Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания




Скачать 78.54 Kb.
НазваниеСущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания
Дата публикации19.05.2013
Размер78.54 Kb.
ТипЗакон
vbibl.ru > Культура > Закон
http://sv-sidorov.ucoz.com/index/gosehkzamen_fakultet_istorii_i_prava_specialitet/0-75

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания.
Воспитание – одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.

Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие склонностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативной функции и социализация личности. Воспитание позволяет организовать личностно и общественно ценную деятельность школьника, сформировать у него опыт достижения личного и коллективного успеха.

Современное воспитание направлено на формирование цивилизованной личности, сочетающей разностороннее развитие со способностью к социальной адаптации. Человек и общество в целом может существовать только в условиях, пригодных для его жизни. Сохранение таких условий на Земле в последние десятилетия оказалось под угрозой, поэтому поддержание экологического равновесия – социально значимая задача. Следовательно, социальная адаптация, сочетающая общественную полезность с личным успехом человека в обществе, в наши дни дополняется обязательным требованием бережного отношения к природе. Поэтому целью воспитания сегодня является нужный и полезный для общества, способный к личному успеху человек, личность которого, развивается и самореализуется в гармонии с собой, природой и обществом.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
В современном обществе воспитание выполняет три основных функции:

  1. культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

  2. гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);

  3. функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.

Тесная связь воспитания с общественной жизнью предполагает обусловленность воспитания особенностями культуры и исторической памяти каждого народа, сложившимися в обществе национальными обычаями и традициями, национальным менталитетом.
В современных педагогических концепциях воспитание рассматривается как неотъемлемая часть целостного образовательного процесса. Образовательный процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение задач образования, развития и воспитания школьников. Отличительная черта целостного образовательного процесса – синтез основных процессов: обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский). Поэтому педагогический, осуществляемый в образовательном учреждении, часто называют учебно-воспитательным процессом.

При сравнении воспитательного процесса с учебным выделяются как общие для обоих процессов свойства, так и такие, в который проявляется специфика воспитательного процесса. К общим свойствам относятся: целенаправленность, двусторонний характер, управляемость, отражение в процессе и результате общественных ценностей, единство целей, задач, содержания, форм и методов.

^

Особенности воспитательного процесса, по сравнению с процессом обучения, наиболее отчётливо проявляются в следующих свойствах:

  • многофакторность (на воспитание влияет гораздо больше факторов, чем на обучение, в том числе таких факторов, влияние которых практически невозможно предусмотреть заранее);

  • ^

    вариативность результатов (результаты воспитание трудней предсказать и воспроизвести, чем результаты обучения; это свойство тесно связано с предыдущим);

  • длительность (достижение явных положительных результатов воспитания требует больше времени, чем при обучении);

  • непрерывность (воспитание человека происходит не только в образовательном процессе, но и в семье, а также во взаимодействии с разными субъектами вне семьи и школы; даже свободное общение со сверстниками оказывает воспитывающее влияние на личность);

  • комплексность формирования требуемых качеств (учебный материал можно усваивать блоками, но невозможно воспитать, например, сначала дисциплину, потом патриотизм, потом ценностное отношение к себе, а потом перейти к воспитанию эстетических чувств).



^ Закономерности воспитания обычно понимаются как недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих в воспитательном процессе связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на воспитательный процесс. Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания. Таким образом, закономерности воспитания можно определить как зависимости эффективности воспитания от некоторых факторов, условий.

Эффективность воспитания зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений. Одно и то же воспитательное воздействие может привести к разным результатам, если не учитывать те отношения, которые сложились между педагогом и воспитанником.

2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает в себя специально упорядоченную совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы. Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха.

3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике. При этом необходимо, чтобы у педагога слово не расходилось с делом, а то, чему учит педагог, находило подтверждение и применение в жизни и опыте ребёнка.

4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам относятся личностные особенности педагогов и воспитанников, влияющие на взаимодействие между ними. Объективные факторы отражают условия воспитания: материальные, педагогические и др.

5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Наличие у личности этих умений является результатом воспитания.

6. От активности его участников в педагогическом взаимодействии.

7. От эффективности сопутствующих воспитанию процессов: развития и обучения. Чем эффективней организовано обучение, чем успешней происходит развитие личности, тем выше результаты воспитания.

8. От качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью.

9. От интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника. «Внутренняя сфера» - система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемая как целостное образование. В воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения школьника.

10. От интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу.
^ Принципы воспитания – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации воспитательного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса воспитания, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями имеющейся системы образования. Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах воспитания, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов.

В учебном пособии И.П. Подласого приводится следующая система принципов:

  • принцип общественной направленности воспитания состоит в том, что в воспитательном процессе необходимо готовить ребёнка к активной общественной жизни, учить быть полезным членом общества.

  • принцип связи воспитания с жизнью, трудом означает, что воспитание должно ориентировать ребенка на трудовую деятельность в реальных условиях взрослой жизни: вырабатывать ценностное отношение к процессу и результату своего труда и труда других людей, трудовые умения и навыки, помогать в выборе профессии.

  • принцип опоры на положительное в воспитании имеет следующий смысл: видеть в положительные качества, развивать их и с помощью этих качеств преодолевать недостатки;

  • принцип гуманизации воспитания требует от педагога уважения прав и свобод ребёнка, ненасильственного формирования у воспитанника требуемых качеств;

  • принцип личностного подхода требует в индивидуального подбора для каждого воспитанника наиболее подходящих методов, приёмов, средств и форм воспитания; этот принцип реализуется благодаря учёту в воспитании индивидуальных особенностей ребёнка;

  • принцип единства воспитательных воздействий означает единство, непротиворечивость требований к ребёнку, предъявляемых различными субъектами воспитания, соответствие самого воспитателя тем качествам, которые он хочет воспитать в ребёнке.

^

По направленности на различные сферы личности выделяется умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.

Умственное воспитание направленно на формирование ценностного отношения к знаниям, потребности в познании, в умственной деятельности, в самообразовании.

^

Основная цель физического воспитания – формировать здоровый образ жизни, потребность заниматься физической культурой и спортом.

Трудовое воспитание формирует элементарные трудовые умения, навыки самообслуживания, ценностное отношение к своему и чужому труду и его результатам.

Нравственное воспитание направлено на формирование и развитие нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали (норм культурного поведения, способности к дружбе и любви, гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения и т.д.).

Главной целью эстетического воспитания выступает формирование эстетического отношения к жизни, к природе, к искусству, к поведению и внешнему виду, способности видеть, ценить и создавать красоту вокруг себя.




Вернуться на Госэкзамен. Факультет Истории и права (специалитет)


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания icon14. Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания
...

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания iconНа основании закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования...
Е процесса воспитания школы осуществляется на основе качественно нового представления о статусе воспитания, с учетом отечественных...

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания iconПри руководстве воспитанием учитываются требования принципов
Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также, тесно связаны...

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания iconПрограмма экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана...
Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность...

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания iconАнализ массового мероприятия
Анализ – это выявление сущности процесса воспитания, ограниченного рамками мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности...

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания iconПедагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с...
Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, его формировании как личности. Педагогика изучает сущность, закономерности,...

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания iconСовременное образовательное пространство образовательного учреждения: технологии развития
Изменения, происходящие сегодня в современном образовании, требуют от школы серьезных изменений в экономике, управлении, в перестройке...

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания iconЗакономерности и принципы воспитания
Педагогическое мастерство и профессионализм. Требования, предъявляемые к педагогу профессионального обучения

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания iconСоциальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей...
Крепление здоровья воспитанников доу – основная задача дошкольных учреждений. В концепции дошкольного воспитания решению проблем,...

Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания iconМатериально-техническое обеспечение образовательного процесса 
Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница