«Глобальные и частные изменения». 6 класс




Скачать 117.93 Kb.
Название«Глобальные и частные изменения». 6 класс
Дата публикации12.08.2013
Размер117.93 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
МОУ гимназия N41

Урок междисциплинарного обучения:


«Глобальные и частные изменения».

6 класс
Учителя: Сёмина М. И.

Сорочихина Т. М.


Люберцы
2008

МДО. ГЛОБАЛЬНЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.
ЗАНЯТИЕ 1. ПОДВЕДЕНИЕ ПОД ПОНЯТИЕ

(ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ).
ЦЕЛЬ: Вывести заключение о том, что изменения в природе, обществе, в вещах, созданных человеком, могут различаться по значимости (характеру, силе, масштабу последствий). Определить критерии для установления значимости тех или иных изменений. Оценить различные изменения как глобальные или частные.
ОБОБЩЕНИЕ: Изменения могут быть различной значимости (величины, силы)
МАТЕРИАЛ: Тексты: 1.Спор братьев.

2.Телефон.

3.Наводнение на реке.

4.Всемирный Потоп.

5.Великая Отечественная война 1941 – 1945.

6.Изобретение телефона.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1.Мотивация - 3 мин.

2.Подведение под понятие - 3 мин.

3.Связывание фактов. Обобщение - 4 мин.

4.Постановка проблемы - 3 мин.

5.Исследование в группах с целью выделения критериев оценки - 8 мин.

6.Обмен информацией - 8 мин.

7.Обсуждение. Анализ информации. Выделение критериев - 5 мин.

8.Критериальная оценка значимости событий - 2 мин.

9.Ретроспекция - 2 мин.

10.Домашнее задание - 2 мин.

СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ УРОКА:
1.Мотивация.

Доска разделена на две части:
ЧТО МЫ ЗНАЕМ? ЧТО МЫ НЕ ЗНАЕМ?

^

ИЗМЕНЕНИЕ - ЭТО…

ИЗМЕНЕНИЯ БЫВАЮТ ЕСТЕСТВЕННЫЕ

И ИСКУССТВЕННЫЕ ?

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ:

В ПРИРОДЕ, В ОБЩЕСТВЕ, В ВЕЩАХ

ВСЁ ТЕЧЁТ, ВСЁ ИЗМЕНЯЕТСЯ

ИЗМЕНЕНИЕ НЕИЗБЕЖНО

ИЗМЕНЕНИЯ БЫВАЮТ ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ

^

ИЗМЕНЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМИ И ВРЕДНЫМИ ОДНОВРЕМЕННО

ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ

ОДНО ИЗМЕНЕНИЕ ВЛЕЧЁТ ЗА СОБОЙ ДРУГОЕ


УЧИТЕЛЬ: Итак, ребята, давайте напомним себе и сообщим нашим гостям: что же мы изучаем?

УЧЕНИКИ: Мы изучаем изменение.

УЧИТЕЛЬ: Что мы уже знаем об изменении? (По ответам детей заполняется левая часть доски.)

УЧИТЕЛЬ: Итак, на какие вопросы об изменении мы уже нашли ответы?

^ УЧЕНИКИ: ЧТО ТАКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ?

КАКИЕ БЫВАЮТ ИЗМЕНЕНИЯ?

КОГДА ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ?

ГДЕ ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ?

КАК СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ИЗМЕНЕНИЯ?

УЧИТЕЛЬ: Вопросы - это те ключи, которые помогают нам открывать двери в страну «Знаний». Много ключей-вопросов мы с вами уже использовали, многие двери уже открыли. Но прежде, чем искать следующие ключи, давайте подумаем, а не подходит ли какой-нибудь из уже использованных ключей ещё к какой-либо двери. Не остался ли какой-нибудь вопрос открытым? Как вы думаете?

УЧЕНИКИ: Это вопрос: «Какие бывают изменения?»! Может быть, есть ещё какие-то виды изменений, кроме естественных и искусственных, полезных и вредных?

УЧИТЕЛЬ: Совершенно верно. Этот вопрос для нас пока ещё не является закрытым. Мы можем и должны поискать другие ответы на него. Итак, сегодня мы займёмся поиском ответа на вопрос:

^ КАКИЕ БЫВАЮТ ИЗМЕНЕНИЯ?
2.Подведение под понятие.
УЧИТЕЛЬ: Итак, ребята, какими ещё могут быть изменения? Посмотрите на доску. Здесь я разделила изменения на две группы. Изменения в каждой группе имеют между собой какое-то сходство, чем-то похожи между собой, выражают какую-то общую мысль. Одновременно это сходство, объединяющее изменения в одной группе отличает их от изменений, объединённых в другой группе:
Вращение Земли движение автобуса

Всемирный Потоп наводнение на реке

Восход и заход Солнца раскрытие бутона
УЧИТЕЛЬ: Какое сходство существует между такими примерами изменений как «вращение Земли», Всемирный Потоп» и «восход и заход Солнца»?

УЧЕНИКИ: Эти изменения затрагивают всех живущих на Земле, они влияют на каждого. А изменения из другой группы значимы не для всех.

УЧИТЕЛЬ: Правильно, молодцы! Теперь вы сами можете продолжить эти группы. Итак, куда мы отнесём «движение планет»? «отправление поезда»? «дождь на нашей улице»? «круговорот воды в природе»?
^ 3.Связывание фактов. Обобщение.
УЧИТЕЛЬ: Хорошо, мы поговорили о сходстве, отличающем каждую группу изменений. Теперь мы можем найти общую мысль об изменении, которую иллюстрирует данная классификация изменений. Какое обобщение мы можем вывести из данной классификации?

УЧЕНИКИ: Изменения могут быть разной значимости:
^ ИЗМЕНЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ ГЛОБАЛЬНЫМИ И ЧАСТНЫМИ
УЧИТЕЛЬ: Выделим основные признаки глобальных изменений и частных изменений:

Глобальные охватывают весь земной шар,

изменения всеобъемлющие;

затрагивают всех живущих на Земле

Частные охватывают не весь земной шар,

изменения не являются общими;

значимы не для всех
^ 4.Постановка проблемы.
В класс заглядывает мальчик в красном галстуке и пилотке.

МАЛЬЧИК: Здравствуйте! А что это вы тут делаете?

УЧИТЕЛЬ: Здравствуй! Ты из какого класса? Как тебя зовут?

МАЛЬЧИК: Я Коля Герасимов. Я на машине времени заблудился. А что вы тут делаете?

УЧИТЕЛЬ: У нас урок. Мы изучаем изменения. Выяснили, что изменения могут быть глобальными и частными.

КОЛЯ: А почему это вы отнесли Всемирный Потоп к глобальному изменению, а наводнение на реке к - частному?

УЧИТЕЛЬ: Что же нам делать, ребята? Как доказать Коле, что мы правы? Как можно определить, является ли тот или иной факт примером глобального или частного изменения?

УЧЕНИКИ: Мы должны выделить критерии оценки. Мы так уже делали, когда определяли: считать ли данное изменение полезным или вредным.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Молодцы, что вспомнили. Мы должны выделить основания (критерии), которые помогут нам решить вопрос о том, к какому виду изменений можно отнести тот или иной пример.
^ 5.Исследование в группах с целью выделения критериев оценки.
Учитель организовывает изучение детьми различных материалов, относящихся к описанию как частных, так и глобальных изменений. Каждой группе предоставляется свой материал: бумажная «цепочка изменений», с заполненным первым звеном, и задание – в каждом звене цепи записать различные изменения, которые произошли в результате описанного в рассказе события, например:

Всемирный Потоп


^ 6.Обмен информацией.
Группы собираются вместе представляют свои цепочки изменений.
7.Обсуждение. Анализ информации. Выделение критериев.
УЧИТЕЛЬ: Почему у нас одни цепочки имеют так много заполненных звеньев, а другие мало?

УЧЕНИКИ: Одни события имели много последствий, а другие немного.

УЧИТЕЛЬ: В чём различие между изменениями, возникшими в результате Всемирного Потопа, и изменениями, возникшими в результате наводнения на реке? И т.п.

Записать на листе бумаги основные различия и сформулировать критерии оценки:

^ Основные различия Критерии
1.Изменения затрагивали разное Численность людей, живых существ

Количество людей, животных.
2.Изменения затрагивали разную Величина территории

По величине территорию.
3.Изменения длились разное время Длительность (время)
4.Изменения имели разное количество Последствия

последствий.

^ 8.Критериальная оценка значимости событий.
Составить критериальную таблицу и оценить значимость двух событий, например, Всемирного Потопа и наводнения:



Событие

КРИТЕРИЙ

Итоги

Численность

(много?)

Территория

(много?)

Время

(много?)

Последствия

(много?)

Всемирный Потоп


+

+

+

+

4

Наводнение


-

-

-

-

0



9.Ретроспекция.
УЧИТЕЛЬ: Ну, что, Коля, понял ты теперь, почему Всемирный Потоп мы отнесли к глобальному виду изменений, а наводнение на реке – к частному?

КОЛЯ: Да, вы нашли важные критерии и смогли меня убедить.

10.Домашнее задание.
^ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:

1.Привести примеры глобальных и частных изменений. Сделать рисунки, коллажи.

2.Выбрать один пример глобального изменения и один частного, представить цепочки последствий, а также критериальную таблицу для того, чтобы доказать, что то или иное изменение носит глобальный или частный характер.

3.Написать рассказы на тему: «Что было бы, если бы целый год не шёл дождь…» или «Что было бы, если бы все растения и деревья росли вечно».
Занятие закончено. Спасибо всем за творческое сотрудничество!

Учителя: М.И. Сёмина, Сорочихина Т. М.

Событие

КРИТЕРИЙ

Итоги

Численность

(много?)

Территория

(много?)

Время

(много?)

Последствия

(много?)

Всемирный Потоп

















Наводнение



















Событие

КРИТЕРИЙ

Итоги

Численность

(много?)

Территория

(много?)

Время

(много?)

Последствия

(много?)

Всемирный Потоп

















Наводнение



















Событие

КРИТЕРИЙ

Итоги

Численность

(много?)

Территория

(много?)

Время

(много?)

Последствия

(много?)

Всемирный Потоп

















Наводнение



















Событие

КРИТЕРИЙ

Итоги

Численность

(много?)

Территория

(много?)

Время

(много?)

Последствия

(много?)

Всемирный Потоп

















Наводнение



















Событие

КРИТЕРИЙ

Итоги

Численность

(много?)

Территория

(много?)

Время

(много?)

Последствия

(много?)

Всемирный Потоп

















Наводнение


















Вращение Земли
Всемирный потоп
Восход и заход Солнца
Движение планет
Круговорот воды

в природе


Движение автобуса
Наводнение на реке
Раскрытие бутона
Отправление поезда
Дождь на нашей улице

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Глобальные и частные изменения». 6 класс icon2. Антропогенное воздействие на среду обитания и здоровье человека. 3
Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей...

«Глобальные и частные изменения». 6 класс iconТемы Элементы антикоррупции Дата проведения история 7 класс морозова Татьяна Юрьевна 1
...

«Глобальные и частные изменения». 6 класс iconРасцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока
«бронзового коллапса», когда многие древние цивилизации исчезли, пали под ударами «народов моря» или пришли в упадок из-за общей...

«Глобальные и частные изменения». 6 класс iconАктуальность исследования. На рубеже XX xxi веков российское общество...
Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые...

«Глобальные и частные изменения». 6 класс iconАктуальность темы исследования. Важнейшей проблемой современной отечественной...
Это проблемы обусловлена влиянием ряда внешних и внутренних факторов, таких как объективная потребность и стремление России включиться...

«Глобальные и частные изменения». 6 класс iconПроисходящие в последние годы социально-экономические и политические...
Наряду с государственными действуют негосударственные контролирующие службы, осуществляющие свои функции на договорной основе. По...

«Глобальные и частные изменения». 6 класс iconТематическое планирование по физике 8 класс
Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

«Глобальные и частные изменения». 6 класс iconКластер на словосочетание «Глобальные проблемы»

«Глобальные и частные изменения». 6 класс iconКалендарно-тематическое планирование алгебра 8 «А» класс
Основное свойство алгебраической дроби; сокращение алгебраических дробей; правило изменения знака у дроби

«Глобальные и частные изменения». 6 класс iconРабочая программа по Истории России 7 класс предмет, класс и т п
Составлено на основе программы А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России 6-9 класс» (2009 г.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница