Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп "уфаводоканал"




Скачать 63.95 Kb.
НазваниеКорпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп "уфаводоканал"
Дата публикации23.05.2013
Размер63.95 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Информатика > Документы
КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУП "УФАВОДОКАНАЛ"

Хатыпов А.Ф., Гордиенко В.С., Кантор Л.И.

МУП «Уфаводоканал», Уфа, Россия
Управление водопроводно-канализационным хозяйством крупного города является сложной задачей, решение которой на современном уровне возможно на основе применения информационных технологий, среди которых одной из ключевых является технология геоинформационных систем (ГИС). Однако анализ опубликованных данных свидетельствует о том, что реализуемый подход предполагает ограниченный уровень использования возможностей и преимуществ ГИС-технологий на отечественных предприятиях водоснабжения. В частности, основные усилия в настоящее время направлены на разработку, а использование – ограничивается в виде "электронных планшетов". С другой стороны, более высокий уровень использования ГИС-технологий позволяет получить качественно новые преимущества для всего предприятия водоснабжения – оперативное получение необходимой для эффективного управления полной и своевременной информации об объектах систем водоснабжения и канализации. Такая возможность обеспечивается уникальной способностью ГИС интегрировать разнородные информационные ресурсы предприятия.

Для предприятий водоснабжения характерно наличие "островов информации", обладающих избыточностью данных и отсутствием временной и пространственной согласованности. "Острова информации" являются следствием традиционного функционального подхода к организации управления предприятием: деятельность предприятия субъективно разбита на отдельные функции, каждая из которых выполняется определенным подразделением; координация выполнения этих функций осуществляется через иерархическую организацию с большим числом уровней иерархии. Возникновение "островов информации" связано с тем, что изначально информация об объектах систем водоснабжения и канализации на предприятии собирается, накапливается и используется подразделениями в автономных информационных системах (ИС) в соответствии с выполняемыми функциями. В тоже время отличительной особенностью предприятий водоснабжения является то, что информация во всех подразделениях относится к одним и тем же физическим объектам (трубопроводам, оборудованию, сооружениям), хотя и характеризует эти объекты с разных сторон. Например, в бюро технической инвентаризации (БТИ) – схемы сетей и паспорта объектов, в центральной аварийно-диспетчерской службе (ЦАДС) – информация о неисправностях и работах на объектах, в техническом отделе – приказы о приеме объектов на баланс, в службе реализации – информация об абонентах.

В результате одни и те же объекты в разных "островах информации" могут идентифицироваться по своей собственной исторически сложившейся системе: участок водопровода идентифицируется в БТИ и ЦАДС по номеру, в техническом отделе – по номеру приказа о приеме на баланс, в бухгалтерии – по инвентарному номеру. В конечном счете, на определенном этапе развития в ИС подразделений накапливаются значительные объемы узкоспециализированной информации, которые могли бы быть востребованными и в других подразделениях. Однако, вследствие отсутствия осмысленных связей между "островами информации", свести воедино информацию об объектах систем водоснабжения и канализации и использовать ее для эффективного управления практически не возможно.

Другим существенным недостатком наличия "островов информации" и отсутствия единого информационного пространства является снижение эффективности командной работы всех подразделений и специалистов по выполнению задач предприятия. Это проявляется в несогласованности действий, конфликтности между подразделениями, отставанием в действиях одних от других, ошибках в принятии отдельных решений и т.д.

В МУП "Уфаводоканал" в качестве универсальной идентифицирующей характеристики любых объектов систем водоснабжения и канализации принято географическое расположение. Такой подход обеспечивает организацию единого информационного пространства и интеграцию через пространственные связи любых "островов информации", что трудно или невозможно сделать вне среды ГИС. Таким образом, ГИС – наиболее предпочтительная для предприятия водоснабжения технология объединения разнородных информационных ресурсов и оперативного получения необходимой для эффективного управления полной и своевременной информации. Необходимо учесть, что информацию об активах предприятия, не имеющих пространственной привязки (техника, персонал, технологии, финансы и т.д.) также можно интегрировать через ГИС, так как эти активы используются в качестве ресурсов при выполнении процессов предприятия водоснабжения, связанных с объектами основных фондов (например, при эксплуатации систем водоснабжения и канализации).

На предприятии МУП "Уфаводоканал" ГИС водоснабжения существует с 1996 года, а ГИС канализации – с 2005. ГИС содержит единую базу данных (БД) с регулярно централизованно обновляемой в БТИ графической и паспортной информацией обо всех объектах основных фондов системы водоснабжения и системы канализации. Основой функционирования ГИС МУП "Уфаводоканал" является постоянно проводимая инвентаризация и паспортизация сетей и сооружений водопровода и канализации. В единую централизованную ГИС входит полная информация обо всех элементах сетей водопровода и канализации – трубах, колодцах, задвижках, другой арматуры и т.д. В паспортах элементов содержится необходимая информация – год постройки, материалы, длина трубопровода, привязки на местности, тип арматуры, отметки земли, лотков. ГИС МУП "Уфаводоканал" постоянно расширяется и актуализируется.

Разработанный нами на основе анализа передового мирового и отечественного опыта подход к интеграции информационного пространства основан на исключении условий возникновения "островов информации": на основе бизнес-архитектуры предприятия разрабатывается единая архитектура корпоративной информационной системы (КИС), причем исключительная роль ГИС-технологий ставит их в центр этой архитектуры. Сущность ГИС-централизованной архитектуры КИС заключается в создании единой универсальной централизованной ГИС водопроводно-канализационного хозяйства, которая исключает параллельное существование других специализированных ГИС для решения узких задач (эксплуатация сетей, гидравлическое моделирование, биллинг) и функционирует как интегрирующее ядро КИС.

Принципы организации единой универсальной централизованной ГИС предприятия водоснабжения:

  • специализированное подразделение (БТИ), обслуживающее ГИС, централизованно уникально идентифицирует объекты основных фондов систем водоснабжения и канализации в соответствии с разработанной системой учета;

  • специализированное подразделение, обслуживающее ГИС, из всех источников постоянно собирает информацию об объектах основных фондов и вносит в единую БД ГИС их пространственные данные и паспорта с характеристиками. Централизованное хранение и постоянная актуализация всех данных ГИС является непременным условием обеспечения их целостности, непротиворечивости (в том числе временной и пространственной) и сохранности;

  • единая БД ГИС является для специализированных ИС как источником идентификации и геоданных об объектах основных фондов, так и источником их паспортных данных.

Принципы интеграции в рамках ГИС-централизованной архитектуры КИС:

  • каждая из специализированных ИС выполняет четко определенные функции, содержит определенную часть информации об объектах основных фондов систем водоснабжения и канализации, опираясь на единый перечень этих объектов в БД ГИС;

  • в зависимости от того, какие именно функции и информационные ресурсы требуются для обеспечения того или иного процесса предприятия, происходит динамическое взаимодействие соответствующих специализированных ИС между собой с использованием идентификатора объектов в ГИС;

  • новые специализированные ИС создаются на основе существующих специализированных ИС и уже имеющихся функций и информационных ресурсов.

Важнейшими преимуществами, достигаемыми при использовании ГИС-централизованной архитектуры КИС на предприятии водоснабжения, является обеспечение командной работы подразделений, исключение дублирования усилий в получении данных и их единство для всех пользователей. Например, для формирования балансов подачи и реализации воды по зонам водоснабжения службе реализации нет необходимости организовывать учет потерь воды в процессе эксплуатации водопроводных сетей – такой учет ведется в соответствующих подразделениях с применением ИС по эксплуатации, а служба реализации использует данные из этой системы. Кроме того, в процессе формирования балансов используется строго привязанная к объектам из единого перечня объектов ГИС интегрированная информация, полученная в результате динамического взаимодействия биллинговой системы, БД подачи воды, системы мониторинга технологических параметров и БД технической документации. Это позволяет оперативно получать информацию, необходимую для эффективного управления реализацией воды и, как следствие, получением доходов от основной деятельности МУП "Уфаводоканал".

Другим преимуществом является ускорение процесса создания новых специализированных ИС. Примером является внедрение в МУП "Уфаводоканал" системы гидравлического моделирования, для которой в качестве исходных были задействованы данные из ИС, уже функционирующих на момент внедрения: ГИС, биллинговой системы, системы мониторинга технологических параметров.

Таким образом, использование ГИС-технологий на уровне всего предприятия водоснабжения и ГИС-централизованной архитектуры КИС позволяет интегрировать имеющиеся на предприятии разнородные информационные ресурсы, свести воедино информацию об объектах систем водоснабжения и канализации, получить необходимое для эффективного управления целостное видение характеристик объектов. Видимо, аналогичный подход к интеграции информационных ресурсов может быть применен и на других предприятиях водоснабжения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп \"уфаводоканал\" iconЭкономические теории организации как фундаментальная основа оценки эффективности менеджмента
Данная статья имеет целью рассмотрение экономических концепций организации и управления (менеджмента) для определения подходов к...

Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп \"уфаводоканал\" iconЗаместитель Министра Заместитель директора Макрорегионального филиала...
Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп \"уфаводоканал\" iconПод конкретного
Система plm – корпоративная информационная среда предприятия по автоматизации совокупности процессов проектирования, изготовления,...

Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп \"уфаводоканал\" iconОтчет о выполнении ниокр по теме: «Разработка комбинированных методов...
Вращающаяся цементная печь, Статическая система управления, срез печи, узел, статистические данные

Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп \"уфаводоканал\" iconКурсовой проект Информационная система управления торгово-закупочной фирмы
«Информационная система управления торгово-закупочной фирмы» студент гр. 01ВВ3 Захаров А. Н

Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп \"уфаводоканал\" iconОтчет о выполнении ниокр по теме: «Разработка комбинированных методов...
Вращающаяся цементная печь, комбинированная система управления, статические и динамические режимы, переходные процессы, передаточная...

Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп \"уфаводоканал\" iconМеждународная научно-практическая конференция «ресурсный центр как...
Открытие Международной научно-практической конференции «Ресурсный центр как основа повышения качества профессиональной подготовки...

Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп \"уфаводоканал\" iconСистема «Curating Pharma crm» предназначена для использования в компаниях...
Корпоративная система управления фармбизнесом и унифицированная распределённая база данных «Curating Pharma crm»

Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп \"уфаводоканал\" iconДокументированная информация составляет основу управления, его эффективность...
Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять...

Корпоративная информационная система как основа повышения эффективности управления муп \"уфаводоканал\" iconПоложение о проведении конкурса методического мастерства «Воспитание...
Настоящее положение определяет порядок и условия проведения областного конкурса методического мастерства «Воспитание культуры энергосбережения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница