Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать




Скачать 168.23 Kb.
НазваниеАктуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать
страница1/2
Дата публикации10.07.2013
Размер168.23 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2
Введение

3 Введение.
Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта - трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать, что на современном этапе, с различной интенсивностью, происходят процессы трансформации общемирового культурного пространства.
В этой связи важно отметить, что этнокультурные ценности в духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. А этническое, в свою очередь, рождается из конкретно - исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.
Ареальное изучение многокрасочной палитры этнических культур является одной из важных научно- исследовательских задач. Актуальными становятся проблемы развития и функционирования современных этнокультур, совершивших резкий переход от традиционно - этнического к цивилизационному уровню.
Структура культурной жизни представляет собой своеобразную триаду. Во-первых - это общенациональная культура, как часть мировой культуры. Во-вторых - это смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на основе взаимодействия представителей различных социальных слоев. В третьих - это «первичная» национальная культура живущей на определенной территории нации.
В этнографическом плане культурное мировое сообщество представляет собой неоднородное образование, состоящее из отдельных социокультурных образований, со своими жизненными укладами, менталитетом и самосознанием, с различными социально - экономическими и культурными уровнями развития.
Аспектуальное изучение этнокультуры как системы является важным направлением в структуре аналитического исследования темы, актуальным
4
становится культурологический анализ этнических процессов при котором особое внимание уделяется процессам внутрикультурного взаимодействия и их анализу с помощью культурологических категорий.
В связи с этим рассмотрение этнокультуры в качестве модели, приемлемой для изучения межличностного, межэтнического, культурно -цивилизационного взаимодействия представляется теоретико-методологической проблемой глобального уровня.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на существование многочисленных публикаций, посвященных избранной теме и рассматриваемых ее с точки зрения различных дисциплин (социологии, антропологии, психологии), следует отметить отсутствие обобщающих, синтезирующих работ по данному вопросу исследования.
Большинство исследователей рассматривают либо отдельные этнокультурные составляющие с позиции своей дисциплины, либо этнокультура рассматривается как автономный культурологический компонент, без реконструкции целого как системы.
Определяющий вклад в исследование теоретико-методологических аспектов этнокультурных процессов внесли известные ученые: Бромлей Ю.В., Баллер Э.А., Аверкиева Ю.П., Арутюнов С.А., Гумилев Л.Н., Иорданский В.Б., Левкович В.П., Садохин А.П., Мнакацанян М.О., Токарев С.А.
Общетеоретической культурологической базой являются труды Кребера А., Клакхона С, Келли В., Верещагина Е.М., Борзовой Е.П., Амелиной Е., Арнольдовой A.M., Арутюнова С.А., Сорокина П.А., Чебоксарова Н.Н., посвященные изучению и систематизации основных проблем и научных понятий в области анализа этнокультуры. Философские труды Плеханова Г.В., Сильвестрова В.В., Бердяева Н.А., Гуревича П.С., Жданова Ю.А., Давидовича В.Е., Драча Г.В. существенно расширили концептуальные и методологические возможности в анализе процессов социального и культурного взаимодействия.
5
Выделение социализирующего аспекта этнокультуры опирается на теоретические работы Сорокина П., Комарова М.С., Егорова А.Г., Денисовой Г.С., Бурлацкого Ф. М., Ахиезера А.С.
Объективным следствием социального взаимодействия является психологическая составляющая, которая, в свою очередь, подвержена этнокультурной трансформации. В этой связи надо назвать авторов ценных публикаций: Рубинштейн С.Л., Немова Р.С., Левкович В.П., Шибутани Т., Сикевич З.В., Арутюнов С.А., Абульханова К.А., Бехтерев В.М.
Проблемы этнопедагогики как мощного социорегулятивного и адаптационного механизма поднимались в трудах Шаповалова В.У., Комаровой Г.А., Кинелева В.Г., Коменского Я.А., Дистервега А., Ушинского К.Д.
Недостаток исследовательской работы по выделению этнокультуры как многофункциональной системы взаимодействия, на наш взгляд, заключается в том, что эта тема нигде не рассматривается комплексно, во взаимодействии различных наук и синтезе смежных научных теорий.
В исследовании данной темы нами была предпринята культурологическая систематизация, которая позволяет рассмотреть культурное взаимодействие сквозь призму таких наук как психология, социология, педагогика. Именно изучив и проанализировав теоретические основы этих наук, можно глубже и своевременнее рассматривать этнокультурный комплекс в процессе взаимодействия. В методологическом отношении такой подход позволяет еще раз продемонстрировать возможности культурологии как области межпредметного анализа и синтеза.
С целью отслеживания и фиксации изменений проведено ряд авторских аналитических анкетирований, результаты которых дают наглядную картину уровня функционирования этнокультуры на современном этапе.
Объект исследования - этнокультура как комплекс взаимодействующих элементов, а также характер и специфика отдельных из них.
6
Предметом исследования выступает специфика, механизмы, характер этнокультуры как системы, в которой определяющую роль играет трансформационный аспект взаимодействия.
Целью настоящей работы является исследование культурного взаимодействия как сложного системообразующего процесса, где участниками являются как индивиды и группы, так и этнокультуры в соотношении с культурным общемировым комплексом.
В соответствии с целью определены следующие основные
задачи исследования:
- анализ основных идей и культурологических подходов к проведению межпредметного исследования на базе социологических, психологических и педагогических данных и адаптирование их к этнокультурным процессам;
- выявление роли этнокультуры в системном комплексе взаимодействия индивидов, взаимоотношений между социальными и этнокультурными процессами;
- установление места и роли традиций, этнических нормативных ценностей в период трансформации, выделение педагогической и адаптивной роли этнокультуры в процессе формирования личности молодого поколения.
Методологической основой диссертации выступают общенаучные принципы системности, детерминизма синтеза и исторической объективности, что позволяет комплексно исследовать как этнокультуру, так и механизмы ее функционирования, участвующие в процессе взаимодействия.
Процесс раскрытия темы диссертации базировался на тех научных трудах, которые оказали определяющее воздействие на философско-концептуальную основу исследования, на ее методологический и методический инструментарий. В этом контексте необходимо выделить работы крупных западных и русских ученых: Шпенглера О., Леви-Стросса К., Манхейма К., Маркаряна З.С., Немова Р.С., Плеханова Г.В., Розова М.С., Рубинштейна С.Л., Гумилева Л.Н., Сорокина П.А., Клакхона С, Келли В., Чаита Л.А., Бромлея Ю.В.
7
Феномен культуры, проблемы историко-культурного развития находят достойное отражение в трудах ученых-культурологов Ахизера А.С, Кагана М.С., Межуева В.М., Давыдова Ю.Н., Лотмана Ю.В., Арутюнова С.А.
Авторская позиция основывается на трудах отечественных ученых, рассматривающих культуру как фактор этнической и национальной интеграции и определяющих значение этнической и национальной культуры, принципы межэтнической и межнациональной коммуникации, межкультурного общения в современном мире (Арутюнов С.А., Бромлей Ю.В., Ерасов Б.С., Маркарян Э.С., Чебоксаров Н.И., Чебоксарова И.А., Савранский И.Л., Кочетков В.В.).
Следует отметить вклад таких видных ученых, чьи труды имеют культурологическое значение и специализируются на социологии и психологии: Комаров М.С., Абульханова Л.А., Бехтерев В.М., Рубинштейн С.Л., Панеш Э.Х., Левкович В.П.
При написании данной работы применялось сочетание теоретического (концепции представителей русской, советской и западной культурологи, теории этногенеза, функционирования этнокультуры) и трансформационного подхода (учитывающего явления и процессы, изменяющие качественно ход этнокультурного развития).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
-впервые социальные, психологические и этнокультурные процессы рассмотрены с позиции интегрирующей культурологической категории «взаимодействия»;
-выделена аспектуальная значимость категории взаимодействия в этнокультуре;
-установлены характер, специфика и механизмы социального взаимодействия с учетом этнокультурной направленности;
-обоснована степень влияния этнокультурного аспекта в сфере педагогической направленности;
-рассмотрены тенденции и перспективы развития межкультурных коммуникаций как канала этнокультурного взаимодействия.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Этнокультура предстает перед исследователем прежде всего как совокупность тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой. Рассмотрение этнокультуры как взаимодействующего канала позволяет определить этнокультурные функции, реализующиеся в процессе взаимодействия. К таким функциям относятся инструментальная (создание и преобразование окружающей среды), инкультурации (создание и преобразование самого человека), нормативная (создание системы средств организации коллективной жизни), сигнификативная (знаковая), познавательная, коммуникативная.
2. Важнейшими качествами, необходимыми для функционирования любой этнической общности, являются сотрудничество, сплоченность, способность образовывать взаимодействующие отношения. Культурная система ритуала контролирует способы социального взаимодействия людей, вырабатывает стереотипы их поведения. Ряд сфер традиционной культуры регулируются с помощью обычаев - менее строгих стереотипизированных форм взаимодействия, связанных с деятельностью, имеющей практическое, обыденное значение.
3. Структурируя и системно объединяя все элементы этнокультуры, этнические процессы и их результаты, этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры как системы взаимодействия. Именно в этой связи этнокультура становится многоканальной системой взаимодействия, как межличностного, так и межкультурного. Этнокультура, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, ценности, нормы, обычаи, ритуалы, нормы), образует систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию.
4. В общекультурном контексте процессы взаимодействия характеризуются двумя моделями: взаимодействия этнических культур друг с другом и взаимодействия этнических культур с общемировой индустриально-
9
городской культурой. Сам процесс межкультурной коммуникации проявляется в этнокультурной среде как двухсторонний адаптационный механизм, привносящий ряд изменений в развитие этнокультур. Этот факт обусловлен тем, что этнические изменения происходят в результате многочисленных и многообразных культурных контактов между этносами, а содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов-участников контактов.
5. Рассмотрение взаимодействия культур на этническом уровне приводит к отчетливому выделению двух тенденций. Взаимное усвоение культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному культурному обмену и обогащению, а с другой - сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к обоснованию этнической специфики. Национальный уровень межкультурных коммуникаций возможен при наличии национального единства, которое возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственное политическое объединение.
6. Какими бы этнопсихологическими чертами не обладала личность, она не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на те культурные идеалы, которые возвышаются над ней и значимы для нее. Попытка возрождения и развития самобытной культуры воспитания является, бесспорно, рациональным образованием и позволяет взять на вооружение все полезное из народного опыта. Эффективность воздействия на личность различных приемов, методов и средств может быть достигнута только знанием национальной психологии. В то же время опора на национальную психологию, философию, культуру в воспитании, не противоречит идее общечеловеческого в развитии и формировании личности. Этническое и общечеловеческое - это стороны воспитания, в которых диалектически взаимосвязаны биологические, психологические и социальные факторы. Формирование нравственно
10
устойчивой и способной к этноадаптации личности, может стать барьером всякого рода асоциальным явлениям.
7. Обращаясь к исследованию социализирующего аспекта этнокультуры, можно уточнить само понятие социализации личности, которое может быть представлено как процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой, общество, посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека - то есть всего спектра культурных взаимодействий.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать iconАктуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество,...
Прежде всего, интеграция? в мировое сообщество; требует информационной: прозрачности банковского рынка, достижение которой; возможно;...

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать iconАктуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность...
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации...

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать iconАктуальность темы исследования. Актуальность темы исследования, на...
...

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать iconАктуальность темы исследования. Управление
Вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационного исследования, логику осуществленного в нем анализа, его цели и задачи

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать iconАктуальность темы исследования определяется несколькими моментами
Особую актуальность сегодня имеет осмысление и освоение содержавшихся в древнерусской культурной традиции принципов устойчивого и,...

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать iconАктуальность темы исследования
Целью данного исследования является разработка методологических основ организационно-экономического механизма создания' ис использования...

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать iconАктуальность темы исследования. Тенденции развития мирового сообщества...
Основные экономические достижения зарубежных стран в большинстве случаев связаны, прежде всего, с расстановкой приоритетов в области...

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать iconАктуальность темы исследования. Феномен, получивший в настоящее время...
К 60 70-м гг в целом сложились представления об организационной (позднее корпоративной) культуре как совокупности ценностей, норм...

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать iconАктуальность темы исследования
При этом для исследования ценностного мира современной молодежи чрезвычайно важным представляется и исторический взгляд, анализ тех...

Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать iconАктуальность темы исследования. Реформирование российской экономики,...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница