Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования




Скачать 130.97 Kb.
НазваниеСтандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования
Дата публикации04.07.2013
Размер130.97 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Информатика > Документы

ГОСТ Р (проект)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСТ Р

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации
Стандарты Национальные

Российской Федерации

Авиационные двигатели и их составные части

Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования


^ Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2012


Предисловие
Цели и принципы стандартизации Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184 – Ф3 «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
^ Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (НИИСУ)

^ 2 ВНЕСЕН ФГУП «НИИСУ»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от______________200 № _________

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2012

Настоящий стандарт не может быть частично или полностью воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии


^ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЙИИ
Авиационные двигатели и их составные части.

^ Методы очистки особо ответственных деталей авиационного двигателя.

Общие технические требования
Aviation engines and engine components. Methods of aviation engine

part cleaning. General technical requirements

Дата введения – 2012
^ 1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок, правила и методы очистки при выборе технологического процесса получения требуемой чистоты очистки особо ответственных деталей элементов конструкции двигателей.

Стандарт распространяется на трубопроводы топливной, масляной, воздушной и кислородной систем, топливные и форсажные коллекторы, рабочие лопатки двигателя (компрессора, турбины низкого и высокого давления, сопловых блоков) и другие детали и сборочные единицы.
^ 2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 24869–98 Промышленная чистота. Общие положения

ГОСТ Р 51109–97 Промышленная чистота. Термины и определения

ГОСТ Р 51610–2000 Чистота промышленная. Установление норм промышленной чистоты при разработке, производстве и эксплуатации продукции

ГОСТ Р 51752–2001 Чистота промышленная. Обеспечение и контроль при разработке, производстве и эксплуатации продукции

ГОСТ Р 53450–2009 Двигатели авиационные и их составные части. Чистота промышленная. Классы чистоты жидкостей

ОСТ 1 41144–2005 Промышленная чистота. Методы определения и аттестации результатов контроля гранулометрического состава механических примесей в рабочих жидкостях
^ Издание официальное

ОСТ 1 41519–2001 Промышленная чистота. Чистые производственные помещения. Классы чистоты воздуха

ОСТ 1 41588–2000 Оборудование технологическое. Чистота рабочих жидкостей

ОСТ 1 51395–2001 Промышленная чистота. Рабочее место с пылезащитной атмосферой для изготовления и анализа проб чистоты жидкости. Типы и основные размеры

ОСТ 1.80086–82 Промышленная чистота. Объемный способ определения запыленности воздуха. Методы контроля

ОСТ 1 80319–82 Промышленная чистота. Определение степени загрязненности жидкости и поверхностей механическими частицами. Методы контроля

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
^ 3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 промышленная чистота: Состояние изделий, элементов изделий, технологических средств (зон), технологического оборудования, характеризуемое присутствием загрязнителя и учитываемое при конструктивно-технологическом обеспечении качества продукции на всех стадиях его жизненного цикла.

3.2 загрязнитель: Любая инородная (посторонняя) энергия или вещество (частицы, жидкости, газы, энергия в виде теплоты, статического электричества, радиации и пр.) в технологической среде (зоне), отрицательно влияющее на надежность, безопасность, экономичность продукции.

3.3 процесс загрязнения: Процесс проникновения загрязнителя в технологическую среду (зону) и /или процесс генерации загрязнителя в этой зоне.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АД – авиационный двигатель

АТ – авиационная техника

ООЭК – особо ответственный элемент конструкции

ПЧ – промышленная чистота

ТП – технологический процесс.
^ 5 Общие положения
Главные задачи, которую приходится решать разработчикам изделий авиационной техники, это безопасность, надежность и экономичность. Эти задачи напрямую связаны с
высоким уровнем поддержания промышленной чистоты изделий, технологических и рабочих сред, который исключает преждевременный износ и нарушение работоспособного состояния.

Сложные по конструкции системы АТ должны функционировать безотказно. При недостаточной чистоте рабочей жидкости и поверхности, в которой она находится и особой чувствительности агрегатов АТ это требование выполняется не всегда. По данным зарубежных исследований, половина аварий происходит вследствие загрязнений, по этой же причине снижается ресурс систем и агрегатов. В связи с этим к ним предъявляются очень высокие требования к чистоте внутренних полостей.

Чистота ООЭК АД обеспечивается комплексом мероприятий, проводимых на всех этапах разработки, производства и эксплуатации. К мероприятиям, проводимым на этапах разработки, можно отнести изыскание и применение износостойких материалов и прочных антикоррозионных покрытий, разработку систем и агрегатов с учетом эффективной промывки ее участков; установку фильтров вблизи агрегатов, которые наиболее чувствительны к загрязнениям. Решение проблемы обеспечения ПЧ на этапах производства включает:

- разработку высокоэффективных технологий (методов) очистки деталей и сборочных единиц авиационной техники;

- создание чистых производственных помещений с атмосферой, где количество пыли сведено к минимуму для выполнения финишных операций сборки, промывки, очистки и др., согласно ГОСТ Р 51610, ГОСТ Р 51752, ОСТ 1.41519, ОСТ 1.80086, ОСТ 1 51395, ОСТ 1.80492;

- разработку и внедрение средств объективного контроля чистоты внутренних полостей, согласно ГОСТ Р 51752,ОСТ 1.41144, ОСТ 1.41588;

- разработку высокоэффективного оборудования для очистки жидкостей, ООЭК АД, деталей, агрегатов, трубопроводов и собранных систем, согласно ОСТ 1.80490.

Наиболее опасными для работы указанных систем являются твердые нерастворимые частицы загрязнений. Конструктор устанавливает вид и технические требования на эти частицы. Технолог разрабатывает ТП, обеспечивающий заданную чистоту наружной и внутренней поверхности системы.

Задачи достижения требуемого уровня ПЧ ООЭК выполняется при решении следующих вопросов:

- достижение заданной чистоты очистки рабочих и технологических жидкостей и ее контроль, согласно ГОСТ Р 51610 ;

- обеспечение требуемой чистоты воздуха в помещениях и вблизи рабочих мест, где ведется изготовление, сборка и испытание ООЭК АД, согласно ГОСТ Р 51752, ОСТ 1 51395;

- контроль запыленности воздуха, согласно ОСТ 1.80086;

- выбор метода и разработка технологического процесса очистки ООЭК АД, обеспечивающего требуемую чистоту наружной и внутренней поверхности изделия.
^ 6 Классификация методов очистки
Существующие методы очистки АД и его составных частей делятся на три группы: механические, физико-химические и гидродинамические.

6.1 К механическим методам относится:
- очистка ручным инструментом;

- пескоструйная;

- очистка косточковой крошкой;

- очистка с помощью сухого льда и т. д.

Отрыв загрязнений от поверхности очищаемого объекта происходит при помощи органических или неорганических материалов.

Механические методы неприемлемы для очистки элементов трубопроводных систем, так как из-за малого диаметра входных и выходных штуцеров гидроагрегатов невозможен доступ к внутренним поверхностям. Кроме того, использование для очистки твердых материалов может привести к повреждению поверхности изделия.

6.2 К физико-химическим методам относится промывка с применением жидкостей, обладающих моющим действием.

К ним относятся:

- растворители,

- смывки,

- водные растворы моющих средств.

Моющее действие представляет собой сложный физико-химический и механический процесс, который необходимо рассматривать как совокупность следующих свойств моющей жидкости:

- растворяющей способности, которая в явном виде проявляется в основном у растворителей типа ацетона, бензина, спирта, фреона;

- смачивающей способности;

- эмульсионной способности, которая характеризуется способностью моющей жидкости образовывать с нерастворимым жидким загрязнением устойчивую дисперсную систему;

- диспергирующей способности, которая характеризуется способностью проникновения моющего состава в микроскопические зазоры и трещины между твердыми частицами загрязнений и поверхностью, что приводит к размельчению частиц и уменьшению сил адгезии (прилипания) частиц к поверхности;

- стабилизирующей способности, которая влияет на удаление твердых частиц загрязнений, находящихся во взвешенном состоянии;

- пенообразующей способности, которая определяет количество пузырьков в жидкости, способных прилипать к частицам загрязнений и удерживать их во взвешенном состоянии.

Применение специальных моющих жидкостей для очистки элементов жидкостных систем возможно только на начальных этапах производства, например, при очистке деталей после механической обработки.

На заключительных этапах производства при промывке гидроагрегатов и собранных трубопроводов в качестве моющей жидкости используют рабочие жидкости, так как специальные жидкости являются загрязнениями для внутренних полостей элементов трубопроводных систем.

Для других ООЭК АД. (рабочих лопаток, сопловых блоков, форсунок, завихрителей и др.) после операции очистки в моющем растворе необходима обязательная промывка внутренних

полостей, проведение обдувки детали от остатков капельной влаги сухим воздухом по ОСТ 92 1577 при давлении 0,3 – 0,5 МПа, проведение осушки очищенной детали методами и режимах по ОСТ 92–0019.

6.3 К гидродинамическим методам очистки относятся те методы, которые основаны на воздействии на загрязнения потока жидкости, способного оторвать загрязнения от поверхности и вынести их из внутренних полостей. В качестве примера к гидродинамическим методам очистки относятся:

- струйная очистка;

- эмульсионная очистка;

- очистка пульсирующим потоком;

- очистка турбулентным потоком;

- очистка газожидкостным потоком;

- ультразвуковая очистка.

Любая моющая жидкость, применяемая для гидродинамической очистки, обладает физико-химическим моющим действием. Поэтому, при отсутствии механического воздействия инструментом на загрязнения, работа очистки складывается из работы, совершаемой очищаемой средой за счет своей физико-химической активности и работы, обусловленной гидродинамическим воздействием на загрязнения.
^ 7 Методы очистки ООЭК
Рекомендуемые методы ТП очистки ООЭК АД, агрегатов трубопроводных систем, рабочих лопаток двигателя и других деталей сложной формы, имеющих застойные и тупиковые зоны, в которых наблюдается резкое снижение скоростей жидкости и газов, что в значительной степени ухудшает эффективность промывки (очистки), приведены в таблице 1.
Таблица 1Рекомендуемые методы очистки ООЭК авиационного двигателя


детали

(наружная

поверхность)




трубопроводы,

патрубки, шланги, металлорукава




корпусные

детали

(каналы,,

полости)




агрегаты,

не имеющие

клапанов

мембран

сильфонов




агрегаты,

имеющие

клапана

мембраны

сильфоны




емкости,

(топливные, гидравлические)




рабочие

лопатки,

форсунки, топливный

коллектор



струйная очистка,

ультразвуковая

очистка




очистка

газожидкостным

потоком,

очистка с закруткой

потока




очистка пульсирующим

потоком,

ультразвуковая

очистка




очистка пульсирующим

потоком,

ультразвуковая

очистка




очистка газожидкостным потоком с

вибрацией





струйная очистка,

эмульсионная очистка





ультразвуковая
очистка



^ 8 Функциональные обязанности организаций – участников отработки процесса очистки ООЭК АД
Организации, участвующие в разработке, изготовлении и эксплуатации АТ, осуществляющие их транспортировку и хранение, должны предусматривать в планах (программах) разработки (модернизации), постановки на производство, в технической документации на изделия, а также в документации системы менеджмента качества комплекс мер, отвечающим нормам и требованиям к ПЧ изделий.

Потребитель (технической документации на изделие, комплектующих, самого изделия) вправе требовать от поставщика изделий АТ выполнение комплекса мер по обеспечению ПЧ, предусмотренных данным стандартом. Нормы и требования к ПЧ должны устанавливаться на стадии НИР и ОКР, в ТЗ на разработку продукции, в конструкторской (в том числе эксплуатационной) и технологической документации.

Нормы и требования к ПЧ должны обеспечивать высокий уровень надежности изделий АТ, необходимые технологические условия обеспечения ее качества, быть теоретически и экспериментально обоснованными и определять предельный допустимый уровень загрязненности.




ГОСТ Р

УДК ОКС

Код
Ключевые слова: промышленная чистота, технологический процесс, особо ответственный элемент конструкции авиационного двигателя, очистка, загрязнитель








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования iconСтандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации...
Ультразвуковая очистка особо ответственных элементов конструкции двигателей. Типовой технологический процесс

Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования iconНациональный стандарт российской федерации электроустановки низковольтные
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования iconНациональный стандарт российской федерации ресурсосбережение обращение с отходами
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования iconНациональный стандарт российской федерации система проектной документации для строительства
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования iconНациональный стандарт российской федерации приборы контроля и регулирования...
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184–фз "О техническом...

Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53778
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования iconНациональный стандарт российской федерации социальное обслуживание...
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования iconНациональный стандарт российской федерации гост р ен 779- 2007
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Стандарт российской федерации стандартизация в Российской Федерации Стандарты Национальные Российской Федерации Авиационные двигатели и их составные части Методы очистки особо ответственных элементов конструкции двигателей. Общие технические требования iconНациональный стандарт российской федерации гост р 51072 2005
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница