Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока




Скачать 223.69 Kb.
НазваниеРасцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока
страница1/3
Дата публикации22.09.2013
Размер223.69 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > История > Урок
  1   2   3
Тема урока: Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Цель урока.

- получить знания об особенностях периода расцвета цивилизаций бронзового века и железном веке Востока;

- учиться представлять изученный материал в форме конспекта; различать в исторической информации исторические описания и исторические объяснения;

- создавать условия для развития умения структурировать информацию.

Содержание-конспект урока.

(В конспекте выделены фрагменты, подлежащие обязательной фиксации обучающимися).

Следующим этапом человеческого развития после Каменного века был т.н. Бронзовый век (если не учитывать относительно короткий век медно-каменный). В этот период произошло широкое распространение бронзовых орудий труда и оружия. С началом бронзового века сформировались и начали активно взаимодействовать две группы человеческих сообществ Евразии. Южнее линии гор Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы, сформировались общества, имевшие сложную социальную структуру, города, письменность, государства, преимущественно земледельческие с элементами животноводства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов. Именно южные культуры называются цивилизациями. Державы Бронзового века процветали вплоть до т.н. «катастрофы бронзового века» или «бронзового коллапса», когда многие древние цивилизации исчезли, пали под ударами «народов моря» или пришли в упадок из-за общей нестабильности или истощения сил в войнах между собой. Возможно, в этот период имели место глобальные климатические изменения и геологическая активность.

  1. ^ Новоегипетская держава.

Пожалуй, крупнейшей державой раннего бронзового века был Египет. Первые прото-государственные образования появились в Египте ещё в т.н. додинастический период. Это последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.). Страна делилась на несколько самостоятельных царств, которые постоянно вели между собой войны. Постепенно некоторые стали возвышаться и подчинять другие.

Примерно в 3120 г. до н.э. Египет был объединён под властью одной династии, началась эпоха так называемого Династического периода. Периодизация: Раннее царство (I—II династии) — 3120—2778 гг. до н. э.; Древнее царство (III—VI династии) — 2778—2263 гг. до н. э.; Первый переходный период (VII—X династии) — 2263—2070 гг. до н. э.; Среднее царство (XI и XII династии) — 2160—1785 гг. до н. э.; Второй переходный период (XIII—XVII династии) — 1785—1580 гг. до н. э.; Новое царство (XVIII—XX династии) — 1580—1075 гг. до н. э.; Третий переходный период — (XXI—XXVI династии) 1075—656 гг. до н. э.; Позднее царство (XXVII—XXX династии) — 656—332 гг. до н. э., до завоевания Александром Великим.

Высшая власть в Древнем Египте принадлежала фараону, который считался живым богом, его воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и рабов. Наместниками фараона чаще всего назначались его родственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер. В Египте были сильными традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной.

Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляющие имуществом фараона и его приближенных, отвечающие за строительство. Значительным влиянием пользовались жрецы. Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благословение считалось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только служителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пирамид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени разливов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.

Наибольшую известность культура Древнего Египта приобрела благодаря усыпальницам фараонов — пирамида. Хотя сооружение специальных каменных гробниц для фараонов продолжалось на всё протяжении Династического периода, т.н. Великие пирамиды строились лишь в эпоху Древнего царства, пока у Египта не появились мощные соперники на Ближнем Востоке и он мог выделять значительные людские и материальные ресурсы на их возведение. Самая крупная из пирамид — Хеопса — считалась в античные времена одним из чудес света. Пирамиды столь велики, что даже в XX веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Египта. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два — три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении нового фараона и должна была завершиться ко времени его смерти), а в распоряжении строителей находились все ресурсы довольно крупного государства, создание пирамид не представляется невозможным.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из тела (Хет) души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимого двойника (Ка). Считалось, что если душа после смерти отправляется в загробный мир, то Ка остается на земле и вселяется в мумию покойного или его статую, продолжая вести подобие жизни и нуждаясь в питании (жертвоприношениях). При недостаточном к нему внимании Ка мог выйти из захоронения и начать бродить среди живых, причиняя им мучения и принося болезни. Страх перед мертвыми определял особое внимание к похоронным ритуалам.

Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззрениях древних египтян Они верили в существование богов, олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии, научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погубил Осириса но он воскрес и стал царем загробного мира.

Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зависимости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Кроме того, наряду с богами, почитавшимися во всем Египте, в отдельных провинциях сохранялись свои, местные, верования.

В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе IV(Эхнатоне) была предпринята попытка провести реформу культов и утвердить веру в единого бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей.

Значительного развития в Египте достигли медицина, техника мореплавания, письменность. За всё время Династического периода Египет не раз терял независимость. Он подвергался захвату племенами гиксосов, Персией, а в конце концов был подчинён Александром Македонским и в последствии в значительной мере элленизирован.

  1. ^ Вавилон времен Хаммурапи.

Древний Египет не был единственной державой Древнего Востока. В первой половине II тысячелетия до н.э. в районе Междуречья среди городов Месопотамии возвысился Вавилон (от семитского «bab-Illu», означающего «Врата Бога»). Как и Египет, он возглавил территорию, которая уже знала государственность. Непосредственными предшественниками Вавилона были Шумер и Аккад, чьи культуры и письменность он в значительной мере воспринял. Хотя изначально это был город одного из пришлых племён амореев, государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый. Историю Вавилона можно разделить на несколько периодов:

  1. Старовавилонский.

  2. Средневавилонский.

  3. Ассиро-вавилонский.

  4. Нововавилонский.

Взлёт Вавилона связан с именем Хамураппи (1792— 1750). Став царём он начал постепенное завоевание округи заключая попеременно союзы то с одними соседями, то с другими, пока не набрался достаточных сил. Объединив основную и важнейшую часть долины Тигра и Евфрата, Хаммурапи стал хозяином торговых путей на восток, север и запад. В этот период усилилось воздействие вавилонской культуры на сирийские города, на хеттский племенной союз, на финикийское государство Угарит. На западе воздействие вавилонской культуры этого периода сказывается в Палестине. Возможно, что Вавилония при Хаммурапи или при его ближайших преемниках вступила в отношения с ещё более далёкой страной — с Египтом.

Форма правления в Вавилоне была типичной для региона – деспотия. При этом, Хамураппи прославился как автор первого в мире свода законов. Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.

Унаследовав культуре Шумера и Аккада Вавилон внёс огромный вклад в её развитие, фактически положив этим начало зарождению нашей цивилизации. Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры. Достижения вавилонских учёных (жрецов) и мифологии позже проникли и в культуру античного мира, повлияли на развитие классической греческой философии.

В экономике господствовало земледелие с элементами скотоводства. В законах Хаммурапи перечисляются представители десяти различных отраслей ремесла, среди которых были названы кирпичники, ткачи, кузнецы, плотники, судостроители, домостроители и другие, но этим далеко не исчерпывается список известных тогда многочисленных ремёсел. Создавались предпосылки для развития знаний в области химии. До нас дошли небольшие фрагменты вавилонского труда по химии, в которых даны,, например, указания, как изготовлять поддельные драгоценные камни, имитацию меди, серебра и т. д.

Развивались в этот период торговля и обмен. Правда, и теперь ещё торговцы — тамкары продолжали юридически оставаться на положении торговых агентов царя, но их значение к началу II тысячелетия до н. э. возросло, они имели теперь своих помощников, которые вели розничную торговлю и сопровождали караваны. Продолжало развиваться денежное хозяйство. Процветало т.н. долговое и патриархальное рабство.

Вавилонское царство, так же как и Египет, на протяжении своей истории не раз бывало захвачено пришлыми племенами, которые основывали свои династии. Также, Вавилон был подчиняем Ассирией, древним своим соседом, а затем окончательно потерял независимость, будучи завоёван персами.

  1. ^ Хетты: индоевропейцы в Малой Азии.

Третьей державой Древнего Востока было Хеттское царство. Оно возникло в первой половине II тысячелетия до н. а. в Малой Азии как государство племенного союза родственных племён. Произошло это под влиянием древних культур Междуречья, которые проникали сюда вместе с торговцами. Так, хетты заимствовали письменность. Причём, на первых этапах официальным языком был староассирийский аккадский диалект.

Государство у хеттов имело рыхлую структуру. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна. Царя окружали чиновники и личный секретарь. Дворцы царей строились по образцу ассирийских и украшались барельефами, представляющими сцены из охот царя, пиршества и т. п. Из упоминания в ассирийских летописях о кархемишской мине Винклер выводит заключение об особой системе мер и весов у хеттов и о развитии у них городской жизни. Мы можем констатировать только на основании телль-амарнской корреспонденции развитие промышленности в Митанни, поставлявшем в Египет колесницы и драгоценности.

Источники свидетельствуют о значительном развитии производительных сил в стране хеттов к XVI в. до н. э. Бронзовые орудия труда к тому времени уже решительно преобладали. Хотя скотоводство, возможно, продолжало преобладать в хозяйственной жизни страны, однако относительно развитым стало и земледелие, причём, несмотря на неблагоприятные природные условия, зарождается и ирригационное земледелие. Возникают различные ремёсла, и достигает значительных размеров торговля.

Чрезвычайно обогащавшаяся во время успешных завоевательных походов хеттская знать приобретала в лице рабов, захваченных на войне, необходимую рабочую силу для организации крупных частных хозяйств на землях, ранее бывших племенной собственностью. Процесс приспособления классом рабовладельцев старой племенной организации к своим нуждам и формирования государства был длительным. После его завершения в период царствования Телепину, во второй половине XVI в. до н. э., и был составлен упоминавшийся нами древнейший хеттский исторический источник, описывавший события от времён Табарны (Тлабарны) до времени Телепину.

Для изучения общественных отношений у хеттов большое значение имеют несколько десятков тысяч клинописных документов, обнаруженных в государственном архиве хеттских царей, открытом при раскопках в Богазкёе (в современной Турции, недалеко от Анкары), где находилась столипа Хеттской державы — Хаттуса. В этом архиве обнаружены анналы, судебники, договоры с другими государствами, дипломатическая переписка, хозяйственные документы и т.д.

В Хеттском царстве, как и на всём Ближнем Востоке рабство. Одним из источников рабов были военнопленные.. Наряду с обращёнными в рабство пленными и купленными рабами хеттское общество знало и долговое рабство. Оно усиливалось в годы голода, когда «отец продавал сына за серебро», да и сам глава семейства мог попасть в голодный год в положение раба-должника в хозяйстве того, кто ему, как говорят тексты, «давал жить».

Основная масса свободного населения была организована общины, повидимому уже сельские, а не родовые. Назывались эти общины в хеттских документах термином, означающим и большой город и небольшое селение. В состав территорий сельских общин входили поля «человека оружия». Документы отмечают и наличие полей «человека повинности», т.е., повидимому, тех лиц, которые вели хозяйство на царской земле. Повинности, выполняемые свободными, назывались саххан и луцци. Совокупность работ, требовавшихся повинностью саххан и повинностью луцци, обнимала собой, согласно свидетельству одного из источников, мотыжение, пахоту, доставку телег, колёс, топлива, зерна, соломы, шерсти, мелкого скота, кормление гонцов, а также работы на начальника области, начальника пограничного округа, начальника города, строительные работы, предоставление тягловых лошадей.

Хеттская держава соседствовала с Вавилонией, Ассирией и Древним Египтом и вела постоянные войны с ними. Эта держава пала в XII в. до н. э. под ударами т.н. «народов моря», которые в это время начали обширные вторжения по всему восточному Средиземноморью. Учёные установили, что есть основания считать, что описанная Гомером Троянская война была эпизодом этого падения, т.к. Троя, судя по всему, была подвластна хеттам.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока iconТрансформация мотивов душИ и железА в отечественной и зарубежной литературе
Железный век. За ним следует бронзовый. Как долго, как долго ещё ждать, пока вернутся, следуя круговороту, более мягкие эпохи: век...

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока iconДиалог цивилизаций и культур мира
Известно, что по системе ценностей культурологи разделяют цивилизации Востока и Запада

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока icon1. каменный – бронзовый – железный века
Древней эпохой принято называть период, о котором нет (почти нет) письменных источников. Условно д э делится на

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока iconПлан-конспект урока «Молодое поколение в комедии. Нравственный конфликт...
Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «век нынешний» и «век минувший», найти в произведении представителей каждого "века",...

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока iconПлан-конспект урока «Молодое поколение в комедии. Нравственный конфликт...
Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «век нынешний» и «век минувший», найти в произведении представителей каждого "века",...

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока iconПредпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока
Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является...

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока iconПроявления сексуальности во все века привлекали к себе внимание:...
Проявления сексуальности во все века привлекали к себе внимание: древние культуры Востока, Античность, эпоха Возрождения, Новое время...

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока icon«Человек в истории. Россия XX век» родословие. История семьи ларисы трухан
История человека – это история всего человечества. История народов складывается тысячелетиями, некоторых – веками. История мира знает...

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока iconУчение св. Фомы Аквинского и проблемы современного общества
Фоме Аквинскому (1225-1274) показывает, сколь сложные и тонкие про­блемы решались в XIII веке. Это один из замечатель­ных веков,...

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока iconКонкурс научно-инновационных проектов «изобретатель XXI века»
Содействие ускорению построения инновационной экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница