Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)»




Скачать 60.37 Kb.
НазваниеРазработка урока  «Я и Украина (природоведения)»
Дата публикации08.07.2013
Размер60.37 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > География > Урок
Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)»

«Растение – живой организм»

3 класс


Цель урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений; 
дать представление о растении как живом организме; 
развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; 
воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование:  кроссворд «Растения», схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений», тест, иллюстрации лекарственных растений.

^ Ход урока.

I. Организационный момент. 
Нет ничего прекраснее цветов, 
Пришедших в палисады и жилища. 
Они пришли из глубины веков, 
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

С. Красиков. 
^ II. Объявление темы урока и постановка целей. 
- Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока.

Кроссворд «Растения"

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит - 
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

4. Последняя улыбка осени. 
Звезда на клумбе (Астра.)

5. Клейкие почки, зеленые листочки. 
С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета 
Фиалкового цвета. 
Это в летний жаркий день, 
Расцвела в саду …….. (сирень.)

7. С моего цветка берет 
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

8. Платье потеряла, 
Пуговки остались. (Рябина.)

- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях. 
Послушайте стихотворения. 
Не спеша растут деревья 
Целый век стоят на месте, 
Уходя корнями в землю, 
Простирая руки к солнцу. 
Ничего они не ищут, 
Ни о чем они не просят – 
Им ведь нужно так немного – 
Свет, Земля, 
Вода и ветер – 
То, чего искать не надо, 
То, что всем дается даром. 
А еще деревьям нужно, 
Чтоб земля была прекрасна, 
И живут они, деревья, 
Украшая нашу землю: 
Красотою тонких веток, 
Красотой стволов могучих, 
Несказанной красотою 
Доброты своей извечной. 
Б. Заходер.

III. Актуализация опорных знаний. Введение в тему. 
- Что такое растение? 
Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. 
Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.

Растения

Заполни схему: 
Группы растений
- Какое значение имеют растения в жизни человека? 
- Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю? 
- Где произрастают дикорастущие растения? ( В лесу, в горах, на водоемах, лугах.) 



- Какие растения называют культурными? 
- Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.) 


- Приведите примеры дикорастущих и культурных растений. 

Тест 

1. Какое из этих растений выращивают в садах? 
а) пшеница, 
б) слива, 
в) помидор. 
2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах? 
а) рожь, 
б) ель, 
в) огурцы. 
3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях? 
а) дыня, 
б) овес, 
в) яблоня. 
4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче? 
а) свекла, 
б) арбузы, 
в) картофель. 
5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев? 
а) овощи, 
б) фрукты, 
в) корнеплоды. 
( Взаимопроверка работы)

IV. Изучение нового материала 
- Почему растения считают живыми организмами? 
- Что нужно растению для роста и развития? (проблемный вопрос) 
Учитель обобщает. 
Работа с текстом учебника (c.78) 
- Какие растения изображены? 
Составьте схему:

Чем отличается каждая группа растений? (рассказы ребят) 
Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров.

У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней. 



Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. 


Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает. 


Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие. 



Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег, цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа. 
Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите. 
Цветы всегда были любимы людьми.

Цветы, как люди, на добро щедры, 
И, щедро нежность людям отдавая, 
Они цветут, сердца обогревая, 
Как маленькие теплые костры. 
К Женэ. 


Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника. По легенде, он расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищь. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды. 
В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил. 
После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.

Физминутка 
Практическая работа. 
- Каково строение растительного организма? 
( Сравнение травянистого, кустарника, деревьев) 
Что общего, а чем отличаются? 
- Какое значение в жизни человека имеют растения? 
Учитель читает стих и демонстрирует лекарственные растения:

Рассмотри и запомни эти цветы, 





В них столько тепла и земной красоты! 
Все, человек, что тебя окружает, 
Любит и лечит тебя, охраняет.

Листок подорожника ты не топчи, 
Ссадину, рану ты им залечи.

Ты заболел, а аптека закрыта. 
Банка с малиной мамой открыта. 
Это варенье, оно же лекарство, 
Быстро уходит болезни коварство.

Мята поможет в зимние дни, 
Летом ее насуши, сохрани. 
В зимнюю стужу чай завари, 
Выпей его и спи до зари.

Вот зверобой и ромашка с ним рядом. 
Смотрят цветы на тебя нежным взглядом. 
Ты, человек, их понимай, 
Пользуйся ими, не обижай. 
Н.Д.Коваленко. 
- Какие лекарственные травы применяются при простуде? (шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины.) 
- какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (чистотел, подорожник, отвар крапивы.) 
Рассказать, как появилась наука о растениях – ботаника. 
- С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» - «трава».

V. Повторение и закрепление. 
- Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.) - Одинаковые ли условия нужны для разных растений? 
( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.) 
- Какие растения называют цветковыми? 
- Какие органы есть у всех цветковых растений?

VI. Итог урока. 
- Чем важно для человека озеленение города? 
- Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес? 
- Почему и для чего создана Красная книга растений? 
Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь - будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного - общения с природой. 
- Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке? 
- Пригодятся ли эти знания вам в жизни? 
- Пополнили ли вы свой багаж знаний? 
- Получили удовольствие от урока? 

VI. Домашнее задание. 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)» iconРазработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа

Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)» iconМетодическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Статистика»...
Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника...

Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)» iconМетодическая разработка комбинированного урока по дисциплине «Менеджмент»...
Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника...

Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)» iconРазработка урока «Химические свойства спиртов»
Цель урока: ознакомить учащихся с химическими свойствами спиртов – реакциями элиминирования, нуклеофильного замещения, кислотными...

Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)» iconБиология. Экология. Природоведение обучение биологии, экологии, природоведения...
«Об утверждении Типовых учебных планов общеобразовательных учебных заведений III ступени», инструктивно-методическим письмом Министерства...

Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)» iconМетодическая разработка интегрированного урока окружающий мир + информатика...
...

Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)» iconМетодическая разработка обобщающего урока по химии в 8 классе по...
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты. Реакции в растворах электролитов»

Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)» iconМетодическая разработка урока немецкого языка в 7 классе по теме...
Методическая разработка урока немецкого языка в 7 классе по теме «Das Gesicht einer Stadt – Visitenkarte des Landes»

Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)» iconУрока Тема урока № урока в разделе
Экспериментальный и теоретический методы изучения природы Измерение физической величины

Разработка урока  «Я и Украина (природоведения)» icon«Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными ( цели, причины, сравнения).»
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе гуманитарного отделения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница