Рабочая программа учебного предмета «История»




НазваниеРабочая программа учебного предмета «История»
страница1/5
Дата публикации07.04.2013
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
vbibl.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мирнинская средняя общеобразовательная школа

Тайшетского района Иркутской области


Рассмотрено

на заседании МО

__________________

№ от «__» _____ 2012 г.

Согласовано

зам. директора по УВР

__________________

от «__» ______ 2012 г.

Утверждена

приказом директора школы

__________________

№ от «__» _____ 2012 г.


Рабочая программа учебного предмета

«История»

8 класс, базовый уровень

2012-2013 учебный год

Разработана

Кожемякиной Натальей Юрьевной

учителем истории

второй квалификационной категории

Пояснительная записка
Федеральный компонент история

История России

Количество часов в неделю по учебному плану – 2

Общее количество часов в соответствии с программой – 40 часов

^ Основание для планирования: образовательный региональный стандарт

Учебники, по которым работают учащиеся

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. М.: Просвещение.

Программа, по которой работает учитель

А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Россия в XIX в. 8 класс (44 часа). М.: Просвещение, 2011

^ Внесены изменения: сокращены часы на изучение истории России до 40 часов: 2 часа в теме «Россия в первой половине XIX в.» и 2 часа изучения материала по краеведению.

^ Изменения связаны: т.к. общее количество часов за год по программе превышает 68.

Цель изучения - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих цен­ностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и твор­чески применяющего исторические знания в учебной и соци­альной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и со­циализации учащихся.

Задачи:

— формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опы­та народов России;

— овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX в., понимание ими места и роли Российской им­перии во всемирно-историческом процессе, значения насле­дия этого периода для современного общества;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX в. и гордости за героические свершения предков;

— развитие способности учащихся анализировать инфор­мацию, содержащуюся в исторических источниках по исто­рии России XIX в.;

— формирование у школьников умения применять знания по истории России в XIX в. для осмысления сущности со­временных общественных явлений.
^ Учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

Знаниями:

1) ключевых исторических событий (время, место, участ­ники, обстоятельства);

2) периодизации ключевых явлений и процессов (хроно­логические рамки, основания);

3) основных информационных источников по историчес­ким периодам

4) наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендован­ной литературе;

Умениями:

1) извлекать необходимую информацию из различных ис­точников (первоисточники, исторические сочинения, учеб­ник, исторические карты, графики и пр.);

2) сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

3) различать факты и их интерпретации, оценки; класси­фицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

4) давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

5) на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, харак­теризовать условия и образ жизни людей разных историчес­ких эпох, выявлять характерные, существенные признаки ис­торических событий и явлений;

6) определять и аргументировать своё отношение к наи­более значительным событиям и личностям в истории России;

7) применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

^ В результате изучения истории России в 8 классе уча­щиеся должны:

— получить целостное представление об историческом пу­ти России, соседних народов и государств в XIX в.;

— научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение де­кабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество;

— уметь изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников как по пе­риоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (времени правления Александра I, Николая I, Александра II, Александра III);

— приобрести опыт оценочной деятельности на основе ос­мысления жизни и поступков Александра I, Николая I, Алек­сандра II, Александра III, М.М. Сперанского, А.А. Аракче­ева, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова, С.Ю. Витте, К.П. По­бедоносцева, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры XIX в.;

— уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XIX в.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

Формы контроля ЗУН (ов);

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • тестирование

  • контрольная работа;

  • исторический диктант

  • понятийный диктант

  • творческие задания

Содержание курса «История России»



раздела/

темы

Содержание разделов и тем

Всего часов

1.

Россия в первой половине XIX в.

Россия на рубеже веков

Территория. Население. Сосло­вия. Экономический строй. Политический строй.

^ Внутренняя политика в 1801-1806 гг.

Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I и его окружение. Проект Ф. Лагарпа. Создание министерств. Не­гласный комитет. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.

Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учрежде­ние Государственного совета. Экономические реформы. При­чины свёртывания либеральных реформ. Отставка Сперанско­го: причины и последствия.

^ Внешняя политика в 1801-1812 гг.

Международное поло­жение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвёртой антифран­цузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Рас­ширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Фин­ляндии. Разрыв русско-французского союза.

^ Отечественная война 1812 г.

Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Куту­зова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский манёвр. Патриотический подъём народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевс­кий, Д. В. Давыдов и др.). Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захват­чиков. Причины победы России в Отечественной войне. Влияние войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.

^ Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1815 гг.

Начало Заграничных походов, их це­ли. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Свя­щенном союзе. Восточный вопрос во внешней поли­тике Александра I. Россия и Америка. Россия - мировая держава.

^ Внутренняя политика в 1814-1825 гг.

Причины измене­ния внутриполитического курса Александра I. Польская конс­титуция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

^ Социально-экономическое развитие.

Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Про­ект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промыш­ленности и торговли.

^ Общественные движения

Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные общества. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное об­щества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьёва. Власть и общественные движения.

^ Династический кризис 1825 г.

Смерть Александра I и ди­настический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его зна­чение. Восстание Черниговского полка на Украине. Истори­ческое значение и последствия восстания декабристов.

^ Внутренняя политика Николая I

Укрепление роли го­сударственного аппарата. Усиление социальной базы самодер­жавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточе­ние контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управле­ния. Свод законов Российской империи. Русская православ­ная церковь и государство. Усиление борьбы с революцион­ными настроениями. III отделение царской канцелярии.

^ Социально-экономическое развитие

Противоречия хо­зяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота, его экономитческие и социальные последствия. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Крестьянс­кий вопрос. Реформа управления государственными крестья­нами П.Д. Киселёва. Рост городов.

^ Внешняя политика в 1826-1849 гг.

Участие России в подавлении революционных движений в европейс­ких странах. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-ту­рецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный воп­рос во внешней политике России.

^ Народы России

Национальная политика само­державия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 30 – 50-х гг.

Особенности общественного движения 1830-1850-х гг. Консервативное движение. Теория официальной народности (С.С. Уваров).

Оппозиционная общественная мысль. Либеральное движение. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин). Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Кире­евские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин). Революционно-социалистические течения (А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский). Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

^ Крымская война 1853 – 1856 гг.

Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы вой­ны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов. В.А. Корнилов. В.И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

^ Культура в первой половине XIX в.

Быт в первой половине XIX в.

Развитие об­разования, его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И.А. Двигубского, И.Е. Дядьковского, К.М. Бэра. Н.И. Пирогов и раз­витие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М.В. Остроградского и Н.И. Лоба­чевского. Вклад в развитие физики Б.С. Якоби и Э.X. Лен­ца. А.А. Воскресенский, Н.Н. Зинин и развитие органичес­кой химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосвет­ные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. .Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Открытие Антарк­тиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина. Русское географическое общество.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Литература. В.А. Жуковский. К.Ф. Рылеев. А.И. Одое­вский. Золотой век русской поэзии. А.С. Пушкин. М.Ю. Лер­монтов. Критический реализм. Н.В. Гоголь. И.С. Тургенев. Д.В. Григорович. Драматургические произведения А.Н. Ост­ровского.

Театр. П.С. Мочалов. М.С. Щепкин. А.Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкаль­ной школы. А.Е. Варламов. А.А. Алябьев. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский.

Живопись. К.П. Брюллов. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. А.А. Иванов. П.А. Федотов. А.Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка горо­дов. А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А.Н. Воронихин (Казанский собор). К.И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О.И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А. Тон (храм Христа Спаси­теля, Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата).

Культура народов Российской империи и её вклад в мировую культуру. Взаимное обогащение культур.

18




^ Обобщение по теме «Россия в первой половине XIX в.»

1

2.

Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права

Необходимость и предпосылки реформ. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Лич­ность Александра II. Начало правления Александра II. Смяг­чение политического режима. Либералы, радикалы, консерва­торы: планы и проекты переустройства России.

Предпосылки и причины от­мены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положе­ния Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепо­стного права.

^ Либеральные реформы 60-70-х гг.

Земская и город­ская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвеще­ния. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершённость реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. XIX в. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова. Итоги и последствия реформ 1860-1870-х гг.

^ Национальный вопрос в царствование Александра II

Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.

^ Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права

Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства, развитие торговли. Реорга­низация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его послед­ствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

^ Общественное движение

Особенности российского ли­берализма середины 50-х - начала 60-х гг. XIX в. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм.

Консерваторы и реформы. М.Н. Катков.

Причины роста революционного движения в пореформен­ный период. Н.Г. Чернышевский. Теоретики революционно­го народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Тка­чёв. Народнические организации второй половины 1860-х - начала 1870-х гг. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II и его последствия.

^ Внешняя политика Александра II

Основные направле­ния внешней политики России в 1860-1870-х гг. А.М. Гор­чаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М.Д. Скобелев. И.В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османс­кого ига.

^ Внутренняя политика Александра III

Личность Алек­сандра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Полити­ка в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Нацио­нальная и религиозная политика Александра III.

^ Экономическое развитие страны в 80-90-е гг.

Общая характеристика экономической политики Алек­сандра III. Деятельность Н.X.Бунге. Экономическая поли­тика И.А.Вышнеградского. Начало государственной деятель­ности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

^ Положение основных слоев российского общества

Со­циальная структура пореформенного общества.

Размывание дворянского сословия. Дворянское предпри­нимательство. Социальный облик российской буржуазии. Ме­ценатство и благотворительность. Положение и роль духове­нства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изме­нения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казаче­ство. Особенности российского пролетариата.

^ Общественное движение в 80-90-х гг.

Кризис ре­волюционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

^ Внешняя политика Александра III

Приоритеты и основ­ные направления внешней политики Александра III. Ослаб­ление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в меж­дународных отношениях конца XIX в.

^ Развитие культуры во второй половине XIX в.

Расцвет российской демократической культуры. Просвещение во вто­рой половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естествен­ных и общественных наук (А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов). Географы и путешественники. Сельскохозяй­ственная наука. Историческая наука. Расширение издательс­кого дела.

Критический реализм в литературе (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). Разви­тие российской журналистики. Революционно-демократичес­кая литература.

Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Могучая кучка и П.И. Чайков­ский, их значение для развития русской и зарубежной музы­ки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и


общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

^ Быт: новые черты в жизни города и деревни

Рост на­селения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «вер­хов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изме­нения в деревенской жизни.

20




Итоговое обобщение

Россия и мир на пороге XX в

1
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа Среднего (полного) общего образования учебного предмета «История» 10 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 10 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа учебного предмета «История» основного общего образования 5 класс
Рабочая программа учебного предмета «история» за курс 5 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа учебного предмета «История»
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Брандт М. Ю. История России. XX век. 9 класс. М.: Просвещение

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа учебного предмета «История»
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М.: Просвещение

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа учебного предмета «История»
Л. Н. Алексашкина, Данилов, А. А. Л. Г. Косулина. «Россия и мир в XX начале XXI века». 11 класс: учеб для общеобразоват учреждений...

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа «Математика»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного...

Рабочая программа учебного предмета «История» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Школа России», автор А. А плешаков. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница