблеме, если в ней приведен анализ уже имеющихся работ, если в ней представлены доказательства ценности проделанных студентом изысканий, имеется свой взгляд на проблему и если к ней применимы все требования, которые предъявляются к выпускным квалификационным (дипломным) работам.

Выпускная квалификационная работа, как правило, является обобщением или продолжением ряда ранее подготовленных и защищенных студентом курсовых работ (КР). Но в отличие от нее, курсовые работы могут быть чисто теоретическими (реферативными), выполненными только на основе анализа и обобщения литературных данных по выбранной теме, в этом случае их объем соответствует объему главы 1 ВКР. Курсовые работы могут содержать исследовательский и экспериментальный материал. В зависимости от типа курсовой работы, их структура может несколько варьировать, но логика изложения работы предполагаете те же самые составные части, что и ВКР. В главе 2, описывающей организацию и методику исследования, анализ литературных источников выступает как самостоятельный метод, позволяющий группировать, сопоставлять, выделять и т.д. литературные источники, которые были выбраны для исследования. Объем курсовой работы – 20–40 страниц текста компьютерного набора. Тему курсовой работы (КР) студент выбирает из кафедрального перечня, или предлагает свою тему, соответственно обосновав ее. КР выполняется под руководством преподавателя. Оформляется курсовая работа по типу дипломной. Чтобы подготовка курсовой была более плодотворной, целесообразно увязать ее тему и содержание с будущей выпускной квалификационной (дипломной) работой. Курсовая, как и выпускная квалификационная (дипломная) работа, представляется на защиту, которая происходит в присутствии специальной комиссии. Автор делает доклад, отвечает на вопросы. Комиссия выносит оценку, в которой учитываются содержание работы и качество защиты. Тема КР, процесс защиты и выносимая оценка протоколируются. Протоколы защиты хранятся на кафедре, где студент выполнил данную работу. Курсовая работа по основным признакам отражает содержание подготовки дипломной работы

^ ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ВЫПУСКНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ И КУРСОВЫМ РАБОТАМ ПО БИОЛОГИИ (ВКР И КР)

1.1. Структура ВКР (КР)

В структуре и содержании ВКР (КР) должны быть представлены все основные разделы и части, независимо от того, имеет работа теоретический или практический характер. В структуру входят:

1. Титульный лист

2. Оглавление (содержание)

3. Введение

4. Анализ литературных источников по теме исследования

5. Организация, условия, материал и методика исследования

6. Результаты исследования и их обсуждение

7. Выводы

8. Заключение

9.Список литературы

10.Приложения (1, 2, 3 …)

Работа начинается с титульного листа, где указываются название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и группа, название работы, вид работы (ВКР, КР), данные о статусе научного руководителя и его фамилия, имя и отчество (сокращенно), город и год выполнения (приложение 1).

Оглавление (содержание) – это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц. Заголовки глав, разделов, параграфов располагаются ступенчато – по значимости (приложение 2).
^ 1.2. Основные требования к написанию Введения

ВВЕДЕНИЕ вводит в суть проблемы для обоснования актуальности выбранной темы.

Формулируется ПРОБЛЕМА исследования, которая указывает на неизвестное в данной области, которое побуждает студента приступить к его познанию. Обоснование проблемы предполагает поиск аргументов в пользу ее решения, а также сравнение ее с другими исследованиями. Для этого необходимо хорошо знать современное состояние науки в соотнесении ее с потребностями практики. На основе такого соотнесения обнаруживается, чего в науке недостает. Выявленная проблема находит свое отражение в теме исследования. Название темы выпускной квалификационной работы не должно содержать более 10-12 слов.

В число характеристик исследования входит его АКТУАЛЬНОСТЬ, обоснование необходимости и своевременности изучения данного вопроса. для дальнейшего развития науки и практики.

Формулируется ^ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ (если это необходимо и возможно), представляющая собой «проект будущего материала, его результатов». Гипотеза должна носить объяснительный характер – фиксировать предполагаемые отношения, субординации, раскрывать предполагаемую существенную внутреннюю связь явлений, ее механизм, предсказывать, как должно протекать то или иное явление, исходя из внутренней, производящей его основы.

На основе гипотезы формулируется ^ ЦЕЛЬ и ставятся ЗАДАЧИ исследования. В формулировке цели изучения фиксируется стратегическая направленность научного поиска (например: исследование некоторых характеристик двигательной активности как показателей биологического возраста человека).

Задачи исследования раскрывают конкретные пути реализации научного замысла. Например:

1.Проанализировать литературу по данной проблеме.

2.Подобрать контингент испытуемых и систематизировать его.

3.Разработать методики исследования, позволяющие получить выборочные параметры.

4.Разработать стратегию исследования, провести исследования и обработать данные

5. Применить статистические методы обработки.

6.Проанализировать результаты и сделать выводы.

НОВИЗНА полученных результатов (если таковая имеется в работе) доказывается выявлением их отличий от данных, полученных другими авторами. Обосновывается теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.

Указывается ^ СТРУКТУРА РАБОТЫ. Например: Дипломная работа состоит из введения; основной части, состоящей из 3-х глав; заключении, выводов, списка литературы и приложений. (Приложения в количество страниц не входят).

Завершается Введение фразой: «Работа изложена на…страницах, содержит ... таблиц и …рисунков, список литературы содержит ... источников отечественных и … зарубежных авторов».

Объем введения – до 4 страниц

^ 1.3. Научно-методическое представление главы 1

Анализ литературных источников по теме исследования.

(Обзор литературы по теме исследования)

Глава должна содержать анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования со ссылками на авторов, которые даются в квадратных либо в круглых скобках с указанием года издания данного источника.

Например: [Иваницкий,1978] или (Иваницкий, 1978).

Исследовательская работа – это, прежде всего, обобщение уже имеющейся информации. Знакомясь с литературой по теме, важно установить, насколько проблема исследования по данному вопросу освещена в научных трудах, специализированных работах и других литературных источниках. Параграфы главы могут быть посвящены отдельным достаточно хорошо разработанным вопросам, спорам, научным концепциям, гипотезам, мнениям отдельных авторов, собственным интерпретациям автора. Основное требование к материалу главы – как можно более полно представить состояние рассматриваемого вопроса по литературным источникам. Глава может содержать таблицы и рисунки и должна заканчиваться кратким резюме, например: Таким образом, проведенный анализ данных литературы свидетельствует о… .

Объем главы – до 20 страниц

^ 1.4. Требования к главе 2

Организация, условия, материал и методика исследования

Содержание данной главы является специфичным и должно соответствовать выбранной теме. В ней, например, может выделяться объект и предмет исследования. В качестве объекта изучения выступает то, на «что» или «кого» направлено внимание исследователя. Объектом исследования могут выступать как живые, так и неживые единицы (дети школьного возраста, растения, животные, литература по какому-либо направлению исследования). Предметом является то, что исследователь изучает в объекте. К примеру, объектом исследования может быть определенная группа лиц, а предметом исследования в этом случае является физическое развитие, функциональные показатели и т.д.

В данной главе можно давать характеристику контингента обследуемых (количество, возраст, пол), описывать организацию обследования, базу обследования, время, календарные сроки, условия, место проведения, сколько раз было проведено исследование и количество его повторностей, продолжительность исследования. Дается характеристика природных условий, функциональных возможностей приборов, применяемых в ходе выполнения исследования.

Глава должна содержать описание методики и техники проведения исследования. Методика должна быть основана на измерении, на снятии каких-либо показателей, на наблюдении, постановке эксперимента. Первичные результаты этих измерений, исследований, анкетирования и т.д. должны быть вынесены в приложениях (см. приложение 3)

Обработанные результаты, представленные как собственные, авторские, должны быть описаны в главе 3.

Заключительный параграф главы должен содержать сведения о методах статистической обработки материалов исследования (приложение 3). Глава может содержать рисунки, схемы, графики, таблицы и должна заканчиваться кратким резюме, например: «Таким образом, для решения поставленных задач, были использованы адекватные и достаточные методики, представлена схема организации исследования …» и т.д.

Объем главы – до 10 страниц

^ 1.5. Оценка результатов исследования и их обсуждение в главе 3

Глава 3 должна содержать статистически обработанные результаты собственных исследований, которые могут быть представлены таблицами, графиками, рисунками и т. д., с обязательным их анализом и обсуждением (чем можно объяснить такие результаты?). В тексте главы автор оперирует только статистическими показателями, полученными в результате обработки цифрового материала. Первичные результаты исследования оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение (см. приложение 3)

Результаты исследования и их обсуждение представляются по схеме: таблица, график или диаграмма и т.д.→анализ→обсуждение

Глава должна заканчиваться кратким обобщающим резюме.

Объем главы – до 10 страниц

^ 1.6. Требования к выводам и заключению

ВЫВОДЫ – основная заключительная часть как выпускной квалификационной, так и курсовой работы. Выводы имеют нумерацию: 1; 2; 3 и т.д.

Количество выводов должно соответствовать количеству поставленных в работе задач и ± 1 вывод.

Выводы должны подтверждаться результатами исследований и содержать сведения о достоверности этих результатов, согласно статистической обработке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – эта часть дипломной работы, выполняющая роль концовки проведенного исследования. В заключении последовательно, логически стройно изложены полученные итоги, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

В заключении пишется, достигнута ли цель исследования, успешно ли решены задачи, выдвинутые в ходе выполнения работы, подтверждена ли гипотеза исследования.

Указывается теоретическая значимость и практическая ценность проведенного исследования.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично и апробированных на практике.

Объем заключения – 1 -3 страницы

^ 1.7.Оформление списка литературы

При оформлении списка литературы вначале указывают работы отечественных авторов, а затем зарубежных. Оформление списка литературы должно соответствовать государственному стандарту на библиографическое описание ГОСТ 7.1.2003 (введен в действие 1 июля 2004) «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Библиографическое описание книги

Автор. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию, сведения об ответственности.- Сведения об издании. – Место издания: Имя издателя, дата издания. – Объем издания. – (основное заглавие серии). – Область стандартного номера

Автор – лицо, группа лиц, организация (как автор), написавшая данную книгу (пишется только первая фамилия, остальные в сведениях об ответственности).

^ Основное заглавие – название книги.

Сведения, относящиеся к заглавию – информация о виде, жанре, назначении произведения, переводе с другого языка.

^ Сведения об ответственности – редакторы, художники, переводчики, второй и последующие авторы.

Сведения об издании – информация об изменениях и особенностях данного издания.

^ Место издания – название города, где напечатана книга.

Имя издателя – название издательства, напечатавшего книгу.

Дата издания – год выхода книги.

Объем издания – количество страниц.

^ Основное заглавие серии – название серии (если есть), в которой выпущена книга.

Область стандартного номера – приводят международные стандартные номера, присвоенные объекту описания (ISBN, ISSN).

Например:

Якушкина, Н.И. Физиология растений: учебник для вузов / Н.И. Якушкина, Е.Ю. Бахтенко – М.: Владос, 2005. – 463с.

область стандартного номера

ISBN 5-691-01353-X (если указан)

В целом запись будет выглядеть так:

Якушкина, Н.И. Физиология растений: учебник для вузов / Н.И. Якушкина, Е.Ю. Бахтенко. – М.: Владос, 2005. – 463с. – ISBN 5-691-01353-X

^ Описание книги одного автора:

Медведев, С.С. Физиология растений: учебник / С.С. Медведев – СПб.: изд-во С.Пб.ГУ, 2004.- 336с. - ISBN 5-288-03347-1

Описание книги под заглавием

Описываются книги 4-х и более авторов (после косой черты указываются инициалы и фамилия первого автора, далее пишется «и др»)

Практикум по физиологии растений: учебное пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / под ред. В. Б. Иванова. – М.: Академия, 2001.- 144с. – ISBN 5-7695-0668-7

Описание многотомного издания

Большая Советская Энциклопедия: в 30т./ гл. ред. А.М. Прохоров.-3-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1972.

Описание отдельного тома

Большая Советская Энциклопедия: В 30т. Т.9. Евклид-Ибсен / гл. ред. А.М. Прохоров.-3-е изд.- М.: Сов.энциклопедия, 1972. – 624с.

Описание электронных ресурсов

Электронный каталог ГПНТБ России: база данных содержит сведения обо всех видах лит., поступающих в фонд ГПНТБ России.- Электронные данные (5 файлов,178 тыс. записей). – М., [199.-].- Режим доступа: http: //www.gpntb.ru.- Заглавие с экрана

Прогноз социально-экономического развития города Нижнего Новгорода.- Режим доступа: http / www. admdor/nnov.ru.- Загл. с экрана

Аналитическое библиографическое описание

Объектом аналитического библиографического описания является составная часть документа, для идентификации и поиска которой необходимы сведения о документе, в котором она помещена. Аналитическое описание применяется при росписи статьи из периодики или другого разового издания, раздела, главы из книги. Перед сведениями о документе, в котором помещена составная часть, применяют соединительный элемент: знак «//» - две косые черты с пробелами до и после него.

^ Схема аналитического библиографического описания:

Сведения о составной части документа // Сведения об идентифицирующем документе. – Сведения о местоположении составной части в документе. – Примечания.

^ Сведения о составной части документа – автор, заглавие статьи или главы из книги.

Сведения об идентифицирующем документе – название издания, откуда взята составная часть (журнал, газета, сборник, книга), место и год его издания.

^ Сведения о местоположении составной части в документе – номера страниц, на которых находится составная часть документа.

Например:

Статья одного автора

Иванов, И. И Охраняемые растения Сибири /И. И. Иванов // Природа. – 2005. – № 3. – С. 44-48.

Статья двух, трех авторов

В сведения об ответственности приводятся инициалы и фамилии всех авторов, в том числе и первого.

Иванов, И.И. Охраняемые растения Сибири /И. Иванов, П.Смирнов // Природа. – 2005. - №5. – С. 103-108.

Статья четырех и более авторов

Описание составляется под заглавием, в сведениях об ответственности указываются инициалы и фамилия первого автора с добавлением слов «и др.» в квадратных скобках [и др.].

Организация дистанционного обучения в условиях интеграции вузов / А.В. Кобозев [и др.] // Высшее образование сегодня.- 2005. -№3. – С.24-29

Описание составной части книги (главы, параграфа, части)

Фрейд, З. Сознание и бессознательное / З. Фрейд // Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – С. 303 – 309.

Список литературы составляется в следующем соподчинении:

1) издания на русском языке

2) издания на иностранном языке

Например:

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ЛИТЕРАТУРА)

  1. Бабинский, Б.Н. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования/ - М.,1999. –18 с.

  2. Бредбери М. Концепция гемато-энцефалического барьера: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1993. –482 с.

  3. Виноградов С.С. Очерки о физкультуре. – Новосибирск: Наука, 2001. – С. 332-339.

  4. Иванов И.И., Афанасьев К.М. Применение АФК при плоскостопии.

//Мат. науч. конф. «Актуальные проблемы адаптивной физической культуры». - СПб, 2003. – С. 34-37.

  1. Критов А.Н., Манвелов Л.С. Борьба с артериальной гипертонией и возможности профилактики нарушений мозгового кровообращения. //Тезисы докладов III Российского национального конгресса «Человек и лекарство». М., 1996. – С.83.

  2. Ливанов С.А. Применение АФК в спорте. //Советский спорт. – 1998.

№ 2. – С.15-16.

  1. Малюков В.И. Популяционные исследования артериальной гипертонии и некоторые вопросы ее первичной и вторичной профилактики среди населения: Автореф.дис. …докт.мед.наук.- Кишинев, 1991. – 18 с.

  2. Применение лечебной физкультуры в стационаре. Методические рекомендации.- М.: Медицина, 2004. – 12 с.

  3. Kaplan N. Clinical hypertension. 7th edition. Baltimore, 1998. – Р.112.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ iconПо подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения Московской финансово-юридической академии и Московского Государственного...

Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ iconРуководство и рецензирование выпускных квалификационных работ
...

Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ iconМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ...
Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»....

Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ iconМетодические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных работ
Составлено на основе методических указаний, стандарта смк сту 02-02-2007 Выпускная квалификационная работа специалиста

Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ iconВысшего профессионального образования РФ смоленский гуманитарный университет
Нормативно-методическое обеспечение выполнения и представления курсовых и выпускных квалификационных работ

Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и задания для...
Р. Г. Бердникова. Технология конструкционных материалов: методические указания по выполнению курсовых работ и задания для курсовых...

Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо...
«Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ Часть II....

Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине...
Решетов Константин Юрьевич. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной...

Методические указания к написанию выпускных квалификационных и курсовых работ iconМетодические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ...
Методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ для студентов по специализации «Юридическая психология». Москва:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница