За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность




Скачать 89.79 Kb.
НазваниеЗа последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность
Дата публикации05.08.2013
Размер89.79 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Литература > Документы
Абисалова Е.
За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность. Характер этого влияния оказался неоднозначным. Если в экспериментах Айзен (Isen, 1999) были получены данные о повышении креативности под влиянием положительного настроения, то в экспериментах Кауфманна и Восбург (Kaufmann & Vosburg, 1997), напротив, показатели креативности повышались под влиянием отрицательного настроения. В 1990-х и 2000-х годах было накоплено много противоречивых данных о повышении или понижении различных показателей креативности под влиянием положительных и отрицательных эмоциональных состояний.

Для объяснения этих противоречий необходимо обратиться к рассмотрению механизмов, лежащих в основе влияния эмоций на креативность. Анализ литературы позволяет выделить две группы таких механизмов.

(1) Когнитивные механизмы, например, повышение распределяемости внимания при положительном настроении (что позволяет видеть необычные стороны предметов) или активация участков семантической сети, связанных с определёнными эмоциями (Isen, 2004).

(2) Метакогнитивные механизмы, под которыми в данном случае имеются в виду стратегии решения мыслительных задач и выполнения заданий на креативность. Стратегии могут различаться по мотивационному фактору, по цели, которую ставит себе человек, и по различным параметрам заданий, на которые ставится акцент. Так, по мнению Кауфмана и Восбург (Vosburg & Kaufmann, 1998) эмоциональное состояние влияет на степень требовательности испытуемого к качеству и количеству собственных ответов, что сказывается в конечном итоге на таких показателях креативности, как оригинальность и беглость. Мартин с соавт. (Martin et al.,1993) в качестве стратегий, опосредствующих связь эмоций с креативностью, называет «правило достаточности» и «правило удовольствия». «Правилом достаточности», как было показано в экспериментах, пользуются испытуемые, находящиеся в отрицательном эмоциональном состоянии, а «правилом удовольствия» - находящиеся в положительном эмоциональном состоянии. В ряде экспериментов (Martin, Ward, Achee, & Wyer, 1993; Sinclair & Mark, 1995) было показано, что испытуемые в положительном настроении быстрее прекращали поиск новых идей и затрачивали меньше усилий в решении задач. Это объясняется тем, что эти испытуемые, поскольку у них позитивное настроение, уже априори довольны теми решениями, которые они находят. А значит, они будут менее критичны к своим ответам и более склонны остановиться на одном – двух первых вариантах. Можно сделать вывод, что они работают над заданием до тех пор, пока им приносит это удовольствие и сохраняется интерес к заданию. Тогда как испытуемые с отрицательным настроением недовольны любыми своими ответами, что побуждает их продолжать поиск новых решений и может привести к нахождению более оригинальных и редких ответов. Эти испытуемые работают до тех пор, пока не напишут достаточно качественных, на их взгляд, ответов, и не ориентируются на свое состояние. К тому же негативное настроение сигнализирует о том, что существует проблема, которую необходимо решить, а положительное говорит о том, что все складывается хорошо и не стоит ничего предпринимать. Положительное настроение настраивает людей на бо'льшую восприимчивость к стереотипам и различным искажениям в мышлении и суждениях, а отрицательное настроение ведет к более реалистичному восприятию и суждениям и уменьшает склонность к использованию стереотипных решений. Это соотносится и с моделью континуума критериев для принятия решений (Simon, 1956; Simon, 1977; March, 1994). На одном конце этого континуума, человек создает упрощенную ментальную модель проблемного пространства и принимает первое решение, которое решает проблему. На противоположном конце континуума человек будет предпринимать исчерпывающий поиск и оценивать все возможные решения.
Анализ литературы позволяет предположить, что противоречия в данных о влиянии эмоций на креативность связаны с недостаточно дифференцированным подходом к описанию эмоциональных состояний. Необходимо учитывать, что эмоциональные состояния характеризуются с помощью нескольких измерений, основными из которых являются валентность и уровень возбуждения (напр., Russell, 1989).

Эти измерения могут по-разному влиять на креативность, т.к. они связаны с работой разных когнитивных механизмов. Можно выдвинуть гипотезу о том, что валентность эмоционального состояния будет связана как с количественными показателями креативности, т.е. с беглостью и гибкостью (эти показатели будут выше при отрицательных эмоциях), так и с качественными (оригинальность будет также выше при отрицательных эмоциях), а уровень возбуждения – только с количественными показателями (высокое возбуждение будет соответствовать более высоким показателям беглости и гибкости). Основаниями для этой гипотезы являются следующие предположения. Валентность эмоционального состояния может обусловливать использование тех или иных стратегий при выполнении заданий на креативность. Будучи в положительном настроении, испытуемый менее критично оценивает свои ответы и руководствуется при их порождении «правилом удовольствия» (Martin et al., 1993), что приводит к понижению количественных показателей креативности. В отрицательном настроении испытуемый руководствуется правилом достаточности, оценивает свои ответы критично и больше времени посвящает выполнению задания, что приводит к более высоким показателям креативности. В отличие от валентности уровень возбуждения связан с действием когнитивного механизма, приводящего к облегчению распространения активации по семантической сети, что позволяет устанавливать большее количество ассоциаций и, следовательно, повышает количество ответов.
Для проверки выдвинутой гипотезы был проведён эксперимент, в котором у разных групп испытуемых были индуцированы четыре эмоциональных состояния, отличающихся друг от друга по двум измерениям: положительная / отрицательная валентность, высокий / низкий уровень возбуждения.

Методом индукции послужили автобиографические воспоминания. Испытуемые должны были вспомнить и описать события, произошедшие с ними в течение последних нескольких лет, которые вызвали в них наиболее сильные положительные или отрицательные эмоции. При этом одну группу просили вспомнить события, которые вызвали в них восторг и бурную радость (положительные эмоции с высоким уровнем возбуждения), вторую – которые вызвали у них спокойное и приятное состояние (положительные эмоции с низким уровнем возбуждения), третью – которые вызвали у них печаль и уныние (отрицательные эмоции с низким уровнем возбуждения) и четвертую – которые вызвали в них ярость и сильный гнев (отрицательные эмоции с высоким уровнем возбуждения). Такая процедура индукции помогла потом отличить влияние уровня возбуждения от различных эмоциональных состояний. Креативность измерялась с помощью фигуративного теста Торренса и методики для оценки эмоциональной креативности ЭмКреа. Тест ЭмКреа предназначен для измерения эмоциональной креативности и состоит из четырех заданий, где необходимо придумать решение какой-либо задачи, связанной с эмоциональным состоянием человека. В первом задании испытуемым предлагается придумать сценарий радиорекламы, направленный на снижение агрессии водителей за рулем. Во втором задании необходимо придумать, «как можно настроить себя на успешное собеседование при приеме на работу». В третьем задании необходимо придумать сюжет видеоролика, помогающий авиапассажирам справится с тревогой перед полетом. В четвертом задании следует придумать способы сохранения самообладания, «когда вы торопитесь и у вас ничего не получается».

В качестве дополнительной переменной, которая может повлиять на связь между эмоциональными состояниями и отдельными показателями креативности, выступал эмоциональный интеллект, для измерения которого применялся опросник ЭмИн Д.В. Люсина и видеотест на эмоциональный интеллект Д.В. Люсина и В.В. Овсянниковой (Люсин, 2006; Овсянникова, 2007).
Полученные данные подтвердили часть выдвинутых гипотез, но на частном уровне. Никаких статистически значимых различий между группами по всем трем показателям креативности не было выявлено как по тесту Торренса, так и по методике ЭмКреа. Это можно объяснить не совсем удавшейся процедурой индукции эмоционального состояния. Однако о том, что процедура индукции не удалась полностью, нельзя говорить потому, что валентность была индуцирована, а предположение о полном отсутствии различий по методикам креативности представляется не совсем корректным, поскольку различия всё-таки имеются.

Так, в первом задании ЭмКреа группа с отрицательной валентностью эмоционального состояния написала значимо больше идей в общем и больше идей, принадлежащих к разным категориям, чем группа с положительной валентностью. Эти данные потом были подтверждены при анализе данных различий между группами с разными валентностями. Это, пусть и на частном уровне, подтверждает гипотезу о положительном влиянии отрицательных эмоций на количественные показатели креативности. Исходя из теоретических обоснований, эти данные объясняются тем, что в отрицательном настроении испытуемые более критичны к своим ответам и стараются написать как можно больше различных вариантов, так как не считают те, которые первыми приходят на ум, наиболее оригинальными или эффективными. В отличие от испытуемых в положительном настроении, они не склонны благоприятно оценивать любые свои идеи, и не останавливаются, пока не посчитают, что написали достаточно качественных идей. Стратегия, которой пользовались испытуемые с отрицательной валентностью, заключается в ориентации на качество работы, тогда как испытуемые с положительной валентностью опираются прежде всего на свое настроение. Соответственно, первые продолжают продуцировать идеи до тех пор, пока не посчитают, что написали достаточно оригинальных, эффективных и новых идей, тогда как испытуемые с положительной валентностью, опираясь исключительно на свое настроение, заканчивают работу, когда перестают получать от нее удовольствие и испытывать к ней интерес. Этим объясняется то, что испытуемые с отрицательной валентностью эмоционального состояния завершают выполнение заданий позже и пишут больше различных вариантов.

Второе значимое различие состоит в том, что наибольшие показатели по гибкости наблюдаются во втором задании ЭмКреа у групп с противоположными условиями: у группы с положительной валентностью и высокой активацией, и у группы с отрицательной валентностью и низкой активацией. Самые высокие значения у первой группы, что может служить доказательством того, что высокий уровень активации повышает количественные показатели креативности, но данное различие является слишком частным, чтобы говорить о подтверждении гипотезы. Возможно, здесь столкнулись два противоположных процесса: высокий уровень активации повышает количественные показатели (в данном случае – гибкость) за счет общей активации и семантических связей, и ассоциативных сетей, и мнестических связей. А отрицательное настроение повышает эти показатели за счет большей критики выдвигаемых идей.

Еще одно любопытное различие было выявлено путем двухфакторного дисперсионного анализа: в группе с низкой активацией испытуемые в отрицательном настроении давали более оригинальные ответы на второе задание ЭмКреа и в целом по всей методике, чем испытуемые в положительном настроении. Это опять же говорит о том, что люди в отрицательном настроении более критичны к своим идеям, не довольствуются первыми вариантами и действительно могут создать нечто новое и оригинальное.

Было выявлено и еще одно различие: в группе с высоким уровнем активации испытуемые в отрицательном настроении написали меньше различных по категориям идей, чем испытуемые в положительном настроении. Это единственный случай, когда положительная валентность привела к увеличению показателя по креативности. С чем это может быть связано именно во втором задании, сказать трудно, возможно – с особенностями самого задания: в нем необходимо было придумать, как настроить себя на успешное собеседование при приеме на работу. Возможно подобное задание, судя по большинству ответов, сводилось к способам оптимизации состояния и вариантам подготовки, а испытуемые с положительной валентностью могли придумать (и вспомнить) больше способов оптимизации и поднятия настроения.

Что касается опосредующего влияния эмоционального интеллекта на креативность, то выявилось следующее: у испытуемых с высокими показателями по видеотесту были наиболее высокие значения взаимодействия валентности и активации по всем показателям креативности методики ЭмКреа. У испытуемых с низкими показателями по видеотесту, напротив, высоко влияние валентности на количественные показатели (беглость и гибкость) методики ЭмКреа, а активация не оказывает никакого влияния. Было также выявлено, что у испытуемых с низкими значениями по МЭИ высоко влияние валентности на количественные показатели креативности и активации на количественные же показатели по методике ЭмКреа, но нет влияния их взаимодействия.

В целом можно заключить, что оба параметра эмоциональных состояний – валентность и активация - действительно оказывают влияние на различные показатели креативности, и их влияние неодинаково. Отрицательная валентность соответствует более высоким показателям оригинальности по вербальному тесту креативности, положительная – низким, тогда как активация не оказывает влияния на оригинальность. Количественные показатели креативности по невербальному тесту Торренса активация повышает, а по ЭмКреа – понижает, тогда как валентность увеличивает количественные показатели по ЭмКреа и не влияет на показатели Торренса. Отрицательная валентность увеличивает количественные показатели креативности и оригинальность за счет большей критичности испытуемых к своим идеям. У испытуемых с отрицательной валентностью более высокие количественные показатели креативности, но различия по уровню активации не выявилось.

Активация незначительно повышает количественные показатели по тесту Торренса, но и эти результаты не достигли уровня статистической значимости, поэтому говорить о том, что испытуемые с высоким уровнем активации продуцируют больше ответов, нельзя. Это связано с определенными затруднениями в индукции параметра активации, но, возможно, есть и другие причины, и активация оказывает влияние отличное от того, которое предполагалось. По результатам же настоящего исследования нельзя говорить ни о каких закономерностях влияния активации на креативность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность iconI. тесты творческого мышления
Е. Е. Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — Спб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002

За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность iconЩебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»....
Первом выпуске серии (Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: Интор, 1995) была представлена...

За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность iconСценарий первый: катастрофа Руководитель отдела экономических исследований...
На прошедшей неделе отдел экономических исследований банка Dnb nord представил анализ рынка недвижимости Латвии за последние 9 лет,...

За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность iconЧтение и письмо для развития критического мышления
Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление это отправная...

За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность iconМихаил Афанасьевич Булгаков относится к числу писателей, чье творчество...
Сегодня изданы почти все художественные произведения писателя, изучены и опубликованы его архив, основная часть переписки и документов,...

За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность iconСовременные подходы к классификации рака молочной железы
Несмотря на увеличивающееся количество регистрируемых случаев, в последние десятилетия было достигнуто существенное снижение смертности...

За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность iconАктуальность темы исследования. Последние десятилетия XX века отмечены...
В условиях, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с...

За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность iconИсследование сульфидной минерализации пород Бакальских месторождений,...
Геотехническая система есть результат взаимодействия природной геосистемы и технической системы [Емлин, 1991, 1993]. Изучение геотехнических...

За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность iconКурсовая работа По дисциплине «Экономическая теория» На тему: «Инфляция»
Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое...

За последние два десятилетия в ряде исследований было показано, что эмоциональное состояние может влиять на процессы творческого мышления и креативность iconСистемных исследований проблем предпринимательства
Особенно это относится к видам профессиональной деятельности, результаты которой могут каким-то образом влиять на безопасность. Перечень...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница