При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае




Скачать 291.58 Kb.
НазваниеПри этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае
страница1/3
Дата публикации26.05.2013
Размер291.58 Kb.
ТипРешение
vbibl.ru > Культура > Решение
  1   2   3






Преамбула1:

«Решая трудную задачу перебором вариантов, изобретатель может годами не сдвинуться с места: что из того, что из 50 тыс. вариантов уже рассмотрены 3 тыс. Иное дело - при решении задачи по АРИЗ. Человек сознательно управляет процессом решения, подключая знание тех или иных закономерностей, приемов, методов и т. д. Каждая операция приближает решение, проясняет тьму. Контуры решения выступают постепенно (и, конечно, намного быстрее, чем при работе методом проб и ошибок).

По традиции "озарение" привыкли считать непременным свойством творчества: есть "озарение" - есть и творчество, нет "озарения" - нет творчества. Теперь, на новом уровне организации творчества, вместо "озарения", "осенения" психологическим атрибутом творчества становится "прояснение" (постепенный переход к свету).

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т.е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае».


^ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ-85В

Автор: Альтшуллер Генрих Саулович

ВНИМАНИЕ! АРИЗ — сложный инструмент, не применяйте его для решения но­вых производственных задач без предварительного обучения хотя бы по 80-часовой программе.

АРИЗ — инструмент для мышления, а не вместо мышления. Не спе­шите! Тщательно обдумывайте формулировку каждого шага. Кроме того, надо обязательно записывать (на полях) все соображения, возникающие по ходу решения задачи.

АРИЗ — инструмент для решения нестандартных задач. Проверьте, может быть, ваша задача решается по стандартам?

Часть I. Анализ задачи

Основная цель первой части АРИЗ — переход от расплывчатой изобре­тательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (мо­дели) задачи.

1.1. Записать условия мини-задачи (без специальных терминов!) по следующей схеме.

Техническая система для (указать назначение) включает (перечис­лить основные части системы). Техническое противоречие 1: (указать). Техническое противоречие 2: (указать), необходимо при минимальных изменениях в системе (указать результат, который должен быть получен).

Пример. Техническая система для приема радиоволн включает антенну радиотелескопа, радиоволны, молниеотводы, молнии. ТП-1: если молние­отводов много, они надежно защищают антенну от молний, но поглощают радиоволны. ТП-2: если молниеотводов мало, то заметного поглощения ра­диоволн нет, но антенна не защищена от молний. Необходимо при мини­мальных изменениях обеспечить защиту антенны от молний без поглоще­ния радиоволн. (В этой формулировке следует заменить термин «молние­отвода словами «проводящий стержень», «проводящий столб» или просто «проводник»).

Примечания:

1. Мини-задачу получают из изобретательской ситуации, введя огра­ничения: «Все остается без изменений или упрощается, но при этом появ­ляется требуемое действие (свойство) или исчезает вредное действие (свойство)». Переход от ситуации к мини-задаче не означает, что взят курс на решение небольшой задачи. Наоборот, введение дополнительных требований (результат должен быть получен «без ничего») ориентирует на обострение конфликта и заранее отрезает пути к компромиссным ре­шениям.

2. При записи шага 1.1. следует указать не только технические части системы, но и природные, взаимодействующие с техническими. В задаче о защите антенны радиотелескопа такими природными частями системы являются молнии и принимаемые радиоволны (если они излучаются при­родными космическими объектами).

3. Техническими противоречиями называют взаимодействия в системе, состоящие, например, в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное; введение (усиление) полезного действия или устранение (ослаб­ление) вредного действия вызывает ухудшение (в частности, недопустимое усложнение) одной из частей системы или всей системы в целом.

Технические противоречия составляют, записывая одно состояние элемента системы с объяснением того, что при этом хорошо, а что — плохо. Затем записывают противоположное состояние этого же элемента, и вновь — что хорошо, что плохо.

Иногда в условиях задачи дано только изделие; технической системы (инструмента) нет, поэтому нет явного ТП. В этих случаях ТП получают, условно рассматривая два состояния изделия, хотя одно из состояний за­ведомо недопустимо. Например, дана задача: «Как наблюдать невоору­женным глазом микрочастицы, взвешенные в образце оптически чистой жидкости, если эти частицы настолько малы, что свет обтекает их?»

ТП-1: если частицы малы, жидкость остается оптически чистой, но частицы невозможно наблюдать невооруженным глазом.

ТП-2: если частицы большие, они хорошо наблюдаемы, но жидкость перестает быть оптически чистой, а это недопустимо.

Условия задачи, казалось бы, заведомо исключают рассмотрение ТП-2: изделие менять нельзя! Действительно, в дальнейшем будем исходить (в данном случае) из'ТП-1, но ТП-2 даст дополнительные требования к изделию: маленькие частицы, оставаясь маленькими, должны быть больши­ми...

4. Специальные термины, относящиеся к инструменту и внешней сре­де, необходимо заменять простыми словами для снятия психологической инерции. Термины:

- навязывают старое представление о технологии работы инструмента: «ледокол колет лед» — хотя можно продвигаться сквозь льды, не раскалы­вая их;

- затушевывают особенности веществ, упоминаемых в задаче: «опалуб­ка» — это не просто «стенка», а «железная стенка»;

- сужают представления о возможных состояниях вещества: термин «краска» тянет к традиционному представлению о жидкой или твердой краске, хотя краска может быть и газообразной.

1.2. Выделить и записать конфликтующую пару элементов: изделие и инструмент.

Правило 1. Если инструмент по условиям задачи может иметь два состояния, надо указать оба.

Правило 2. Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов, достаточно взять одну пару.

Пример. Изделие молния и радиоволны. Инструмент проводящие стержни (много стержней, мало стержней).

Примечания:

5. Изделием называют элемент, который по условиям задачи надо обработать (изготовить, переместить, изменить, улучшить, защитить от вредного действия, обнаружить, измерить и т. д.). В задачах на обнаруже­ние и измерение изделия может оказаться элемент, являющийся по своей основной функции инструментом, например шлифовальный круг.

6. Инструментом называют элемент, с которым непосредственно взаи­модействует изделие (фреза, а не станок; огонь, а не горелка). В частности, инструментам может быть часть окружающей среды. Инструментом яв­ляются и стандартные детали, из которых собирают изделие. Например, набор частей игры «Конструктор» — это инструмент для изготовления различных моделей.

7. Один из элементов конфликтующей пары может быть сдвоенным. Например, даны два различных инструмента, которые должны одновременно действовать на изделие, причем один инструмент мешает другому. Или даны два изделия, которые должны воспринимать действие одного и того же инструмента: одно изделие мешает другому.

1.3. Составить графические схемы ТП-1 и ТП-2.

Пример:

ТП-1: много проводящих стержней ТП-2: мало проводящих стержней

Примечания:

8. В таблице (см. в конце) приведены схемы типичных конфликтов. Допустимо использование нетабличных схем, если они лучше отражают сущность конфликта.

  1. В некоторых задачах встречаются многозвенные схемы конфликтов, например:





такие схемы сводятся к однозвенным



если считать Б изменяемым изделием или перенести на Б основное свойство (или состояние) А.

10. Конфликт можно рассматривать не только в прострастве, но и во времени.

11. Шаги 1.2 и 1.3 уточняют общую формулировку задачи. Поэтому после шага 1.3 необходимо вернуться к 1.1 и проверить, нет ли несоответ­ствий в линии 1.1 —1.2—1.3. Если несоответствия есть, их надо устранить, откорректировав линию.

1.4. Выбрать из двух схем конфликта ту, которая обеспечивает наи­лучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции технической системы, указанной в условиях задачи). Указать, что является главным производственным процессом.

Пример. В задаче о защите антенны радиотелескопа главная функция системы прием радиоволн. Поэтому выбрать следует ТП-2: в этом случае проводящие стержни не вредят радиоволнам.

Примечания:

12. Выбирая одну из двух схем конфликта, мы выбираем и одно из двух противоположных состояний инструмента. Дальнейшее решение должно быть привязано именно к этому состоянию. Нельзя, например, подменять «малое количество проводников» каким-то «оптимальным ко­личеством». АРИЗ требует обострения, а не сглаживания конфликта.

«Вцепившись» в одно состояние инструмента, мы в дальнейшем должны добиться, чтобы при этом состоянии появилось положительное свойство, присущее другому состоянию. Проводников мало и увеличи­вать их количество не будем, но — в результате решения молнии должны отводиться так, словно проводников очень много.

13. С определением главного производственного процесса (ГПП) иногда возникают трудности в задачах на измерение. Измерение почти всегда производят ради изменения, т. е. обработки детали, выпуска про­дукции. Поэтому ГПП в измерительных задачах — это ГПП всей системы, а не измерительной части.

Исключением являются только некоторые задачи на измерение в научных целях.

1.5. Усилить конфликт, указав предельное состояние (действие) элементов.

Правило 3. Большинство задач содержат конфликты типа «много элементов» и «мало элементов» («сильный элемент» — «слабый элемент» и т. д.). Конфликты типа «мало элементов» при усилении надо приводить к одному виду — «ноль элементов» («отсутствующий элемент»).

Пример. Будем считать, что вместо «малого количества проводни­ков» в ТП-2 указан «отсутствующий проводник».

1.6. Записать формулировку модели задачи, указав: 1) конфликтую­щую пару; 2) усиленную формулировку конфликта; 3) что должен сделать вводимый для решения задачи икс-элемент (что он должен сохранить и что должен устранить, улучшить, обеспечить и т. д.).

Пример. Даны отсутствующий проводник и молния. Отсутствующий проводник не создает помех (при приеме радиоволн антенной), но и не обеспечивает защиту от молний. Необходимо найти такой икс-элемент, который, сохраняя способность отсутствующего проводника не создавать помех (антенне), обеспечивал бы защиту от молний.

Примечания:

14. Модель задачи условна, в ней искусственно выделена часть эле­ментов технической системы. Наличие остальных элементов только подразумевается. Так, в модели задачи о защите антенны из четырех элемен­тов, необходимых для формулировки задачи (антенна, радиоволны, про­водник и молния), остались только два, остальные упоминаются в скобках— их можно было бы вообще не упоминать.

15. После шага 1.6 следует обязательно вернуться к 1.1 и проверить логику построения модели задачи. При этом часто оказывается возмож­ным уточнить выбранную схему конфликта, указав в ней икс-элемент, например так:



16. Икс-элемент не обязательно должен оказаться какой-то новой вещественной частью системы. Икс-элемент — это некое изменение в сис­теме, некий икс вообще. Он может быть равен, например, изменению температуры или агрегатного состояния какой-то части системы или

внешней среды.

1.7. Проверить возможность применения системы стандартов к реше­нию модели задачи. Если задача не решена, перейти ко второй части АРИЗ. Если задача решена, можно перейти к седьмой части АРИЗ, хотя и в этом случае рекомендуется продолжить анализ по второй части.

Примечание:

17. Анализ по первой части АРИЗ и построение модели существенно проясняют задачу и во многих случаях позволяют увидеть стандартные черты в нестандартных задачах. Это открывает возможность более эффек­тивного использования стандартов, чем при применении их к исходной формулировке задачи.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае iconЭлементы решения задачи оптимизации
Решение задачи оптимизации с помощью ЭВМ включает следующие обязательные элементы: постановку задачи; математическую модель; алгоритм...

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае iconЛекция Этапы решения педагогической задачи
В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате...

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае iconОбучение общим методам решения задач в школьном курсе математики. Выполнил студент 144-й группы
Вообще чтобы научиться решать задачи надо их решать, причем решать различные задачи и по-разному (то есть разными способами), анализировать...

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае iconК. Г. Юнг Борьба с тенью
Но даже в этом случае психиатр, как ученый, не претендует на всеобъемлющий ответ, поскольку рассматривает свою точку зрения не более,...

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае iconПлан 1 Декомпозиция задачи сетевого взаимодействия 1 2 Многоуровневый подход 2
Так, любой из показанных на рисунке 1 модулей может быть переписан заново. Пусть, например, это будет модуль А, и если при этом разработчики...

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае iconЗадача представлена в форме сквозной задачи на примере условной организации...
Задача представлена в форме сквозной задачи на примере условной организации – ОАО. Решение предложенной задачи предусматривает учетную...

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае iconЗадача представлена в форме сквозной задачи на примере условной организации...
Задача представлена в форме сквозной задачи на примере условной организации – ОАО. Решение предложенной задачи предусматривает учетную...

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае iconРешение модельной задачи (работа в группах). Презентация решений,...
Помимо основных тематических блоков в программу мастер-класса включена работа в группах по подготовке проекта (решение модельной...

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае iconРешение модельной задачи (работа в группах). Презентация решений,...
Помимо основных тематических блоков в программу мастер-класса включена работа в группах по подготовке проекта (решение модельной...

При этом (здесь есть своеобразный парадокс) решение задачи частично известно еще до постановки задачи. Не зная задачи, мы заранее знаем законы, т е. ответ в общей форме. Процесс решения состоит в переходе от общих законов к конкретному их овеществлению в данном случае iconПри решении задачи №1 важно усвоить сущность статистической свод­ки...
Решение задачи вначале требуется представить как рабочую таблицу с разбивкой материала на однородные группы, затем в виде сводной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница