Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке»




Скачать 252.45 Kb.
НазваниеВведение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке»
страница1/3
Дата публикации03.04.2013
Размер252.45 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
  1   2   3
Введение

Введение
Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» является новой и практически неразработанной в российской науке. Тем не менее, эта тема актуальна и перспективна. По истечении прошедшего столетия становится все более очевидным, что иконописная традиция, которая, казалось, в XX веке была прервана и исчезла, на самом деле не переставала существовать, но усилиями подвижников сохранилась и, пройдя непростой путь, проявляет сегодня устойчивую тенденцию к возрождению.
Эта тема, несомненно, имеет серьезное научное значение еще и потому, что история иконописной традиции тесным образом связана с историей Православной церкви, и шире — с историей России и русской культуры. Изучение церковного искусства XX века может приоткрыть те культурные и исторические пласты, которые не попадали в поле зрения исследователей, изучающих этот период по историческим документам, официальным текстам, артефактам советской культуры.
История иконописной традиции XX века охватывает несколько периодов, .са>::дый из которых имеет свои характерные особенности.
Первый период — начало XX столетия (условно до 1917 г.), связан с огромным интересом к иконописи: реставрационные открытия древних памятников, научное исследование древней иконописи, попытки богословского осмысления иконы, поиск путей возрождения церковного искусства на основе соединения новой живописи *! древнего канона. Церковное искусство в это время находилось на взлете или, по крайней мере, в стадии интенсивных творческих поисков.
Второй период, советский — 1920 - 1970-е гг. — наименее изученный. Церковь в это время подвергалась жестоким репрессиям, и церковное искусство, обреченное на вымирание переходит в разряд маргинальных. Но, несмотря на трудные условия, ушедшая практически в подполье, иконописная традиция продолжала существовать в лице немногочисленных представителей, благодаря их подвижничеству она сохраняется и даже претерпевает некоторую эволюцию.
И, наконец, третий период — постсоветский, последние десятилетия XX века (условно с 1988 г.), для которого характерно возвращение интереса к церковному искусству и попытки его возрождения.
Наиболее интересным нам представляется советский период. Верность церковной традиции воспринималась в это время как акт духовного противостояния. В условиях господства советской атеистической идеологии иконописание становилось не только фактом художественной жизни, но определенной гражданской и духовной позицией,
1
подвигом веры, исповедничеством. Может быть, именно трудности и испытания советского периода возвратили иконе то значение, которое она имела в древние времена, например, в период иконоборчества. А это дает возможность говорить об определенной системе ценностей, которую церковная культура противопоставляла ценностям господствующей идеологии. Икона самим фактом своего существования оказывала влияние на сознание людей, что косвенным образом повлияло и на смену идеологической и культурной парадигмы в нашей стране.
Все более возрастающий интерес к иконе в мире, причем не только к древней, но и к современной, делает очевидным тот факт, что исследование традиции русской иконы прошедшего столетия проливает свет и на процессы, происходившие в это время за пределами России. Культура русской эмиграции в не меньшей степени, чем православное гетто внутри страны, была мужественным противостоянием и подвигом. И здесь иконе принадлежит не последняя роль, потому что православная традиция в русской эмиграции на протяжении многих десятилетий оставалась своего рода духовным стержнем и цементирующей диаспору силой. Иконописная традиция в XX веке сохранялась не только усилиями тех, кто смог выжить в России, но и трудами тех, кто оказался далеко за ее пределами. Мир русской эмиграции — это особый мир, совпадая с советским периодом по времени, культура эмиграции стала как бы параллельно развивающейся ветвью русской традиции, которая вобрала в себя все то, что было вытеснено коммунистической идеологией из основного русла. Но эти два мира, несмотря на железный занавес, генетически связаны. Сегодня общепризнанно, что русская культура за пределами России принесла великие плоды, и это, несомненно, оказало влияние на процессы, происходившие внутри страны.
XX век дает поразительные примеры того, как вытесненная за пределы страны культура, обреченная заведомо на вымирание в чуждых условиях, не только не исчезает, но и оказывает сильнейшее воздействие на культуру того мира, куда она была выброшена, и на культуру митрополии. Семена русской культуры разбросаны по миру, и они прорастают по сей день. Во многом благодаря русской эмиграции интерес к иконе — теоретический и практический — проявился в западном мире, и сегодня мы можем это наблюдать во многих странах Европы и в Америке появление новых школ иконописи. И это проявляется не только в православной среде.
Тема данного исследования имеет практическое значение, так как может быть полезна тем, кто сегодня возрождает иконописную традицию. Понимание того, как в такой сложный этап в российской истории, вопреки всем внешним условиям, иконописцы трудились, и традиция выжила, дает возможность по-новому осознать место иконы в
современной культуре. Вообще механизмы сохранения и трансляции традиции для такого искусства, как иконописание, в основе которого лежит канон, чрезвычайно важны и для самой сегодняшней культуры, которая нуждается в более глубоком осознании своих корней — национальных, интеллектуальных, духовных и проч.
Значение иконы для православной культуры велико, и это общеизвестно. Но до сих пор исследователи предпочитали говорить об этом явлении только в исторической ретроспективе, и мало кто обращал внимание на икону как на фактор современной культуры. Тем не менее, изучение иконы, какой она предстает в XX веке, дает представление о ней как раз как о явлении современной культуры, а не только как о памятнике прошедших эпох. Пережив открытие в начале века, икона прошла сложный путь испытания на прочность, и потому, вернувшись в культурную традицию в конце столетия, она обретает новое значение. Это новое значение ничуть не противоречит тому, что изначально вкладывалось в понятие «икона», но было со временем несколько оттеснено или предано забвению в последующие исторические периоды (особенно в Синодальный период). Более того, именно XX век, большая часть которого прошла под знаком отрицания иконы, показал, что созданная в определенный период, в определенной культурной и конфессиональной среде, икона находит свое место в новых условиях, в поликонфессиональном мире, где культура ориентирована на иные ценности.
Актуальность и перспективность темы заключается еще и в том, что сегодня иконописная традиция проявляет устойчивую тенденцию к возрождению. Но этот процесс далеко неоднозначен, не случайно, вокруг него происходят ожесточенные споры. По мере того, как Церковь все больше интегрируется в современное российское общество, тема церковного искусства становится все более популярной, в то же время в ней выявляются новые проблемы. По мере расширения иконописной традиции неизбежно возникают вопросы о ее корнях и основаниях, о критериях мастерства, об отношении к канону, о соотношении светского и церковного в этом виде искусства. Очень многие вопросы не имеют однозначного ответа. Как писать иконы сегодня? Кто может заниматься этим ремеслом? Что такое иконопись — благочестивое ремесло или высокое искусство? Какой должна быть икона XXI века? Что такое канон и как его воспринимает современный художник? Как соотносятся понятия «канон» и «стиль»? Какова роль образцов сегодня? Обречен ли иконописец, основываясь на понятии канона, повторять древние формы или он может дерзнуть создать нечто новое? Как соотносятся такие понятия как «традиция» и «новаторство»? Иконопись — это искусство церковное, а, следовательно, анонимное. Может ли быть икона авторской? Эти и многие другие вопросы неизбежно возникают перед современным иконописцем и также перед исследователем этого искусства. Сегодня
до конца еще не ясны границы иконописной традиции, формы ее существования, критерии. Эти вопросы усугубляются также постоянно изменяющимся контекстом современной культуры, внутри которой существует иконописная традиция. Разобраться во всех вопросах и понять смысл происходящего в современном церковном искусстве невозможно без ясного представления о том, как оно существовало на протяжении XX столетия.
Именно сегодня, когда XX век закончился, но мы еще не так далеко ушли от него во времени, есть все возможности проследить ретроспективно этапы развития иконописной традиции прошедшего века. В течение долгого времени — с 1920-х до 1990-х гг. — по причинам, прежде всего, идеологическим современное церковное искусство оставалось вне поля зрения исследователей. В этот период подобные темы не разрабатывались, потому что современному иконописному искусству просто отказывали в существовании, оно не вписывалось в культурный контекст эпохи, каким он представлялся политическим вождям. Икона считалась явлением идеологически чуждым, в лучшем случае — маргинальным, а потому состояние современного иконописания не могло стать предметом серьезной научной рефлексии. Иконопись интересовала научный мир в основном как явление историческое, относящееся к прошедшим эпохам. Понятие «икона» в научном лексиконе глубоко и прочно было связано со средневековым искусством, икону рассматривали исключительно как памятник древнерусского или византийского, шире — восточно-христианского искусства. Ее временные рамки, как правило, ограничивали XVII-XVIII вв., иногда ее существование продлевали до начала XX вв., естественной границей воспринимался 1917 год. Считалось, что после революции икона как явление культуры перестает существовать, так как церковная культура в социалистическом обществе неизбежно должна сойти с исторической арены, как и Церковь, ее породившая. В связи с этим такие словосочетания как «современная икона» или «икона XX века» воспринимались исключительно как метафора, и если употреблялись, то совсем не в отношении к церковному искусству, а только к светскому, чаще всего к произведениям модернистическим, выходящим за рамки соцреализма. Так, например, произведения К. Малевича, нередко награждали эпитетом «икона XX века».
Одной из задач данной работы является реабилитация понятия «современная икона», которое не только имеет право на существование, но и оправдано всей предыдущей традицией церковного искусства. Икона на любом этапе своего существования воспринималась как искусство, глубоко связанное с традицией, но при этом и остро современное, рожденное духовными запросами конкретного времени. Икона XX века точно также как и икона любого другого периода, имеет свои характерные черты,
определенную духовную наполненность и ярко выраженные стилистические признаки, по которым мы отличаем ее от произведений других эпох. Исторические события прошедшего столетия — революция, эмиграция, изменение политических режимов, смены идеологических и культурных парадигм — в значительной мере трансформировали контекст российской культуры, преображая его до неузнаваемости, но они никоим образом не уничтожили икону как культурное и духовное явление. По истечении столетия мы можем сделать хотя бы первичный анализ тех процессов и явлений, которые происходили в иконописной традиции, пусть даже эта традиция не была большую часть столетия в числе магистральных.
Конечно, XX век невозможно рассматривать, не имея в виду всей предыдущей традиции, из которой вырастает икона. И данная работа показывает, что древо этой традиции, имеющее глубокие исторические корни, продолжало свой жизненный рост в XX веке. Искусство иконы имеет многовековую историю. Оно возникло в постконстантиновскую эпоху, в период V-VII вв. Христианское искусство первых грех столетий не знало иконы в том понимании, которое сформировалось позже, и не было связано с иконописным каноном, сформировавшимся позже. Живопись раннехристианских катакомб бьша преемницей позднеантичной традиции, хотя уже здесь появлялись символические рисунки, несущие в себе зерно того символизма, который стал впоследствии основой канона. Первые иконы, например, синайские, также свидетельствуют о значительном влиянии позднеантичного (в частности, фаюмского) портрета на сложение иконописания, но они уже отличаются от античных произведений своей определенной духовной направленностью. Постепенно христианские образы обретают своеобразный язык, который стал выражением основных идей христианской веры, искусство и богословие соединились в определенной пластической форме. Это и принято называть каноном.
Иконописный канон в общих чертах сложился к VII-VIII вв., в предиконоборческую эпоху. Но окончательно канон сформировался уже в иконоборческий период, когда в ходе долгих догматических споров символический язык иконы был отработан настолько, что стал знаковым кодом для передачи богословских идей, а икона вошла неотъемлемой частью в литургический синтез. Наиболее глубокое и высоко художественное воплощение иконописного канона мы можем видеть в искусстве Византии, хотя в Средние века канон был общим языком всего восточно-христианского мира: от Сирии до Грузии, от Афона до Сербии, от Каппадокии до Болгарии. Западный мир также вплоть до XIII в. придерживался этого канона, воспринимая изобразительное искусство как зримое выражение веры. Но, начиная с Джотто, европейская живопись
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» iconВозникновение философии, её культурно-исторические предпосылки
Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех...

Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» iconИдеология эпохи просвещения
Поэтому говорить о Просвещении как об эпохе в культуре было бы неверно, хотя имеются основания говорить о XVIII веке как веке Просвещения...

Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» iconО п и т энциклопедического изложение духовной науке рудольфа штайнера
От древней к христианской культуре

Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» icon«нет настоящих мужчин» во многом оправдан. Потому что в современной...
Инициация (лат. «initiatio», «начало», «введение», «вступление», «посвящение») — обряд включения человека в новый тип духовной общности...

Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» iconДиссертация Трофимовой Л. Ю. «Реклама в экономической культуре современной России» (2008)
Трофимова Л. Ю. «Реклама в экономической культуре современной России»//Дисс канд филос наук Ростов-на-Дону, 2008

Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» iconУрок I введение Добро пожаловать! Перед вами не просто очередное введение в «магию»
Перед вами – не просто очередное введение в «магию», равно как и не наспех напечатанная книга для широкого круга читателей, где вы...

Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» iconЕвфросиния Суздальская Икона Божией Матери ''Целительница'' Старорусская икона Божией Матери

Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» iconТема №1. «Введение в банковские электронные услуги» 2 часа
Тема №2. «Информационное, техническое и программное обеспечение банковских электронных систем» – 6 часов

Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» iconХраму и городу подарена икона
Украины. Радиоактивному заражению подверглись не только территории нашей страны, но и России, Беларуси, а радиоактивное облако достигло...

Введение Тема «Икона в духовной культуре России XX веке» iconПрограмма тура
Ворота Зари — здесь хранится икона Девы Марии. Икона высоко чтима всеми верующими и считается чудотворной. Уникальность иконы состоит...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница