План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ




Скачать 74.25 Kb.
НазваниеПлан лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ
Дата публикации16.04.2013
Размер74.25 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Информатика > Лекция
Лекция 2

Принципы организации эксплуатации

План лекции:

  1. Виды и операции технического обслуживания

  2. Организация эксплуатации ЭВМ

3. Классификация неисправностей ЭВМ

Виды и операции технического обслуживания


Организационно техническое обслуживание можно разделить на три вида:

  1. индивидуальное;

  2. групповое;

  3. централизованное.

При индивидуальном обслуживании обеспечивается обслуживание одной ЭВМ силами и средствами персонала ЭВМ. При этом виде обслуживания предполагается проведение регламентных работ, контроль технического состояния, проведение ремонтно-восстановительных работ с помощью аппаратуры и оборудования, принадлежащего вычислительному центру (ВЦ).

Групповой сервис служит для проведения технического обслуживания нескольких ЭВМ (компьютерной сети), сосредоточенной в едином ВЦ силами и средствами персонала ВЦ.

Как при индивидуальном, так и при групповом обслуживании используется следующий набор оборудования:

  1. аппаратура контроля элементной базы и электропитания;

  2. контрольно-наладочная аппаратура для автономной проверки ЭВМ;

  3. комплект радиоизмерительной аппаратуры;

  4. комплект программ с тестами;

  5. вспомогательное оборудование, инструмент.

При групповом обслуживании в комплект оборудования вкладывается также аппаратура и приспособления других ЭВМ, включенных в группу.

Централизованное обслуживание представляется сетью региональных центров обслуживания и их филиалов - пунктов технического обслуживания. Эти организации осуществляют:

  1. Наладочные работы и ввод в эксплуатацию ЭВМ;

  2. Устранение сложных отказов в процессе эксплуатации (в частности, централизованное восстановление элементов и узлов ЭВМ);

  3. Снабжение ВЦ ЗИПом (запасные части, инструменты и принадлежности);

  4. Оказание технической помощи и обучение персонала ЭВМ;

  5. Выполнение профилактических работ.

При таком обслуживании сокращаются расходы на технический персонал, но увеличивается время на восстановление работоспособности.

В настоящее время чаще всего применяют сочетание трех типов обслуживания.

В процессе эксплуатации ЭВМ подвергается следующим операциям обслуживания:

  1. хранение;

  2. установка, наладка, ввод в эксплуатацию;

  3. обслуживание при нормальной работе, планово-профилактические работы;

  4. устранение неисправностей

  5. обслуживание программного обеспечения (ПО);

  6. обслуживание информационных баз.

Все мероприятия по техническому обслуживанию, включая перечисленные операции, можно разделить на три группы:

  1. контроль технического состояния;

  2. профилактическое обслуживание;

  3. текущее техническое обслуживание.

Контроль технического состояния служит для оперативной диагностики процессора, памяти, каналов связи и т.д. и осуществляется самой ЭВМ (сервером сети) при пуске и в процессе функционирования при возникновении сбоя.

Профилактическое обслуживание представляет собой ряд мероприятий, направленных на поддержание исправного технического состояния машины в течение определенного промежутка времени и продление ее технического ресурса. С точки зрения организации технического обслуживания наибольшее распространение получило так называемое планово-предупредительное обслуживание, основанное на календарном принципе. При этом составляется график проведения регламентных работ, в котором указываются сроки и объемы профилактических мероприятий. Во многих современных системах этот принцип заложен во вспомогательном программном обеспечении системы.

Текущее техническое обслуживание - это комплекс настроечных и ремонтных работ, направленных на устранение возникающих неполадок и восстановление работы ЭВМ.

Рациональная организация системы эксплуатации является одним из главных средств обеспечения эффективного использования вычислительной техники.

^

Организация эксплуатации ЭВМ


Организация эксплуатации ЭВМ включает в себя:

  • выбор системы обслуживания;

  • материальное обеспечение обслуживания;

  • определение необходимого количества персонала и его квалификации;

  • организацию обучения обслуживающего персонала.

  • планирование профилактической работы;

  • обеспечение эксплуатационной документацией;

  • организацию многосменной работы (при необходимости);


Выбор системы обслуживания зависит от типа ЭВМ, квалификации пользователей и обслуживающего персонала, размеров предприятия. На крупных предприятиях наиболее типичной формой организации являются вычислительные центры или центры автоматического управления объектами и технологическими процессами. Независимо от вида системы обслуживания необходимо обеспечить три аспекта обслуживания:

  1. оперативный;

  2. материально-технический;

  3. математический (алгоритмический).

Оперативное обслуживание заключается в слежении за ходом технологического процесса обработки информации и вмешательстве в него при необходимости.

Техническое обслуживание - поддержание технических средств в работоспособном состоянии. Материальное обеспечение включает обеспечение энергией, расходными материалами, ЗИП и является важной частью технического аспекта эксплуатации.

Математическое обслуживание - поддержание программного обеспечения и баз данных в актуальном состоянии.
Обслуживание ЭВМ ведется специальными дежурными группами- сменами. В обязанности смены входят контроль за общим техническим состоянием и выполнении при необходимости текущего ремонта.

При круглосуточной работе ЭВМ обычно организуется 3-4 смены. Состав технического персонала определяется типом, количеством и режимом эксплуатации машины. При обслуживании компьютерной сети для группы машин необходимо иметь смену персонала, состоящую из:

  1. начальник смены - системный программист;

  2. специалист по аппаратным средствам;

  3. специалист по обслуживанию каналов связи.

При круглосуточной работе рекомендуется иметь одну усиленную смену и остальные смены меньшего состава.

Обучение персонала – важный аспект организации эксплуатации в условиях постоянного совершенствования вычислительной техники.

Плановая профилактическая работа проводится с целью поддержания устройств ЭВМ в исправном состоянии, выявления отказов оборудования, предупреждение сбоев в работе. Характер периодичности и объема профилактической работы зависит от состава аппаратных средств, их загруженности, технического состояния.

Эксплуатационная документация обычно включает: формуляр машины, техническое описание (ТО), инструкция по эксплуатации, комплект принципиальных схем.

В формуляре дается комплектность аппаратуры и эксплуатационной документации, технические характеристики, данные с контрольно-приемочных испытаний, гарантийные обязательства. ТО содержит общие сведения по работе узлов, блоков, ПО машины. Инструкция по эксплуатации – основной документ, регламентирующий следующие виды работы:

А) порядок установки и настройки;

Б) режимы работы и управления;

В) инструкции по программированию;

Г) порядок профилактических работ.

Кроме указанных выше документов, предоставляемых производителем ЭВМ, в процессе эксплуатации рекомендуется вести журнал технической эксплуатации, журнал учета машинного времени. Накопленная в этих журналах информация позволяет дать оценку эксплуатационных свойств ЭВМ, проанализировать качество работы, выявить рекомендации по улучшению обслуживания. Ниже приведен пример граф такого журнала.

№п/п

Вид работ

Сроки

Выявленные неисправности

Ответственный

Примечания




















Планирование эксплуатации состоит в выработке программы действий обслуживающего персонала на заданный период работы. Планирование осуществляется по трем направлениям:

  1. оперативно-календарное (включает распределение вычисленных ресурсов);

  2. планирование организационно-технических мероприятий;

  3. планирование материального обеспечения эксплуатации.

В планах указывается сроки и лица, ответственные за выполнение работ. На основании планов составляются заявки на расходные материалы, ЗИП, дополнительное оборудование.

Обучение персонала – важный аспект организации эксплуатации в условиях постоянного совершенствования вычислительной техники.

^

Классификация неисправностей ЭВМ


Основная задача технического обслуживания - поддержание работоспособности ЭВМ. Этот процесс состоит в их обнаружении, диагностировании (выяснении причин) и устранении. Поэтому прежде всего следует уточнить, какие типы неисправностей могут возникать в вычислительной технике. Все неисправности ЭВМ, как и других технических устройств, можно классифицировать по следующим признакам:

а) по характеру возникновения (причинам);

б) по длительности существования;

в) по внешнему проявлению;

г) по степени влияния на работоспособность машины.

Ошибки возникают по разным причинам и могут иметь характер сбоев или отказов.

Отказ – событие, заключающееся в полной или частичной потере работоспособности. Для восстановления отказов требуются определенные действия по ремонту или замене неисправного блока или устройства. По характеру возникновения отказы могут быть внезапными или постепенными. Внезапные отказы не поддаются прогнозированию и обнаруживаются после появления. Постепенные отказы возникают вследствие старения агрегатов и узлов, их можно спрогнозировать и устранить при профилактике. Отказы могут быть зависимыми и независимыми. Если причина в отказе другого устройства – зависимый отказ. По внешнему проявлению отказы могут быть:

  1. явные (поломка механических узлов, выпадение элементов);

  2. скрытые (нарушение качества контактов разъемов, появление микротрещин, порывов и т.д.).

По влиянию на работоспособность:

  1. частичные (ЭВМ может продолжать работу с потерей производительности);

  2. полные (ЭВМ не может продолжать работу).

Сбой - кратковременное нарушение работы машины, после которого она может работать нормально. Сбой сопровождается искажением информации при передаче, хранении. Сбой может привести, а может и не привести к отказу в любой ЭВМ.

В современной ЭВМ при управлении некоторым технологическим или экономическим причинам цена ошибки многократно возрастает. Для повышения надежности работы необходимо применять различные способы борьбы с неисправностями. Основные способы:

  1. постоянный контроль работы ЭВМ;

  2. резервирование аппаратуры (при возникновении неисправности основной системы включается резервный блок);

  3. профилактическая диагностика, устранение неисправностей.

Первый и второй способы применяются в системах, где правильную работу машины необходимо гарантировать на определенный момент времени, а ремонт ее невозможен.

Третий способ – целесообразен тогда, когда остановка ЭВМ допустима, но неисправности нельзя оставлять необнаруженными.

Чаще всего применяется сочетание всех указанных способов, для обеспечения любого из них необходим постоянный контроль работы ЭВМ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ iconПлан лекции: Задачи, решаемые вычислительными центрами Структура...
Создание вычислительных центров является способом повышения эффективности работы ЭВМ. Вычислительный центр объединяет технику различных...

План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ iconПлан лекции: Общие положения Классификация помех Основы операторного...
От правильного решения задачи обеспечения помехоустойчивости узлов ЭВМ зависит нормальное ее функционирование в процессе эксплуатации....

План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ iconПравила оказания услуг на станции технического обслуживания ООО «Барс Автосервис»
Станция технического обслуживания ООО «Барс Автосервис» (далее сто), осуществляющая свою деятельность в соответствии с сертификатом...

План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ iconРуководство по эксплуатации содержание
Настоящее руководство по эксплуатации (далее рэ) предназначено для изучения технических характеристик, принципа действия и правил...

План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ iconИнструкция по монтажу и эксплуатации. Гарантийный талон
Настоящий талон дает право на гарантийный ремонт оборудования при соблюдении правил установки, эксплуатации и технического обслуживания,...

План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ icon№ Виды жилищного фонда. Виды собственности. Оценка недвижимости
I. Организация технической эксплуатации и обслуживание гражданских зданий и сооружений

План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ iconТехническое описание и инструкция по эксплуатации 2007
Инструкция по эксплуатации предназначены для изучения устройства, принципа действия, технических характеристик и содержит в себе...

План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ iconТехническое описание и инструкция по эксплуатации 2007
Инструкция по эксплуатации предназначены для изучения устройства, принципа действия, технических характеристик и содержит в себе...

План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ iconРуководство по эксплуатации зву пк рэ
Звупк (в дальнейшем – замедлитель звупк), его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации замедлителя....

План лекции: Виды и операции технического обслуживания Организация эксплуатации ЭВМ iconРуководство по эксплуатации (технический паспорт)
Чтобы облегчить процесс ознакомления, мы разделили Инструкцию на несколько частей: Общий раздел, Правила пользования (описание и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница