Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005




НазваниеМетодическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005
страница1/14
Дата публикации03.08.2013
Размер0.97 Mb.
ТипМетодическое пособие
vbibl.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Министерство образования Республики Таджикистан
Технологический Университет Таджикистана
Кафедра Русского языка




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Душанбе – 2005

ББК 8+4

У - 60

Рекомендовано в печать в качестве методического пособия Ученым советом Технологического университета Таджикистана

Протокол №8 от 28.01.04 г.
У - 60 Методическое пособие по русскому языку для

студентов неязыковых факультетов
Составители: Хусанова Тамара Кадыровна – старший преподаватель

кафедры ГЯ и ЯМО ТУТ

Раджабова Наима Насруллаевна - старший преподаватель

кафедры ГЯ и ЯМО ТУТ

Рахимова Робия Додовна – к.ф.н., старший преподаватель

кафедры ГЯ и ЯМО ТУТ

Рецензенты: Музаффарова Ш. – кандидат филологических наук,

заведующий кафедрой языков ТАУ;

Шарифов М.Ш. – к.ф.н., старший преподаватель

кафедры ГЯ и ЯМО ТУТ
Методическое пособие по русскому языку для студентов 1-го курса предназначено для работы со студентами 1 курсов неязыковых факультетов вузов. Основной целью является развитие навыков речи в устной и письменной форме на материале текстов разговорного и литературного языка на начальном этапе обучения русскому языку. Включая данные тексты в пособие, авторы преследовали цель сделать их и обучающими и познавательными, а задания - для закрепления навыков употребления в речи сложных синтаксических конструкций. Тексты пособия могут быть выбраны преподавателем в зависимости от уровня подготовки студентов. Работать по данному пособию студенты могут под руководством преподавателя или самостоятельно.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры ГЯ и ЯМО Технологического университета Таджикистана. Протокол №9 от 10.01.2004 г.
ББК 8+4 (6 – 3)
ISB №5 – 667 – 01227 – Х


Предисловие
Современные проблемы обучения языка, особенно неродным, достаточно сложны. Не всегда желание педагога передать свои знания совпадает с желанием обучаемого получить и использовать эти знания. Внедрение различных «модных» методов обучения неродным языкам имеет успех, если студент также сам осознал необходимость знания изучаемого языка; в противном случае мы будем иметь только отрицательный результат, попусту потраченное время. Постоянной истиной остается положение о том, что изучение неродного языка – это интеллектуальный труд, в основе которого желание овладеть языком и работа памяти, многократное повторение речевых образцов в процессе формирования грамматических умений.

Данное пособие по русскому языку, предназначенное для студентов Технологического университета Таджикистана представляет собой качественный учебник, в котором языковой материал расположен на основе лексических (разговорных) тем: «Знакомство. Семья. Биография», «Мой день. Распорядок дня», «Вуз. Библиотека», «Портрет. Характер», «Искусство в жизни человека». В соответствии с рациональной методикой преподавания русского языка как неродного в основе разделов находятся учебные тексты, которые используются как источник языкового материала, речевых моделей. Учебные тексты рассказывают студентам о том, что их окружает в наших реальных условиях. Кроме того, в разделе помещены упражнения лексического, грамматического и речевого характера. Эти упражнения имеют методически обоснованную базу, они направлены на укрепление речевых и коммуникативных умений студентов.

Система заданий по текстам, представленная в пособии, и сами тексты развивают интерес к русскому языку.

Используя данное пособие систематически и целенаправленно, студенты сумеют улучшить свои знания и уровень практического владения русским языком, что крайне необходимо для современной жизни, предполагающей научную, техническую и экономическую интеграцию различных государств СНГ.

Гусейнова Т.В.

Профессор кафедры русского языка

и общего языкознания РТСУ

^ Знакомство. Семья. Биография.

Нам дан во владение самый богатый,

меткий, могучий и поистине волшебный

русский язык. Истинная любовь к своей

стране немыслима без любви к своему

языку. Языку мы учимся и должны

учиться непрерывно до последних дней

своей жизни.
К. Т. Паустовский

Русский язык - национальный язык великого русского народа.

Мы изучаем русский литературный язык. Это национальный язык великого русского народа, один из величайших языков современного мира, язык мировой культуры, литературы и искусства, язык передовой науки и техники.

Русский язык – один из богатейших и выразительнейших языков мира. Он насчитывает в своем словарном составе сотни тысяч слов. Богатство русского языка состоит в том, что он располагает многими средствами для выражения самых сложных, самых тончайших мыслей.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - писал И. С. Тургенев.
Задание 1. С данными словами составьте словосочетания, подберите антонимы и переведите на родной язык.

Великий, величайший, передовой, выразительный, насчитывать, располагать.

Задание 2. Прочитайте и скажите, о какой роли языка говорится в данных пословицах:

1. Ветер горы разрушает – слово народы поднимает. 2. Мал язык, да горами качает. 3. Без языка и колокол нем. 4. Язык до Киева доведет. 5. Язык острее иглы.
Задание 3. Ответьте на вопросы.

  • Когда начинает слышать человек?

  • Могут ли глаза увидеть через слово?

  • Можно ли сказать, что песня-это язык?

  • Можно ли думать без слов?


Задание 4. Прочитайте. Озаглавьте текст. Составьте план.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями.

Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг, впервые видится ему отраженная в слове необъятно – сложная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза…

Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык.

На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула – тоже язык!

И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь.
(Л. В. Успенский)
Задание 5. Прочитайте текст. Составьте вопросы к тексту и задайте их другу
^ Наша семья.
Наша семья небольшая. Она состоит из пяти человек. Мой отец экономист. Ему 50 лет. Моя мать – учительница. Ей 44 года. Мой старший брат – программист. Его зовут Ахмад. Ахмаду 21 год. Моя старшая сестра Матлюба врач – педиатр. Она окончила Государственный медицинский университет. Я самый младший в семье. Мне восемнадцать лет. Я учусь в Технологическом университете Таджикистана на экономическом факультете на первом курсе. После окончания вуза я буду экономистом.

Наша семья дружная. По вечерам мы собираемся вместе: беседуем, читаем газеты, слушаем музыку, смотрим телевизор. Частые гости – наши друзья, родственники. Среди них есть преподаватель и студент, инженер и врач, водитель такси и певица.
Задание 6. Найдите в тексте слова, обозначающие профессию. Какие профессии вы еще знаете? Расскажите об одной из этих профессий.
Задание 7. Ответьте на вопросы письменно.

1. Кто вы? 2. Как вас зовут? 3. Сколько вам лет? 4. Где сейчас живет ваша семья? 5. Вы учитесь в университете? 6. Какой номер вашей группы? 7. Сколько студентов в вашей группе? 8. Что вы изучаете сейчас? 9. Вы хотите хорошо говорить по-русски? 10. Кем вы будете?
Задание 8. Переделайте данные предложения по образцу.

Образец: Моя мать шьет одежду. – Моя мать – портниха.

Мой отец работает на стройке. Моя бабушка сейчас не работает. Ей уже 65 лет. Мой младший брат учится в школе. Он занимается на «отлично»! Моя старшая сестра учится в лицее. Я учусь в Технологическом университете Таджикистана.

Запомните обозначение возраста:

Кому?

Сколько лет?

Муж. р.

Моему отцу

Твоему брату

Нашему другу

ему

Жен. р.

Моей матери

Твоей сестре

Нашей подруге

ей

1 год

2,3,4 – года

5 – 20 – лет

21 год

22 года

25 лет


Задание 9. Данные числа прочитайте правильно: Образец: 33 года.

11, 19, 12, 7, 4, 3, 1, 26, 34, 32, 48, 50, 63, 71, 55, 60, 102, 135.
Задание 10. Заполните по образцу:

Моему брату 40 лет, ему 40 лет.
Задание11. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения. Объясните, чем занимаются лица, перечисленных поэтом профессий.
Умчались школьные года, Четвертый – доктор – окулист,

И не догонишь их А пятый – землемер,

Но я встречаю иногда Шестой – полярный капитан,

Товарищей своих. Седьмой – искусствовед,

Один – моряк, другой – танкист, Восьмой – наш доктор, Левитан

А третий – инженер, Девятый – я, поэт.
С. Михалков

Задание 12. Отгадайте загадки.

1.У семи братьев по одной сестре. Много ли их?

2.Две матери, две дочери, одна бабушка, одна внучка. Сколько человек в этой семье?
Задание 13. Прочитайте текст. Расскажите о своей семье, опираясь на данный текст.

Меня зовут Расул. Сейчас я живу в Душанбе и учусь в университете. Мои родители живут в Кулябе. Наш город находится на юге Таджикистана. Там очень красиво. В центре есть парк и озеро, а на окраине горы. Я люблю наш город.

В городе есть школы, библиотеки, кинотеатр, магазины и фабрика. Мой отец – учитель, он работает в школе. А моя мать – домохозяйка.

Моя бабушка и мой дедушка живут в деревне. Они очень любят деревню. Там поля, реки, сады. Мой дедушка – колхозник, он работает в поле, а бабушка – домохозяйка, она работает дома. Летом я отдыхаю в деревне.
Задание 14. Напишите рассказ о своей семье.
Задание15. Прочитайте и составьте диалог: «Знакомство гостей – однокурсников с моей семьёй».

- Джамиля, это ваша семья?

- Да, это наша семья.

- Я думаю, что это твой отец?

- Правильно, это мой отец.

- Кто он?

- Он рабочий.

- А это, наверное, твой брат? Где он работает?

- Он преподаватель и работает в лицее.

- Я думаю, что это твоя мама?

- Да, это моя мама.

- Она работает?

- Она домохозяйка.

- Это, конечно, твоя сестра?

- Да, это моя сестра.

- Она еще учится?

- Нет, она не учится. Она уже работает.

- Где она работает?

- Она работает в магазине.
Задание 16. Согласитесь с собеседником или дайте отрицательный ответ.

Образец:

- Это Ахмад?

- Да, это Ахмад.

- Он инженер?

- Да, он инженер.
1. Это Сергей? Он студент? 2. Это Таня? Она студентка? 3. Это Иван Иванович? Он преподаватель? 4. Это Шафик? Он учитель? 5. Это Насридин? Она учительница? 6. Это Николай Михайлович? Он журналист? 7. Это Нина Николаевна? Она инженер? 8. Это Фархад? Он рабочий?
Задание 17. Ответьте письменно на вопросы преподавателя.

Как вас зовут? Где вы живете сейчас? Где вы учитесь? Как вы говорите по-русски? Ваш родной язык – таджикский? Что вы делаете вечером? Что вы любите делать? Вы часто пишите письма? Где живет ваша семья?
Задание 18. Прочитайте и перескажите текст.

Сергей живет в Душанбе. Он очень любит Душанбе, потому что это его родной город. Сергей – инженер. А это его товарищи – Ахмад, Андрей, Расул и Юра. Они вместе работают на заводе. Сейчас перерыв. Друзья отдыхают. Сергей смотрит телевизор. Ахмад читает газету. Андрей и Расул слушают магнитофон. Они любят музыку. Юра читает учебник, потому что он учится в университете на заочном отделении.
Задание 19. Ответьте на вопросы:

Где живет и работает Сергей? Кто он? Почему он любит Душанбе? Что делают друзья Сергея? Почему Юра читает учебник?

Знакомство
Запомните выражения, которые употребляются при знакомстве, при встрече:

Давайте познакомимся, будем знакомы, позвольте (разрешите) познакомиться с вами; позвольте (разрешите) представиться.

Познакомьте, пожалуйста, меня с …. (кем?)

Представьте, пожалуйста, меня …. (кому?)

Познакомьтесь, это мой (моя) …. (кто?)

Очень приятно. Рад познакомиться с вами. Мне знакомо ваше лицо, наверное, мы где-то встречались.


Задание 1. Познакомьте меня с другом.

Образец: Познакомьтесь, пожалуйста, моего соседа по парте зовут …. Он студент первого курса. Он приехал из Гиссара.
Задание 2. Познакомьте преподавателя со своей семьёй.
Задание 3. Расскажите стихотворение о русском языке.
Задание 4. Ответьте на вопросы письменно.

1. Как вас зовут? 2. Как зовут вашу мать? Сколько ей лет? 3. Где она работает

4. Как зовут вашего отца? 5. Сколько ему лет? 6. Где он работает? 7. У вас есть брат или сестра? 8. Как зовут вашего брата? 9. Сколько ему лет? 10. Как зовут вашу сестру? 11. Сколько ей лет? 12. Где вы родились? 13. где вы учитесь? 14. Кем вы будете?
Задание 5. Вопросно-ответная беседа.

  • Когда дается имя человеку?

  • Что такое отчество?

  • Ваш день рождения (или кого-нибудь) совпадает ли со знаменательной датой?

  • Что вам известно (знаете) об истории фамилии вашей семьи?


Задание 6. Внимательно прочитайте.

Имена имеют свою историю. Они возникают и исчезают. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей, такие имена отражали их качества (Рыжий, Белый), профессию человека его занятие (Дворник, Кузнец). Затем имена стали даваться церковью. Они тоже подчеркивали в людях их достоинства (Александр-заступник, Виктор-победитель, Андрей мужественный, Ирина-мир).

Нередко на русских девушках женились люди, приехавшие из других стран. И так с течением времени их имена и фамилии переходили из поколения. Поэтому у русских много иноязычных имен и фамилий.

Многим детям даются имена литературных героев или современных лидеров. Так из года в год уживаются имена и фамилии людей в нашей жизни.

Задание 7. Озаглавьте текст. Что нового вы узнали о происхождении имен и фамилий?
Задание 8. Назовите по имени и отчеству сыновей и дочерей, образовав отчество от имён отцов.

^ Образец: отец – Василий Иванович, сын – Сергей Васильевич, дочь – Анна Васильевна.
Отец Сын Дочь

Алексей Ильич Андрей …. Галина ….

Владимир Петрович Борис …. Елена ….

Евгений Юрьевич Игорь …. Ирина ….

Иван Кузьмич Павел …. Марина ….
Запомните. Мужские отчества образуются с помощью суффиксов

  • ович, - евич, от имен оканчивающихся – на согласный (Иван – Иванович, Антон – Антонович, Андрей – Андреевич), на гласный с помощью суффикса – ич (Илья – Ильич).

Женские отчества образуются с помощью суффиксов – овна, - евна на согласный. ( Ивановна, Петровна, Николаевна). Суффикс – ична, на гласный (Ильинична).
Задание 9. Дополните диалог, подбирая вопросы к данным ответам.

? – Моего отца зовут Николай.

? – Он работает на заводе.

? – Он технолог.

? – Ему сорок лет.

? – Да, у меня есть брат.

? – Он учится в медицинском университете.
Задание 10. Дополните предложения, используя слова год и лет.

Мой младший брат учился в лицее четыре ….., а потом в институте пять….

После окончания института он шесть …. работал на заводе инженером.

Сейчас он уехал учиться в аспирантуру на три….

Ему уже двадцать восемь…..
Задание 11. Обратите внимание на формы обращения; перескажите шутки.

1.Сколько тебе лет девочка? – спросил новый учитель.

Когда я гуляю с папой мне десть лет, а когда с мамой – мне только восемь.

2.В автобусе один человек спрашивает женщину, которая сидит рядом с ним.

-Простите, у вас есть дети?

-Да, есть сын.

-А он поздно возвращается домой?

-Нет.

-О, ваш сын хороший молодой человек. Сколько лет вашему сыну?

-Ему четыре месяца.
Употребление предлогов «в» и «на».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005 iconУчебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов...
Учебное пособие рекомендовано для студентов всех факультетов неязыковых вузов. Предназначено для самостоятельной работы на начальном...

Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005 iconМетодические разработки для самостоятельной работы по русскому языку душанбе 2010
Р-52 Раджабова Н. Н., Умарова Б. Х хусанова Т. К. Методические разработки для самостоятельной работы по русскому языку для студентов...

Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005 iconКраткий конспект семинарских занятий по языку Си. (учебно-методическое...
Си, проводящихся на факультете вмиК в поддержку основного курса лекций «Системное программное обеспечение». Рассматриваются основные...

Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005 iconДля студентов вузов, изучающих историю, культурологию, по­литологию, философию и социологию
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект...

Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005 iconУчебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера»
Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: тц «Сфера», 2000....

Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005 iconФакультет делового администрирования и инновационной экономики кафедра...
У-52 Умарова Б. Х., Раджабова Н. Н., Хусанова Т. К. Сборник тестов для контроля знаний студентов неязыковых факультетов при внедрении...

Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005 iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005 iconОсновы управленческой деятельности учебное пособие Москва
Учебное пособие рассчитано на студентов технических вузов, обучающихся по специальностям направления «Информационная безопасность»,...

Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005 iconМетодическое пособие по выполнению контрольных заданий для студентов...
Методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения члк и составлено в соответствии с действующей программой. Цель...

Методическое пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов душанбе 2005 iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница