«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы




Скачать 150.67 Kb.
Название«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы
страница1/2
Дата публикации29.05.2013
Размер150.67 Kb.
ТипСтатья
vbibl.ru > География > Статья
  1   2
Изучение, обобщение и распространение опыта работы ОУ,
имеющих статус ресурсных центров, базовых общеобразовательных учреждений, пилотных школ по внедрению ФГОС, победителей конкурсов лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, ОУ и МОУО:

  • «Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» - статья по результатам мониторинга эффективности работы школ в качестве ресурсных центров и базовых (опорных) школ

  • Методические рекомендации по организации работы Ресурсных центров в образовательной системе Республики Коми (методические рекомендации в соответствии с направлениями «Наша новая школа»)


^ Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования.
Л.Б. Коренева,
кп.н., ст.научный сотрудник центра поддержки инноваций

ГАОУДПО (пк) С РК «КРИРО»

Александр Асмолов в одной из своих статей отмечает, что «наш век назван сетевым столетием. А тем самым образование в сетевом столетии становится массовой системой коммуникации». Именно с этим феноменом современности связано появление в образовании ресурсных центров, которые исследователями рассматриваются как новый этап экспериментально-инновационной деятельности образовательного учреждения, основанием которого является накопленный ими экспериментальных багаж. Особенность ресурсных центров определяется тем основным типом ресурсов, которые аккумулируются на их базе и тем механизмом взаимодействия, который складывается у центра с другими образовательными учреждениями.

В нашей республике с 2008 года началось открытие республиканских ресурсных центров общего образования. На сегодняшний день функционирует 12 таких центров, из них 11 – на базе ОУ городов республики (приказ Министерства образования Республики Коми №360 от 24 декабря 2008 г «О присвоении статуса республиканских ресурсных центров общеобразовательным учреждениям Республики Коми»). Согласно положению о республиканском ресурсном центре общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Республики Коми от 20 июня 2008 года № 178 деятельность ресурсных центров должна обеспечивать систематическое ознакомление педагогической общественности с опытом своей работы, значимым для развития республиканской системы образования.

Проведенный КРИРО мониторинг «Эффективности работы школ в качестве ресурсных центров и базовых (опорных) школ» показал следующую картину реализации ресурсными центрами возложенных на них обязательств.

Так, ГОУ «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете» обеспечивает распространение опыта лицея по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в педагогических коллективах МОУ «Зеленецкая СОШ» Сыктывдинского района, МОУ «Сторожевская СОШ» Корткеросского района. Актуальность опыта для развития республиканской системы образования определяется требованиями новых ФГОС. Следует отметить, продуманность форм трансляции опыта, в качестве которых используются выездные семинары для учителей; участие представителей школ в внутрилицейской учебно-исследовательской конференции; проведение онлайн консультирования учителей и обеспечение методическими материалами. Организованная таким образом работа обеспечила рост профессиональной компетентности учителей в области организации учебного исследования; возможность в экспериментальном режиме приступить к проектированию системы учебно-исследовательской работы в школах-спутниках.

Таким образом, складывается новый уровень экспериментально-инновационной деятельности, заключающийся в разработке и реализации сетевого проектов на базе лицея при СГУ как республиканского ресурсного центра. Параллельно отрабатывается и процесса трансляции опыта организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся лицея в образовательные учреждения республики.

МОУ «Сторожевская СОШ» Корткеросского района организовано взаимодействие с двумя образовательными учреждениями с. Выльгорт Сыктывдинского района - Школой №1 и Школой №2. Тема - внедрение новых ФГОС начального общего образования. Основными формами взаимодействия являются семинары по обмену опытом и открытые уроки. В год пилотного перехода на новые ФГОС потребность в такого рода взаимодействии была колоссальной, разбираться в одиночку нецелесообразно и неправильно. Сам факт инициирования данной темы ресурсным центром МОУ «Сторожевская школа» свидетельство ее инновационного потенциала, но в то же время наблюдается ограниченность заявленных форм, без теоретического осмысления новых ФГОС и ООП НОО; совместного проектирования и эксперимента нереально понять суть новых ФГОС.

Ряд республиканских ресурсных центров показали деятельность по ознакомлению педагогической общественности с опытом своей работы только на муниципальном уровне. МОУ «СОШ №13» г.Воркуты транслирует опыт организации досуга учащихся среди 4 образовательных учреждений города в рамках проекта «Школа делового успеха».

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1» г. Воркуты реализует программы профессиональной подготовки в рамках технологии среди 11 воркутинских ОУ.

Достаточно хорошо известен в республике опыт МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей» г. Ухты. Суть опыта состоит в создании модели муниципальной образовательной сети, способной обеспечить необходимые условия для перехода общеобразовательных школ города на предпрофильную подготовку и профильное обучение на основе результатов опытно-экспериментальной работы лицея. Вся работа ведется в рамках экспериментальной муниципальной площадки на базе лицея и двух образовательных учреждений города. Следует отметить работу управления образования администрации МО ГО «Ухта» по созданию условий реализации эксперимента: введены ставки заместителей директоров по НМР, в образовательных учреждениях открыты службы сопровождения личностного развития учащихся, создан информационно-ресурсный центр, научно-методический совет.

В результате эксперимента создана сеть образовательных учреждений, установлены принципы сетевого взаимодействия координаторов образовательных учреждений. Около 30% обучающихся 9-х классов посещают курсы по выбору в МОУ «ГПЛ».

МАОУ «СОШ№36» г. Сыктывкара также выступает в качестве ресурсного центра по подготовке к введению новых ФГОС НОО на муниципальном уровне. Следует отметить продуктивность форм и плановость работы данного ресурсного центра, имеющего достаточно весомый опыт инновационной, экспериментальной работы и пилотного введения новых ФГОС с 2010 г. Школа выступает своеобразной муниципальной базой повышения квалификации учителей начальных классов, состав которых стабилен в период реализации плана работы ресурсного центра и включает по два представителя от школы (в настоящее время это учителя 1 и 4 класса).

В плане семинары, ориентированные на освоение учителями теоретических основ и практических приемов, методов, технологий формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций. Руководство деятельностью ресурсного центра осуществляет МУ «Информационно-методический центр» г. Сыктывкара, проектирование семинаров ведется творческой группой учителей школы. Проектным продуктом являются разработки семинаров и дидактических материалов к ним, которые становятся достоянием участников наряду с тем опытом, который они приобретают во время занятий. Сценарии семинаров входят не только в методическую копилку учителей, но и является основой для проведения ими в своих образовательных учреждениях аналогичных семинаров. Периодичность семинаров составляет 1 раз в месяц и сопровождает фестивалем уроков в образовательных учреждениях города, основной задачей которых является отработка осваиваемого на семинарах содержания, освоение алгоритма анализа урока с позиций нового ФГОС, повышение рефлексивной культуры учителей.

Опыт достаточно легко может быть развернут на республиканском уровне. В силу необходимости становления региональной системы научно-методического сопровождения перехода на ФГОС школа мгла бы обеспечить подготовку команд муниципальных ресурсных центров по введению ФГОС. При этом данная работа требует создания определенных организационно-правовых условий, финансового и кадрового обеспечения. Требуется научное руководство. Так в действующем положении о республиканских ресурсных центрах правом ОУ является введение должности заместителя директора по ресурсному центру и дополнительных штатных единиц, однако в реалиях сегодняшнего финансирования сделать это школа не может. Возможно, в силу актуальности определенных направлений выделение такого рода ставок должно рассматриваться координационным советом, целевым образом должен быть решен вопрос выделения финансовых средств, выделения научного руководителя.

Следует также отметить опыт участия МАОУ «СОШ№36» в проекте «Сетевая школа методиста» АПКРО г. Москва, в рамках которого ими был представлен опыт организации мониторинга образовательных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования. Потенциал данного сетевого проекта в распространении инновационного опыта посредством организации диалога между разработчика опыта и заинтересованными педагогами очевиден. Возможности Интернет должны найти заслуженное место в деятельности ресурсных центров различных уровней.

5 ресурсных центра, принявших участие в мониторинге, не указали на взаимодействие с ОУ республики.

36 материалов из опыта работы изданы ресурсными центрами, при этом количество варьируется от 1 материала до 14. Лидером среди ресурсных центров является ГОУ «Коми республиканский физико-математический лицей- интернат». Вместе с тем, следует отметить, что не все издания соответствуют по содержанию выделенному направлению деятельности как ресурсного центра.

При этом на вопрос по развитию системы распространения лучшего опыта в РК участники мониторинга ответили, что есть потребность в издании сборников лучшего ОУ РК с описанием опыта; открытии страницы на сайте КРИРО "Лучший опыт РК"; организации постоянно-действующего семинара для руководителей республиканских ресурсных центров; создании ассоциации лучших сельских школ. По мнению респондентов, требуется разработка и внедрение положения о системе накопления учителям часов повышения квалификации, в котором будет учтено время обучения на базе ресурсных.

Проведенный анализ показал, что республиканские ресурсные центры обладают потенциалом для развития региональной системы образования. Однако в силу определенных факторов деятельность ряда из них замкнута на муниципальной системе образования, практически половина центров не выходят на взаимодействие с ОУ республики. Есть проблемы в содержании транслируемого опыта, формах его реализации. Требуется консолидация усилий республиканских ресурсных центров и их инновационных сетей в единое информационно-экспериментальное пространство в рамках образовательной системы республики.

Решение данных проблем принципиально важный шаг в становлении в Республике Коми нового уровня инновационной деятельности с сетью ресурсных центров по отдельным, наиболее значимым, направлениям экспериментальной работы.

^ Методические рекомендации по организации работы Ресурсных центров в образовательной системе Республики Коми

Перспективы развития любой системы образования определяются двумя группами факторов — потребностями общества в изменении системы образования и возможностями самой системы образования, её готовностью к изменениям. Одним из показателей готовности системы образования к изменениям можно считать становление практики работы в образовательных системах различных уровней ресурсных центров.

Как показывает мониторинг, проводимый КРИРО, в образовательной среде республики Коми продолжается процесс формирования муниципальных и республиканских Ресурсных центров на базе образовательных учреждений наряду с опорно-методическими площадками, базовыми учреждениями и т.п. При этом наблюдается определенное недопонимание, чем отличаются содержания работы образовательного учреждения, имеющего данные статусы.

В связи с этим, представляется важным и своевременным определить, насколько правомерно и по каким параметрам можно идентифицировать образовательное учреждение как Ресурсный центр.

Цель данных рекомендаций предложение варианта определения параметров, на основании которых образовательное учреждение может быть Ресурсным центром, основных направлений его деятельности.

В ряде исследований феномен ресурсных центров рассматривается как новый этап экспериментально-инновационной деятельности образовательного учреждения, следующий за уровнем экспериментальной площадки и инновационных сетей.

Понятие «ресурсный центр» появилось с внедрением в российскую науку и практику теории менеджмента, в том числе информационного менеджмента. Лингвистическими составляющими словосочетания являются термины «ресурс» и «центр». Под ресурсом (французского ressource — вспомогательное средство, источник, запас чего-либо) в рамках данных рекомендаций будем понимать условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. «Центр» определяется как высший орган руководства, управления какой-либо деятельностью, место сосредоточения какой - либо деятельности. Таким образом, во – первых, Ресурсный центр можно определить как место сосредоточения ресурсов, во-вторых, Ресурсный центр рассматривается в контексте управления профессиональными взаимоотношениями. В данном контексте можно опереться на точку зрения А. В. Лебедева. Он определяет Ресурсный центр как координационный орган, создаваемый сетевыми структурами в целях усиления их ресурсов для оптимизации деятельности.

Таким образом, основанием создания на базе образовательного учреждения ресурсного центра является, во-первых, содержание и качество тех ресурсов, которыми оно обладает, или которые необходимо аккумулировать в таких центрах; во-вторых, условия, обеспечивающие выполнение определенных управленческих функций как координационного органа.

В образовательных системах эти ресурсы будут связаны с качеством параметров образовательного процесса и управления им. Основываясь на положении о том, что экспериментальные и инновационные процессы в современном образовании являются непременным условием его адекватного существования в обществе, в качестве ресурсного центра сегодня может выступать только ОУ, имеющее существенный и результативный опыт инновационной деятельности в направлениях, актуальных для развития систем образования определенных уровней.

Поэтому первым параметром определения ОУ в качестве ресурсного центра является наличием опытной экспериментальной и инновационной работы. Данный параметр предполагает, что в его рамках данное образовательное учреждение обладает и рядом следующих ресурсов по направлению инновационных разработок:

  • развитой учебно-материальной базой;

  • высоким уровнем методического обеспечения образовательного процесса;

  • высоким уровнем квалификации педагогических и управленческих кадров;

  • эффективной организацией образовательного процесса;

  • наличием системы социального партнерства с другими общеобразовательными учреждениями, учреждениями среднего и высшего профессионального образования, научными организациями.

Данные параметры выступают основой выбора ресурсных центров управленцами различных уровней.

Направления работы ресурсного центра должны отражать весь комплекс условий, необходимых для освоения его инновационного опыта в образовательной системе какого-либо уровня. Современный Ресурсный центр в области экспериментального образования может выстраивать свою работу по следующим направлениям:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы  iconПриказ 30. 12. 2011 №423-д г. Зея о создании ресурсных центров в Зейском районе
Утвердить перечень муниципальных ресурсных центров на базе общеобразовательных учреждений согласно приложению №1

«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы  iconАналитические материалы по результатам первого этапа мониторинга...
В последние годы в нашей республике предприняты значительные усилия для модернизации и развития системы дополнительного образования...

«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы  iconИздание
Статья «Экологическое образование как фактор социокультурного развития Республики Мордовия»

«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы  icon«Внедрение системы диагностико-коррекционного мониторинга, как средство...
«Формирование позитивной мотивации к обучению с целью развития общеучебных и специальных умений, совершенствования навыков исследовательской...

«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы  iconЭкономическая эффективность общественного производства в целом во...
Статистический анализ эффективности этой деятельности связан с использованием целой системы показателей, отражающих степень эффективности...

«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы  icon3 введение
Устойчивое воспроизводство городских социально-поселенческих общностей, эффективное решение ресурсных, экологических, социальных...

«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы  iconСтатья В. В. Путина в газете Комсомольская правда о направлениях социальной политики в России
Поездка Председателя Правительства РФ в. В. Путина в Урфо (посещение школы; совещание по модернизации региональной системы образования...

«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы  iconО системе внутреннего мониторинга качества образования
Целью мониторинга является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования,...

«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы  iconИтоги работы культурно-образовательных центров всего в Макушинском...
Обутковский, Б. Курейнский, Садоводовский. Организационно-методической, управленческой деятельностью областных и муниципальных культурно...

«Деятельность республиканских ресурсных центров как фактор развития региональной системы образования» статья по результатам мониторинга эффективности работы  iconОтчет клинические исследования эффективности биологически активных...
Клинические исследования эффективности биологически активных пищевых добавок «трансфер фактор», «трансфер фактор плюс» и «трансфер...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница