Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца




Скачать 257.85 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца
страница1/3
Дата публикации14.07.2013
Размер257.85 Kb.
ТипМетодическая разработка
vbibl.ru > Культура > Методическая разработка
  1   2   3


Государственное учреждение образования

«Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей»

Методическая разработка
Тема: Биологические особенности томата и перца.

Выполнил преподаватель

Михасенко Анна Викторовна
Воложин
Оглавление



  1. Аннотация…………………………………………………………….3

  2. Введение………………………………………………………………..4

  3. Определение целей уроков …………………………………………...5

  4. Материально-техническое оснащение уроков ……………………..6

  5. План проведения урока ……………………………………………..7

  6. Заключение……………………………………………………………13

  7. Список использованной литературы ……………………………….14

  8. Приложения…………………………………………………………..15


Аннотация
Урок был подготовлен и проведен в рамках плана работы методической комиссии, целью которого было изучение и использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

В данной методической разработке предлагается вариант использования элементов контрольно – коррекционной технологии на уроке по предмету «Овощеводство». Предложенная тема очень тесно связана с темой «Отношение овощных растений к условиям внешней среды» и здесь можно ярко продемонстрировать возможности контрольно – коррекционной технологии, которая позволяет организовать индивидуальные образовательные траектории учащихся с учетом их способностей, индивидуальных особенностей, мотивации, а также необходимого уровня информации с заранее запланированными учебными результатами.

Методическая разработка составлена Михасенко Анной Викторовной, преподавателем высшей категории, педагогический стаж 30 лет, образование высшее.

Материалы предназначены для использования преподавателями специальных дисциплин.


Введение

Самая надёжная гарантия благополучия и прогресса Республики Беларусь - её интеллектуально-творческий и духовный потенциал. Создание условий для развития способностей личности является приоритетным направлением государственной политики. Внедрение в практику новых технологий позволит решить ряд задач в этом направлении.

Учебный и воспитательный процессы - это практическая реализация модели обучения и воспитания, где ведущее значение отводится педагогическим технологиям.

Внедрение ККТО начинается с информационного ввода учащихся в данную тему, который осуществляет преподаватель. Информационный ввод может представлять собой обзорную лекцию, объяснение опорной схемы или конспекта по теме. Педагог обращает внимание учащихся на трудные моменты темы, наиболее трудные вопросы, понятия. При этом используются все необходимые методы и методические приемы, демонстрируются необходимые средства обучения, реализуя принципы наглядности и доступности обучения. Если уровень сформированности навыков самостоятельной деятельности учащихся достаточно высок, информационный ввод может отсутствовать.

Затем осуществляется организационный ввод учащихся (ОВ), т.е. нацеливание их на конечные результаты. Лишь после этого начинается самостоятельная деятельность учащихся по усвоению предложенных УЭ. Этот этап включает изучение темы по источникам, которые предлагает учитель, работу с опорными схемами, конспектами, коррекционными методическими материалами (методички для учащихся, коррекционные карточки). Этап самостоятельной работы предполагает проведение коррекционного тестового контроля, проверочных работ, коррекцию и помощь учащимся, не полностью усвоившим тему. Текущая проверка на этом этапе имеет не контролирующий характер, ее назначение - выявить необходимость коррекционной работы. Возможен и другой путь: учащиеся, полностью усвоившие данный УЭ, помогают своим товарищам, которые еще не закончили работу над ним

Определение целей уроков
Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к урокам концентрируются в обучающих, воспитательных, развивающих целях. Методическая цель ставится преподавателем при апробации новых средств, методов обучения на уроке.

Для проведения уроков по теме «Биологические особенности томата и перца» считаю целесообразным поставить следующие цели:
Обучения - Сформировать знания о биологических особенностях семейства пасленовых
Развития - Создать условия для развития умственных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Способствовать развитию памяти, речи. Содействовать развитию у обучающихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и са­мокоррекцию учебной деятельности.
Воспитания - Способствовать воспитанию таких качеств личности как трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, самоанализ
Методическая: Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.


Материально-техническое оснащение уроков

по теме «Биологические особенности томата и перца»
Для проведения урока по теме «Биологические особенности томата и перца» используется компьютер, в демонстрационном режиме мультимедиа проектор, презентация «Биологические особенности томата и перца».

Для контроля и систематизации знаний учащимся раздаются карточки самоконтроля, опросные листы для ответов на все задания, эталоны ответов.

На уроке применены карточки с заданием «Овощной лабиринт», ответы на них отмечаются стрелками. Предусмотрены эталоны ответов и для этих заданий.

Для оценки знаний учащимся предложена шкала оценки.

Итогом работы стало проведение рефлексии «Океан знаний». На доске расположен плакат с размещенными на нем островами знаний.

План проведения урока

по теме «Биологические особенности томата и перца»


  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Актуализация опорных знаний.

Проверить психологическую готовность группы к уроку.
Введение в проблемную ситуацию

Добрый день. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, я попрошу вас поприветствовать их, поприветствовать друг друга и, если у вас хорошее настроение – улыбнуться мне. Спасибо, я рада, что вы в хорошем настроении.

На экране вы видите овощи. Давайте вместе с вами попробуем определить тему нашего урока. Правильно, сегодня мы будем говорить о биологических особенностях томата и перца. Помогите мне, пожалуйста, определить цель урока. Спасибо, цель нашего урока «Систематизировать и откорректировать знания о биологических особенностях семейства пасленовых».
Беседа по пройденному материалу. Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам в «Океане знаний» отметить корабликами те острова, на которых вы хотите оказаться по итогам урока.

А теперь вы получите задания в виде тестов, на вопросы которых вы должны ответить.

Сравните свои ответы с эталонами, поставьте себе оценки и скажите мне, на какие вопросы вы ответили неправильно. При изложении нового материала я буду уделять особое внимание этим вопросам.

Изложение нового материала.

Распространение и значение. Томат - одна из наиболее любимых и распространенных овощных культур. Родина томатов - Южная Америка. История вхождения в культуру этого растения довольно интересна. Когда Колумб со своими матросами ступил на неизвестный континент, среди прочих диковинок их внимание привлекло растение с яркими плодами, которые местные жители называли "тохматль". В Европе томаты длитель­ное время выращивали как декоративное растение на окнах. Итальянцы назвали его "помодора", что означает "яблоки любви". Плоды же еще дол­го считали ядовитыми.

Томаты нашли широкое и разнообразное использование в свежем и переработанном виде, ценятся за высокие вкусовые и питательные качест­ва. В кулинарии из них готовят вкусные салаты, закуски, используют как приправу. Помидоры солят и маринуют, это прекрасное сырье для соусов, пюре, сока, паст. Плоды содержат все основные витамины: В], В2, В3, РР, С, А, Е, биологически активные вещества, органические кислоты и мине­ральные соли. Томаты полезно употреблять при нарушении обмена ве­ществ, заболевании сердечно - сосудистой системы и желудка.

^ Биологические особенности. Это однолетняя культура. Различают растения с обыкновенным типом куста и штамбовым.

Штамбовые сорта - это низкорослые растения высотой 50-80 см, сильно облиственные. Листья с короткими черешками, гофрированные, опушенные.

Томат обыкновенный может быть детерминантным и индетерминантным. Детерминантные растения заканчивают свой рост вверх цветоч­ной кистью. Такой куст имеют, как правило, скороспелые сорта. Индетерминантные растения - это растения с неограниченным ростом. Корневая система у томатов хорошо развита, быстро восстанавливается при повреж­дениях.

Цветки самоопыляемые, собраны в соцветие завиток. Первая цве­точная кисть у скороспелых сортов закладывается над 7-8-м листом, у позднеспелых - над 8-10-м. Следующие кисти закладываются через 1-2 листа, у позднеспелых сортов - через 3-4.

Томаты бывают разнообразной формы и окраски, массой от 5-10 г до 500-800 г и более. Крупные плоды многокамерные, мелкие - малока­мерные, но с большим количеством семян. Вкус плодов определяется со­отношением Сахаров и кислот. В пазухах листьев постоянно образуются боковые побеги-пасынки. При благоприятных условиях пасынки могут укореняться.

Томаты - теплолюбивые растения. Оптимальная температура для роста и развития 20-25 °С. При температуре 15 °С и ниже томаты не цве­тут, не образуют плодов, а при 10 °С прекращается рост. Если температура выше 30 °С, пледы также не образуются, так как пыльца становится не­жизнеспособной. По отношению к свету это растение - одно из наиболее светолюбивых культур. При недостатке света томаты плохо растут, в пло­дах накапливается меньше сахара и других сухих веществ, они менее вкусные.

Культура сравнительно засухоустойчива. Оптимальная влажность почвы для томата 75-80 % ПВ. Резкие изменения влажности почвы в пе­риод цветения приводят к опадению цветов, а во время формирования плодов - к их растрескиванию. Воздух при выращивании томатов должен быть сухим. Томат хорошо растет на суглинистых, хорошо удобренных, структурных почвах. Оптимальная кислотность почвенного раствора -рН +5,5-6,0. Из почвы томат поглощает много азота и калия, мало фосфо­ра. Однако он отличается слабой способностью усваивать этот элемент, поэтому предъявляет повышенные требования к фосфору. Свежий навоз под томат вносить не следует, так как растения жируют, т. е. развивают мощную вегетативную массу в ущерб цветению и плодоношению.

^ Распространение и значение перца. Родина перца - тропики, поэтому эта культура отличается повышенными требованиями к теплу и свету. В по­следние годы интерес к перцам в республике резко возрос. Многие ого­родники выращивают сладкий перец на приусадебных и дачных участках, реже острые сорта (горький перец). Перец отличается очень высоким со­держанием витамина С среди других овощей, в плодах много каротина, витаминов Вь В2, Р, РР, минеральных солей, содержатся пектиновые ве­щества. Благодаря высоким вкусовым качествам и аромату перец широко используют для салатов, фарширования, его маринуют, солят. В холо­дильнике перец хранится в свежем виде в течение месяца. Его плоды воз­буждают аппетит и улучшают пищеварение, укрепляют стенки кровенос­ных сосудов.

^ Биологические особенности перца. Перец сладкий - однолетняя культура высотой 40-80 см. Корневая система разветвленная, расположена на глубине 20-30 см. Цветки одиночные, белые, самоопыляемые. Листья яйцевидные с заостренной вершиной, длинночерешковые. Плод - многосемянная ягода различной формы, называемая стручком. Плоды используют в техниче­ской спелости (зеленые, беловатые) и биологической (желтые, красные).

Оптимальная температура для роста и развития перца 22-28 °С с ночным минимумом 16 °С; при температуре 13 °С рост прекращается, при 30 °С растения угнетены.

Перец предъявляет повышенные требования к освещенности. Лучше всего растет при 12-часовом дне. Это относительно засухоустойчивая культура. Однако при недостатке влаги опадают цветы и бутоны. Опти­мальная влажность почвы 75-80 % ПВ, а влажность воздуха - 50-60 %, т. е. воздух нужен сухой.

Перец дает высокие урожаи на плодородных рыхлых окультуренных почвах.

^ Сорта перца. В Беларуси выращивают сорта: Юбилейный, Болгарский 35 -с усеченно-пирамидальными плодами длиной 4—5 см; Подарок Молдовы -с конусовидными крупными плодами; Ласточка - с овально-конусовид­ными плодами, ранний; Новогогошары - с округлосплюснутыми плодами, среднеспелый сорт, а также Винни Пух, Калифорнийское чудо, Тройка, Кристалл, Виктория, Колобок.

Применение и коррекция знаний на практике.

Предлагаю вам краткие конспекты сегодняшнего урока.

Для того чтобы определить как вы усвоили материал урока и откорректировали его, попробуем найти выход из «Овощного лабиринта».

Сравните свои ответы с эталоном. Молодцы, многие из вас исправили ошибки, допущенные в ответах на первое задание.

А теперь в «Океане знаний» отметьте, на каких островах вы оказались по итогам урока.

Очень хорошо, что большинству из вас удалось достичь заявленного результата.

Заключение.
Методическая разработка содержит фактический материал опыта проведения преподавателем открытого урока по овощеводству «Биологические особенности томата и перца». На уроке использовались тестовые карточки – задания для опроса учащихся по новому материалу с последующей коррекцией знаний, применялись различные формы и методы работы учащихся. Акцент делался на групповой работе, это позволило организовать деятельность учащихся с учетом их уровня подготовленности, специфики темы учебного занятия.

Использование элементов контрольно – коррекционной технологии позволило интенсифицировать процесс обучения, развить индивидуальные особенности каждого учащегося.

В ходе урока были достигнуты все поставленные цели. Вместе с тем необходимо в дальнейшей работе продолжить деятельность по использованию современных образовательных технологий на уроках.

Использованные источники

  1. РД РБ 02100.3.0060-2007 Руководящий документ Республики Беларусь. Образовательный стандарт. Профессионально-техническое образование. Учебная специальность 3-74 06 51 «Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ».

  2. Беспалько,В.П. Проектирование учебного предмета /В.П. Беспалько// Школьные технологии. – 2006.–№6.–С.76-98.

  3. Голубева,Л.В., Чегодаева,Т.А. Анализ урока: типология, методика, диагностика/ Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева,–Волгоград: Учитель,2007.–121 с.

  4. Запрудский,Н.С. Современные школьные технологии/Н.С.Запрудский – Мн.: Сэр Вит, 2003. – 288 с.

  5. Кашлев,С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С.С.Кашлев – 2-е изд. – Мн. Университетское, 2001. – 95 с.

  6. Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К.Селевко – М.: Школа-пресс, 1999. – 256 с.

  7. Ротмирова,Е.А. Портфолио педагога-проектировщика: пособие для учителя/ Е.А.Ротмирова; ГУО «Минск.обл.ин-т развития образования».–Минск:МОИРО,2010.–75с.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца iconМетодическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика»...
Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника...

Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца iconМетодическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Менеджмент»...
Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника...

Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца iconМетодическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...

Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца iconПояснительная записка Тема раздела
Методическая разработка цикла уроков основ безопасности жизнедеятельности по теме «Раны» для 8 классов

Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца iconМетодическая разработка логопедического занятия – путешествия
Тема: «Слоговой анализ и синтез. Птицы».(2-й класс, группа с нарушением письма, обусловленного онр, нвонр)

Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца iconМетодическая разработка квн «Знатоки информатики»
Л. В. Тягова, Л. В. Щербакова. Знатоки информатики: методическая разработка квн. Темников, 2011. 16с. ( 1 п л.)

Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия «Сто к одному»
Л. В. Тягова, Л. В. Щербакова. Сто к одному: методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике. Темников, 2011. 12с....

Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца iconМетодическая разработка открытого урока по курсу «Человек и общество»...
По вопросам учителя подвести обучающихся к мысли, что в городе зрели ростки нового буржуазного общества

Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца iconПрименение биопрепарата комплекс-3 в борьбе с болезнями томата в открытом грунте
В 2006-2007 гг проведены исследования по изучению эффективности биологического препарата комплекс-3 в борьбе с болезнями томата (септориоз,...

Методическая разработка Тема: Биологические особенности томата и перца iconМетодическая разработка выпускного вечера «пришла пора нам расставаться»
Методическая разработка выпускного вечера «Пришла пора нам расставаться» / составители: Н. А. Ишкина, Л. В. Щербакова. Темников,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница