Актуальность темы исследования




Скачать 175.98 Kb.
НазваниеАктуальность темы исследования
страница1/2
Дата публикации09.06.2013
Размер175.98 Kb.
ТипРеферат
vbibl.ru > Культура > Реферат
  1   2
Введение

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Сложные и противоречивые коллизии XX века выдвинули на первый план целый спектр социальных и экзистенциальных проблем, к числу которых, несомненно, принадлежит проблема одиночества. Действительно, в традиционных культурах индивид оставался включенным в систему жестких социальных связей, которые, с одной стороны, не давали возможности автономии личности, но с другой стороны, препятствовали распространению феноменов отчуждения и одиночества. В эпоху становления буржуазных отношений стал активно развиваться процесс формирования «атомарного индивида». Атомарность привела к разрыву системообразующих связей в системах человек-человек, человек-культура, человек-общество. Тем самым подверглись деструкции сами основания бытия человека в мире, что привело к оформлению как целого ряда новых экзистенциалов человеческого бытия, так и форм их социального проявления.
К числу последних принадлежат такие явления социальной действительности, как появление и распространение массовых форм культуры, деградация институтов брака и семьи, аномия, всеобщая апатия и равнодушие, тяготение политических режимов к тотальным формам контроля над всеми сферами социальной жизни и индивидуальной активности. Все они принадлежат к числу заметных сторон жизни современного человека, и потому их исследование остается на настоящий момент своевременным и актуальным. Настоящая работа представляет собой попытку философского и культурологического анализа феномена одиночества.
Одиночество — сложный социально-духовный феномен, затрагивающий саму суть человеческого бытия. Оно представляет собой такое явление, экзистенциальный смысл которого, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию. Однако за подобной ясностью
4
скрывается сложное и противоречивое философское содержание. Неслучайно, что в современной науке нет единой точки зрения на природу и сущность одиночества, а также на причины его появления.
Актуальность представленного исследования усиливается еще и тем, что широкое распространение негативных проявлений одиночества приводит к утрате идентичности человека, размыванию его ценностной мотивации, а значит, препятствует выстраиванию стратегий личностного и культурного развития. В перспективе становится невозможным духовное творчество, направленное на формирование новых состояний социума, более соответствующих чаяниям и представлениям людей о достойном будущем. Другими словами, феномен одиночества имеет отношение не только к экзистенциальной, но и культурно-исторической динамике личности и общества.
Изучение совокупности многочисленных проявлений одиночества, порождающих его причин, представляют собой междисциплинарную научную задачу. Ни одна из гуманитарных наук сама по себе не располагает всеми понятийными и научными средствами, которые необходимы для освещения этого феномена. Культурологический аспект изучения проблемы одиночества предполагает методологическую целостность, поскольку обращается к разнородному научному опыту (философия, социология, психология, история, искусствоведение). Рассмотрение одиночества в таком направлении представляется перспективным в исследованиях феномена человека. Оно вполне сочетается с тем, что было достигнуто ранее в области изучения этой проблемы и вместе с тем позволяет системно и целенаправленно подходить ко многим важным аспектам изучения человека, его жизнедеятельности, культуры. Однако до настоящего времени ни сам феномен одиночества, ни способ его бытия в культуре недостаточно изучены.
5 Состояние научной разработанности темы
Концептуальные положения изучения одиночества складываются в начале XX века, хотя и в античной философии встречаются высказывания о нем. Платон и Аристотель, считая одиночество негативным явлением, предлагают способы преодоления его в наслаждении благом дружбы и любви. В работах мыслителей Нового времени, Б. Паскаля, Г. Торо, Ф. Ницше предпринимается попытка рассмотрения противоречивой сущности одиночества и выделения его созидательного начала.
Большое внимание проблеме одиночества уделяется в философии экзистенциализма. Его сторонники Л. Шестов, Н. Бердяев М. Бубер, А. Камю, Ж-П. Сартр считают, что одиночество является неотъемлемым элементом существования человека. Представители феноменологической мысли Э. Гуссерль, А. Шюц, У. Садлер, П. Бергер и Т. Лукман обращают внимание на выявление содержательной стороны одиночества, рассматривая его как переживание.
Одиночество как психологический феномен изучается в трудах 3. Фрейда, Дж. Зилбурга, Г. Салливана, Ф. Фромм-Рейхман, В. Франкла, Э. Фромма. Указанных авторов интересуют, прежде всего, вопросы одиночества как внутреннего специфического чувства и ощущения какой-то утраченности внутренним миром личности, вопросы длительности протекания одиночества и причины его возникновения. Утверждая, что человеку свойственна потребность в общении, они склоны считать одиночество патологией, ведущей к деградации личности.
Социологи Д. Рисмен, К. Баумен, Ф. Слейтер, У. Уорд и другие рассматривают проблему одиночества, главным образом, как потерю индивидом социальной связи. Они проводят многочисленные конкретные социологические исследования одиночества среди различных групп населения, акцентируя внимание на объективные внешние факторы одиночества и проблемы его измерения.
6
При изучении одиночества философы, социологи, социальные психологи, антропологи выделяют по меньшей три толкования: одиночество - это область эмоционального переживания; одиночество - это сложное состояние, овладевающее личностью целиком - чувствами, мыслями, поступками; одиночество - форма сознания. Вопрос об определении одиночества обсуждается в течение почти целого столетия, но так и не нашел своего единого решения. Это связано, прежде всего, с тем, что существуют две точки зрения относительно направленности одиночества: одни ученые признают негативную направленность, а другие, напротив - позитивную. Позитивная служит совершенствованию личности, проявлению ее самосознания, а негативная - разрушению личности. Поскольку одиночество очень противоречивый и многоликий феномен, то трудно дать ему универсальное и однозначное определение.
К настоящему времени в науке достаточно обстоятельно разработана проблема причин данного феномена. Э. Фромм обосновывает идею о том, что неудовлетворенность высших потребностей (потребность в уважении, в признании и в самореализации) является причиной одиночества. Другие исследователи усматривают причину одиночества в ускорении темпов жизни, в наличии условий, когда человек остается один в толпе (Д. Рисмен, Э. Тоффлер); в утрате ценностей и смысла жизни (Ф. Франки). Нередко причиной одиночества называется трансформация общения в современном мире. Оно все больше становится деловым, утилитарно-функциональным и лишается теплоты, искренности, солидарности между людьми. Указываются и другие причины, что вполне объяснимо. Изменения социальной, экономической, политической, духовной жизни социума вносят коррективы в жизнь каждого человека и общности людей. Меняется уровень жизни, возраст человека, характер деятельности, социальное окружение, культурная среда - все это может способствовать возникновению одиночества.
7
Следом за причинами усиленно разрабатывается и вопрос о видах одиночества. Выделяются, как правило, такие виды одиночества, как внутреннее и внешнее, духовное и эмоциональное, личностное и социальное.
В России проблема одиночества становится предметом научного исследования сравнительно недавно. «Многие годы и десятилетия без особых доказательств мы принимали тезис о том, что одиночество — это неизбежный спутник отчуждения - присущ только западному миру, тогда как у нас в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может»1. Лишь в 1980-е годы возникают первые попытки анализировать проблему одиночества, но, главным образом, в каком-либо эмпирическом контексте - в связи с космосом, НТР, экстремальными условиями. Этому посвящены работы И. П. Волкова, В. И. Лебедева, Л. П. Гримака. В большинстве случаев они трактуют одиночество как состояние, угрожающее здоровью человека, приводящее к различным психозам и депрессиям и связанное с вынужденной изоляцией человека.
Исследуя проблемы самосознания и общения людей, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Н. Е. Покровский, М. С. Каган рассматривают одиночество как сложный феномен, выделяя его объективные и субъективные стороны. Объективная сторона одиночества - это реальные общественные отношения, принимающие в определенных условиях деформированный характер. Субъективная - проявляется в психологическом состоянии личности, осознающей в социальных связях враждебное начало. Историко-культурные и ментальные характеристики одиночества находят свое отражение в трудах Т. А. Акиндиновой, В. М. Диановой, Д. Ю. Дорофеева, И. И. Евлампиева, О. В. Журавлева, С. Н. Иконниковой, Е. Г. Соколова, Ю. Н. Солонина, Б. В. Маркова, М. С. Уварова, Э. П. Юровской.
Следует подчеркнуть, что в 90-х годах XX века интерес к проблеме одиночества в отечественной науке значительно возрос: в это время
1 Покровский Н. С. Человек, одиночество, гуманизм.// Лабиринты одиночества. М., 1989. - С. 5.
8
появляются отдельные статьи, брошюры, книги, диссертации, посвященные данной проблеме. Авторы изучают феномен одиночества с философских, нравственных, психологических и иных позиций.1
Цель и основные задачи диссертации — провести философско-культурологическое исследование феномена одиночества, раскрывающее его многоликую природу и содержание как важного, противоречивого духовного состояния человека и социального явления.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
¦ показать важное место проблемы одиночества в истории социально-философской мысли;
¦ систематизировать теоретико-методологические концепции одиночества;
¦ раскрыть понятие и сущность феномена одиночества, его положительные и отрицательные стороны;
¦ осуществить философско-культурологический анализ проблемы одиночества на примере русской ментальности.
Объект исследования. Сознание как феномен человеческого существования проявляет себя в многообразии своих форм. Часть таких форм сознания человек приобретает в результате как объективного (антропогенез), так субъективного (становление индивидуальности) развития. Другие формы сознания имманентны человеку и обусловлены его сущностными признаками. Несомненно, таким экзистенциальным свойством является социальность. Однако человек не может быть полностью растворён в обществе, поэтому ему присущи и оппозиционные социальности, но так же имманентные формы существования, которые обуславливают соответствующие формы сознания. К числу таких форм сознания
1 См. Швалб Ю. М., Данчева О. В. Одиночество. Киев, 1991; Гагарин А. С. Одиночество как феномен человеческого бытия/ Рациональность иррационального. Екатеринбург, 1991, с. 77-109; Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-философский анализ. Канд. Дис. М., 1995; Хамитов Н.В. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995; Пузанова Ж. В. Одиночество. М., 1998 и др.
9
принадлежит одиночество, которое и выбрано в качестве объекта настоящего исследования.
Предмет исследования. Проблема одиночества имеет ярко выраженную особенность, обусловленную культурной спецификой. Ввиду важности объективного научного изучения изменений, охватывающих все сферы жизнедеятельности современного российского общества, предметом данной диссертационной работы выбран феномен одиночества в русской культуре XX века.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды видных отечественных и зарубежных философов, культурологов, социологов, социальных психологов. В качестве методологических оснований исследования проблемы одиночества автор использует единство исторического и логического подходов к изучению рассматриваемого явления, сочетание анализа и синтеза, единство индивидуального и социального, системный метод. Анализ одиночества проводится с использованием метода сравнительного анализа.
Научная новизна диссертационной работы предопределяется самим выбором в качестве предмета исследования проблемы одиночества, ранее редко попадавшая в сферу научного интереса культурологии, и состоит в следующем:
¦ проведен культурологический анализ основных текстов, посвященных проблеме одиночества;
¦ впервые рассмотрена проблема одиночества в контексте русской ментальности;
¦ показана специфика проявления одиночества в различных формах социальной практики;
¦ содержательно обогащена категория одиночества и ряд сопряженных с ней понятий, таких как уединение, автономия и независимость личности и др.;
10
¦ в ходе анализа продемонстрирована противоречивость феномена одиночества, отражены его негативные и позитивные стороны;
¦ произведена попытка систематизации имеющихся в научной литературе взглядов на одиночество и выработки целостной культурологической концепции.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в прояснении и расширении концептуального поля, фиксирующего культурные, социальные и экзистенциальные аспекты одиночества, что может быть использовано как при составлении программ социометрических исследований, так и для коррекции негативных эффектов, связанных с одиночеством. Выводы, полученные в исследовании, могут быть использованы при подготовке спецкурсов по различным гуманитарным дисциплинам.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Одиночество есть имманентная человеку форма сознания, более того акт и продукт самосознания. Человек как личность начинается с рефлексии над собственным одиночеством. Именно в одиночестве развивается процесс самопознания и нарастает потребность обретения идентичности человека.
2. Одиночество есть социальное явление. В человеке как существе, исторически развивавшемся в больших группах, филогенетически закрепилась потребность к постоянному общению с себе подобными, потребность связи с окружающим миром.
3. Одиночество — сложный и противоречивый феномен. Его противоречивость заключается, прежде всего, в том, что человек испытывает две противоположные потребности: с одной стороны, это потребность в общении и стремление избежать своего одиночества, с другой стороны, потребность в уединении, обособлении, добровольном стремлении к одиночеству.
4. Одиночество имеет культурную ценность. Одиночество ценно, поскольку потенциально предполагает момент творения. Во-первых, в
11
момент своего одиночества человек творит самого себя, во-вторых, он творит культуру: систему идеалов и ценностей, наконец, создает произведения искусства.
5. Смысловое пространство одиночества находится в постоянном развитии, отражая на каждом историческом этапе в своем содержании интегральные знания о мире и о себе. По мере усложнения жизненного мира человека, проникновения в познание своего субъективного мира, проблема одиночества перерастает из сугубо личной в общепризнанный факт человеческого бытия.
6. Распространение социального одиночества связано с кризисными моментами в развитии общества на всех этапах становления его истории. Кризис культуры в значительной мере влияет на духовное состояние отдельной личности и общества в целом, в этом случае сущность одиночества проявляется в утрате социальным объектом чувства человеческой общности и солидарности.
7. Для целостного осмысления одиночества необходим комплексный подход, интегрирующий знания и методы различных наук. Философско-культурологический анализ одиночества предполагает изучение феномена во всей полноте его философских, культурно-исторических, социально-психологических, личностных и ситуативных характеристик.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы, включающего 258 наименований.
12
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность...
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации...

Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования. Актуальность темы исследования, на...
...

Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования. Управление
Вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационного исследования, логику осуществленного в нем анализа, его цели и задачи

Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в экономике...
Актуальность проблем рационализации природопользования в Республике и недостаточная их изученность определили выбор темы этой диссертационной...

Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет...
Актуальность темы исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта трансформационный и теоретико-методологический....

Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования
Целью данного исследования является разработка методологических основ организационно-экономического механизма создания' ис использования...

Актуальность темы исследования iconАктуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью...
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности экономической интеграции в корпоративном...

Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования определяется несколькими моментами
Особую актуальность сегодня имеет осмысление и освоение содержавшихся в древнерусской культурной традиции принципов устойчивого и,...

Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами....
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, изменением курса государственной политики в сфере...

Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования. Стабильное и эффективное функционирование...
Актуальность темы исследования. Стабильное и эффективное функционирование экономики России невозможно без рационально организованного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница