План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия




Скачать 229.84 Kb.
НазваниеПлан Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия
страница1/3
Дата публикации30.03.2013
Размер229.84 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > География > Лекция
  1   2   3
Лекция 4. Инновационные цели и возможности предприятия

План


  1. Цели инновационного менеджмента организации

  2. Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации

  3. Оценка инновационной позиции предприятия.

  4. Стратегические возможности инновационного предприятия




  1. Цели инновационного менеджмента организации


Цели инновационной деятельности хозяйственной организации определяются в зависимости от ее миссии, стадии жизненного цикла, состояния внешней и внутренней среды. Инновационная цель – желаемый результат деятельности организации в виде определенного нововведения, направленного на качественное (существенное или радикальное) развитие организации и реализуемого в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами. Если традиционное интенсивное развитие обеспечивает постепенное наращивание и сохранение потенциала организации, то инновационное развитие позволяет резко повысить его уровень.

Для общей классификации целей инновационного менеджмента могут использоваться разные критерии, например:

- по уровню (стратегические и тактические);

- по видам среды (внешняя и внутренняя);

- по содержанию (экономические, социальные, политические, научные, технические, организационные и др. цели);

- по приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);

- по периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

- по функциональным структурам (производство, НИОКР, персонал, финансы, маркетинг, менеджмент);

- по стадиям жизненного цикла предприятия (возникновение, рост, зрелость, спад, завершение жизненного цикла).

В зависимости от направленности инновационная цель хозяйственной организации формулируется как разработка и освоение нового продукта, переход на новую технологию, модернизация системы управления организацией, формирование нового рынка сбыта и др. Для некоммерческой организации инновационная цель формулируется как создание (улучшение) благоприятного социального имиджа, повышение качества услуг населению, формирование внебюджетных финансовых средств и др.

Примерная схема внешних целей организации показана на рис. 6.1.



Рис. 6.1. Внешние цели инновационной организации
Ведущая внутренняя цель инновационного развития организации в условиях рынка – создание базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ. Для этого ставятся следующие производные внутренние цели - повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, эффективное использование научного, научно-технического, экономического и интеллектуального потенциалов. К социальным внутренним целям относятся повышение качества трудовой жизни работников: улучшение условий труда и возрастание уровня его оплаты, повышение социальной защищенности, создание качественно новых возможностей для профессионального роста и личностной самореализации работников, улучшение системы межгрупповых и межличностных отношений, формирование благоприятного социально-психологического климата.

Инновационная цель представляется в виде дерева целей. Это обусловлено необходимостью организации инновационной деятельности всех субъектов инновации - подразделений, профессиональных групп, отдельных работников.

Для реализации инновационных целей необходима адекватная оценка инновационных возможностей организации. На ее основе формируется инновационная политика, осуществляется выбор инновационной стратегии, реализуются инновационные проекты и программы.
^ 6.2. Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации
Инновационные возможности организации определяются ее инновационным потенциалом, инновационным климатом, инновационной позицией и инновационной активностью. Их оценка осуществляется в форме инновационного аудита. Инновационный аудит - оценка показателей организации в области разработок и коммерциализации новшеств, внутренних ресурсов и барьеров на пути инноваций. В процессе инновационного аудита внутренние показатели инновационного развития соотносят с внешними возможностями организации.

Инновационный потенциал организации есть мера ее ресурсной готовности к реализации инновационного проекта или программы. Он может быть определен с помощью методов косвенной и прямой оценки.

Косвенные методы позволяют дать оценку общим ресурсам (капиталам) предприятия. Например, инновационный потенциал хозяйственной организации может быть условно приравнен к ее стратегическому потенциалу. В этом случае применим следующий метод:

СП = ПП + ФР = ПФ + ЧКК + ФР = ОПФ + ОбПФ + ЧКК + ФР , (6.2)

где СП – стратегический потенциал организации;

ПП - производственный потенциал;

ПФ – производственные фонды, включающие основные (ОПФ) и оборотные

бПФ) фонды;

ЧКК – трудовые ресурсы (численность и квалификация кадров), приводятся к стоимостной форме с помощью двух показателей – стреднегодового фонда заработной платы и отраслевого норматива экономической эффективности инвестиций в труд

ФР – финансовые ресурсы.

Также может использоваться один из методов оценки уровня капитализации предприятия (Кс):

,

где Ан, Ак – сумма всех активов предприятия на начало и конец расчетного периода соответственно;

Об – сумма всех обязательств предприятия;

gw – рыночная репутация фирмы (goodwill), показатель рассчитывается только в случае превышения уровня рентабельности предприятия над рыночным, для чего может использоваться следующая формула:

,

где СА – показатель деловой активности предприятия (рассчитывается как суммарный объем производства за 3 года);

k – отраслевой коэффициент-мультипликатор.

Вследствие способности к конвертации основные капиталы предприятия могут использоваться и в инновационным целях, поэтому уровень капитализации (рыночной стоимости предприятия) косвенно свидетельствует о ресурсной готовности к успешным инновациям.

Методом прямой оценки инновационных ресурсов хозяйственной организации является расчет коэффициента инновационного развития (Кир). Он позволяет оценить специфические инновационные ресурсы – сформированность человеческого капитала, объем продуктового и технологического портфелей новшеств, наличие опытного производства, наукоемкость продукции:

, (6.1)

где УЧФнир и УЧннир – отношение численности работников, занятых НИОКР к объ-

ему продукции фактически и по нормативу соответственно, чел./ руб;

Зпрнир и Впр – портфель продуктовых инноваций или имеющийся готовый к

внедрению задел на замену выбытия продукции (по объему продажи новой

продукции), руб.;

Зтнир и Вт – портфель технологических инноваций или имеющийся готовый к

внедрению задел НИОКР на замену выбывающих технологий (по трудоза-

тратам) к объему выбытия технологии соответственно, чел./час;

Уфоп и Уноп – удельный вес стоимости опытного производства в совокуп-

ной стоимости оборудования фактически и по нормативу, %;

УЗфнир и УЗннир – отношение величины затрат на НИОКР к объему продук-

ции фактически и по нормативу, %

Кч, Кпрз, Ктз, Коп, Кзат – весовые коэффициенты при соответствующих част –

ных показателях инновационного развития. Сумма весовых коэффициентов

должна быть равна единице.

Критическим значением Кир является единица. Если Кир 1, то инновационный потенциал организации ниже средних (нормативных) возможностей.

Примерный анализ каждого из частных показателей инновационного развития представлен в таблице 6.1.

^ Таблица 6.1

Анализ показателей инновационного развития организации



Состояние

показателя

^ Состояние элемента в структуре инновационного потенциала

Мероприятия по повышению инновационного потенциала

(УЧфнир/УЧннир) <1

Численность персонала, занятого НИОКР, не соответствует требуемому значению для инновационного бизнеса

Рекомендуется имитационная стратегия; при наличии более крупной фирмы, осуществляющей НИОКР - зависимая стратегия

прнирпр) < 1

В ближайшее время для предприятия может снизиться доля рынка за счет уменьшения объема продаж в результате "устаревания" изделий

Необходимо активно формировать портфель продуктовых инноваций. Возможен выпуск новой продукции на условиях покупки лицензии (зависимая стратегия)

тнирт) < 1

В ближайшее время может снизиться конкурентный статус предприятия за счет более высоких, чем у конкурентов, затрат на производство (т.к. не будут обновляться технологические процессы)

Необходимо технологическое обновление производства.

фопноп) < 1

Затрудняются возможности материализации выполненных исследований и разработок

Необходимы мероприятия по созданию опытного производства, заключение договора с лизинговой или внедренческой фирмами

(УЗфпр/УЗннир) < 1

Затруднены возможности реализации имеющегося трудового потенциала, в перспективном плане возможны затруднения во внедрении новшеств

Необходимы инвестиции в развитие человеческого капитала или средства для приобретения новшеств


Метод расчета Кир может применяться не только как нормативный, но также в рамках бенчмаркинга – сопоставления инновационных показателей организации с данными о работе конкурентов. В таком случае показатели инновационного развития организации сравниваются не с нормативными значениями, а с аналогичными показателями ведущих предприятий отрасли или с показателями наиболее значимых конкурентов.

Для организации, реализующей несколько инновационных проектов, применим ресурсно-функциональный метод оценки инновационного потенциала. Он опирается на схему "ресурс (Р) - функция (Ф) - проект (П)". Интегральный инновационный потенциал организации (Пин) определяется состоянием совокупности потенциалов проектов:

Пин = (П1, П2, …, Пn) ,

(6.5)

Состояние потенциала каждого проекта зависит от состояния с выполнением всех производственных и управленческих функций:

Пi= (Ф1i, Ф2i, …, Фmi) .

(6.6)

Состояние всех функций зависит от состояния всех требуемых ресурсов:

.

(6.7)

Примером качественного метода оценки инновационного потенциала предприятия может служить метод экспертной балльной оценки. Его сущность состоит в разработке анкеты блоковых оценок (табл. 6.2), в которой эксперты проставляют оценки по 5-балльной шкале:

5 баллов – очень хорошее состояние инновационного ресурса, классифицируется как очень сильная сторона инновационного потенциала;

4 балла – хорошее состояние, инновационный ресурс не требует изменения, классифицируется как сильная сторона;

3 балла – среднее состояние, требует ограниченных изменений ресурса для доведения до требований нормативной модели;

2 балла – плохое состояние, требуются серьезные изменения инновационного ресурса, классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;

1 балл – очень плохое состояние, инновационный ресурс требует радикальных преобразований, классифицируется как очень слабая сторона инновационного потенциала.

Таблица 6.2
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине...
Цель выполнения контрольной работы состоит в закреплении навыков использования методов управленческого и экономического анализа при...

План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия iconМетодические указания к контрольной работе по дисциплине Инновационный менеджмент
Цель выполнения работы – ознакомиться с терминологией, раскрыть основные модели инновационного менеджмента, проанализировать факторы...

План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия iconВопросы к зачету по курсу «Организация инновационной деятельности предприятия»
Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия iconЭкономические теории организации как фундаментальная основа оценки эффективности менеджмента
Данная статья имеет целью рассмотрение экономических концепций организации и управления (менеджмента) для определения подходов к...

План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия iconСт рк исо 9001-2001
На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая...

План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия iconТематика курсовых работ по курсу «Экономика организации»
Показатели и методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов организации

План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия iconОтчет об организации и проведении Международного молодежного инновационного...
Международный молодежный инновационный форум «Интерра» в Новосибирске позиционируется как одна из наиболее привлекательных площадок...

План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия iconКонтрольная работа дисциплина «Экономика организации (предприятия)» план
Имеют обособленное имущество – владение имуществом, используемом на собственные цели

План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Инновационный менеджмент»
...

План Цели инновационного менеджмента организации Инновационный аудит. Методы оценки инновационных возможностей организации Оценка инновационной позиции предприятия iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «Аудит и контроллинг персонала организации»
Аудит системы мотивации в организации и разработка предложений по ее совершенствованию

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница