Урок из цикла «Еврейский календарь»




Скачать 464.35 Kb.
НазваниеУрок из цикла «Еврейский календарь»
страница1/9
Дата публикации04.08.2013
Размер464.35 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > География > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Ханука: чудеса и празднование.
Это второй урок из цикла «Еврейский календарь», посвященный Хануке. В ходе урока рассматриваются суть и символика ханукальных чудес, а также то, как мы празднуем Хануку сегодня. В первом уроке обсуждались события Хануки, греки и их борьба против евреев, символика Меноры и света, а также причины, которые вызвали чудеса Хануки и увековечили их.
Основные темы урока:


  • В чем заключались чудеса Хануки?

  • Каковы глубинные идеи, которые стоят за этими чудесами?

  • Как мы празднуем Хануку?

  • Как выполняют заповедь зажигания ханукальных свечей?

  • Обычаи готовить еду, жареную на масле и играть с волчком (дрейдл) – что стоит за ними?



План урока:


Ханука: чудеса и празднование. 1

Раздел I. Чудеса Хануки 1

Часть 1. Масло, которого было достаточно на один день, горело восемь дней 1

^ Часть 2. Военная победа 3

Раздел II. Напоминание о чудесах Хануки 5

Часть 1. Зажигание ханукальных свечей 5

Часть 2. Возвещение о чуде, произошедшем со свечами 6

^ Часть 3. Благодарность и восхваление 7

Раздел III. Более глубокое осмысление чудес Хануки 9

Часть 1. Явные чудеса раскрывают чудесную суть всего мира 9

^ Часть 2. Чудеса могут происходить, когда естественные пути уже закончились 11

Часть 3. Ежегодное возвращение духа Хануки 12

Раздел IV. Как выполняют заповедь зажигания ханукальных свечей? 13

Элияу Ки Тов, Книга нашего наследия 13

Вопросы и ответы 17


^

Раздел I. Чудеса Хануки




Часть 1. Масло, которого было достаточно на один день, горело восемь дней



1. Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 21б – В чем заключалось чудо с маслом?

Что такое Ханука?... Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. Победив их, Хашмонаим искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Всевышнего.

מאי חנוכה... שכשנכנסו יוונים להיכל טמאו כל השמנים שבהיכל וכשגברה מלכות בית חשמונאי ונצחום בדקו ולא מצאו אלא פך אחד של שמן שהיה מונח בחותמו של כהן גדול ולא היה בו אלא להדליק יום אחד נעשה בו נס והדליקו ממנו שמונה ימים לשנה אחרת קבעום ועשאום ימים טובים בהלל והודאה.


^ 2. Бейт Йосеф, комментарий на Тур, Орах Хаим 670 – Почему чудо должно было длиться восемь дней?

Масло из этого сосуда потребовалось для зажигания в течение восьми дней, поскольку все евреи были в состоянии ритуальной нечистоты, и не было возможности приготовить новое чистое масло до тех пор, пока со времени их осквернения не пройдет семи дней, а еще один день требовался для выжимания и приготовления масла из оливок.
Ран в этом месте пишет [иное объяснение], что чистое масло можно было раздобыть на расстоянии четырех дней пути, так что восемь дней потребовались для того, чтобы совершить этот переход и вернуться обратно.

והטעם שהוצרכו להדליק שמנה ימים מאותו פך מפני שכל ישראל היו בחזקת טמאי מתים ואי אפשר להתקין שמן טהור עד שיעברו עליהם שבעה ימים מיום טומאתם ויום אחד לכתישת הזיתים ותיקונם להוציא מהם שמן טהור.


והר"ן (שם) כתב שהיה להם שמן טהור רחוק ארבעה ימים והוצרכו שמנה ימים בין הליכה וחזרה:


^ 3. Бейт Йосеф, комментарий на Тур, Орах Хаим 670 – Разве чудо длилось восемь дней?

Почему было установлено празднование Хануки в течение восьми дней? Масла в сосуде было достаточно для зажигания на одну ночь, следовательно, чудо происходило в течение лишь семи последующих дней!
Одно объяснение заключается в том, что они разделили масло, находившееся в сосуде, на восемь частей и каждую ночь зажигали одну из них. Это количество масла горело до утра, так что чудо происходило во все ночи...

Другое объяснение говорит, что после того, как заливали необходимое количество масла в Менору, сосуд оставался таким же полным, как и раньше. Это чудо было видно уже в первую ночь.

Еще одно объяснение говорит, что в первую ночь масло залили в Менору, которая после этого горела всю ночь. Утром же светильники были полны масла, и так повторялось каждую ночь.

ואיכא למידק למה קבעו שמנה ימים דכיון דשמן שבפך היה בו כדי להדליק לילה אחת ונמצא שלא נעשה הנס אלא בשבעה לילות.

וי"ל שחילקו שמן שבפך לשמנה חלקים ובכל לילה היו נותנים במנורה חלק אחד והיה דולק עד הבוקר ונמצא שבכל הלילות נעשה נס...

ועוד י"ל שלאחר שנתנו שמן בנרות המנורה כשיעור נשאר הפך מלא כבתחלה וניכר הנס אף בלילה הראשונה.
אי נמי שבליל ראשון נתנו כל השמן בנרות ודלקו כל הלילה ובבוקר מצאו הנרות מלאים שמן וכן בכל לילה ולילה:


^ 4.Элияу Китов. Книга нашего наследия - почему восемь дней?

В Талмуде рассказывается о чуде, которок произошло с кувшином оливкового масла. Этого масла должно было хватить всего на один день, но оно горело целых восемь дней!

В таком случае естественно спросить, почему Хануку празднуют не семь, а восемь дней? Ведь в первый день масло горело, так сказать, естественным образом!

Наши мудрецы в своих книгах предлагают множество ответов на этот вопрос. Вот некоторые из них.

  1. Первый день Хануки – это не «праздник прославления чуда», а праздник, прославляющий победу Хашмонаим над врагами. В этот день – 25-го Кислева – евреи, как в Пурим, могли «отдохнуть от войны». Остальные семь дней посвящены чуду со светильниками.

  2. Сам факт того, что Хашмонаим удалось найти кувшин с неоскверненным маслом, является чудом, которое мы прославляем в первый день праздника.

  3. Масло, содержавшееся в единственном кувшине, было разделено на восемь частей для того, чтобы светильники горели хотя бы некоторое время каждый вечер. Но его хватило, чтобы поддерживать огонь в течение всех восьми дней, так что чудо началось в первый же день!

  4. На следующее утро после того, как масло из кувшина было перелито в светильники, кувшин снова оказался полным. Значит, чудо произошло в первый день Хануки.

  5. После того, как светильники горели в течение всего первого дня, было обнаружено, что количество масла в них нисколько не уменьшилось.

  6. Греческие цари запрещали евреям делать обрезание. После победы над греками Хашмонаим немедленно возобновили выполнение этой заповеди. А поскольку обрезание делают на восьмой день после рождения ребенка, то и праздник был установлен восьмидневный.

  7. В первую ночь в светильники были вставлены очень тонкие фитили, чтобы имевшееся масло горело как можно дольше. Но эти фитили не только почти не расходовали масло, но и горели так же ярко, как обычные толстые фитили, в течение всех восьми дней.

  8. Стенки кувшина впитали некоторую часть масла, поэтому его не могло хватить даже на один полный день.

  9. Необходимо, как делали это наши мудрецы, узнавать чудо даже в «естественных», на первый взгляд, событиях. Поэтому они установили восьмидневный, а не семидневный праздник – чтобы показать, что природа горения масла в первый и во все последующие дни одна и та же – воля Всевышнего.

  10. В первый день Хануки Хашмонаим не знали, где они достанут масло на последующий дни, но все-таки зажгли огни, исполняя заповедь Торы о «постоянном светильнике». Если бы люди все время думали только о том, что произойдет завтра, они не просуществовали бы ни одного дня.

Еврейский народ надеется на Всевышнего и готов исполнить любую Его заповедь, как только Он предоставит ему такую возможность. В ознаменование этой готовности мы и устраиваем праздник в первый день Хануки.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок из цикла «Еврейский календарь» iconУрок на тему праздника Суккот из цикла «Еврейский календарь»
«Еврейский календарь» посвящен особой заповеди – заповеди радоваться. Эта заповедь относится к праздникам Суккот, Ошана-раба, Шмини-ацерет...

Урок из цикла «Еврейский календарь» icon1. Общая структура Еврейского календаря Еврейский календарь считается...
Только добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла, во всех остальных изменениях...

Урок из цикла «Еврейский календарь» iconТри праздника определяют еврейский календарь и являются как бы его...
Три праздника определяют еврейский календарь и являются как бы его каркасом, к которому прикреплены другие дни — будничные, печальные...

Урок из цикла «Еврейский календарь» iconХосе Аргуэльес Зов Пакаль Вотана
Правильный же календарь – 13-месячный, с 28 днями в каждом – ибо это есть природная мера годового биологического цикла человеческого...

Урок из цикла «Еврейский календарь» iconЭдуард Ходос Еврейский синдром-2    
Еврейский синдром-2", который многие из вас возможно читали. Но события, произошедшие два с половиной месяца спустя, просто обязывают...

Урок из цикла «Еврейский календарь» iconПлан проведения Декады предметов естественно-математического цикла...
Открытый урок «Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивания»»

Урок из цикла «Еврейский календарь» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок из цикла «Еврейский календарь» iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Урок из цикла «Еврейский календарь» iconУрок музыки, 3 класс Тема. Музыкальные портреты весны
Музыкальный материал: П. И. Чайковский, «Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года»; «Весеннее приветствие» (музыка Е. Попляновой,...

Урок из цикла «Еврейский календарь» iconНовый цикл серии «Ватага»! Честь проклятых от признанного автора цикла «Ведун»!
Первый роман из нового цикла Александра Прозорова, автора легендарного «Ведуна»!

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница