Этапы развития социального партнерства




Скачать 127.19 Kb.
НазваниеЭтапы развития социального партнерства
Дата публикации21.06.2013
Размер127.19 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
Педагогическое обозрение №4 (79)
ШКОЛА И РОДИТЕЛИ:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

И.А. Хоменко, канд. пед. наук,

доцент, зав. кафедрой

педагогики и психологии семьи

РГПУ им. Герцена
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности

между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими

целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также призна_

нием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Социальное партнерство, как известно,

объявлено одним из стратегических направ_

лений модернизации российского образова_

ния. Однако в большинстве публикаций на эту

тему культивируется идея создания Попечи_

тельских (или управляющих) советов, различ_

ных формальных и неформальных общест_

венных объединений, призванных помочь

школе выполнять свои прямые обязанности.

Иными словами, государство пытается в оче_

редной раз реализовать в общем_то перспек_

тивную идею исключительно за счет увели_

чения числа контролирующих школу органов.

То есть, пытается эту идею в прямо смысле

оФОРМить, придать форму.

Многие директора школ вынуждены отчи_

тываться перед районным и городским началь_

ством о наличии у них этих самых «демокра_

тических структур», так как без этого «нали_

чия» невозможно ни получение грантов, ни

победы в конкурсах, ни участие в крупных

государственных проектах.

Но так ли уж важно, чтобы полноценность

образовательного процесса была подтверж_

дена «формальными признаками демокра_

тии»? К этому ли надо стремиться? Не секрет,

что в России есть немало школ, куда родители

мечтают отдать своих детей, и в этих школах

напрочь отсутствуют какие бы то ни было

«управляющие советы». Более того – эти

родители имеют счастливую возможность

спокойно заниматься своей работой, будучи

уверенными, что их чадо получит достойное

образование.

Таким образом, необходимо разграничить

две проблемы – создание полноценно функ_

ционирующего образовательного учреждения

и создание демократической структуры в

образовательном учреждении. Как показывает

практика, эти две вещи могут и не совпадать.

Цель данной статьи – представить меха_

низм построения полноценных отношений

между школой и родителями, под которыми

будем понимать такие отношения, которые

удовлетворяют всех участников образова_

тельного процесса и являются основой качест_

венного образования.

По моему глубочайшему убеждению, попе_

чительские советы (или иные формальные

структуры) могут быть исключительно итогом

работы школы с родителями (социумом), а

никак не их целью или – тем более – началом.

Поэтому любой руководитель образователь_

ного учреждения должен ясно представлять

себе этапность такой работы и ее основные

проблемы. Оговоримся сразу, что речь идет о

тех руководителях, которые хотели бы вы_

строить именно партнерские отношения с

родителями, т.е., отношения с разделенной

ответственностью за конечный результат.

В построении партнерских отношений

можно выделить три этапа.

Первый этап – ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели,

общие ценности и ресурсная база сторон.

Наличие именно общих целей – важный

фактор для построения партнерства, так как

если родители больше ориентированы, к при_

меру, на предметное обучение, а школа – на

развитие социальных навыков детей, то конф_

ликт неизбежен: у родителей будет много

претензий и к содержанию обучения, и к

формам воспитательной работы с детьми.

^ Общие ценности понимаются здесь как

принципы (способы) достижения цели. В со_

временном обществе особую актуальность

приобретают гуманистические (общечелове_

ческие) ценности – толерантность, уважение,

свобода выбора. Однако в настоящее время

есть немало семей, которые довольно иронич_

но относятся к демократическим принципам

общения с детьми и настаивают на жесткой

дисциплине и предельной нагрузке на детей,

чтобы те не оказались вовлеченными в сомни_

тельные мероприятия вне школы. (Рост кон_

курса в кадетские училища демонстрируют эту

родительскую обеспокоенность достаточно

явно.)

На первом этапе также большое значение

имеет определение взаимной полезности уча_

стников – т.е. изучение возможностей (ресур_

сов) друг друга. От этого зависит распреде_

ление усилий сторон для достижения жела_

емого эффекта. Многие директора школ иногда

забывают, что в число родительских ресурсов

могут входить не только материальные или

технические ресурсы, но и временны’е, кад_

ровые, социальные (связи, знакомства), а

также мотивационные, т.е. готовность роди_

телей включиться в жизнь образовательного

учреждения и их потенциальная активность.

Кроме того, необходимо актуализировать

и эксклюзивную полезность педагогического

коллектива для детей и родителей. Несмотря

на то, что она вроде бы кажется очевидной

(обучение ребенка), очень важно, чтобы роди_

тели знали о том, что в школе, например,

работают уникальные специалисты, или что

школа участвует в интересных проектах, или

что именно в этой школе не забывают выпуск_

ников и т.д.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: на первом этапе необхо_

димо провести как минимум два мероприятия:

мониторинг родительских запросов и ресурсов

и собственный «ценностный аудит». Как

правило, у каждой школы есть некое пред_

ставление о своих приоритетах в образовании

детей, однако лучше, если это представление

будет обсуждено на педсовете, зафиксировано

в каком_либо документе (концепции, декла_

рации, программе) и представлено публично

(на сайте, в холле школы, в специальном бук_

лете и т.д.).

Публичное обнародование своих приори_

тетов позволит привлечь именно тот контин_

гент, которому эти идеи покажутся очень

близкими. Такой подход позволит обеим сто_

ронам избежать многих конфликтов в даль_

нейшем. Как показывает практика, многие

недоразумения возникают не от того, что

«школа плохая» или что «ребенок плохой», а

из_за того, что они просто не подходят друг

другу. Именно поэтому большинство проблем

между школой и ребенком решаются пере_

ходом ученика в другую школу. ДРУГУЮ.

Итак, основным итогом первого этапа дол_

жна стать желание родителей к осущест%

влению совместной деятельности.

Второй этап – ^ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, опре_

делившись с направлением взаимодействия и

ресурсами, приступают к проектированию

конкретных программ совместной работы.

Здесь важно понятие общего вклада – т.е.

разделения ответственности за те или иные

стороны совместной деятельности. Но жела_

ние родителей этот вклад сделать возникает

только тогда, когда они испытывают доверие

к образовательному учреждению. Формиро_

вание доверия происходит при наличии трех

основных факторов:

• соблюдение этических норм и догово_

ренностей;

• поддержка (тех, у кого необходимо выз_

вать доверие);

• продуктивность.

Рассмотрим последние два фактора более

подробно, так как первый, на мой взгляд, не

нуждается в дополнительных комментариях.

Поддержка. Реальная забота о родителях

может выражаться в нескольких направле_

ниях: регулярном информировании, просве_

щении, консультировании, обучении, а также

социальной и психологической (иногда и

психотерапевтической) помощи семье. В каче_

стве теста педагогическому коллективу необ_

ходимо ответить на один_единственный воп_

рос: каким образом (через какие наши дейст_

вия) родитель может увидеть (почувствовать),

что о нем действительно заботятся?

Если семья ощущает эту заботу на себе,

уровень доверия к образовательному учреж_

дению существенно возрастает.

Продуктивность. В том случае, когда уча_

стники не видят результатов своих усилий

(вкладов), их интерес к сотрудничеству неми_

нуемо снижается. Современные родители –

люди занятые, они ценят свое и чужое время,

а потому пустопорожние разговоры их только

раздражают. Если благие намерения педагогов

о сотрудничестве не конвертируются в реаль_

ные мероприятия, родители дистанцируются

от школы, и порой навсегда. Доверие – вещь

хрупкая. К тому же, очень часто родители не

имеют представления о том, какие конкретные

результаты достигнуты школой, и в каких

направлениях школьной жизни они могли бы

принять участие.

Перечислим основные виды совместной

деятельности образовательного учреждения и

семьи и те «продукты», которые могут быть

получены в результате.

Под реализацией образовательного про%

цесса понимается помощь родителей как непо_

средственно в школе (к примеру, ассистиро_

вание на уроках в начальной школе или в

группах продленного дня), так и их участие во

внеурочной деятельности (развлекательной,

благотворительной, коммерческой, трудовой и

т.д.). В этот же вид деятельности входит и

методическая помощь родителей своим детям

при выполнении домашних заданий.

Особо нужно сказать о таком виде совме_

стной деятельности, как взаимоподдержка.

Естественно, что инициатива здесь должна

исходить от педагогов (как от людей, вла_

деющих специальными знаниями об эффек_

тивной коммуникации). Однако в некоторых

случаях можно обратиться и к родителям с

просьбой оказать психологическую поддержку

какому_то педагогу, сотруднику, другому ре_

бенку. Как правило, людям приятно, когда они

делают что_то полезное для других.

В процессе совместной деятельности осо_

бую актуальность приобретает наличие обрат%

ной связи и открытость каналов коммуни%

кации. Это значит, что необходимо регулярное

изучение мнения родителей о качестве про_

цесса и результатов этой деятельности.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: проектирование совме_

стной деятельности с родителями, регулярная

поддержка родителей (см. выше) и монито_

ринг. Так называемые родительские собрания

необходимо превратить в «круглые столы» или

«совещания», на которых будут решаться стра%

тегические вопросы, а не производиться сбор

денег «на нужды школы». Необходимо раз_

работать вариант договора между школой и

родителями, в котором должны быть опре_

делены «зоны ответственности» каждой из

сторон (см. предыдущую статью о класси_

фикации типов отношений ОУ к родителям).

Основным итогом второго этапа должно

стать умение родителей участвовать в совме%

стной деятельности, т.е. их определенная

компетентность, основанная на доверии к

образовательному учреждению. Доверие, в

свою очередь, порождает и желание продол_

жать сотрудничество в тех формах, которые

приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап – собственно ПАРТНЕРСТВО

Необходимым условием партнерских отно_

шений является их добровольность, которая

понимается здесь как наличие свободы и

осознанности выбора в разных формах вза_

имодействия (совместной деятельности).

Осознанность выбора появляется там, где

родители подготовлены к такому выбору

(с помощью информирования, просвещения и

т.д.) и реально оценивают свои возможности

(педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В тех образовательных

учреждениях, которые строят свою работу с

детьми и родителями на принципах принуж_

дения (вынуждения), говорить о развитии

партнерства преждевременно.

Именно поэтому, на мой взгляд, принуди_

тельное создание попечительских советов и

других формальных объединений противо_

речит идее социального партнерства в прин_

ципе. Пока участники сами не дозрели до

необходимости формализовать свою деятель_

ность, создавать эти структуры совершенно

бесполезно.

Вторым признаком партнерских отноше_

ний является их долговременность, т.е. на_

целенность субъектов на продолжительный и

неоднократный характер взаимодействия.

Если взаимодействие между семьей и школой

носит хаотичный, хотя и интенсивный характер

(например, при проведении каких_то локаль_

ных мероприятий или акций, где родители

выступают исключительно в роли участников,

а не организаторов), то такое взаимодействие

нельзя называть партнерским. Ориентация

детей и родителей на долговременную работу

со школой позволяет осуществлять совмест_

ные проекты стратегического значения.

И третий признак партнерских отноше_

ний – это взаимная ответственность, основа

которой закладывается в самом начале со_

вместной деятельности (на втором этапе).

Очень важно понимать, что не всегда роди_

тельская ответственность появляется сразу:

она воспитывается так же, как и любое ка_

чество личности. Кроме того, к развитию

ответственности родителей приводит и осоз_

нанность выборов, о которых было сказано

выше. Образовательному учреждению необ_

ходимо четко определить, какой уровень от_

ветственности может нести та или иная семья,

и распределять свое внимание и поддержку

семьям дифференцировано. Именно поэтому

так велика роль мониторинга (обратной связи)

на всех этапах построения взаимодействия.

Что дает детям развитие социального парт_

нерства между семьей и образовательным

учреждением?

Помимо знаний в предметных областях, это

может быть и развитие социальных и обще_

учебных навыков, и рост самоуважения (гор_

дость за родителей), и психологическую ком_

фортность (в том числе в детской среде), и

обретение новых материальных ресурсов для

реализации новых образовательных проектов.

Но самое главное – при таком подходе могут

существенно измениться отношения между

детьми и родителями, так как модель сотруд%

ничества, успешно освоенная в школе, имеет

шанс прижиться и в семье. А это значит, что

пространство развития, в котором растет ребе_

нок, будет истинно гуманистическим.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этапы развития социального партнерства iconЭтапы развития человека
Ребенок, в отличии, например, от детенышей копытных, рождается неспособным самостоятельно жить. Системы жизнеобеспечения не сформированы....

Этапы развития социального партнерства iconЗадача данной работы связать традицию с современными представлениями...
Этапы развития человека в русских волшебных сказках и слои традиционного общества

Этапы развития социального партнерства iconКоллективный договор государственное учреждение образования
Целью Договора является обеспечение устойчивого социально-экономического развития, занятости работников, уровня оплаты их труда,...

Этапы развития социального партнерства iconЕ. А. Солодова Компетентностный подход в образовании
Харитонова В. А. Организация родительской общественности как модель института социального партнерства

Этапы развития социального партнерства iconМинистерство труда и социального развития российской федерации постановление
Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, n 43, ст. 4247 Министерство труда и социального развития Российской Федерации...

Этапы развития социального партнерства iconСовет Партнерства Некоммерческого партнерства «Ассоциация экспертов ЭнергоАудит»
Партнерства, требованиями, установленными Партнерством к своим членам, дополнительными требованиями, предъявляемыми к порядку обеспечения...

Этапы развития социального партнерства iconРеспубликанский конкурс социальных проектов «социальное партнерство...
Формирование социального партнерства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, первичной реабилитации...

Этапы развития социального партнерства iconОрганизации
Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства Мининздравсоцразвития был проведен анализ уровня травматизма...

Этапы развития социального партнерства iconПедагогика социального развития, социализации человека
От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности....

Этапы развития социального партнерства iconДепартаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства...
На сегодняшний день в ведении Минздравсоцразвития находится 233 учреждения, среди которых

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница