Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного




НазваниеПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
страница1/5
Дата публикации25.03.2013
Размер0.85 Mb.
ТипПояснительная записка
vbibl.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
f:\document_0.tif

Пояснительная записка


Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373). Образовательная программа начальной ступени обучения, является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Образовательная программа представляет систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ СОШ №34. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития школы.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Целью реализации образовательной программы является:

  • обеспечение планирования результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основные направления реализации образовательной программы:

  • Достижение личностных результатов учащихся:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    • сформированность мотивации к обучению и познанию;

    • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных)

  • Достижение предметных результатов.

  • Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Государственный заказ:

Создание условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.

Социальный заказ:

· организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;

· обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;

· воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;

· обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;

· воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.

Заказ родителей:

· возможность получения качественного образования в школе;

· возможность проявления социальных инициатив;

· возможность самореализации.
Задачи Программы

· Создать комфортную развивающую образовательную среду, которая будет обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

· Социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

· Создать систему комплексной помощи детям с умеренно ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию негрубых дезадаптивных проявлений, их социальную адаптацию.

· Сформировать у младшего школьника знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

· Способствовать реализации развивающего потенциала обучающихся, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

· Обеспечить систему поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становление личности.
Приоритетные направления:

· ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;

· формирование гражданского мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников;

· совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;

· сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;

· развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

Принципы реализации программы:

Основными принципами реализации Программы являются:

· предоставление равных возможностей для получения начального общего образования

· открытость образовательного пространства

· первостепенность интересов обучающихся

· свобода выбора для обучающихся

Ожидаемые результаты:

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины

Результатом реализации Программы должна стать «модель» (образ) выпускника – совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися. Качества, которые должны быть сформированы у выпускников школы в соответствии с задачами по ступеням образования, определены в программе развития школы «Школа – центр этнической культуры»:

· высокий уровень образованности;

· культура мышления;

· готовность к самостоятельной образовательной деятельности;

· высокий уровень развития познавательных интересов у учащихся;

· готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности;

· умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков;

· система нравственно-этических качеств;

· готовность к самоопределению, созданию семьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания;

· потребность ведения здорового образа жизни;

· конкурентоспособность;

Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:

· освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями;

· овладеть навыками учебной деятельности, сложными дидактическими умениями в соответствии со ступенью обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;

· овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения ребёнка с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью школьника.

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №34 г. Махачкалы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

1. Нормативно-правовая база основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МОУ СОШ №34 является основным нормативным документом, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:

§ Закон РФ «Об Образовании»

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • Устав МОУ СОШ №34, утверждённый Распоряжением Администрацией г. Махачкалы.

  • Правила поведения обучающихся МОУ СОШ №34, утвержденной советом школы.

  • Правила внутреннего трудового распорядка МОУ СОШ №34

  • Положение о системе оценок, форме, порядке и периодичности текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МОУ СОШ №34

  • Положение о Совете школы

  • Положение о родительском комитете.

2. Адресность основной образовательной программы начального общего образования

Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ СОШ №34, к числу которых относятся:

· Учителя начальной школы;

· Родители обучающихся 1-4 классов;

· Дети школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс МОУ СОШ №34;

· Представители общественности, являющиеся членами Совета школы.

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении о родительском комитете, Положении о классном руководителе, Положении о Совете школы).
3. Условия реализации программы

Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия:

^ Учебно-методическое обеспечение ОП Сделан заказ на УМК «Школа России».

Санитарно-гигиенические:условия физического воспитания соответствует гигиеническим требованиям; обеспечиваются горячим питанием; имеется расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное пространство.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №34, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида образо-вательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников обра-зовательного процесса разработана в соответствии с требованиями федерального государ-ственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию обра-зовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формиро-вание общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной дея-тельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, само-развитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

1. с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

2. с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  1. с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  2. с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  3. с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  4. с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий.

Развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №34 является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:

1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, состава;

· переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе

разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

· ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие

личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

· признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

· учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

· обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

· разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная программа начального общего образования МОУ СОШ №34 содержит следующие разделы:

· Пояснительную записку;

· Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

· Учебный план образовательного учреждения;

· Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

· Программы отдельных учебных предметов, курсов;

· Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

· Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

· Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

1. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

2. Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

3. Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

4. Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

5. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

6. Возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

7. Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

МОУ СОШ №34, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, ознакомила обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

· с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе;

· с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования.
^ Условия реализации программы

Организационно-педагогические условия

Режим работы

Образовательный процесс в МОУ СОШ №34 осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого школой самостоятельно в соответствии с базисным учебным планом и регламентируется расписанием занятий. При этом школа работает по графику 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями (1класс), 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем (2-4классы) в две смены.
Максимально допустимая учебная нагрузка в неделю:

в 1 классе – 21 часов,

во 2-4 классах – 26 часов в неделю,

Продолжительность урока в школе – 45 минут.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

· В сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут каждый;

· Со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.
Продолжительность перемен между уроками составляет 5 минут, после 3 урока устраивается перемена 10 минут.

Учебный год начинается 1 сентября .

Продолжительность учебного года составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.

Учебный год делится на 4 четверти. Каникулы проводятся в установленные сроки (осенние, зимние, весенние и летние). В 1 классе проводятся дополнительные каникулы.

Начало уроков – в 08.00. Организована работа 2 групп продлённого дня с 8.00 до 13.00, с 13.00 до 17.00.
Продолжительность обучения: 4 года.

Организация образовательной деятельности

Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.

Реализуемые программы

«Школа России»

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями...

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения...

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего...

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
Каспийска разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Утверждено на заседании Управляющего Совета Обсуждено и принято на Педагогическом Совете

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Образовательная программа начального общего образования мбоу «Моховская оош», имеющего государственную аккредитацию по виду «основная...

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Ития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница