Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук»




НазваниеПрограмма по дисциплине «история, философия и методология технических наук»
страница1/6
Дата публикации11.05.2013
Размер0.68 Mb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6


ОМСКИЙ ТАНКОВЫЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

им. П.К.КОШЕВОГО
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК»

для преподавателей Высшей школы














ОМСК-2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ. Цели, задачи и структура дисциплины…3

I. Целевая установка и организационно-методические указания……………………………………………………………………3

II. Место курса в системе учебных дисциплин и профессиональной подготовке слушателя………………………………….3

III. Организационно-методические указания………………….9

IV. Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий………………………………………………………..12

V. Содержание разделов и тем……………………………….....14

VI. Примерный перечень вопросов кандидатского экзамена…………………………………………………………………….69
^ ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

Цели, задачи и структура дисциплины
I. Целевая установка и организационно-методические указания.

Учебная дисциплина «История, философия и методология технических наук» должна обеспечить профессиональную переподготовку специалистов для получения ими дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», в соответствии с Государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями.

^ II. Место курса в системе учебных дисциплин и профессиональной подготовке слушателя.

Программа курса отражает основной комплекс философских аспектов науки, рассмотрение которых раскрывает основные моменты и особенности современного этапа развития научного знания. В ходе изучения курса наука рассматривается как способ существования знания, особый вид духовной деятельности и социальный институт. Курс предполагает усвоение слушателями методологического аппарата и навыков, необходимых при анализе развития конкретных наук. Курс тесно связан с проблематикой, рассматриваемой в ряде общепрофессиональных дисциплин – «Онтология и теория познания», «Логика», «Концепции современного естествознания».

Целью изучения дисциплины «История, философия и методология естествознания и технических наук» является изучение слушателями содержания исторических этапов становления и развития технических наук в мире и в России; обеспечение подготовки слушателей в области философии науки; развитие и углубление знаний в области теории познания, философии и методологии науки; изучение логики исторического развития основных идеалов научности, особенностей формирующегося в современности нового идеала научности; формирование у слушателей прочных научных мировоззренческих ориентаций, необходимых для научного исследования; развитие общекультурной подготовки обучаемых и систематизация знаний в области истории науки.

Задачи учебной дисциплины:

1. Дать представление об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности;

2. Охарактеризовать основные периоды в развитии науки;

3. Сформировать представления о различии подходов в историографии науки;

4. Определить место науки в культуре и показать основные моменты философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

5. Раскрыть вопросы, связанные с обсуждением природы научного знания, проблемы идеалов и критериев научности знания;

6. Дать представление о типах научной рациональности;

7. Представить структуру научного знания и описать его основные элементы;

8. Дать представление о современных методологических концепциях в области философии науки;

9. Показать специфику и основания постановки проблемы развития науки, представить основные стратегии описания развития науки;

10. Охарактеризовать науку как социальный институт; раскрыть вопрос о нормах и ценностях научного сообщества;

11. Познакомить с современной философией и историей техники;

12. Дать представление о специфике технического знания, а также взаимодействии науки и техники и путях его исследования;

13. Познакомить с современным состоянием философско-методологических исследований техники, а также с эволюцией понятия техники;

14. Конкретизировать представление о таких областях знания, как инженерная деятельность, системотехника и теория управления;

15. Способствовать освоению современных методов научного исследования;

16. Сформировать прочные навыки и умения систематической научной работы над совершенствованием знаний.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

иметь представление:

о своеобразии философии науки, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, о многообразии форм человеческого знания, соотношений истины и заблуждения, знаний и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования науки в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в научном творчестве и повседневной жизни;

о природе науки, основаниях науки, критериях научности, механизмах развития науки;

об историческом и системном методах анализа науки, посредством которых выявляются ее когнитивные и социокультурный аспекты;

знать:

историю возникновения и этапы развития науки, ее основные исторические типы;

содержание и особенности развития современной зарубежной науки, характер и специфику научного познания в России;

философские и религиозно-этические концепции сущности, назначения и смысла жизни человека;

основные формы существования знания, особенности его функционирования в современном информационно-техническом мире;

исторические типы и эволюцию форм научного познания;

роль науки в развитии современной цивилизации;

методологию и методы военно-научного познания;

современные подходы к исследованию педагогических явлений и процессов;

принципы построения, формы и способы научного познания, а также совокупность методов научных исследований, применяемых в технических науках;

уметь:

творчески применять основные положения философии науки в повседневной практической деятельности в качестве научного исследователя;

аргументировано обосновывать роль науки в развитии цивилизации, анализировать проблему соотношения науки и техники, а также связанные с ними современные социальные и этические проблемы;

логически строго излагать свои мысли и вести научную дискуссию;

анализировать социальные процессы, правильно оценивать военно-политическую обстановку и находить эффективные приемы и способы организации своей практической деятельности;

применять основные положения философии науки для формирования духовного мира личности, развития интеллекта, культуры, нравственности, патриотизма и достоинства человека;

владеть:

современными методами научных исследований в сфере основной профессиональной подготовки;

адекватной современным требованиям методологией научного анализа процессов жизнедеятельности общества и человека.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Слушатели должны освоить ряд специальных понятий, дающих возможность работать с концепциями и положениями современных научных дисциплин. От слушателей требуется овладение философскими исследовательскими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания современного этапа развития науки.

На семинарских занятиях предполагается выработка навыков чтения научных текстов, а также знакомство со стилистикой современной научной культуры.

В самостоятельную работу слушателя входит чтение учебной и научной литературы, выполнение заданий для самостоятельного контроля, написание рефератов и научных работ (эссе, критический очерк, статья, тезисы).

Объект изучения учебной дисциплины – философия, история и методология науки.

Предмет изучения учебной дисциплины – научно-педагогические основы научной и учебно-методической работы.

Профиль подготовки обучающихся – военно-педагогический и технический.

В ходе изучения дисциплины у слушателей должны формироваться следующие важные качества личности:

способность самостоятельно принимать решения, обосновывать (защищать) и готовность нести ответственность за результаты своей деятельности;

умение выделить главное в своей деятельности, способность прогнозировать события, своевременно вносить изменения в принятые решения;

патриотизм, высокое чувство ответственности за исполнение возложенных обязанностей по защите Отечества.


^ III. Организационно-методические указания.

На изучение дисциплины отводится 150 часов. Изучение дисциплины имеет внутреннюю логику прохождения и осуществляется последовательно.

Раздел «Общие проблемы философии науки» изучает предмет и основные концепции современной философии науки; науку в культуре современной цивилизации; возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции; структуру научного знания; динамику науки как процесса порождения нового знания; научные традиции и научные революции; типы научной рациональности; особенности современного этапа развития науки; перспективы научно-технического прогресса; науку как социальный институт.

При изучении раздела «Философия техники и общие проблемы технических дисциплин» рассматривается сущность и природа познания в технических науках; анализируются новейшие тенденции развития философии и социологии науки, техники и технологии, их связь с общекультурной ситуацией, возможные перспективы развития и мировоззренческие последствия; изучается специфика техники как объекта и предмета научного исследования; военная техника как объект военно-научного познания.

В разделе «Исторические этапы развития технических наук» изучают источники развития инженерных знаний и технической науки; проблемы историографии технических наук; основные этапы и факторы становления и развития технических наук в контексте всеобщей истории; историю развития инженерных исследований и приращения научно-технических знаний в развивающейся системе технических наук; особенности развития отечественной технической науки в ХХ столетии; современное состояние отечественной технической науки и ее перспективы.

При изучении раздела «Методология научного исследования» формируются представления о современной методологии научно-технических исследований; осваиваются ряд специальных понятий и методологических средств, позволяющих анализировать методы, применяемые в прикладных технических исследованиях, а также проводить самостоятельный анализ и моделирование процедур научного творчества; отрабатываются методы и методология военно-научного познания, а также классификация основных методов, применяемых в военно-научном познании.

По организации изучения дисциплины

Учебная дисциплина «История, философия и методология технических наук» изучается на академических курсах института. Ее содержание реализуется педагогами кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин и педагогами кафедр по всем военно-научным специальностям слушателей.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, проводимых в специализированных аудиториях. Семинары, практические занятия, самостоятельные работы под руководством преподавателя и индивидуальные контрольные собеседования проводятся в учебных классах и в специализированных компьютерных классах.

По применению методик и технологий обучения

В процессе обучения для выработки у слушателей творческого мышления используются теории проблемного и программированного обучения. Выработка знаний осуществляется активными методами обучения.

Ознакомление с основами курса «История, философия и методология технических наук» начинается с введения в дисциплину, где рассматриваются место и роль истории, философии и методологии науки. Последующее изложение материала каждой темы должно опираться на знание предыдущей темы. Обучение должно основываться на системном подходе, который предполагает изучение общих основ теории и практических приложений в непрерывной связи и взаимообусловленности лекций, семинаров и самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Преподавание теоретической части учебной дисциплины осуществляется с применением объяснительно-иллюстративного, исследовательского методов, а также метода проблемного изложения.

По применению учебно-материальной базы института и кафедр.

Теоретическая подготовка слушателей по дисциплине осуществляется с использованием класса учебной группы и специализированной (лекционной) аудитории. В ходе подготовки к учебным занятиям используются пособия согласно перечню учебной литературы.

Для практической подготовки обучаемых используется специализированная аудитория академических курсов и классы компьютерного центра института.

Самостоятельная работа слушателей с использованием электронных учебников и учебных пособий осуществляется в специализированной аудитории, оснащённой компьютерами.

Контроль усвоения слушателями программы дисциплины осуществляетcя:

текущий контроль – проводится для проверки качества усвоения учебного материала слушателями в форме, избранной преподавателем. Результаты текущего контроля отражаются в журнале учёта учебных занятий;

итоговый контроль по дисциплине – проводится в форме кандидатского экзамена.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» iconДля лекций по дисциплине «Философия и методология науки»: 1 поток

Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» iconПрограмма учебной дисциплины по дисциплине Психология и педагогика
Дисциплина базируется на таких гуманитарных дисциплинах как философия, история, культурология, социология

Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» iconРабочая программа по дисциплине «история и методология юридической науки»
Рабочая программа составлена к ю н доцентом Р. В. Насыровым на основании Государственного образовательного стандарта высшего образовательного...

Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» iconПрограмма по дисциплине «История экономики»
Учебная программа по дисциплине «История экономики» методика проведения лекций разработана к э н., ст преподавателем И. В. Ружицкой...

Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» iconРабочая программа по дисциплине «Самопознание философии» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» iconРабочая программа по дисциплине «Самопознание философии» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» iconРабочая учебная программа по дисциплине «философия»
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...

Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» iconМесто политологии в системе общественных наук
Политология развивается в тесной взаимосвязи с такими общественными науками, как история, философия, социология, правоведение, экономические...

Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук» iconДоклад аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине...
Гоу впо «мати» Российский Государственный Технологический Университет имени К. Э. Циолковского

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница