Урока: комбинированный. Цель урока




Скачать 101.79 Kb.
НазваниеУрока: комбинированный. Цель урока
Дата публикации24.06.2013
Размер101.79 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > География > Урок
Свойства биогеоценозов и динамика сообществ

(урок биологии в 11 классе, химико-биологический профиль)
Автор-разработчик: Печникова Л.В.,

учитель высшей категории МОАУ "СОШ № 27 г. Орска"
Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представление о биогеоценозе как целостном, саморегулирующемся, устойчивом сообществе способном к саморазвитию.

Задачи урока:

1. изучить свойства биогеоценозов.

2. выяснить причины и последствия изменений, происходящих в биогеоценозах.

3. продолжить формирование универсальных учебных действий: сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

4. формировать рациональное отношение к природе.

Оборудование:

компьютер;

демонстрационный экран;

таблицы по теме урока;

раздаточный материал для учащихся.

^ Ход урока

  1. Организационный момент.

Проговаривается план проведения урока, определяются этапы урока.

II. Контроль знаний:

а) Работа с раздаточными карточками. Для учащихся с низким уровнем мотивации к предмету – индивидуальная работа;

б) Фронтальный опрос - биологическая эстафета (взаимоконтроль знаний по изучаемой теме). За каждый правильный ответ ученик получает карточку « + ». Оценка за урок определяется числом накопленных карточек.

^ III. Основная часть урока.

Изучение нового материала.

Исходя из темы урока, давайте определим цели и задачи нашего занятия (проговаривают учащиеся).

Цель: Выяснить какими свойствами обладает биоценоз?

Задачи:

1. Понять – почему происходят изменения в биоценозах, какими они могут быть?

2. К чему приводят изменения в биоценозах?

3. Какое значение в природе имеют изменения в биоценозах?

Объяснение учителя: биогеоценозы существуют на определенной территории земной поверхности и способны выдерживать изменения, вносимые их компонентами. Сложившиеся биогеоценозы имеют ряд свойств. Параллельно с объяснением заполняем таблицу.
^ Свойства биогеоценозов

Свойство

Характеристика

1. Целостность

Круговорот веществ и энергии, который обеспечивается жизнедеятельностью живого компонента биогеоценоза.

2. Способность к самовоспроизводству.

В основе – способность организмов к размножению. Существуют благоприятные и неблагоприятные сезоны для размножения. Поэтому численность особей будет колебаться в разное время.

3. Устойчивость

Способность выдерживать изменения, вызванные разными воздействиями. Система считается устойчивой, если уменьшение биомассы каждого трофического уровня равно примерно половине биомассы организмов предыдущего уровня.

4. Способность к саморегуляции.

Способность восстанавливать существовавшее ранее равновесие и связи между основными его компонентами после природного или антропогенного воздействия.

5. Саморазвитие

Циклические и поступательные изменения, вызванные действием различных факторов.



Первые четыре свойства нам знакомы по пройденному материалу, а способность к саморазвитию давайте разберем подробнее (слайды №№ 1, 2, 3). В тетради фиксируется информация, отраженная в слайдах.

^ Первичные сукцессии начинаются на участках, лишенных почвы и растительности. Например, на голых скалах острова, образовавшегося в результате вулканического извержения.

^ Вторичные сукцессии происходят на месте существовавших ранее сообществ после их нарушения (лесного пожара, вырубки леса, выпаса скота). Большинство вторичных сукцессий - антропогенного происхождения.

Для того чтобы подробно разобраться с тем, что такое «сукцессия», вам предлагается задание в форме кейса (Слайды №№ 4, 5). Текст и задания к кейсу были даны заранее.

^ Вопросы к кейсу:

Работа с кейсом проводится в группах. Каждая из трех групп (по количеству вопросов) готовит заранее презентацию, устный ответ на свой вопрос и дополнительное задание для других групп (все слайды, выведенные детьми, собираются в одну общую презентацию до урока).

^ По ходу работы фиксируется следующая информация в тетради:

Термин «сукцессия» был предложен Г. Каулсоном в 1898 г. для обозначения смены фитоценозов – сообществ растений. Основная причина сукцессий – несбалансированность круговорота веществ в сообществе организмов.

При отсутствии нарушений сукцессия завершается образованием зрелого сообщества, которое американский ученый Фредерик Клеменс (1916 г.) предложил назвать климаксным (от греч.klimax – лестница). Таким образом, в результате сукцессий возникает все биологическое разнообразие природных сообществ на нашей планете: незрелых, находящихся на различных стадиях развития, и зрелых – климаксных.

^ По результату работы с кейсом учащиеся делают вывод (слайд № 8).

IV. Работа в группах по заданиям, которые дети приготовили друг для друга, на основе знаний, полученных на уроке (задания части В в формате ЕГЭ).

Задание 1.

^ 1. Выберите три правильных ответа. В экосистеме пресноводного водоема саморегуляция проявляется в …

1) сокращении количества рыбы в результате деятельности рыбаков

2) ограничении роста плотвы щуками

3) повышении температуры воды из- за промышленных стоков

4) минерализация органических остатков организмами редуцентами

5) сокращение численности хищников при снижении численности жертв

6) повышение численности живых организмов в водоеме при сокращении концентрации растворенного в воде кислорода

Задание 2.

Установите последовательность событий, происходящих при освоении живыми организмами безжизненных территорий.

А) заселение мхов и кустистых лишайников

Б) появление травянистых растений, кустарников

В) появление лесных сообществ

Г) образование тонкого слоя почвы

Д) появление бактерий, водорослей и накипных лишайников

Е) выветривание горных пород

Задание 3.

Установите последовательность событий, характеризующих саморегуляцию в биогеоценозе.

А) всплеск численности травоядных животных

Б) высокий урожай кормов

В) рост численности хищников

Г) возвращение к норме численности хищников и травоядных

Д) падение численности травоядных животных

Е) замедление размножения хищников

^ V. Рефлексия, построенная по типу незаконченного предложения: «Теперь я могу…».

VI. Домашнее задание

§60
Информационно-методические материалы к уроку
Содержание слайдов

Слайд № 1

Изменения в биогеоценозах

Циклические

Поступательные

Относятся суточные, сезонные и многолетние изменения. Суточные изменения связаны с закономерными периодическими сменами дня и ночи, а сезонные – со сменой времён года (биоритмы).
Сезонные изменения проявляются в осеннем листопаде у многих деревьев, отлёте и прилёте перелётных птиц.

Сукцессия – закономерный процесс превращения одних сообществ организмов биогеоценозов в другие в направлении повышения их устойчивости:

а) первичные сукцессии;

б) вторичные сукцессии.



Слайд № 2

Сукцессия (от латинского succesio – преемственность, наследование) – последовательная, необратимая и закономерная смена одного биоценоза другим на определенном участке среды
Слайд № 3

Классификация сукцессий

- по масштабу времени (быстрые, средние, медленные, очень медленные);

- по обратимости ( обратимые и необратимые);

  • по степени постоянства процесса (постоянные и непостоянные);

  • по тенденции изменения видового богатства (прогрессивные и регрессивные);

  • по влияющему фактору (антропогенные и природные);

  • по характеру, происходящих во время сукцессии изменений (автотрофные и гетеротрофные);

  • по истории возникновения (первичные и вторичные).


Слайд № 4

Кейс. Когда однажды ранним августовским утром 1883 г. на острове Кракатау взорвалась вершина вулкана, то для всего живого, населявшего остров, наступил конец света. Извержение вулкана Кракатау было названо величайшей в мире катастрофой. Оно уничтожило 300 деревень и унесло жизнь 36000 человек. Рев вулкана слышался на расстоянии 4800 км., взрывная волна облетела вокруг земного шара семь раз. После этого апокалипсического взрыва не осталось никаких признаков жизни: ни растений, ни животных, ни семян, ни спор. Когда осел пепел и остыла лава, остров был столь же безжизненным, как и поверхность Земли миллиарды лет назад, на самой заре ее существования.

Ученым эта гигантская катастрофа предоставила совершенно беспрецедентные возможности.
Слайд № 5

Вопросы к кейсу:

1. Какое биологическое явление произошло на острове? Какие возможности предоставила эта катастрофа ученым? (Приложение № 1)

2. Сколько потребуется времени для того, чтобы на Кракатау вновь сформировался биоценоз? Кто первым проникнет и обоснуется на острове, как дальше пойдет развитие жизни? (Приложение № 2)

3. Опишите конкретную антропогенную сукцессию. Какие зрелые (климаксные) сообщества характерны для нашей местности? ( Приложение № 3)
Слайд № 6

Климаксное сообщество - стабильное сообщество, возникающее в завершение смены фитоценоза (растительного сообщества).
Слайд № 7

Зрелые (климаксные ) сообщества Оренбургской области:

  • Степи

  • Антропогенные сукцессии нашего региона:

  • Зарастание поймы реки Урал;

  • Восстановление степной растительности после пожаров;

  • Зарастание брошенных садовых участков, полей.


Слайд № 8

Таким образом, в результате сукцессий возникает все биологическое разнообразие природных сообществ на нашей планете; незрелых, находящихся на разных стадиях развития, и зрелых – климаксных.
Приложения к уроку

Приложение 1.

Какое биологическое явление произошло на острове? Какие возможности предоставила эта катастрофа ученым?

Закономерный процесс превращения одних сообществ организмов биогеоценозов в другие в направлении повышения их устойчивости называют сукцессией. На острове произошла гибель сообщества, осталась остывшая лава. Таким образом, здесь имеет место первичная сукцессия, которая начинается на участках, лишенных почвы и растительности.

Эта катастрофа дает возможность ученым проследить процесс возникновения нового биоценоза, выявить этапы его формирования и время развития.
Приложение 2.

Сколько потребуется времени для того, чтобы на острове Кракатау вновь сформировался биоценоз? Кто первым попадет и обоснуется на острове, как дальше пойдет развитие жизни?

На голых скалах острова, образовавшегося в результате вулканического извержения, вначале поселятся наземные водоросли и лишайники, которые образуют пионерные сообщества. В результате разрушения материнской породы( замерзания и оттаивания воды, скапливающейся в расщелинах; действия кислот, выделяемых лишайниками) происходит образование почвенного слоя. Отмирающие лишайники обогащают образующуюся почву органическими остатками. Впоследствии на этом месте появляются мхи. Одновременно с лишайниками и мхами территорию заселяют мелкие насекомые, пауки и другие беспозвоночные животные. Далее становится возможным прорастание занесенных ветром семян мелких укореняющихся растений (однолетних и многолетних трав), увеличение видового состава и численности почвенных беспозвоночных животных, растительноядных насекомых, моллюсков и др. С накоплением в почве перегноя и повышением ее влажности постепенно формируются луга и степи, заселяемые различными позвоночными животными, птицами и млекопитающими. (Слайды №№ 9,10)

В настоящее время, спустя 129 лет со времени извержения, на острове сформировался новый биогеоценоз тропического типа, с большим количеством эндемичных видов. Территория острова является заповедной.
Приложение 3.

Опишите конкретную антропогенную сукцессию. Какие зрелые (климаксные) сообщества характерны для нашей местности?

Вторичные сукцессии происходят на месте существовавших ранее сообществ после их нарушения (лесного пожара, вырубки леса, выпаса скота и т.д.).

Такие сукцессии протекают быстрее, чем первичные, так как в нарушенных сообществах сохраняются семена, споры, подземные органы растений, покоящиеся стадии насекомых и др. Большинство вторичных сукцессий вызваны деятельностью человека, поэтому их называют антропогенными сукцессиями.

Рассмотрим конкретный пример антропогенной сукцессии – последствия лесного пожара в еловом лесу. Первые годы на гарях будет господствовать иван-чай, вейник и другие светолюбивые травы. Затем на таких участках появляются всходы деревьев – березы, осины, а иногда и сосны. Их семена легко распространяются ветром. Подрастая, молодые деревца вытесняют светолюбивые травы, на месте которых постепенно формируется мелколиственный или сосновый лес. А также создаются условия, благоприятные для восстановления елового леса. Ель – теневыносливое дерево; хорошо растет в окружении берез, осин и сосен, конкурируя с ними за влагу и минеральные вещества почвы. Достигнув верхнего яруса, ели в конечном итоге полностью вытесняют светолюбивые растения, и на месте смешанного леса возникает темнохвойный еловый лес.

При отсутствии нарушений сукцессия завершается образованием зрелого сообщества, которое американский ученый Фредерик Клеменс в 1916 г. предложил называть климаксным (слайды №№ 6, 7).

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Урока: комбинированный. Цель урока iconУрока: «Избирательное право» Цель урока
Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны

Урока: комбинированный. Цель урока iconТриединая цель урока
Триединая цель урока это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце...

Урока: комбинированный. Цель урока iconТехнологическая карта к уроку «Кислоты. Урок-путешествие». Цель урока
...

Урока: комбинированный. Цель урока icon2009-2010 уч г. Цель урока
Цель урока: уточнить представление учащихся о подлежащем и сказуемом, их признаках и взаимосвязи; формировать первоначальные представления...

Урока: комбинированный. Цель урока iconУрока – 3 часа Учитель
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Вычисление пределов и производных»

Урока: комбинированный. Цель урока iconПлан-конспект урока «Подвижные игры» Класс
Цель урока: развитие основных физических качеств посредством упражнений с мячами

Урока: комбинированный. Цель урока iconУрока Тема урока № урока в разделе
Экспериментальный и теоретический методы изучения природы Измерение физической величины

Урока: комбинированный. Цель урока iconУрока: Обобщение и закрепление пройденного материала по теме «Материк Австралия»
Цель урока: Развитие трансляционных навыков в ходе создания минипроектов по нескольким учебным предметам

Урока: комбинированный. Цель урока icon-
Объявление цели урока. (Слайд 2). Ребята, цель нашего урока познакомиться с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения...

Урока: комбинированный. Цель урока iconУрока. У. Сегодня у нас урок-закрепление по теме «Умножение и деление круглых чисел»
Цель урока: Закрепить вычислительные навыки, познакомить с некоторыми историческими объектами Кремля

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница