Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания




Скачать 85.25 Kb.
НазваниеТретий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания
Дата публикации25.08.2013
Размер85.25 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Информатика > Документы
Виды учебной работы в парах на уроках иностранного языка
При обучении иностранному языку учебная работа учащихся в парах использовалась всегда.

Обеспечение плодотворной работы в паре не сводится к психологической стороне умения обращаться и воспитанности, (например, быть терпеливым к своему собеседнику, благодарить за помощь, хотя это тоже немаловажный фактор)

Цели Технология работы в паре нужна для целенаправленной деятельности учителя по формированию общих умений коммуникации в иноязычной речи, навыков коллективного труда.

Виды работы в парах различают по нескольким параметрам:

  • Роли обучающихся

  • Цели работы

  • Содержания деятельности

  • Техники работы

  • Результата

В своей работе я применяю следующие виды работы в паре:

  • Обсуждение

  • Совместное изучение

  • Обучение друг друга

  • Тренировка

  • Проверка

Обсуждение – разбор, оценка, высказывание своего суждения по поводу чего-либо. (ЛА)

Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос выраженный в тексте. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются.

Таким образом, цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чём мнения совпадают, а затем свои представления расширяются. Учитывая особенность этого вида работы в паре, я рекомендую учащимся тексты с неоднозначным ответом, со спорными идеями, с логической незавершённостью, требующими субъективной оценки.

Обсуждение включает несколько приёмов:

  1. Восстановить то, что прочитал в тексте. Это не сводиться к тому, чтобы дословно пересказать. Но чтобы это обсуждать, прежде это нужно запомнить, удержать в памяти

  2. Второй приём обсуждения – интерпретация, т.е. высказывание своего мнения, отношения. При интерпретации помогают вопросы такого плана: что мне понятно? А что нет? Почему такое утверждение? Какой вывод можно сделать?

  3. Третий приём – задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания.

На практике я использую разные техники обсуждения, это зависит от целей учебного процесса, уровня подготовки обучающихся. Например: в текстах с поисковым и изучающим чтением ИНИ, ППП,

  • Прочитайте текст (абзац)

    • Переведите и перескажите по очереди (чей перевод лучше)

    • Дополните, поправьте друг друга.

    • Задайте друг другу по 2 вопроса

    • Выскажите своё отношение к услышанному. Как поняли друг друга?


Ситуации (диалогическая речь) прочитать диалог и видоизменить, составить из выделенных слов диалог.

Практическая цель овладения диалогической речью на иностранном языке заключается в выработке способности применять эту речь в реальных жизненных ситуациях. В ме­тодической литературе по обучению иностранным языкам все чаще встречаются понятия «речевая ситуация», «ситуация общения», «реальная жизненная ситуация». Между такими ситуациями и содержанием диалогической речи существует тесная связь. Поэтому в практике обучения ситуации, в ко­торых необходима диалогическая речь, должны включаться как можно чаще.

Чтобы ученик овладел языком и научился им пользоваться, нужно прежде выполнить главное, определяющее условие: он должен на этом языке говорить.

Преподаватели иностранного языка отмечают, что введение парных занятий резко увеличивает время на активное говорение: с б—8% при традиционном обучении до 60% при проведении занятий в парах.

Совместное изучение (ЛЕ)- совместно постичь учением, усвоить в процессе обучения.

В паре можно совместно что-либо изучать. Совместно можно изучать то, чего никто из двоих ещё не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих.

Предмет совместного изучения – это тексты ПОС, лексика, грамматика.

В результате специально организованной коммуникации должно появиться общее поле понимания. Общее должно быть в представлениях обоих учеников, они должны договориться до общего и общее должно быть материализовано.

Этот приём работы в паре строиться по методике Ривина.

8 слайдThe School

Например: работа с текстом в блоке „We learn“

  • Изучают схему образования в Англии

  • Поиск значения новых слов в словаре

  • 1-й читает первый абзац, переводит, а второй ищет незнакомые слова в словаре

  • 2 –й читает второй абзац, переводит, а первый ищет незнакомые слова в словаре

  • сколько частей у текста

  • дать заголовок к каждой части

  • важную информацию выписать в тетрадь.

Совместная работа учащихся может проводиться и по знакомому тексту. Приёмы такой работы могут быть различ­ные. Прежде всего, ученики поочередно читают, проверяя правильность и выразительность чтения. Работа может идти над переводом текста. Ученики в паре проверяют друг у дру­га правильность чтения и перевода не одного текста, а двух и т.д.

Работа с лексикой.

Совместная работа в паре может ограничиваться толь­ко проверкой знания слов и отдельных выражений. Я предлагаю учащимся при этом пользоваться секундомером, что ребятам очень нравится! Между ними возникает соревнование (кто быстрее ) Такой прием активизирует их деятельность. Здесь необходимо ориентировать ребят на правильность произношения каждого слова, так как цель не в том, чтобы запомнить слово, а в том, чтобы это сло­во уметь правильно произносить, и конечно же, правильно употреблять в речи.

Совместная работа учащихся в паре может проводиться по любому виду упражнений.

В каком порядке? Все зави­сит от дидактической задачи, которую я поставлю. Если ученикам досталось трудное упражнение, то пред­лагаю предварительно обсудить порядок его выполнения. Та­кая мера особенно бывает, полезна слабым ученикам. Если же стоит задача проверить уже выполненное задание, то вводится взаимопроверка. При взаимопроверке во многих слу­чаях ученикам следует давать ключ, так как ученики (особен­но слабые) часто не в состоянии заметить ошибку в упраж­нении, выполненном товарищем.

Грамматика Например как ученики изучают степени сравнения прилагательных.

Пара рассматривает таблицу, анализирует, делают вывод, записывает в тетрадь, решают примеры. Усвоив эти знания, 1 пара передаёт другой паре, затем 2 пара передаёт первой. Далее процесс закрепления на практике. Работа в паре по карточкам. Здесь включается алгоритм работы в паре – взаимообмен заданий. Взаимопередача.

Обучение друг друга - передать кому-либо какие-то знания, навыки.

Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения учащиеся выступают в разных позициях: один обучающий, другой обучаемый, за счёт организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – знания или способы действования, которыми владеет напарник.

Рассмотрим обучение в одну сторону как элемент взаимообучения. Необходимые условия для осуществления взаимообучения:

  • ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно на новом материале! Эти фрагменты не должны зависеть друг от друга. Обучать нужно малыми порциями.

Обучение стихотворению

Как ученики обычно учат стихотворения? Путём многократных повторений и затем воспроизведения про себя. Гораздо эффективнее идёт заучивание стих-ия в паре. Например: как мы учим стихотворение „We’re all having fun!“

Один из учащихся в паре читает и предлагает воспроизвести следующие две строчки:

Toys for me,

Toys for you,

Toys for everyone!

A pink ballerina,

A blue toy soldier,

We’re all having fun!

Второй воспроизводит эти строки под контролем первого ученика. Одновременно уточняет знание перевода.

Затем первый читает ещё две строчки:

Toys for me,

Toys for you,

Toys for everyone!

A brown teddy bear,

A yellow doll,

We’re all having fun!
Второй воспроизводит. Если возникают затруднения, то первый оказывает необходимую помощь. Если партнёр лучше запоминает зрительно, текст открывается и второй ученик сначала читает, а потом по памяти восстанавливает изучаемый текст.

Первый ученик читает вслух первое четверостишье полностью. Если второй ученик затрудняется его воспроизвести, то текст открывается, читает вслух второй ученик и старается его воспроизвести. Если эта цель достигнута, то второй предлагает:

    • Попробуй сразу прочесть первое четверостишье по памяти. Пока я учил, ты должен был всё запомнить.

Если первый ученик не запомнил, то ему оказывается умеренная помощь.

Как только оба ученика выучили первое четверостишье, они переходят ко второму, но роли при этом меняются: второй ученик управляет процессом учения первого.

Тренировка – упражнения, служащие для совершенствования навыков и умений

За счёт работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж.

В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. ^ Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Однако взаимотренаж удобен тем, что позволяет использовать как средство даже тех учеников, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить ход мыслей напарника. Для этого необходим специальный дидактический материал с заданиями и готовыми ответами (карточки). Например: работа с лексикой

      • Один ученик берет 1-ую карточку, а другой - 2-ую. Пользу­ясь этими карточками, ученики предлагают задания друг другу, инициируя напарника совершать действия по закреплению лексики. Техника очень проста, детьми она мгновенно схватывается:

1. Первый ученик говорит первое слово в своей карточки, а второй ученик отвечает. Первый ученик по своей карточке - сверяет ответ. Если ответ правильный, то он задает второе слово. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу еще раз на него ответить. Если напарник ошибается не­сколько раз, то первый ученик сообщает правильный ответ, а затем переходит к следующему слову:

2. Когда первый продиктует все слова из своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик называет слова своей карточки, а первый отвечает. Когда все слова продиктованы, пара распадается.

Взаимотренаж можно использовать для закрепления все­возможного материала. Я часто использую как «пятиминутки» в начале урока.
Проверка – подвергнуть испытанию для выявления знаний учащихся.

Когда важно за счет закрепления получить не автома­тизированные действия, а сформировать осознанные уме­ния, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как про­верка. Она может быть взаимной или односторонней.

При проверке в паре различаются две позиции: прове­ряющего и проверяемого.

Подчеркнем, что работа в паре здесь используется не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью об­наружения и исправления ошибок.

В отличие от тренажа, проверка направлена не на ответ.

^ Предмет проверки - содержание действий по выполнению задания, вопроса:

связка между логикой, ходом мысли по решению задания и ответом.

Как строится работа в паре?

Один обучающийся по па­мяти восстанавливает другому весь процесс выполнения ка­кой-либо самостоятельно выполненного упражнения (возможно, он это будет делать письменно) либо дает ответы на некоторые вопросы. Его напарник следит за изло­жением, за каждым действием, каждым ходом; если необ­ходимо, поправляет и дополняет. Если он увидит ошибку, тут же это отмечает и предлагает заново ответить.

Отметим два достоинства такой проверки.

      • Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий уче­ник часто сам обнаруживает ошибки.

      • Во-вторых, провер­ка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обна­ружена, то здесь же и исправляется.

Для этого я использую дидактический материал (карточки). Тесты, Практические работы, Контрольные работы, взаимодиктанты, лексика, грамматика.

Я описала только незначительную часть видов работ и упражнений, которые могут выполняться при изучении ино­странного языка. Опыт показывает, что приемы обучения в парной работе аналогичны приемам индивидуальной самостоятельной работы, они разнообразны и их неограниченное множество. Разумеется, каждый прием, который применяется в индивидуально-обособленной работе, должен быть методически переосмыслен и приспособлен к эффективному использованию в паре. Такое использование может быть эффективным при условии, что парная работа не приводит к отказу от самостоятельности участников этой пары и в то время каждый выполняет работу не сам по себе, т. е. не зависимо и обособленно от своего партнера, а совместно при активном участии обоих. Поэтому парную работу нередко называют самостоятельной работой в парах.

Конечно, самостоятельная работа в паре имеет и специфику. Ее особенность заключается, прежде всего в том, что это совместная работа двух учеников, что оба участника пары работают не просто рядом и одновременно, за одной партой или за одним столом, а работают друг с другом. Такая работа предполагает активное взаимодействие двух учащихся от начала и до конца их встречи, т.е. совместную работу.






Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания icon2 Умеем ли мы задавать вопросы? Классификация типов вопросов 121

Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания iconHuman Resources «success»
Определение потребностей покупателя. Активное слушание и умение задавать вопросы

Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания iconЗоны риска в жизни подростков: на что обратить внимание?
И всё-таки взрослым всегда важно знать, на что обратить внимание, как подстраховать своих детей в сложных обстоятельствах. Самые...

Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания iconУмение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу
На партах у каждого ученика опорный конспект урока, текст романа «Мастер и Маргарита», отрывки из критических статей

Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания iconВсе эти вопросы имеют огромное значение при защите нарушенного
Даже если исходить только из трактовки исковой давности, предложенной в гк рф, видно, что для полного раскрытия данного понятия необходимо...

Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания iconУрок по английскому языку тема: «Алфавит. Числительные. Животные. Школьные предметы»
Развитие коммуникативной способности, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них

Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания iconИзучая богатейший ассортимент стройматериалов, нельзя не обратить...
В зависимости от материала, который служит основой для облицовочных панелей, различаются их свойства, а следовательно, и область...

Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания iconНикогда не задавать вопросы прямо, даже если собеседник отлично понимает,...
Мы запускаем новый проект виртуальную выставку, созданную моими читателями в моем блоге

Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания iconЭти вопросы приведены в посте
«Каков физический смысл мнимости? Почему комплексные числа изображаются точками координатной плоскости, которая ни при каких обстоятельствах...

Третий приём задавать вопросы. Вопросы позволяют обратить внимание на область непонимания iconМарк Ярнел при составлении списка имен рекомендует задавать себе вопросы
Родители, бабушки и дедушки, сестры и братья, тети, дяди, двоюродные сестры и братья, дети, отчимы и мачехи

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница