Рабочая программа учебного предмета «История»




НазваниеРабочая программа учебного предмета «История»
страница1/7
Дата публикации06.04.2013
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
vbibl.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мирнинская средняя общеобразовательная школа

Тайшетского района Иркутской области


Рассмотрено

на заседании МО

__________________

№ от «__» _____ 2012 г.

Согласовано

зам. директора по УВР

__________________

от «__» ______ 2012 г.

Утверждена

приказом директора школы

__________________

№ от «__» _____ 2012 г.


Рабочая программа учебного предмета

«История»

9 класс, базовый уровень

2012-2013 учебный год

Разработана

Кожемякиной Натальей Юрьевной

учителем истории

второй квалификационной категории

Пояснительная записка
Федеральный компонент история
История России

Количество часов в неделю по учебному плану – 2

Общее количество часов в соответствии с программой – 44 часа

^ Основание для планирования: образовательный региональный стандарт
Учебники, по которым работают учащиеся

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Брандт М.Ю. История России. XX век. 9 класс. М.: Просвещение.

Программа, по которой работает учитель

История. Обществознание». 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2007.

История России 9 класс (64 часа) Авторы: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина
^ Внесены изменения: сокращены часы на изучение истории России до 44 часов: 3 часа в теме «Россия в начале XX века (1900-1916 гг.)» и 1 час «Обобщения», 3 часа в теме «Россия в 1917-1927 гг.» и 1 час «Родной край в первой половине XX в.», 3 часа в теме «СССР в 1928-1938 гг.» и 1 час «Родной край в 30-е гг.», 1 час «Родной край в Великой Отечественной войне», 1 час в теме «СССР в 1945-1952 гг.», 1 час в теме «СССР в 1953 – середине 60-х гг.», 1 час в теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.», 1 час в теме «Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.», 1 час в теме «Новая Россия. 1991-2003 гг.»

^ Изменения связаны: с образовательным региональным стандартом, программа рассчитана на 103 часа, сокращена до 68 часа.
Цель изучения - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих цен­ностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и твор­чески применяющего исторические знания в учебной и соци­альной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и со­циализации учащихся.

Задачи:

— завершение формирования ориентиров для гражданс­кой, этнонациональной, социальной, культурной самоиденти­фикации в окружающем мире;

— овладение учащимися основными знаниями по истории России XX - начала XXI в., понимание ими места и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XX в. и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократи­ческих ценностей современного общества;

— развитие способности учащихся анализировать инфор­мацию, содержащуюся в исторических источниках по исто­рии России XX - начала XXI в. (с учётом особенностей дан­ных источников);

— формирование у школьников умения применять знания по истории России XX - начала XXI в. для осмысления сущ­ности современных общественных явлений, в общении с дру­гими людьми в современном обществе.
^ Учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

Знаниями:

1) ключевых исторических событий (время, место, участ­ники, обстоятельства);

2) периодизации ключевых явлений и процессов (хроно­логические рамки, основания);

3) основных информационных источников по историчес­ким периодам

4) наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендован­ной литературе;
Умениями:

1) извлекать необходимую информацию из различных ис­точников (первоисточники, исторические сочинения, учеб­ник, исторические карты, графики и пр.);

2) сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

3) различать факты и их интерпретации, оценки; класси­фицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

4) давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

5) на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, харак­теризовать условия и образ жизни людей разных историчес­ких эпох, выявлять характерные, существенные признаки ис­торических событий и явлений;

6) определять и аргументировать своё отношение к наи­более значительным событиям и личностям в истории России;

7) применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
^ В результате изучения истории России в 9 классе уча­щиеся должны:

— получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XX - начале XXI в.;

— научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая российская револю­ция, Великая российская революция 1917-1921 гг., нэп, индустриализация, коллективизация, формирование однопар­тийной диктатуры в СССР, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства СССР после войны, реформы Н.С. Хрущёва и А.Н. Косыгина, «застой», перест­ройка, распад СССР, экономические и политические рефор­мы 1990-х гг., стабилизация 2000-х гг.;

— уметь изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (период правления Николая II, революция и Гражданская война, нэп, 1930-е гг., участие СССР во Второй мировой войне, поздний сталинизм, «оттепель», период правления Л. И. Брежнева, перестройка, президентство Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева);

— приобрести опыт оценочной деятельности на основе ос­мысления жизни и поступков Николая II, П.А. Столыпина, А.Ф. Керенского, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, лидеров Бе­лого движения, И.В. Сталина, Г.К. Жукова, Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачёва, Б.Н. Ельцина, В.В. Пу­тина, героев Великой Отечественной войны и ведущих пред­ставителей русской культуры XX в.;

— уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XX в.
Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;


Формы контроля ЗУН (ов);

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • тестирование

  • контрольная работа;

  • исторический диктант

  • понятийный диктант

  • творческие задания


Содержание курса «История России»



раздела/

темы

Содержание разделов и тем

Всего часов

1.

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX века (1900-1916 гг.)

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Социальная структура Российской империи начала ХХ в.

Задачи и особенности модернизации страны.

^ Экономическое развитие России в начале ХХ в.

Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Де­нежная реформа С. Ю. Витте. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос.

Особенности соци­альной структуры российского общества начала XX в. Харак­теристика русской буржуазии, её неоднородность. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние об­щины, социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. Образ жизни городского и сельского насе­ления.

^ Политическое развитие России в начале ХХ в. Общественно - политические движения в начале ХХ в.

Характе­ристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость её реформирования. Император Нико­лай II, его политические воззрения. Необходимость преобра­зований. Либеральная (земская) программа политических пре­образований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Нарастание противоречий между властью и обществом. «Зубатовский социализм». Либе­ральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

Характеристика консервативного движения. Радикализация либерального движения. Возникновение социалистических партий. II съезд РСДРП, принятие программы и устава. Большевики и меньшевики: суть разногласий. В.И. Ленин. Ю.О. Мартов. Г.В. Плеханов. Партия социалистов-револю­ционеров. Особенности программных и тактических установок. В.М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е.Ф. Азеф.

^ Внешняя политика Николая II.

Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне. Сближение России и Англии. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.

^ Первая русская революция.

Причины, движущие силы, характер революции. Развитие революцион­ного процесса. Советы рабочих депутатов. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Реформы политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П.Н. Милю­ков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич). Деятельность I и II Государственных дум. Итоги и значение революции.

^ Реформы П. А. Столыпина.

Аг­рарная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и зна­чение.

Новый избирательный закон. III Государственная ду­ма. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума.

^ Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации.

Международные проти­воречия на рубеже XIX-XX вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы воюющих сторон. Начало войны. Отношение народа и партий к войне. Военные действия на Восточном фронте в 1914-1916 гг. Брусиловский прорыв. Перестройка экономики. Человек на фронте и в тылу. Обострение внутриполитичес­кой ситуации. «Распутинщина». Прогрессивный блок. Нарас­тание оппозиционных настроений.

^ Серебряный век русской культуры.

Духовное состояние русского общества в начале XX в. Просвещение. Открытие российских учёных в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Декаданс. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Изобразительное искусство: традиции реализма и новые стилевые направления. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и ис­полнительское искусство (С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаля­пин). Русский балет. Русские сезоны С.П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура нача­ла XX в. - составная часть мировой культуры.

8

2.

РОССИЯ В 1917-1927 гг.

От Февраля к Октябрю.

Причины Февральской революции и её начало. Образо­вание новых органов власти. Отречение Николая II. Двое­властие. Временное правительство и Советы. Приоритеты но­вой власти. Курс на продолжение войны. Национальный вопрос после Февраля. Политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции В.И. Ленина. «Апрельские тезисы». Выработ­ка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский и Июньский кризисы власти. Образование первого коалицион­ного правительства. А.Ф. Керенский. I Всероссийский съезд Советов. Июльский кризис власти. Курс большевиков на во­оружённое восстание. Государственное совещание. Выступле­ние генерала Корнилова и его последствия. Социально-экономическая ситуация в стране. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Л.Д. Троцкий. II съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Установление новой власти в Москве и на местах.

^ Становление советской власти. Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм»

Создание новых органов государственной власти. В.И. Ленин. Уничтожение нацио­нального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учре­дительного собрания. III съезд Советов. Борьба в советском руководстве по вопросу о сепаратном мире с Германией. Брестский мир: условия, экономические и политические пос­ледствия. Первые мероприятия советской власти в области про­мышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продо­вольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Принятие Конституции 1918 г.

Политика «военного коммунизма». Сельское хозяйство в период «военного коммунизма». Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П.Н. Врангеля. Положение населе­ния в годы войны. Причины поражения белых и победы красных. Последствия Гражданской войны.

Экономический и политический кризис в конце 1920-х - начале 1921 г. Массовые крестьянские восстания. Кронштадт­ское восстание. Политические и экономические требования.

^ Гражданская война.

Причины и основные эта­пы Гражданской войны, её участники. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения, его политическая программа. Создание Красной Армии. Вы­ступление Чехословацкого корпуса. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Вос­токе. Создание региональных правительств. Формирование Восточного фронта. Уфимская директория. А.В. Колчак. Контрнаступление Красной Армии. Красный террор.

Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войс­ко донское атамана П.Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А.И. Деникина. Формирование Южного фронта. Белый террор. Движение зелёных. Н.И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Юж­ном фронте. Разгром армии Деникина.

Походы генерала Н.Н. Юденича на Петроград. Анти­большевистские выступления красноармейцев в фортах Крас­ная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.

Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Война с Польшей, её классово-полити­ческий смысл и итоги. Разгром генерала П.Н. Врангеля. На­циональные окраины в Гражданской войне.

^ Новая экономическая политика.

Переход к новой экономической политике.

Экономические ито­ги нэпа. Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. Альтерна­тивные варианты преодоления кризисных явлений. Причины свёртывания нэпа. Экономический и поли­тический кризис начала 1920-х гг. Сущность нэпа и его эко­номические итоги. Социальная структура и социальная пси­хология в 1920-е гг. Кризис нэпа, его причины.

^ Развитие политического процесса в 20-е гг.

Предпосылки объединения социалистических респуб­лик. Альтернативные проекты объединения. Первая Консти­туция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения.

Сращивание государ­ственного и партийного аппарата. Утверждение однопартий­ной политической системы. Обострение внутрипартийных разногласий и борьба за лидерство в партии и государстве. И.В. Сталин.

^ Внешняя политика в 20-е гг.

Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Укрепление позиций страны на международной арене. Соглашения со странами Востока. Усиление международной напряжённости в конце 1920-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего по­ложения в стране.

^ Духовная жизнь.

«Куль­турная революция»: задачи и направления. Ликвидация не­грамотности. Создание системы народного образования.

Повторно-обобщающий урок по теме «РОССИЯ В 1917-1927 гг.»
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа Среднего (полного) общего образования учебного предмета «История» 10 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 10 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа учебного предмета «История» основного общего образования 5 класс
Рабочая программа учебного предмета «история» за курс 5 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа учебного предмета «История»
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М.: Просвещение

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа учебного предмета «История»
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Россия в XIX в. 8 класс (44 часа). М.: Просвещение,...

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа учебного предмета «История»
Л. Н. Алексашкина, Данилов, А. А. Л. Г. Косулина. «Россия и мир в XX начале XXI века». 11 класс: учеб для общеобразоват учреждений...

Рабочая программа учебного предмета «История» iconРабочая программа «Математика»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного...

Рабочая программа учебного предмета «История» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Школа России», автор А. А плешаков. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница