Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии»




Скачать 204.6 Kb.
НазваниеУрок по обществознанию на тему «Общество в развитии»
страница1/3
Дата публикации14.05.2013
Размер204.6 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > История > Урок
  1   2   3
Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии»
Цель: рассмотреть основные проблемы общественного развития, познакомиться с основными критериями социального прогресса.
Предмет: обществознание.

Класс: 10.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


  1. Сообщение темы и цели урока.




  1. Активизация учебной деятельности.


Чего больше в историческом развитии стран и народов – общего или различного? Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным? Каким будет мир в XXI в.?


  1. ^ Изложение программного материала.


Общество, в котором мы живём, находится в постоянном движении. Изменения условий жизни людей в наше время происходят быстрее, чем прежде. Куда идёт человечество? Существует ли единый для всех путь развития или каждая страна идёт своей дорогой? Можно ли сделать условия жизни на нашей планете более благоприятными, чем теперь? Эти вопросы волнуют всех, кто задумывается о будущем.
^ Многовариантность общественного развития
Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определённая тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Однако исторические события всегда уникальны и неповторимы. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределён свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определённых условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, существует выбор способов, форм, путей дальнейшего развития. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведённой в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие – реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо Республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определённые моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором. И дальнейшая история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путём привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путём, либо путём внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путём. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного общественного развития, создаёт возможность выбора, от последнего зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает выбор.
^ Целостность и противоречивость современного мира
Идея многообразия мира не противоречит идее единства человечества. Люди планеты Земля всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. «На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь, кроме хлеба… каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных новостей. Теперь уже не просто поле… а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас. Для человека нет будущего вне его объединения с другими людьми», - заметил однажды французский мыслитель XX в. Тейяр де Шарден. Мир за прошедшее после этого время очень изменился. Обострявшиеся противоречия между странами и регионами неоднократно приводили к разрыву сложившихся отношений. Менялся сам характер связей и взаимозависимостей, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Однако главное философом было схвачено точно: человечество не сможет развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя связи и контакты.

В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимосвязь между ними. Этот процесс исследователи назвали глобализацией. Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества, включая и культуру. Но наиболее значительны проявления глобализации в экономике.

На уроках географии вы узнали, что мировое хозяйство образуют национальные хозяйства всех стран мира, связанные между собой всемирными экономическими отношениями. Добавим, что не менее значительную роль в глобализации экономики играют крупные международные компании – транснациональные корпорации (ТНК). Именно в их рамках устанавливаются сложные многозвенные производственные цепи. Вот как описывает глобальный размах производства один зарубежный экономист: «Какая-нибудь деталь автомобиля (к примеру, сенсор в подушках безопасности) может быть разработана в Бостоне, собрана и испытана на Филиппинах, упакована на Тайване и вмонтирована в автомобиль фирмы «БМВ» в Германии для того, чтобы эта машина была успешно продана в Бразилии. Квалифицированный специалист в штате Массачусетс сотрудничает в этом процессе с неквалифицированным рабочим на Филиппинах, который, в свою очередь, работает с имеющим среднее образование молодым человеком на Тайване, и при этом все вместе они осуществляют один и тот же процесс с наиболее высокооплачиваемым в мире персоналом завода «БМВ» в Баварии всего лишь для производства детали, стоящей не более 50 долл.».

Масштаб деятельности таких компаний, которые фактически неподконтрольны национальным правительствам, впечатляющ. Около 600 транснациональных корпораций обеспечивают более пятой части общемирового промышленного и сельскохозяйственного производства, в частности в автомобильной промышленности 10 компаний обеспечивают 80% производства. Пять крупных ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолётов, электронного оборудования. Экономическая мощь крупных корпораций сопоставима с внутренним валовым продуктом среднего государства.

Глобализации экономки способствует и развитие мировой торговли. Сегодня в неё включились новые группы стран, в частности развивающиеся страны, государства Восточной Европы, в которых утверждается рыночная система хозяйствования. В рамках больших региональных объединений произошла либерализация торговли, т. е. устранение различных барьеров и ограничений. Крупная зона свободной торговли сложилась в Западной Европе – Европейский союз, в Северной Америке соглашение о свободной торговле охватывает США, Канаду и Мексику. Собственный торговый блок формируют государства Азиатско-Тихоокеанского региона. (Вспомните, что вы узнали об этих организациях из курса географии.) Развивать международную торговлю призвана и Всемирная торговая организация. Одним из главных принципов её деятельности является устранение дискриминации в торговле, т. е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом и в то же время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства.

Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран было бы невозможно без развития средств транспорта и связи. Особенно революционную роль здесь сыграл бурный прогресс электронных средств связи и коммуникации, в частности появление глобальной компьютерной сети – Интернета. Современные электронные технологии позволяют, к примеру, производить мгновенные финансовые операции между организациями и странами, удалёнными друг от друга на десятки тысяч километров. Ежедневный объём таких операций превысил уже 1 трлн долл. Это позволяет говорить о финансовой глобализации.

Исследователи отмечают противоречивые последствия процесса глобализации. Среди положительных моментов выделяют её стимулирующее влияние на экономику. Товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдётся дешевле, и сбываться там, где их удаётся продать по наивысшей цене. Благодаря этому снижаются издержки производства, растёт прибыль, появляются дополнительные возможности для дальнейшего развития производства. Те, кому не удалось включиться в эту новую экономику, будут неизбежно отставать, так как не смогут воспользоваться плодами международного разделения труда, кооперации, техническими достижениями развитых стран. Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать различного рода санкции: ограничить торговлю, прекратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т. п.).

Вместе с тем высказывается и немало критических суждений.

Глобализация производства ведёт к глобализации продукции, поскольку потребитель стремится приобрести всемирно признанное изделие. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию отечественного производства. Кроме того, насаждается некий единый стандарт потребления: по всему земному шару едят гамбургеры, пишут шариковыми ручками «Bic», использую компьютерное обеспечение фирмы «Microsoft» и т. п. Распространению этих стандартов способствует реклама в средствах массовой информации. К примеру, транснациональные компании, убеждая населения купить тот или иной товар, тратят на рекламу около половины тех средств, которые во всём мире расходуются на образование.

Далеко не всегда успешной является деятельность международных экономических организаций. Так, условия предоставления кредитов Международным валютным фондом и Всемирным банком (МВФ создан в 1947 г. и специализируется на предоставлении краткосрочных займов; Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития, образован в 1945 г., он предоставляет главным образом долгосрочные займы; Россия стала членом этих организаций в 1992 г.) нередко не учитывают специфику отдельных стран, а диктуются интересами промышленно развитых государств, под влиянием которых находятся обе организации.

Большую тревогу у многих вызывает глобализация в сфере культуры. Развив в наибольшей степени электронные средства информации, именно западные страны распространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т. п. К примеру, из 4000 фильмов, которые показывает национальное телевидение Бразилии, более 90% созданы американской киноиндустрией. Это, как считают, ведёт к ослаблению национальной культуры.

И наконец, глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер.

Другой причиной возникновения глобальных проблем является активная преобразующая деятельность людей, которая по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может их поставить под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентиры, преобладающие в общественном сознании, ещё весьма далеки от требований эпохи.

К глобальным проблемам относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете. Всё большее значение в последнее десятилетие приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран «третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонка вооружений.

Разрушение небоскрёбов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и гибель тысяч людей в результате атаки террористов 11 сентября 2001 г. заставили человечество по-новому оценить опасности, грозящие миру. На первый план выдвинулась задача борьбы с международным терроризмом, которая требует объединения усилий всех стран.

Обо всех существующих глобальных проблемах вы знаете из курсов истории и географии. Мы же продолжим наши размышления об оценке тенденций в развитии общества.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» iconУрок по обществознанию на тему «Гражданское общество и правовое государство»
Цель: обобщить и углубить теоретические знания о гражданском обществе и правовом государстве

Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» iconУрок по обществознанию на тему «Политика и власть»
Как вы понимаете значение слова «политика»? Почему общество не может нормально жить без власти?

Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» iconУрок по обществознанию на тему «Общество как форма жизнедеятельности людей»
Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие – как личность? Приведите примеры

Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» iconУрок по обществознанию на тему «Правовые основы предпринимательской деятельности»

Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» iconУрок по обществознанию на тему «Гражданское право»
Цель: рассмотреть структуру, содержание и особенности гражданских правоотношений

Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» iconУрок по обществознанию на тему «Социальные права»
Цель: познакомиться с основным содержанием социальных прав человека и гражданина

Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» iconУрок по обществознанию на тему «Политическая система»
Цель: рассмотреть политическую систему в её структуре, формах и типах по политическому режиму

Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» iconУрок по обществознанию на тему «Занятость и безработица»
Цель: рассмотреть основные принципы функционирования рынка труда, проблемы занятости и безработицы

Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» iconУрок по обществознанию на тему «Виновен отвечай»
Цель: познакомиться с видами правонарушений (проступки и преступления) и санкциями, соответствующими данным видам нарушений

Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» iconУрок по обществознанию на тему «Взгляд в будущее»
Цель: рассмотреть основные проблемы, стоящие перед человеческим обществом на современном этапе, и способы их решения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница