Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание




НазваниеМетодические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание
страница1/5
Дата публикации18.04.2013
Размер0.55 Mb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации по организации работы УДОДиМ в 2011/2012 учебном году

Содержание.
1.Введение.

2..Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой документ.

3.Актуальные направления идеологической и воспитательной работы в новом учебном году.

4.Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи художественного, технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического профилей.

5.Заключение.

6.Приложения.

Новый учебный год является знаковым для всех учреждений образования – 1 сентября вступает в силу Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее Кодекс). Особое значение этот правовой документ имеет для учреждений внешкольного воспитания и обучения, так как в нем впервые законодательно закреплена стратегия развития этих учреждений. В соответствии с Кодексом с 1 сентября 2011 года учреждения внешкольного воспитания и обучения будут переименованы в учреждения дополнительного образования детей и молодежи. В связи с этим с 1 сентября 2011 года должность «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива любительского объединения, секции, студии, туристской группы и других)» будут переименованы на должность «педагог дополнительного образования». Новые подходы к организации дополнительного образования детей и молодежи будут отражены не только в смене названия, но и, что особенно важно, в самой сути образовательного процесса. В разделе XIII глава 46 «Система дополнительного образования детей и молодежи» определены принципиальные основы функционирования системы дополнительного образования детей и молодежи в национальной системе образования, сформулированы общие требования к реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, обозначены подходы к разработке образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, которые предусматривают выдачу документа об обучении - свидетельства о дополнительном образовании детей и молодежи с повышенным уровнем получения дополнительного образования (в соответствии со ст. 99 Кодекса).

Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию (глава 46, ст. 228 Кодекса).

Становление и развитие дополнительного образования детей и молодежи предполагает решение следующих задач: привлечение к занятиям обучающихся среднего и старшего возраста, изучение интересов и потребностей учащихся, их родителей, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся, создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов, формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности учащихся с целью создания единого образовательного пространства учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

При организации дополнительного образования детей и молодежи следует опираться на свободный выбор видов и сфер деятельности, личностные интересы, потребности, способности детей и молодежи, возможность их свободного самоопределения и самореализации, единство обучения, воспитания, развития, практико-деятельностную основу образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей и молодежи, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на интересы воспитанников, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Для каждой ступени основного образования учреждения дополнительного образования детей и молодежи способны предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей развития личности в определенный возрастной период:

  • дошкольное образование – предшкольная подготовка;

  • начальное образование – помощь в освоении позиции ученика: включение в различные учебные сообщества;

  • базовое образование – поддержка процесса самоопределения личности;

  • среднее образование – сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся, обеспечение допрофессиональной компетентности, подготовка к активной адаптации на рынке труда.

Переход к системе дополнительного образования требует от учреждений образования качественного изменения содержания, форм и методов деятельности, что невозможно без соблюдения следующих условий: высокого уровня программно-методического обеспечения, внедрения инновационных педагогических методик, технологий в образовательный процесс, системной работы по повышению профессионального уровня кадров.

Образовательный процесс и воспитательное влияние на обучающихся основываются на программном обеспечении, которое характеризуется постепенно усложняющейся деятельностью детей и подростков творческих объединений, что способствует повышению творческого потенциала и самоопределению в выборе будущей профессии. Дополнительное образование детей и молодежи предполагает, прежде всего, реализацию образовательной программы по одному или нескольким профилям деятельности. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи являются нормативным правовым документом, определяющим цели, задачи, содержание и результаты деятельности, реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в иных учреждениях образования.

Освоение образовательных областей, тем учебных предметов, учебных дисциплин осуществляется на базовом, повышенном уровнях. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании каждое учреждение имеет право разрабатывать образовательные программы объединений по интересам на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы художественного профиля, рекомендуется для создания программ объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, использовать материалы сборников, подготовленных Национальным центром художественного творчества детей и молодежи:

- Образовательные программы музыкальных и хореографических объединений учреждений внешкольного воспитания и обучения (с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь). – Мн., 2009. – 210с.

- Программно-методические материалы участников финала Республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог года внешкольного учреждения» / – Минск: «Услуга», 2010. – 308 с.

Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы технического профиля, рекомендуется использовать для создания программ объединений по интересам материалы сборников:

- Учебные программы. Для учебных заведений и учреждений внешкольного воспитания и обучения. Техническое и художественное творчество. Часть 1, 2. – Мн.: 2002.

- Праграмы для пазашкольных устаноў і агульнаадукацыйных школ. Тэхнічная творчасць. Частка 1,2. – Мн.: 1997.

Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы эколого-биологического профиля, рекомендуется использовать для создания программ объединений по интересам материалы сборников:

- Программы «Исследователи природы» для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003. - 112 с.

- Сборник программ «Любители природы» для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. – Мн.: ООО «Мэджик Бук», 2007. - 82 с.

- Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля для руководителей объединений по интересам (кружков) учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учреждений (с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь). – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009.

Учреждениям образования, которые реализуют образовательные программы туристско-краеведческого профиля, рекомендовано для создания программ объединений по интересам использовать материалы сборника «Учебные программы для учреждений внешкольного воспитания и обучения и общеобразовательных учреждений. Туризм и краеведение / – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. — 256 с.»

Готовятся к выпуску сборники образовательных программ театральных объединений, образовательных программ изобразительного и декоративно-прикладного творчества, образовательных программ по техническому творчеству учащихся.

Материалы данных сборников рекомендуется также использовать для создания индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи, которые определяют особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися из числа лиц с особенности психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия (уроки). Приложение 1

В учреждении дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность, апробируется экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи.

Переход в режим развития требует от учреждений дополнительного образования и молодежи определения специфики своей деятельности, включение в поиск нового содержания образования, осмысление научно-методических основ образовательно-воспитательного процесса, освоения новых форм методической работы, совершенствования системы работы с кадрами.

19-20 октября 2011 года в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи состоится Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей и молодежи: опыт, перспективы развития», которая будет способствовать выявлению основных тенденций развития дополнительного образования, решению актуальных проблем функционирования системы дополнительного образования детей и молодежи, расширению международных контактов в сфере дополнительного образования детей и молодежи. Материалы конференции рекомендуется использовать при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Создание системы научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи, которое должно отвечать всем требованиям современного содержания образования, является основной задачей методической службы. Это – осуществление координации информационного, организационного, программно-методического обеспечения учреждений, оптимизация их деятельности и перевод на качественно новый уровень. В центре внимания необходимо поставить вопросы развития проектировочных способностей методистов и педагогов, с тем чтобы обеспечить эффективную разработку программ нового поколения, перспективных моделей обучения с учетом запросов детей, родителей, общества. Процесс создания образовательных программ в современных условиях – это творческий труд, предполагающий активную исследовательскую деятельность педагога. Программы должны носить креативный характер, учитывать возможности самовыражения учащихся, их творческой импровизации, сочетать индивидуальную и коллективную формы работы. Содержание образовательных программ должно соответствовать современным образовательным технологиям, достижениям культуры, национальным традициям и особенностям регионов, возрастным особенностям учащихся. С этой целью необходимо шире использовать возможности и результаты конкурсов педагогического мастерства, программно-методических материалов, продолжить формирование республиканского и региональных банков программ дополнительного образования детей и молодежи.

В новом учебном году целесообразно продолжить совершенствование деятельности методических служб учреждений по следующим направлениям:

  • образовательное — разработка подходов к созданию системы обеспечения профессионального роста педагогических кадров;

  • научно-исследовательское — прогнозирование образовательных потребностей педагогов в связи с тенденциями развития образования, организация исследований по актуальным проблемам воспитания;

  • опытно-экспериментальное — мониторинг результативности процессов обучения и воспитания, оказание учебно-методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций среди педагогических коллективов и отдельных педагогов;

  • информационное — создание и развитие эффективно действующей инфраструктуры: базы данных по различным направлениям педагогической практики, достижениям педагогической науки и педагогического опыта, системы мониторинга результатов, издательской базы, компьютерной сети и т. д.

Методическая служба учреждений остается центральным звеном в создании системы оказания адресной практической помощи педагогам, внедряющим новое содержание образования, использующим новые педагогические технологии и новое содержание в своей работе. Важно, чтобы в конкретных условиях модель, структура, содержание деятельности методической службы носили конкретный, открытый, гибкий, мобильный характер.

Рекомендуется сделать широко доступными результаты реализации инновационных проектов в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

Инновационная деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь регламентируется нормативным правовым обеспечением1. В помощь руководителям учреждений образования создана страница на сайте2 ГУО «Академия последипломного образования», содержащая информацию по сопровождению инновационной деятельности в учреждениях образования. Выпущены методические рекомендации по организации инновационной деятельности в учреждениях образования3.

По вопросам организации инновационной деятельности в учреждениях образования можно обращаться в центр развивающих педагогических технологий ГУО «Академия последипломного образования»: 220040, г. Минск, ул. Некрасова, 20 (каб. 217-1); контактные телефоны: (017) 285 78 55, 268 49 83.

В сфере дополнительного образования детей и молодежи в настоящее время реализуются три инновационных проекта. С целью распространения результатов инновационной деятельности в массовой образовательной практике будут опубликованы методические рекомендации.

Изменяющиеся образовательные и досуговые запросы и потребности детей и молодежи вызывают необходимость постоянного совершенствования профессионального роста педагогических кадров. Повышению эффективности в этом направлении способствует работа созданной в 2010 году Республиканской лаборатории передового педагогического опыта (Республиканский центр технического творчества учащихся). Рекомендуем создание в каждом учреждении постоянно действующих творческих лабораторий передового опыта, ресурсных информационных центров, которые в дальнейшем станут центрами комплексной методической и информационно-аналитической поддержки педагогов учреждений дополнительного образования детей.

Развитию личности педагога, его творческого потенциала будет содействовать совершенствование и реализация инновационных моделей обеспечения профессионального роста: республиканские, региональные методические объединения педагогических работников различных профилей, республиканские семинары, мастер-классы, творческие объединения.

Значимым фактором развития системы дополнительного образования детей и молодежи призвана стать
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание iconМетодические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание iconПлан работы методического объединения учителей естественно- математического цикла
Методические рекомендации мон украины по организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях арк...

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание iconПлан учебно-воспитательной работы моу «Гимназия №1» на 2011-2012...
В 2011-2012 учебном году занятия в Гимназии будут проводиться в составе 6 классов

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание iconАнализ работы мкоу «Алходжакентская сош»  в 2011-2012 учебном год
Работа коллектива школы  в 2011-2012 учебном году  была направлена на решение следующих задач

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание iconО проведении работы по учету детей дошкольного возраста в 2012-13 уч году
...

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Содержание контрольной работы
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности: 080507. 65 " Менеджмент организации" заочной формы обучения,...

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание iconАнализ научно-методической работы в 2011 -2012 учебном год
Анализ состояния и эффективности методической работы в мбоу «Многопрофильный лицей №3» в 2011- 2012 учебном году

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание iconПриказ
Содержание: «Об организации охраны, пропускного и внутри объектового режимов работы в здании и на территории мкоу «Башлыкентская...

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание iconО реализации образовательных программ в 2011 2012 учебном году
В целях регламентации учебно-воспитательного процесса в 2011 – 2012 учебном году, соблюдение требований в образовании

Методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание iconПубличный отчет о работе моу основной общеобразовательной школы №12...
В 2010-2011 учебном году целью работы школы было создание условий для самореализации индивидуальных способностей и жизненного самоопределения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница