В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863)




Скачать 140.59 Kb.
НазваниеВ. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863)
страница1/2
Дата публикации18.04.2013
Размер140.59 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
  1   2
В.М.Теккерей (W.M. Thackeray, 1811-1863)

Диккенс и Теккерей – современники, во многом единомышленники, но не друзья. При жизни Теккерей был в тени Диккенса. У современников к нему – различное отношение: Шарлота Бронте посвятила ему «Джейн Эйр», Карлейль, Элизабет Браунинг его не поняли. Вошел в историю литературы, прежде всего как автор «Ярмарки тщеславия». По-настоящему его открыл ХХ век.

Теккерей родился в семье английского чиновника, служившего в Калькутте. Рано потерял отца. Из Индии был отправлен в Англию для получения образования. Учился в Кэмбридже, но не закончил, путешествовал по Европе, в Веймаре познакомился с Гете, с 1836 – Англия, журналист, лектор, поэт, пародист, художник-сатирик. «Быть живописцем и в совершенстве владеть кистью – я считаю одним из благ жизни». Живой проницательный ум, образование и самообразование, Психическая болезнь жены, Драматическая любовь к жене друга, забота о дочерях. Если судить по книгам – циник, если судить по отзывам друзей – благородный щедрый, мужественный человек.

Творчество – «Книга снобов» (The Book of Snobs, 1846-47), «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair. A Novel Without a Hero,1846) , «Пенденнис», «Ньюкомы» - о современной Англии; «Генри Эсмонд» (The History of Henry Esmond, 1852), «Виргинцы» (The Virginians, a Tale of the Last Century, 1857=59) - исторические романы. Другие работы – «Лекции об английских юмористах» (ХУ111 век), лекции «Четыре Георга» - сатирические портреты английских королей.

^ Эстетическая позиция – в статьях, полемических пародиях «Романы прославленных сочинителей», переписке.

Теккерей – за традиции просветителей и строгую правдивость, против пафоса и вычурности, преувеличений, экзальтации, ужасов Анны Радклифф, кипения страстей Байрона, дивных сказок Диккенса.


Для него главное – передать ощущение реальности (сходство со Стендалем). Для Теккерея многие герои Диккенса – ходячие преувеличения, например, Микобер. Каких героев Диккенса вы можете отнести к преувеличениям?

Полемика

  1. «Кэтрин» (Catherine, 1840) - полемика с «Оливером Твистом» Диккенса, идеализацией героя. Героиня Теккерея выросла в притоне и стала воровкой и убийцей.

  2. «Барри Линдон» (The Luck of Barry Lyndon, 1841) - полемика с романтизацией преступников (Бульвер Литтон).

  3. против ангелоподобных героинь («Ярмарка тщеславия», роман без героя – полемический подзаголовок).

Теккерей стремится к объективному повествованию, ставит между собой и читателем повествователя (Кукольника, Барри Линдона).

^ Теккерей и Диккенс утверждали правду, но каждый свою.

Диккенс – гротески добра и зла, дивные романтические сказки, правда идеи и правда факта. Теккерей: «Я могу изобразить правду только такою, какою я ее вижу, описывать то, что наблюдаю. У меня нет головы выше глаз». Критики о Теккерее – «апостол посредственности». Ш. Бронте: «Его герои неромантичны как утро понедельника». Сам Теккерей: человек – смесь всего, и хорошего, и плохого. Его идеал писателя – «веселый и добродушный автор будничных проповедей, обнажающий порок и не жалеющий себя». По мнению Теккерея, читатель привык к черно-белым краскам. У Теккерея – «серый» цвет психологических откровений, эстетика полутонов, которой принадлежало будущее.

Итак, общее у Диккенса и Теккерея – критическое отношение к действительности, защита человека, влияние христианской этики.

Различие

1.У Диккенса предмет изображения – все слои общества, у Теккерея – преимущественно – верхи;

2.Автор у Диккенса сопереживает героям. Вмешивается в повествование, предсказывает дальнейшее. Теккерей: кукольник - участник представления:

3. У Диккенса – жизнеутверждение, юмор, сатира. У Теккерея – ирония, скепсис, горечь.

4. У Диккенса – деление героев на добрых и злых. У ТЕККЕРЕЯ= ГЕРОЙ –переплетение положительных и отрицательных качеств.

5. У Диккенса – преобладание в характере героя ведущей черты. У Теккерея – нет.
«^ Ярмарка тщеславия. Роман без героя»
Смысл подзаголовка – героическое не в природе этого мира. Ни один из персонажей романа не в праве называться человеком в высоком понимании этого слова. Теккерей констатирует измельчание человеческой личности.

^ По сюжету роман связан с событиями начала Х1Х века (наполеоновские войны, Ватерлоо). Однако очевидна его теснейшая связь с современной Теккерею действительностью.

^ Роман демократичен и по содержанию, и по форме. Автор использует традиции кукольного театра, а на себя берет роль кукольника-комментатора, с грустью констатирующего измельчание человека. Роман начинается с описания ярмарки, подмостков и кукольника. «Ярмарка» - псевдоним действительности. От нее «общее впечатление скорее грустное, чем веселое». Кукольник поднимает занавес – и жизнь во всей ее сложности, противоречиях и контрастах предстает перед читателем.

^ Действие романа разворачивается в Англии и Нидерландах, Лондоне и Брюсселе, Париже и на Рейне. Появляются участники представления: зеленоглазая Бекки, простодушная Эмилия, неуклюжий Доббин, нечестивый вельможа Стайн. И повсюду шумит базар житейской суеты, исполненный тревог, несправедливости и печали. Зло главенствует в мире. Но автор не бесстрастный наблюдатель. У него есть цель – поразить зло силой своей сатиры.

Ярмарка – «место суетное, злонравное, сумасбродное, полное всяческих надувательств, фальши и притворства». «Автор этой повести не из одних корыстных побуждений желает вывести на чистую воду и строго покарать своих злодеев, он питает к ним искреннюю ненависть». «Давайте же, дорогие друзья, ополчимся на них со всей мощью и силой».

Итак, автор – обличитель. Но он скептически относится к себе и к окружающему, что определяет характер его сатиры. ^ Точнее: 1. резко отрицательное отношение к изображаемому – сатира; 2. точка зрения на себя как на участника представления, не способного что-либо изменить – ирония. Определяющая интонация – интонация горечи.

Что же характерно для ярмарки тщеславия?

Главный стимул – деньги, выгода и барыш. В таком свете изображены высшие слои общества.

  1. Первый «джентльмен королевства Георг Добрый, Великолепный, Великий, лучший из монархов». Ирония в изображении – «кафтан с меховым воротом, короткие панталоны, шелковые чулки, глупая ухмылка из под кудрявого парика». Кукольник «почтительно отступает в благоговейном молчании, отвешивая низкие поклоны».

  2. «^ Августейшие торгаши» в Вене – так Теккерей характеризует европейских монархов, собравшихся на Венский Конгресс 1814 года.

3. Аристократы Англии (Кроули, Стайн и др.) – заносчивая, спесивая часть общества, которая, «возможно, ничего не имеет против порока, но не терпит, чтобы порок называли его настоящим именем». Достойный представитель этой «высоконравственной среды» - лорд Стайн. Его портрет дается по контрасту с изяществом и грацией Бекки. «свечи освещали и блестящую лысину лорда Стайна в венчике рыжих волос». У него были косматые брови и мигающие налитые кровью глазки, окруженные сетью морщинок. Нижняя челюсть выдавалась вперед, и когда он смеялся, два белых торчащих клыка хищно поблескивали. Нравственный облик сиятельного вельможи – грубость, алчность, самодурство, высокомерие и разврат.

«Важнейший сановник», «опора трона». «бедный старик» - как он называет себя, кокетничая с Бекки. Роскошь и великолепие царят в его замке Гонт-хаус. Но за фасадом притаились убийство и безумие. Один из сыновей, якобы находящийся в командировке, на самом деле помещен в психиатрическую больницу. Сатира Теккерея достигает сарказма в главе, рисующей смерть маркиза. «В лице маркиза бедняки и изящные искусства потеряли покровителя и благодетеля; общество – одно из самых блестящих своих украшений; Англия – одного из величайших патриотов и государственных деятелей и т д. А в главе «Перед занавесом» автор обращает внимание на фигуру «нечестивого Вельможи», которую в конце представления унесет черт.

Кроули – семья Пита Кроули: сам баронет, его сыновья Питт и Родон, незамужняя сестра мисс Кроули, дать характеристику семьи. Отсутствие родственных чувств, нравственное убожество. Какого героя русской литературы напоминает своим затрапезным одеянием богатейший баронет? На нем, члене парламента, линялые штаны и гетры, старый сюртук, грязная косынка вокруг заросшей волосами шеи. Хитро поблескивают серые глаза, плотоядно ухмыляется рот. Он собственноручно вносит чемодан Бекки в дом, требуя фартинг за услугу. Он непомерно жаден. За свою жизнь он и гроша никому не подал. Он шутит с задолжавшим арендатором, а наутро описывает его имущество и продает с молотка. Он отдает под суд детей, собиравших хворост в его лесу. Он готов забраться в любой карман, кроме своего собственного. Собака вызывает в нем больше нежности, чем жена. Презрение автора к низкому старику выражается в такой детали. Проводив останки баронета на кладбище, могильщики отправились в кабак, родственники разъехались, только старый пес начал выть. «таково было единственное проявление горя в замке, которым сэр Питт управлял почти 60 лет.

^ Не менее выразительна и его сводная сестра мисс Кроули, старая дева, владелица крупного состояния. На словах она поклонница Вольтера и неравных браков, на деле она приходит в бешенство, когда узнает, что ее любимый племянник женился на гувернантке.

^ Родон Кроули – игрок, дуэлянт, но он меняется под влиянием любви к сыну и жене. Он уходит из дома, оскверненного изменой и ложью.

Денежный интерес – основа благополучия буржуазии (Осборн, Седли). Разорившийся Седли никому не нужен, так как потерял деньги и финансовую репутацию. От него отказывается его «друг», обязанный ему всем. Ради денег заключаются браки. Сестры Джорджа «влюбились в Суорц, забыв о прежней любви к Эмилии. Джордж: «Они любили бы тебя, будь у тебя 200 тыс. фунтов». Снобизм и жестокость господствуют в доме Осборнов: отношение Осборна к сыну, внуку, Эмилии. Мы остановились на характерных признаках Ярмарки тщеславия.

^ В романе переплетаются две сюжетные линии: линия Кроули-Стайн (аристократы, поместные дворяне, в центре – Бекки), линия Седли- Осборн (банкиры, коммерсанты, биржевики, в центре – Эмилия). С тонким мастерством Теккерей показывает их внутреннюю связь.

^ Повествовательная структура напоминает Филдинга и раннего Диккенса – разнородная масса людей и событий соединена центральными фигурами.

Тончайшие оттенки при создании характеров. Способы типизации – краткие наброски при создании эпизодических образов, постепенное выписывание деталей.

^ Мастерство портрета, поступки, речи героев + авторский комментарий их слов и поступков. Девушки вступают в жизнь в неравных условиях. Эмилия – дочь богатых родителей, привыкла к всеобщей любви, вызванной как и ее кротостью, так и общественным положением. Бекки – круглая сирота, ожесточившаяся из-за презрительного отношения окружающих, не желающих замечать ее достоинств. Теккерей иронически показывает, что на ярмарке тщеславия добродетель может быть ограниченной, а порок рядиться в привлекательные одежды. Бекки свойственны самые страшные грехи викторианской Англии: она неверная жена и плохая мать. Все ее чувства подчинены тщеславию. Дом родителей Эмилии, семья Кроули, высшее общество – ступени ее стремительного успеха. Обвиняя Бекки в черствости и авантюризме, Теккерей симпатизирует ее уму, находчивости, одаренности. Она порождена современным ей обществом.

^ Обратите внимание, что Теккерей говорит о детстве Бекки. В силу каких обстоятельств она чувствовала себя взрослой уже с восьмилетнего возраста. Мисс Шарп возненавидела мир, потому что «мир пренебрегал мисс Шарп, а ее бессердечными наставницами были «корысть, эгоизм и нужда».

^ Охарактеризуйте поведение Бекки в доме Эмилии. Найдите слова автора, оправдываюшие ее стремление женить на себе Джоза.

Как ведет себя Бекки в поместье Кроули: с баронетом, его женой, сестрой, дочерьми и сыновьями? Что заставило Бекки плакать самыми искренними слезами?

^ Бекки и высший свет. Как проявляется ее актерский талант в сценах накануне битвы при Ватерлоо? Образ жизни Бекки в Лондоне, ее отношение к мужу и сыну. Ее взлеты и падения.

^ Ваше отношение к Эмилии Седли. Как к ней относится сам Теккерей? Как характеризует Эмилию ее отношение к мужу, сыну, родителям, Доббину? Почему автор не склонен считать ее и Доббина героями романа? Важное значение имеет подзаголовок романа – роман без героя. Ваше понимание подзаголовка.

^ Роман «ПЕнденнис», 1848-50 - жанр автобиографического романа. Автор не преследует откровенно сатирических целей, в романе есть центральный герой. НО и Пенденнис не героичен, это обыкновенный человек, разочарованный в жизни и людях.У писателя более терпимое отношение к людям, даже к Стайну. Похороненный в «Ярмарке», лорд появляется по прихоти автора вновь и даже проявляет себя вполне человечно. В центре внимания Теккерея – нравственный облик человека.

Интерес представляет предисловие к роману. Это манифест зрелого английского реализма. Теккерей определяет предмет своего искусства, способ его изображения и свое понимание правды. Художник должен знать то, что изображает. Не зная досконально мира каторжников, Теккерей не вступает в соревнование с Эженом Сю («Парижские тайны» и др. романы). Достижение Теккерея – психологизм.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863) iconБиография Владимир Иванович Вернадский (1863 1945). Родился 12 марта...
Мир в результате человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства. Проблемная напряженность...

В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863) iconКнига представляет собой научно-художественную биографию великого...
Вернадского (1863-1945). Геохимик и минералог в начале своего пути, В. И вернадский в дальнейшем создал целостную картину развития...

В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863) iconЭварист галуа (1811-1832)
Он прожил двадцать лет, всего пять лет из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, занимают чуть...

В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863) iconНиколай Гаврилович Чернышевский. Что делать?
Петропавловской крепости в декабре 1862-апреле 1863 г. Вскоре же напечатанный в "Современнике", он сыграл колоссальную, ни с чем...

В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863) iconВладимир Афанасьевич Обручев (1863 1956)
Родине, трудового подвига в науке. Громаден диапазон его научной деятельности, включающей работы по общей и региональной геологии,...

В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863) iconРеферат На тему: Жизнь и творческий путь И. В. Вернадского
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) российский естествоиспытатель, мыслитель-энциклопедист, гуманист, специалист в области наук...

В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863) iconКодексу України про адміністративні правопорушення
Порушення порядку подання або використання даних державних статистичних спостережень тягне за собою відповідальність, яка встановлена...

В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863) iconКодексу України про адміністративні правопорушення
Порушення порядку подання або використання даних державних статистичних спостережень тягне за собою відповідальність, яка встановлена...

В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863) iconАссоциации международных экспедиторов и логистики «бамэ» (новая редакция)...
Настоящий Устав Ассоциации международных экспедиторов и логистики «бамэ» является новой редакцией Устава Ассоциации Международных...

В. М. Теккерей (W. M. Thackeray, 1811-1863) iconАссоциации международных экспедиторов и логистики «бамэ» (новая редакция)...
Настоящий Устав Ассоциации международных экспедиторов и логистики «бамэ» является новой редакцией Устава Ассоциации Международных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница