Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях




НазваниеКак нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях
страница1/2
Дата публикации25.06.2013
Размер147 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2
"Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”К.Д.Ушинский. В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми. Применение инновационных технологий в педагогической деятельности делает этот процесс интересным и социально-полезным. Реализуя план по воспитанию гражданских и патриотических качеств в учащихся, необходимо помнить, что ощущение себя гражданином начинается, прежде всего, с чувств уважения, гордости и ответственности за свою семью, село, образовательное учреждение, как общность людей, связанных общим делом, в том числе и профессиональным выбором. Патриот, по точному определению Владимира Ивановича Даля, не только «любитель Отечества», но и «ревнитель о благе его». Любовь к Отечеству, Родине… С чего начинается эта любовь? В чем она может проявляться? Как отвечали на уроках и писали в творческих работах ученики, патриотизм, любовь к родине начинается с человека, с любви и уважения, гуманного отношения к другим людям. Задача у педагогического коллектива общая: создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в связи с окружающим миром и осознающей свою ответственность перед ним; воспитание личности, любящей свою родину. Значит, проблема патриотического воспитания сохраняет свою актуальность и для нашего лицея в переменчивом мире, ведь в лицей приходят новые поколения учащихся, родившихся во время смены идеологий, мы должны им помочь полюбить Родину, несмотря на то, что это очень сложно.  В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов. Изменения военно-политической обстановки в мире требует слаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.  Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у ребят высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям.  А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.  Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – своему селу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.  Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.  Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.  Анализируя современный опыт гражданско-патриотического воспитания можно выявить ряд противоречий между:- потребностями общества, государства в формировании гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодёжи на абстрактные человеческие ценности;- потребностью обучающихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность.  Данные противоречия актуализируют проблему духовности человека, которая по утверждению К.Д.Ушинского проявляется в патриотических чувствах. Развитию патриотических чувств способствует общеобразовательная школа, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. При этом организация гражданско-патриотического воспитания в школе вооружает подрастающее поколение знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей. Любая страна, нация нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан адекватной по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире.  Создавая воспитательную систему, школа ставит перед собой цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности. Достичь данной цели можно через воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, через формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

В процессе учебной деятельности на первый план выдвигается задача формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях.   Считаю, чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Пора, наконец, разобраться: о чем мы говорим и что делаем, когда объявляем, что воспитываем у наших детей патриотизм? По мнению современных ученых и педагогов, оно имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.Основания для проблемности в патриотическом воспитании не педагогические, а глубоко социальные. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями. Решение этой важной задачи возможно через интеграцию учебно-воспитательной деятельности на уроке и в системе дополнительного образования, усиление роли уроков гуманитарного цикла, обновление форм внеклассной и внешкольной работы. Но особую эффективность, на мой взгляд, эта деятельность может принять при условии расширение рамок воспитательного пространств урока, через выстраивание отношения партнерства учебного заведения со всеми субъектами социума (социальными институтами воспитания).  Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года определена исключительная роль семьи в воспитании ребенка. В связи с этим было не лишним обратиться к богатейшим традициям семейной педагогики, истории семьи, участия ее членов в Великой Отечественной войне, в общественной жизни страны – все это поможет решать воспитательные задачи. Велика и неоценима роль социума и различных социальных институтов воспитания в патриотическом и гражданском становлении детей и подростков.Воспитательная система школы – это открытая система. Поэтому проблема взаимодействия образовательного учреждения и среды, выстраивание социальных отношений является актуальной, а главное в этой деятельности - это объединение усилий общеобразовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых может гарантировать качество воспитательного процесса по гражданскому, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, привитие ему вкуса к здоровому образу жизни.Социальные институты воспитания в современных условиях нашего общества включают в себя: семью, систему дошкольных детских учреждений, систему народного образования (школа, лицей, колледж, вуз), систему воспитательного взаимодействия в трудовых коллективах, систему воспитательного воздействия в рядах армии, систему воздействия юридических органов, систему средств массовой информации и пропаганды, систему культурно-просветительских учреждений и зрелищных заведений, систему воспитательной работы по месту жительства ребят, систему воспитательной работы в общественных и кооперативных организациях.  Педагогический коллектив школы ставит перед собой задачу формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты. А также формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки.  Воспитательная система общеобразовательного учреждения – организационно функциональная структура, возникающая в ходе успешной деятельности единого воспитательного коллектива учреждения по реализации общих целей воспитания на базе освоенной учреждением среды. С целью усиления эффективности воспитания ребенка наш лицей стремится приобрести «свое лицо» - создать воспитательную систему (с индивидуальной системообразующей деятельноcтью), когда ребенок не просто учится, а развивается в этом учреждении, когда ему там комфортно, когда он имеет возможности для самостроительства или, иными словами, когда школа успешно решает главную, на мой взгляд, задачу педагогики – воспитание. Ведь в конечном итоге, именно воспитание может стать одним из ведущих механизмов общественного развития, формирования региональной культуры, реализующих весь спектр личностных и отраслевых интересов и потребностей. Непрерывно развивающийся человек – главный ресурс общества. Школа ставит перед собой цель – развитие личных способностей у учащихся, раскрытие природного дара растущего человека. Проблема, над которой работает школа – личностно ориентированный подход в обучении школьников. Школа ориентирована на признание самоценности каждого ребенка, т.е. его индивидуальности самобытности. Воспитательная система школы – система сложная, открытая и не может развиваться изолированно. Создавая воспитательное пространство, школа делает упор на налаживание культурных связей между различными службами, занимающимися с детьми в пределах села и района. Так происходит освоение социальной среды, где каждый ученик может самореализоваться в соответствии со своими способностями.  Система военно-патриотической работы в школе включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание является плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности учреждения.  Система военно-патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В жизни любой страны мира важную роль играет подрастающее поколение. Они нуждаются в организации, которая объединяет их, привлечет к краеведческой деятельности, к самоусовершенствованию, пробудит интерес к изучению истории родного края, ее обычаям и традициям. В школе ведется такая работа. Уже не первый год действует детская общественная организация «юный кировец». Основными направлениями ее работы являются экологическое, патриотическое и духовно-нравственное. У организации есть свой, гимн. Все школьные мероприятия, в том числе первый и последний звонок, прием второклассников в члены детской организации и т.д. начинаются с выноса знамени и исполнения гимна.  В.А. Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие, прежде всего, стало познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества». Эти нравственно-духовные качества призван открыть учитель независимо оттого, какой предмет он преподает.  Современный учитель, являясь связующим звеном между подрастающим поколением и постоянно меняющейся действительностью, одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования. Деятельность современного классного руководителя полифункциональна, выходит за пределы учебного заведения, формирует педагогическую культуру родителей и общества в целом. В этом процессе велика роль общей культуры классного руководителя, его умений использовать в своей деятельности особенности подлинно - народной многонациональной культуры, культурно-исторических традиций края, уникальные ресурсы многостороннего развития личности участников педагогического процесса. Задача, стоящая перед классным руководителем, состоит в том, чтобы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, используя принципы эффективного общения, поддерживать и развивать самоценную патриотическую активность ребёнка. Основным воспитательным принципом является доверие к ребенку, уважение свободы его личности, личностно-ориентированные, гуманные отношения учителя с учеником. 

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях iconЯ, ревность полагаю худшим из пороков. Она, до уровня предмета низводит...
Любовь – едина и чиста, божественной гармонией возвышенна над миром. Ей нет цены, как нет цены дождю и ветру. Продать, купить, украсть,...

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях iconБез прошлого нет будущего
Что будет со всеми теми детьми, которые вырастут и так и не увидят всего великолепия Дворцовой площади, Медного Всадника и многих...

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях iconТуристический комплекс «тутайский прибой» прайс 2012 год размещение...
Размещение в сезон с 20. 04. 12 по 25. 06. 12 в сутки на одного человека без питания с 21. 08. 12 по 05. 10. 12 в сутки на одного...

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях iconИ. А. Лешутина Где нет любви, там нет успеха
И в этом случае можно утверждать, что любовь – это категория риторическая, а риторику трактовать как мировоззрение, как нравственный...

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях iconТема I. Общественная сущность человека § Человек как личность
Им будет необходимо познакомиться с началами различных гуманитарных наук, которые исследуют как отдельного человека, так и мир людей...

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях iconПоследовательность действий в ситуации автономного существования человека в природных условиях
Автономное существование – нахождение человека в сложных природных условиях, когда исключена или ограничена помощь от людей и отсутствует...

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях icon2. Нравственные основы семьи
Идеальная семья немыслима без любви. Любовь это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради...

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях iconТеория – это описание, какой либо деятельности. Можно сказать, что...
Эта книга не дает гарантий, что вы сможете построить свой успешный бизнес, но она дает понимание что, как и почему надо делать. Будете...

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях iconДата рождения ключ к пониманию человека
Нумерология прочно вошла в нашу жизнь, хотя мы и не замечаем этого. Каждого человека окружают различные числа, значение которых поможет...

Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека ”К. Д. Ушинский. В условиях iconАнализ по работе с одаренными детьми моу сош №9 за 2010-2011 учебный год
Перцев Сергей) стал призером городской олимпиады по математике, остальные добились результатов в области предметов гуманитарного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница