Скачать 0.85 Mb.
|
![]() Пояснительная запискаОсновная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373). Образовательная программа начальной ступени обучения, является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Образовательная программа представляет систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ СОШ №34. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития школы. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
Целью реализации образовательной программы является:
Основные направления реализации образовательной программы:
Государственный заказ: Создание условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности. Социальный заказ: · организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях; · обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени; · воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств; · обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей; · воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни. Заказ родителей: · возможность получения качественного образования в школе; · возможность проявления социальных инициатив; · возможность самореализации. Задачи Программы · Создать комфортную развивающую образовательную среду, которая будет обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. · Социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. · Создать систему комплексной помощи детям с умеренно ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию негрубых дезадаптивных проявлений, их социальную адаптацию. · Сформировать у младшего школьника знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. · Способствовать реализации развивающего потенциала обучающихся, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. · Обеспечить систему поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становление личности. Приоритетные направления: · ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность; · формирование гражданского мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников; · совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий; · сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся; · развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды. Принципы реализации программы: Основными принципами реализации Программы являются: · предоставление равных возможностей для получения начального общего образования · открытость образовательного пространства · первостепенность интересов обучающихся · свобода выбора для обучающихся Ожидаемые результаты: К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины Результатом реализации Программы должна стать «модель» (образ) выпускника – совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися. Качества, которые должны быть сформированы у выпускников школы в соответствии с задачами по ступеням образования, определены в программе развития школы «Школа – центр этнической культуры»: · высокий уровень образованности; · культура мышления; · готовность к самостоятельной образовательной деятельности; · высокий уровень развития познавательных интересов у учащихся; · готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности; · умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков; · система нравственно-этических качеств; · готовность к самоопределению, созданию семьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания; · потребность ведения здорового образа жизни; · конкурентоспособность; Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны: · освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями; · овладеть навыками учебной деятельности, сложными дидактическими умениями в соответствии со ступенью обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни; · овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности. Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения ребёнка с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью школьника. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №34 г. Махачкалы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 1. Нормативно-правовая база основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МОУ СОШ №34 является основным нормативным документом, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов: § Закон РФ «Об Образовании»
2. Адресность основной образовательной программы начального общего образования Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ СОШ №34, к числу которых относятся: · Учителя начальной школы; · Родители обучающихся 1-4 классов; · Дети школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс МОУ СОШ №34; · Представители общественности, являющиеся членами Совета школы. Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении о родительском комитете, Положении о классном руководителе, Положении о Совете школы). 3. Условия реализации программы Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия: ^ ОП Сделан заказ на УМК «Школа России». Санитарно-гигиенические:условия физического воспитания соответствует гигиеническим требованиям; обеспечиваются горячим питанием; имеется расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное пространство. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №34, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида образо-вательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников обра-зовательного процесса разработана в соответствии с требованиями федерального государ-ственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию обра-зовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формиро-вание общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной дея-тельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, само-развитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: 1. с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; 2. с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий. Развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №34 является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся: 1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; 2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); 3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: · воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, состава; · переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; · ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; · признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; · учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; · обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; · разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Основная программа начального общего образования МОУ СОШ №34 содержит следующие разделы: · Пояснительную записку; · Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; · Учебный план образовательного учреждения; · Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; · Программы отдельных учебных предметов, курсов; · Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; · Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; · Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает: 1. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; 2. Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; 3. Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; 4. Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; 5. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; 6. Возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников; 7. Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия. МОУ СОШ №34, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, ознакомила обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: · с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе; · с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования. ^ Организационно-педагогические условия Режим работы Образовательный процесс в МОУ СОШ №34 осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого школой самостоятельно в соответствии с базисным учебным планом и регламентируется расписанием занятий. При этом школа работает по графику 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями (1класс), 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем (2-4классы) в две смены. Максимально допустимая учебная нагрузка в неделю: в 1 классе – 21 часов, во 2-4 классах – 26 часов в неделю, Продолжительность урока в школе – 45 минут. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: · В сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут каждый; · Со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый. Продолжительность перемен между уроками составляет 5 минут, после 3 урока устраивается перемена 10 минут. Учебный год начинается 1 сентября . Продолжительность учебного года составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели. Учебный год делится на 4 четверти. Каникулы проводятся в установленные сроки (осенние, зимние, весенние и летние). В 1 классе проводятся дополнительные каникулы. Начало уроков – в 08.00. Организована работа 2 групп продлённого дня с 8.00 до 13.00, с 13.00 до 17.00. Продолжительность обучения: 4 года. Организация образовательной деятельности Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система. Реализуемые программы «Школа России» |
![]() | Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями... | ![]() | Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения... |
![]() | Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ... | ![]() | Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ... |
![]() | Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ... | ![]() | Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... |
![]() | Каспийска разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... | ![]() | Утверждено на заседании Управляющего Совета Обсуждено и принято на Педагогическом Совете |
![]() | Образовательная программа начального общего образования мбоу «Моховская оош», имеющего государственную аккредитацию по виду «основная... | ![]() | Ития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта... |