Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания?




Скачать 48.75 Kb.
НазваниеМузей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания?
Дата публикации03.10.2013
Размер48.75 Kb.
ТипВопрос
vbibl.ru > География > Вопрос
Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? опубликовано в журнале «Мир Музея»,№279 Ноябрь,2010.
Текст Натальи Копелянской и Александра Артамонова

Фотографии Михаила Перловского и Александра Артамонова

Считается, что музей и базар – вещи несовместные, более того, обычно их даже противопоставляют. «Вам тут не рынок, руками не трогать!»-говорят смотрительницы. И действительно, музей- хранитель прошлого, высокой культуры, традиций, а рынок- массовая культура, низкая. Но есть одно исключение: модель «музей-базар», которая, как нам показалось, реализуется в большинстве музеев Средней Азии.

Рассмотрим ее на примере Узбекистана.



В музеях Средней Азии традиционное устройство восточного базара в каком-то смысле поглотило модель советского музея, вернее, произошла их интеграция. Нет более притягательной игры для современного человека-консюмериста, чем шопинг, и нет ничего более значимого для туриста, чем поход в местный музей. Сегодня сложно сказать, выиграл ли музей в этой ситуации, но он точно выжил и, возможно, эта модель еще докажет свое превосходство.

Осенью 2010 года мы посетили несколько музеев Узбекистана¹. Нам удалось посмотреть музей Арк, музей воды, несколько мечетей в Бухаре и знаменитые памятники Самарканда (мавзолеи Гур-Эмир и Биби-Ханум, площадь Эль-Регистан и медресе). Мы стали свидетелями нескольких важных событий в области музейной политики, которые показывают, какую роль играют сегодня музеи в Узбекистане.

Мы попали на торжественное открытие обновленного музея Улугбека. Музейный комплекс-это сохранившийся фрагмент секстанта, памятник Улугбеку и здание музея. В ходе реконструкции прежнее здание музея и памятник Улугбеку были снесены² и отстроены заново. С секстантом, слава богу, ничего плохого нне сделали, даже наборот- поставили стеклянный барьер и наладили освещение. Все остальное оставляет весьма странное ощущение. Очевидно, что большая часть средств пошла на позолоту фасада и информационный киоск на узбекском языке.

За неделю до нашего приезда снесли единственное специально построенное музейное здание в Самарканде, площадку засеяли газоном, закатали дорожки асфальтом, поставили фонарики и для важности соорудили постамент с двумя бронзовыми львами странного назначения. Сквер пустует – днем там жарко, вечером темно и как-то небезопасно. Ответиь на вопрос, кому мешал музей, нам не смогли. Лишь рассказывали о том как было приказано в три дня эвакуировать коллекции. Нет объяснения и странному ремонту улицы от Эль-Регистана до мечети Биби-Ханум, которая когда-то была одной из самых колоритных в Самарканде, а сегодня покрыта фигурной брусчаткой и сувенирными магазинами, похожими друг на друга. Местные жители называют эту улицу «Евроремонт».

Думается, что чувства, которые мы испытали в музеях Узбекистана, посетив их этой осенью, были смесью удивления, странного, но приятного ощущения себя в фильме «Кин-дза-дза» и уныния.

Во-первых, входная зона. Посетителя встречают стены неопределенного цвета, запах разогретой еды, туалеты и рукомойники... Ох... Они убивают впечатление даже от великих памятников.

Во-вторых, разговоры о музейных информационных системах. Этим разговорам даже в России больше 10 лет, но у нас все-таки две основные системы уже используются в сотнях музеев. А там, за пиалой полуденного чая, все еще неспешно обсуждают, что все-таки лучше: российский КАМИС или казахский «Музеолог». Но в результате выходит, что ничего, потому что денег нет ни на то, ни на другое. В третьих, экспозиция. Это, наверное, неплохие образцы музейных экспозиций 1950-60-х годов, которые никогда не менялись. Даже вновь открытый после реконструкции музей-обсерватория Улугбека несет на себе «родовое проклятье» этого подхода: все те же приемы, только стены покрасили. Получается, что мы видим музей про музей. В принципе в таком же состоянии пребывают и некоторые крупные мировые музеи, например, Национальный музей Египта в Каире. Если на его примере можно легко показывать, каким был музей в начале XX века, то на примере экспозиций Узбекистана и Таджикистана удобно знакомиться с историей музеев 1950-70-х годов. В-четвертых, квалификация музейных сотрудников. Это очень печально, но надопризнать, что квалификация в большинстве случаев удручающая.






Но при всем этом, музей скорее жив...

Как было сказано выше, мы отметили, что в Узбекистане (больше) и Таджикистане (меньше) явно действует особая региональная модель, которая позволяет музею выживать. В условиях, когда еще несколько лет назад средняя зарплата в Таджикистане и Узбекистане составляла несколько десятков долларов в месяц, эта модель, похоже, оказалась единственной, позволившей выжить музеям и музейным сотрудникам в кризисных условиях. Модель, которую мы рискнули назвать «музей-базар». Есть музеи-образовательные уентры, есть рекреационные центры, есть-собрания шедевров. А здесь – музей-базар. Модель удивительным и естественным для Востока образом учитывает главный уникальный ресурс территории и населения – желание (и умение!) торговать и использовать базар как одну из главных точек коммуникации.

В музеях Узбекистана у посетителя два варианта: первый – купить какие-то сувениры у смотрительницы, прямо во время осмотра экспозиции; второй- приобрести понравившиеся предметы в торговых рядах, расположенных в здании музея прямо в залах. Экскурсовод тратит одинаковые количество времени, проводят посетителей по экспозиции и по торговым рядам, с удовольствием комментирует, помогает (в том числе немного сбить цену). И тут теряешься окончательно, потому что тебе кажется, что все это один большой сувенирный магазин. Великий музейный предмет и восточный базар растворились друг в друге. И вопрос про музей как храм или форум (см. Статью Д.Камерона)³, здесь нужно расширить: «Музей как храм, форум или базар?».

Три величественные медресе на самаркандской площади Эль-Регистан- это три огромные сувенирные лавки, где в кельях мастера лепят из глины,раскрашивают, чеканят, вышивают, тут же продают традиционные сувениры, разыгрывают сценки из узбекской жизни под традиционную музыку. Сувенирная лавкаесть в мавзолее Гур-Эмир, где покоятся Тамерлан (Тимур), Улугбек и их современники. И даже на территории мавзолея Биби-Ханум, который Тамерлан построил для своей первой и любимой жены, в сумерках дежурит мастер со всевозможными глиняными амулетами и свистульками. Но нельзя сказать, что это диссонирует с музейными объектами. Повторим, все весьма органично, торговцы учтивы, предлагают свой товарна нескольких языках, большие группы иностранных туристов весьма довольны.

И важно отметить, что, как это ни парадоксально, в основе концепции «музея-базара» лежал, пусть и неосознанный, ресурсный анализ и точное нишевое попадание в результате интуитивного социального маркетинга.

¹ В июне и сентябре 2010 года мы приняли участие в образовательных семинарах для работников учреждений культуры Таджикистана и Узбекистана. Это дало возможность посмотреть, как устроено музейное дело в этих республиках.

² Как выглядело здание музея и памятник Улугбеку до сноса, см. Здесь:http:// www.ferghana.ru/article.php?id=6716

³ Камерон Д. Музей: храм или форум?//Д.Камерон. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб.науч.тр.НИИ культуры. М., 1988.

Авторы не претендуют на объективность и непредвзятость, равно как и на серьезность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? iconВлияние кризиса на телевизионный рынок России
Ребрендинг  телеканала как маркетинговый ход ( на примере конкретного телеканала)

Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? iconМеднис А. Тактика штурмовой авиации
Меднис А. Тактика штурмовой авиации. — М.: Воениздат нко ссср, 1936. — 164 с. / Под редакцией комкора В. Хрипина. 2-е исправленное...

Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? iconГрафик движения и экскурсионная программа т/х «Василий Чапаев»
Автобусная экскурсия по городу. Музей–усадьба И. И. Шишкина, Музей Дуровой, Музей Цветаевой

Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? iconЭкскурсии в оаэ обзорная экскурсия в оаэ по дубаю
Мечеть Джумейра, которая является визитной карточкой города; посетите музей восковых фигур Форт Аль Фахиди, расположенный в самой...

Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? icon1. Прямой ход Гаусса Обратный ход Гаусса
Чем больше норма обратной матрицы а-1, тем на меньшую точность можно расчитывать

Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? icon«край голубых вершин»
Маршрут: Феодосия галерея И. К. Айвазовского + музей А. Грина+ Коктебель музей М. Волошина + Кара Даг + Дельфинарий + Судакская крепость...

Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? iconЭкскурсионная программа для групп школьников школьники -  весенние каникулы    
Обзорная экскурсия по городу, Эрмитаж, Музей-квартира А. С. Пушкина на Мойке, 12, Русский музей, Спас на крови, Петропавловска крепость,...

Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? iconПрограмма: «Осенние каникулы в северной столице» на месте 5 дней /4 ночи или 4 дня/ 3 ночи
Вариант 1 : обзорная по городу, Петропавловская крепость, Зоологический музей, Военно-морской музей, Эрмитаж, Исаакиевский собор,...

Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? iconМаркетинговый план

Музей-базар: маркетинговый ход или тактика выживания? iconМаркетинговый план

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница