Тема 11. Социологические характеристики современной науки




Скачать 220.38 Kb.
НазваниеТема 11. Социологические характеристики современной науки
страница1/5
Дата публикации29.08.2013
Размер220.38 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5

ТЕМА 11. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ


  • 11.1. Состояние современной науки

  • 11.2. Этапы развития науки

  • 11.3. Основные проблемы социологии науки

  • 11.4. Взаимодействие науки, техники и производства

  • 11.5. Наука и научная деятельность

  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

11.1. Состояние современной науки


Социология науки изучает социальные структуры и процессы научной деятельности, взаимодействие научных структур, статус науки и ученых в обществе. В центре внимания социологов находятся научные коллективы, научные коммуникации, условия труда ученых, исследование процессов воздействия общественных условий на развитие науки, а науки - на общество.

  • Предмет теории науки двояк:

    • с одной стороны, изучение внутренней природы науки, общая теория научного познания;

    • с другой - исследования общественного назначения науки, ее отношения к другим видам общественного творчества.

Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около двух с половиной тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий - экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр.
     По данным Дж. Бернала, к началу ХХ в. научный прогресс в мире обеспечивали не более 15 тыс. ученых. Большинство научных лабораторий можно было разместить в одной комнате, подвале. К середине 50-х гг. научных работников было уже 400 тыс., к середине 60-х гг. - 2 млн.
     По данным ЮНЕСКО, в 1990 г. научными исследованиями занимались 5,2 млн. человек, что в среднем составляет 1 тыс. на миллион жителей планеты. Из общего числа научных работников в 1990 г. на долю Северной Америки приходилось 17,8 процента, Латинской Америки - 3,1, Азии и Океании - 23,6, Африки - 0,7, Европы - 20,9, СССР - 32,4 процента. Треть всех научных работников планеты работала в СССР. Однако если посмотреть распределение мировых затрат на научные исследования по группам стран, то на долю Северной Америки приходилось 42,8; Азии и Океании - 19,6; Европы - 23,2; СССР - 12,3 процента. Из этих данных хорошо видно, где созданы самые благоприятные условия для научной деятельности и где объективно находится центр научно-технического прогресса. В 1994 г. США продали 444 тыс. патентов и лицензий, Германия - 160 тыс., Япония - 129 тыс., Англия - 97 тыс., Россия - только 4 тыс., заняв место между Венгрией и Испанией.
     В настоящее время в России заняты научной деятельностью 1,3 млн. человек, включая преподавательский корпус высшей школы, в том числе 484 тыс. кандидатов наук и 47 тыс. докторов, правда, треть старше 60 лет. Соотношение: 1-10-30. В вузах несколько иная ситуация: примерно половина - кандидатов наук и на десять кандидатов наук - один доктор. В Тюменском государственном университете из 750 преподавателей 90 докторов и 350 кандидатов наук, то есть ученую степень имеют 58 процентов преподавателей.
     Что такое наука? В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания? Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на этот вопрос так: "Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. По мнению сподвижников Дарвина, от обыденного житейского опыта научный опыт отличается лишь в той степени, в какой старый ветеран - от молодого рекрута: их методы различны столько же, сколько приемы современного воина и первобытного дикаря".
     Наука - самое динамичное создание человека, наложившее свой отпечаток на всю историю нашего времени. На основе научных достижений создан технологический базис современной цивилизации. Но обретенная человеком мощь достигла такого уровня, когда он должен подумать о себе, о своем спасении. Науку воспринимают не только как благо, но и как зло. Ее не только принимают, но и отвергают. Премии за научные открытия сосуществуют с мощной критикой науки.
     Оценивая рост числа научных работников в ХХ в., можно сделать такое предположение, что если он продолжится по такой экспоненте, то через полвека все взрослое население планеты будет заниматься наукой.
     Научные приборы - инструменты научного познания: радиотелескопы, ускорители, космодромы - стали циклопическими по своим размерам, сравнимыми с крупными промышленными предприятиями, для их обслуживания строятся целые города.
     ХХ в. правомерно называют веком научно-технической революции, технологической революции, "зеленой" революции, информационной революции и т.п. Научный потенциал определяет практически все - обороноспособность, национальное богатство, уровень, качество и продолжительность жизни. Дальнейшее наращивание научного потенциала требует все больших затрат материальных и интеллектуальных ресурсов.
     Удвоение числа научных открытий в СССР 1990 г. - 377 открытий, 85 тыс. изобретений и 3 млн. рацпредложений - требует увеличения объема научной информации в 8-10 раз, числа занятых в науке - в 15-20 раз и ассигнований на науку - в 30-40 раз. Вот почему не всегда стоит соглашаться с обвинениями в адрес науки. По мере развития каждый новый шаг в познании становится дороже на несколько порядков. Кстати, стоит напомнить, что только одной электрической лампочкой наука рассчиталась с обществом за все затраты, которые были на нее сделаны за всю историю цивилизации. Американцы подсчитали, что экономически выгодно содержать 100 научных работников, 10 из которых продуктивно работают, а 90 при сем присутствуют, создают научную среду, оппонируют.

^ К НАЧАЛУ ТЕМЫ
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Тема 11. Социологические характеристики современной науки iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Тема География как наука. Основные этапы истории науки. Теоретические и прикладные вопросы современной географии

Тема 11. Социологические характеристики современной науки icon2. Основные философские вопросы современной физики: а неисчерпаемость и бесконечность материи
Особенности развития современной науки влияют на структуру и характер научного познания. Именно они составляют ис

Тема 11. Социологические характеристики современной науки iconЭкзаменационные вопросы Группа №27
Основные вехи истории науки о труде и персонале. Технический и гуманитарный воззрения на работника. Содержание современной науки...

Тема 11. Социологические характеристики современной науки iconТема Предмет и проблемы философии науки. Классификация наук
Возникновение философии науки (Конт, Милль). Основные трактовки задач философии науки. Классификация и типология наук. Классификация...

Тема 11. Социологические характеристики современной науки iconБондаренко С. В., Снагощенко А. В. Философские проблемы фундаментальных...
Авторы доклада ставят задачу по выявлению «непреодолимых» противоречий и проблем во всех фундаментальных понятиях и теориях современной...

Тема 11. Социологические характеристики современной науки iconТема разработка проекта: от проектной идеи к формулировке проекта...
Почему знания и умения из области управления проектами важны в современной жизни

Тема 11. Социологические характеристики современной науки iconТема разработка проекта: от проектной идеи к формулировке проекта...
Почему знания и умения из области управления проектами важны в современной жизни

Тема 11. Социологические характеристики современной науки iconТрадиционные ценности, существующие с незапамятных времен в культурах...
В отличие от современной экологии, которая возникла как результат влияния индустриального развития, у некоторых этносов экологические...

Тема 11. Социологические характеристики современной науки iconТехнологии творческого поиска в современной сценографии
Важно также знать какое место занимает наш вид искусства театр в семействе мира искусств. Что такое театральное творчество, которому...

Тема 11. Социологические характеристики современной науки iconТема. Национальная экономика. Макроэкономические показатели Тема....
Макроэкономика – это наука, изучающая поведение экономики в целом; это отрасль экономической науки, изучающая функционирование экономики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница