Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей»




Скачать 487.25 Kb.
НазваниеЛекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей»
страница1/4
Дата публикации18.04.2013
Размер487.25 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Культура > Лекция
  1   2   3   4
Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей»
План лекции:

1. Особенности дополнительного образования детей.

2. Профессиограмма современного педагога дополнительного образования.

3. Образовательная программа педагога дополнительного образования: теоретические основы, методология разработки, практическое воплощение

4. Воспитание эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования на основе принципа этнокультурной коннотации

1. Особенности дополнительного образования детей
Анализ задач модернизации образования в России показывает, что качество образования зависит от возможностей социума предоставлять ребёнку спектр образовательных услуг. Качество этих услуг определяется вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального округа или региона. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место занимает дополнительное образование детей, которое в последнее время реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД), но и в образовательных учреждениях других типов – детских садах, общеобразовательных школах, профессиональных училищах, колледжах и др.

Дополнительное образование детей сегодня – действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Содержание современного дополнительного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ, независимо от осваиваемой или основной образовательной программы. В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать соё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования, поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.

Ведущими в реализации дополнительного образования детей в России являются УДО, которые широко взаимодействуют с образовательными учреждениями различных типов – дошкольными, общеобразовательными, профессиональными и др. Рассматривая особенности дополнительного образования детей, обратимся в первую очередь к деятельности УДО, поскольку пока только для них полностью прописаны нормативная и методическая базы деятельности. Представим особенности дополнительного образования детей через анализ его целей, содержания, организации и результатов.

Цели дополнительного образования определяются интересами и потребностями детей, социальным заказом родителей, социальных институтов. Социальный заказ в системе ДО связан с условиями развития личности, её способности к продуктивному решению задач в сфере трудовой, общественной, культурно-досуговой деятельности. С одной стороны, жизнь в обществе предъявляет определённые требования к человеку через общественные институты, с которыми он взаимодействует, с другой стороны, сам человек предъявляет к себе требования (или пожелания), чтобы вписаться в современную социальную жизнь. Таким образом, внешний заказ УДО состоит из заказа самих детей и их родителей, а также из заказа общественных институтов – органов власти, различных организаций, учреждений и предприятий.

Социальный заказ является основой для определения целей дополнительного образования. Поскольку дополнительное образование имеет многоуровневую систему социального заказа, иерархия его целей и задач строится по следующей цепочке: общегосударственный уровень – уровень учреждения – уровень образовательного объединения (конкретного педагога).

^ На общегосударственном уровне цели и задачи ДОД определяются Законом «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Типовым положением об учреждении ДОД и др. нормативными документами. На уровне образовательного учреждения цели конкретизируются разнообразием функций, приоритетами деятельности учреждения на определённый период времени, изменением социального заказа и т.д. На уровне конкретного педагога цели соответствуют его образовательной программе, контингенту детей и т.д.

Типовое положение об УДОД определяет его предназначение в развитии мотивации личности к познанию и творчеству. В психологии личности выделяют два типа мотивации – внешнюю и внутреннюю. Экспериментальные исследования доказали, что наиболее положительное влияние как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация, внутренняя активность личности по эффективному освоению мира с помощью поведения.

Таким образом, цель ДОД – создание условий, которые дают ребёнку ощущение, что он сам является источником своего поведения, познания мира. На внутреннюю мотивацию ребёнка положительно влияют следующие факторы ДО: наличие выбора и свободы его осуществления, стремление к компетентности и мастерству, создание ситуации успеха и др.

В соответствии с Типовым положением, УДОД должно решать следующие задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга. Вместе с общеобразовательными школами УДОД должны составить в регионе целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребёнка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.

Система целей УДОД состоит из двух групп – образовательные и социально-педагогические. Образовательные цели представляют интеграцию целей обучения, воспитания и развития. К социально-педагогическим целям относятся оздоровление детей, их социальная защита, помощь и поддержка, адаптация, реабилитация и др.

Содержание ДО характеризуется следующими особенностями:

1. ДО не регламентируется никакими стандартами, его содержание определяется потребностями детей и родителей, заказом социальных институтов.

2. ДО предоставляет ребёнку широкие возможности деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, интеллектуальной и мн. Др.

3. Содержательные аспекты деятельности многообразны: теоретический, прикладной, изобретательский, исследовательский, опытнический и др.

4. В основе деятельности лежат дополнительные образовательные программы различных уровней и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт её усвоения. Достоинство ДОП состоит в том, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребёнку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.

5. Обеспечение стабильного, разномасштабного контингента детей с активной позицией в образовательном процессе, обеспечение участия родителей в деятельности УДОД и активной позиции педагогов в обновлении образовательного процесса.

Содержание дополнительного образования детей определяется его целевыми функциями – образовательными и социально-педагогическими.

Образовательные функции включают функции обучения, воспитания и развития детей. Обучение – это процесс удовлетворения образовательных потребностей детей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребёнку осваивать, углублять и развивать знания, которые он получает в общеобразовательном учреждении, и предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применения в ОУ. К обучающим функциям относится и процесс допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки, просвещение, стимулирование самообразования.

Воспитание – это формирование личностного отношения к тому, что ребёнок усваивает в процессе образования.

Под развитием понимается процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение её сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической и сферы саморегуляции.

Социально-педагогические функции способствуют реализации образовательных функций, обеспечивают более полное выполнение целей деятельности ОУ, в том числе целей социального становления детей. К социально-педагогическим относятся функции социальной защиты, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговая и др.

Под функцией социальной защиты детей понимается создание целенаправленной системы практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и др. социально-защитных мер, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.

Оздоровление детей предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья.

Культурно-досуговая функция заключается в создании условий для развития личности ребёнка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса; разрядка индивидуальных и групповых напряжений; восстановление, возмещение, уровновешивание сил.

Реализация функции социальной адаптации детей предполагает создание условий для деятельности ребёнка по освоению условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды.

Содержание современного ДОД активно обновляется. Нового содержания требует, например, появление в УДОД дошкольников. Обновлённое содержание образования необходимо для подростков и старшеклассников. Это может быть деятельности по развитию лидерских качеств, активной жизненной позиции, предоставление возможности для социальных проб и социального закливания, профессионального и жизненного самоопределения. Большой интерес для системы ДОД представляют коррекционные дети и дети-инвалиды, с одной стороны, и одарённые дети – с другой. Создание ДОП для этих категорий детей потребовало нового содержания образования во всех трёх его составляющих: обучение, воспитание, развитие. Обновление содержания деятельности требует также обеспечения участия родителей в деятельности ОУ.

Обновление содержания ДОД может происходить за счёт введения новых областей знаний, реализации разноуровневого, комплексного, дифференцированного образования, развития и поддержки детского творчества, развития социально-педагогической и воспитательной деятельности. Большой интерес вызывают у детей такие области знаний, как менеджмент, компьютерные технологии, иностранные языки и др., которые недостаточно предоставляются детям в общеобразовательных учреждениях. Появилась не только необходимость, но и возможность развития научного творчества детей, создание для них рынка труда, программ оздоровления, реабилитации, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки с выдачей сертификатов и др. ДОП.

К основным особенностям организации ДОД относятся следующие.

1. Необходимым условием существования ДОД являются свобода выбора ребёнком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их. С этой точки зрения система ДО обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой. Несмотря на предметную ориентацию многих программ и детских объединений, ребёнок может выбрать для себя не обязательно приоритет данного предмета. Ему могут быть интересны другие роли, отношения, в которых он способен достичь успеха и которые повлияют на его дальнейший жизненный выбор.

2. Главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях, поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм. Здесь наряду с теоретическими занятиями большое значение имеют коллективная и индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки и др. формы. Результатом деятельности ребёнком могут быть не только ЗУН, а чаще всего – воплощение этих знаний в реальный продукт творческой деятельности – техническую модель, декоративно-прикладное изделие и др. В системе ДОД идёт активный процесс обновления педагогических технологий, сертификация, введение нового организационного режима. Имеется возможность обновления педагогических технологий за счёт создания новых информационных, здоровьесберегающих и социально-защитных технологий, технологий отслеживания и оценивания результатов деятельности.

3. Разнообразны формы организации детских образовательных объединений. Это не класс, а разновозрастные детские объединения разного численного состава. Наиболее распространённой формой ДОО является кружковая форма, где дети получают в основном ЗУН по какому-либо предмету. К традиционным формам относятся и клубные объединения по интересам. В последние годы появились комплексные формы ДОО: студии, мастерские, лаборатории, школы и др., - которые позволяют выявлять раннюю творческую одарённость, развивать разнообразные способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов. Становление комплексных форм ДОО может происходить через развитие межпредметных связей, создание условий для интеграции ДОП, отслеживание комплексного результата, мотивационную поддержку развития комплексного образования.

4. В УДОД в большей степени, чем в ОУ других типов, реализуется личностно ориентированный подход. В основе построения образовательного процесса лежат развитие ребёнка, его личные интересы и достижения. Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учётом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Кроме того, есть возможность индивидуальной работы с детьми. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если есть условия для организации исследования личности ребёнка, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижений.

5. Сложился особый стиль отношений между педагогами ДО и воспитанниками, основанный на уважении личности ребёнка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода в выборе ребёнком педагога, с одной стороны, и стремление педагога быть значимым для ребёнка, с другой.

К особенностям ДОД относятся и
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» iconРеспубликанский семинар-совещание на тему: «Создание инновационной...
Полнительного образования детей  Министерством образования и науки рд  16 ноября 2012 года в г. Буйнакске проведен республиканский...

Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» iconОб итогах республиканского этапа X всероссийского конкурса авторских...
В целях обновления содержания дополнительного образования детей, повышения роли учреждений дополнительного образования детей в становлении...

Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» iconОбщая характеристика учреждения
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Жарковский Дом детского творчества» – это многопрофильное...

Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» iconВозможности музыкальных занятий в оздоровлении воспитанников учреждения...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»,...

Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» iconТехническое задание по организации отдыха и оздоровления детей Центра...
Категория детей, направляющихся на отдых: обучающиеся специальных (коррекционных) школ города Москвы, занимающиеся в объединениях...

Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» iconПредоставления муниципальной услуги «организация предоставления дополнительного...
А "Организация предоставления дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности" предоставляется муниципальным...

Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» iconПредседателю аттестационной комиссии
Муниципального образовательного учреждение дополнительного образования детей Центра дополнительного образования детей «Спектр»

Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» iconОсновная образовательная программа автономного учреждения чувашской...
Педагогическим советом ау чувашской Республики «Центр дополнительного образования для детей «юнитэкс» Минобразования Чувашии

Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» iconПлан мероприятий учреждения образования “Национальный центр художественного...
Республиканское методическое объединение “Влияние репертуара на формирование ценностных ориентаций учащихся учреждений дополнительного...

Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества является многопрофильным учреждением дополнительного образования и предоставляет широкий спектр образовательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница