Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики




Скачать 174.85 Kb.
НазваниеЕ. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики
страница1/2
Дата публикации09.06.2013
Размер174.85 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Культура > Документы
  1   2
Е.Н. Мастеница

Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики
Дать определения феномену «наследие» и связанному с ним кругу терми­нологии почти так же сложно, как и самой культуре. Разнообразие характеристик культурного наследия обычно детерминируется теми целями и задачами, которые стоят перед исследователями-теоретиками или специалистами-практиками. Существует множество трактовок материального (физического) культурного наследия. Общепринятое определение дано в Конвенции ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия (1972), в которой Статья 1 классифицировала понятие культурного наследия по трем категориям:

- памятники: архитектурные сооружения, работы монументальной скульптуры или живописи, элементы или структуры археологического происхождения, наскальная живопись, пещерные жилища, а также объек­ты, имеющие комбинацию данных черт и представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

- группы зданий (построек): группы отдельно стоящих или связан­ных между собой зданий, которые вследствие своей архитектуры, своей гомогенности (однородности) или своего места в ландшафте представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

- объекты: объекты, созданные человеком или комбинированные творения природы и человека, а также территории, включающие археоло­гические объекты, которые имеют исключительную ценность с историче­ской, архитектурной, этнологической или антропологической точки зре­ния.1 Данное определение, сформулированное более 30 лет назад, справедливо для определения внутреннего состава наследия и применимо в утилитарных целях, связанных с пра­вовыми и имущественными отношениями, но не отражает его роль и место в современном мире.

По нашему мнению, материальное (как впрочем, и духовное) культурное наследие представляет собой сложную социокультурную систему, подчиненную синергетическим законам, активно взаимодейст­вующую со средой и транслирующую определенную, меняющуюся во времени и пространстве информацию. Наследие органично входит в мегасистему самой культуры, с одной стороны, явля­ясь одной из характеристик и способов рассмотрения самой культуры, с другой стороны - её фундаментом, своеобразной «памятью». Именно наследие лежит в основе информационных кодов, которые обеспечивают «производство», накопление и передачу информации в человеческой циви­лизации. Таким образом, образуется система взаимосвязей между культу­рой, наследием и информацией, функционирование которой и позволяет воспроизводить и совершенствовать достижения культуры для новых поколений человечества.

На информационную составляющею как базовый компонент наследия обращает внимаение М.Е.Кулешова: «наследие можно рассматривать как информационный по­тенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям»2. Информационно-временной аспект в определении понятия наследия подчеркивал также Д.С.Лихачев в проекте Декларации прав культуры, понимая под ним форму закреп­ления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом он четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства историче­ского прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки)3.

Поскольку культура все чаще рассматривается как одна из основ развития информационного общества, совершенно логичным стал подобный под­ход и к культурному наследию. Исходя из этого, все более и более возрас­тает его роль как одного из векторов в региональной, федеральной и меж­дународной культурной политике, и очень часто оно связывается с устой­чивым развитием того или иного региона, государства или даже уголка мира.

В отечественной традиции долгое время материальное культурное наследие вос­принималось практически как синоним термина «памятник». В настоящее же время памятник чаще рассматривается лишь как синоним объекта наследия. Вместе с тем, как справедливо отметила Т.М.Миронова, «дефиниция «памятник», прежде всего, ориентируется на сохранение па­мяти, воспоминания; он выключен из активной хозяйственной деятельно­сти; наследие же - это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения»4. Следовательно, в отличие от памятника, являющегося категорией точечной и нединамичной, объект наследия является частью целостной и развивающейся системы на­следия.

Точку зрения на двуединую сущность наследия, имеющую два раз­нонаправленных временных вектора, разделяют и специалисты Российско­го НИИ культурного и природного наследия, для которых «культурное и природное наследие — память о жизни российских народов в прошлом, база современного культурного процесса в обществе, без которой невоз­можно его развитие»5.

Кроме этого, все большее распространение в профессиональных кру­гах теоретиков и практиков менеджмента наследия и менеджмента куль­турных ресурсов, в том числе и в Российской Федерации, получает применение дефи­ниций и определений, выработанных в практике работы специалистов ЮНЕСКО и связанных с ним других организаций глобального уровня. В наиболее общем и сжатом виде они содержатся в исследовании «Культура в устойчивом развитии», выполненном по заказу Всемирного банка и предлагают современную трактовку таких терминов, как:

Культура: комплекс определенных духовных, материальных, интел­лектуальных и эмоциональных черт, которые характеризуют общество или социальную группу. Они включают в себя не только искусство и письмен­ность, но также способы жизни, фундаментальные права человеческого бытия, ценностные системы, традиции и верования.

Культурное наследие: состоит из таких аспектов прошлого, которые люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколе­нию. Эти достижения воплощены в материальных формах, таких, как, на­пример, здания, и в нематериальных формах, например, в различных видах исполнительского искусства. Культурное наследие - это то, что приобрело ценность в прошлом и ценность чего ожидается в будущем. Поскольку эта ценность и её ожидания изменяются с течением времени, это утвердило само культурное наследие в качестве субъекта динамического изменения.

Культурное достояние: относится к местам, структурам, объектам и природным ландшафтам, имеющим археологическую, историческую, ре­лигиозную, эстетическую или иную культурную ценность.

Культурные ландшафты: природные ландшафты с культурной цен­ностью, такие, как сознательно созданные территории (парки, усадьбы, имения); ландшафты, которые были вовлечены в определенный род дея­тельности или занятий людей, в результате которых данные территории и были сформированы (сельские исторические округи или сельскохозяйст­венные ландшафты); территории, которые имеют ценность в силу своей связи с историческим событием, деятельностью или личностью (места сражений или дома выдающихся личностей).

Материальное или «построенное» наследие: здания, исторические памятники, объекты и сельскохозяйственные пейзажи.

Живое или «экспрессивное» наследие: социальные практики, жизнь в сообществе, ценности и верования, формы выражения, такие, как язык, искусства и ремесла, музыка, танец, поэзия и литература.

Культурная значимость: используется для оценки ценности объекта или места. Она включает в себя эстетическую, историческую, научную (исследовательскую),     социальную     или     экономическую     ценность.

Культурная свобода: относится к правам группы людей следовать или усваивать по собственному выбору способ жизни, говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию и участвовать в культурной, социальной и экономической жизни по собственному выбору. Устойчивое развитие: развитие, которое удовлетворяет потребности на­стоящего, не лишая возможности будущих поколений удовлетворять соб­ственные нужды.

Устойчивость: как возможность оставить будущим поколениям так же много возможностей, как имеем и мы сами или даже больше.6

С концептуальной точки зрения представляет также интерес содержание терминов: «сохранение», «консервация», «реставрация», «реконструкция», «адаптация», «поддержание». Здесь же приведены такие дефиниции, как «экономическое развитие», «человеческое развитие», «главенство социальных факторов». Поня­тийный аппарат не случайно сформирован таким образом, чтобы показать включенность наследия в процессы социального и экономического развития, чтобы создать основу для его использования в качестве инструментария социальной и культурной политики при разработке подходов и создании моделей трансформации общества. Этим он принципиаль­но отличается от понятийного аппарата, использующегося в подходах многих других исследователей, в том числе и российских специалистов, когда наследие и связанный с ним круг понятий рассматриваются как самоценность, вне кон­текста текущих социальных, экономических и прочих проблем жизни, а также перспектив развития общества.

В этой связи особый подход к определению состава наследия продемонстрировал В.А.Квартальнов: «Культурное, историческое и природное наследие принято делить на сле­дующие категории: достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представ­ления, памятники и т. д.);достояние смешанного пользования (менее значительные историче­ские памятники и музеи, театры, заповедники и пр.);достояние, используемое в основном местным населением (граждан­ские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.)»7. Интерес в данном случае представляет не состав самих объектов насле­дия, а способ их классификации через различные категории туристического по­тока и, таким образом, разные уровни включенности в жизнь сообществ, хотя и четкое выделение каждой из данных категорий по уровню значимости на прак­тике представляется подчас затруднительным.

Таким образом, на основе существующих подходов можно предложить сле­дующую классификацию достаточно широкого круга терминологии, связанной с материаль­ным культурным наследием:

1. «утилитарно-практическая» терминология, демонст­рирующая взгляд на наследие с точки зрения правовых и имущественных отно­шений в обществе. Для этой группы определений характерно скрупулезное ис­следование внутреннего состава наследия, но при этом отсутствует характери­стика его роли как фактора социально-экономической жизни, объекта политики и т.д., т.е. системы всех внешних взаимосвязей;

2. «информационно-культурологическая», или «синергетическая» терминология, основанная на глубокой и взаимообусловленной связи между культурой, наследием и информацией, о которой уже говорилось выше, и подходом к наследию как к ин­формационно-культурному феномену,

3. «экономическая» терминология, понятийный аппарат которой четко связан с проблемами и перспективами использования наследия в качестве ре­сурса для экономического развития, туризма и т.д.;

4.«социально-гуманитарная» терминология, используемая при рассмотрении наследия как ресур­са развития для общества в целом, включая не только экономические, но и ши­рокий круг социальных и гуманитарных аспектов, в том числе образование, борьба с бедностью, качество жизни, устойчивое развитие и др.

Нам представляется, что использование терминов второй и четвертой групп наиболее эффективно при рассмотрении процессов, связанных с изменением роли на­следия, его исследования и использования в современном мире.

Переходя к рассмотрению концепций наследия, следует сказать, что их предтечей была забота об охране переживших время памятников и иных реликтов прошлого, возникшая и продолжающая существовать в русле музееведения и памятниковедения. Как справедливо отмечает Т.П. Миронова, «...подходы к процессу сохранения культурного и природного наследия зависят, прежде всего, от того, что вкладывается в данное понятие в тот или иной исторический период. В связи с этим, первоначально интерес к недвижимым памятникам проявился в виде так называемой «тоски по прошлому», вызванной утратой старой субстанции, стремлением к сохранению традиций или же интереса к необычайному, редко­стному. Вплоть до недавнего времени выдающееся культурное достижение дан­ного общества определялось как «памятник». Следовательно, смысловой осно­вой подобного подхода являлось «сохранение памяти, которая объективирова­лась в предметах, созданных ранее, и чем старше был предмет, тем большую ценность он приобретал в глазах открывших его потомков. Однако подобное отношение к фактам культуры приводило к тому, что «объект» вырывался из сво­ей среды, задуманной для него ранее, из времени, отражением которого он был. Теряя пространственно-временную связь с окружающим миром, «памятник» становился «формой без содержания». Искажение сущности, вложенной в тот или иной предмет, односторонняя оценка его роли и места в социальной жизни приводили в ряде случаев к общественному забвению «памятника», а иногда и к гибели».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики iconЕ. Н. Мастеница Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса
Важно также учитывать аксиологические установки социума по отношению к культурному наследию и его интерпретации в музее. Таким образом,...

Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики iconЕ. Н. Мастеница Наследие и музей: проективная модель культурного комплекса
Очевидно, что ответы на эти вопросы могут быть разноплановыми и противоречивыми, поскольку само понятие «наследие» является сложным...

Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики iconОсобенности самооценки и притязаний подростков романова Л. В., Поспелова И. Д
Культурное пространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”. Эти факторы вызывают насущную необходимость...

Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики iconГражданско-патриотическое воспитание
«Великая Отечественная война 1941-1945 -экспозиция «Культурное наследие Тамбовского края»

Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики iconПолитики единого: пределы фрагментации и шансы на консолидацию
Международная междисциплинарная конференция «Политики единого» посвящена формам солидарности и множественности в современном мире....

Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики iconЕ. Н. Мастеница Культурное пространство города как предмет исследования...
Культурное пространство города как предмет исследования и объект познания: междисциплинарный подход

Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики iconАнтропова Наталья Анатольевна тел. + 375 29 164 94 56 e-mail
Европейский Гуманитарный Университет (г. Минск), факультет искусств, специальность: «Музейное дело и охрана памятников истории и...

Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики iconРоль сми в современном мире
Более того, все больший вес приобретают такие понятия, как информационная безопасность, информационная война и проч. Принимая во...

Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики iconПротиворечивая сущность
Научная ценность данного термина и соответ­ствующего понятия стала особенно очевидной в наши дни, ибо в современном мире давно нет...

Е. Н. Мастеница Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики iconВеликой Скифии «Русы Великой Скифии»
Теория суперэтноса русов, разработанная писателем и историком Юрием Дмитриевичем Петуховым, не просто оригинальна. Она представляет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница