Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь




Скачать 231.3 Kb.
НазваниеОткрытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь
страница1/3
Дата публикации03.08.2013
Размер231.3 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
  1   2   3

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь.


проект
РЕЗОЛЮЦИЯ

СЕКЦИИ ПО УЧАСТИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ПЛАНИРОВАНИЮ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Мы, участники секции, рассмотрев круг вопросов, связанный с участием гражданского общества в планировании и осуществлении стратегии по достижению Цели развития тысячелетия «Интегрировать принципы устойчивого развития в политики и программы страны; остановить потери природных ресурсов» на принципах партнерства с правительственными и бизнес- структурами, пришли к выводу, что:
^ А. Гражданское общество, НПО, природоохранные НПО и Повестка 21.

1. Гражданское общество (ГО) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, свободных гражданских объединений и ассоциаций, связанных общественными отношениями, развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства. Активность ГО не может регулироваться государством, но должна находиться под его защитой. ГО реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов, целей и ценностей. ГО обеспечивает условия для реализации частных интересов индивидуумов и коллективов в различных сферах деятельности, их воспроизводство и передачу от поколения к поколению. Неполитические институты ГО жизненно важны для демократии, и могут развиваться, в свою очередь, лишь в демократическом обществе. Социальный капитал, доверие и общие ценности, которые создаются институтами ГО, проникают в сферу политики и способствуют объединению общества, осознанию взаимозависимости членов общества и пониманию общности их интересов.
2. Неправительственная организация (НПО) - это неприбыльная группа или ассоциация, которая действует вне институционализированных политических структур, выражает и продвигает интересы своих членов или целевых групп общества путем убеждения или прямых действий. Это определение обычно распространяется на социальные, правовые и экологические правозащитные группы. НПО являются авангардом гражданского общества, и их деятельность, как правило, носит некоммерческий характер.
^ 3. Гражданское общество в Украине пока что слабо, его институты развиты недостаточно, а структуры нечетки. Это связано с отсутствием в стране надлежащих условий для становления и развития НПО, а также их реального влияния на действия или бездействие властей. Слабость ГО проявляется в незначительном мобилизационном потенциале организаций ГО для осуществления контроля за действиями властей всех уровней и, в результате, слабом уровне воздействия на процесс принятия решений. Показателем неструктурированости ГО является частота случаев совмещения ролей НПО, правительства, бизнеса и политических партий отдельными руководителями каждого из секторов, терпимым отношением общества к такой практике, а также отсутствием законодательных ограничений для такого совмещения.
^ 4. Природоохранные (экологические) НПО во всем мире борются за устойчивое использование ресурсов, восстановление и охрану природной среды обитания путем изменения государственной политики и поведения отдельных граждан. Природоохранные НПО занимают особое место в Украине. Это связано, прежде всего с тем, что они возникли в этой стране раньше (студенческие Дружины охраны природы при ВУЗах - 1970-е – 1980-е годы, УЭА «Зеленый Свит» - 1987 год и др.) организаций ГО других направлений деятельности, поэтому накопили больший опыт. Однако, главная отличительная черта этих организаций связана с их важнейшей миссией по переходу к устойчивому развитию, т.е. таким формам развития, при которых структура экономического роста, материального производства и потребления, а также других видов деятельности общества функционирует в пределах способности природных экосистем восстанавливаться, поглощать загрязнение и поддерживать жизнедеятельность настоящих и будущих поколений.
^ 5. Глава 27 Повестки дня на 21 век (1992) “Укрепление роли неправительственных организаций: Партнеры для устойчивого развития” предлагает четыре конкретных задачи для правительств и международных организаций в области взаимодействия и сотрудничества, чтобы обеспечить полномасштабную реализацию потенциальных возможностей для вклада НГО, а именно:

(1) правительствам и международным организациям следует разработать механизмы, позволяющие НПО эффективно и ответственно выполнять свою партнерскую роль в процессе экологически устойчивого развития;

(2) организации системы ООН и правительства должны стать инициаторами процесса рассмотрения формальных процедур и механизмов для привлечения НПО на всех уровнях (разработка политики, принятие решений, реализация);

(3) к 1995 г. следует приступить к "взаимовыгодному продуктивному диалогу" на национальном уровне между всеми правительствами и НПО по вопросу их ролей в экологичном и социально ответственном устойчивом развитии; и,

(4) следует способствовать участию НПО в создании и оценке официальных механизмов и процедур для анализа процесса реализации Повестки дня на 21 век.
^ 6. Для решения этих задач правительствам настоятельно рекомендовалось вовлекать НПО в официальные мероприятия по реализации и мониторингу «Повестки дня на 21 век»; расширять вовлечение НПО в сферу формального и неформального образования, предоставлять НПО все необходимые данные и информацию для их эффективного участия. Мы считаем, что не смотря на некоторый прогресс, эти задачи пока что не выполнены Украиной, а действия украинских институтов государственной власти в этом направлении носят преимущественно декларативный характер. Механизмы и процедуры вовлечения общественности в процессы принятия решений до сих пор не разработаны надлежащим образом.
7. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе до правосудия по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), определила основные принципы информирования и вовлечения общественности в процесс принятия правительственных решений в странах региона ЕЭК ООН. Украина ратифицировала конвенцию в 1999 году. Конвенция оказала существенное влияние на развитие национальной законодательной базы по этим вопросам. Последние решения органов власти: Постановление КМУ №1378 от 15.10.2004 «Некоторые вопросы обеспечения участия общественности в формировании и реализации государственной политики», Указ Президента Украины от 15.09.2005 «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики» - позволили частично распространить принципы Орхусской конвенции на все центральные органы исполнительной власти в разных отраслях народного хозяйства. Однако пока что эти принципы существуют только на бумаге и практически не осуществляются.
8. В принципе, можно считать, что законодательство на сегодня достаточно для того, чтобы общественность могла принимать участие в процессе принятия решений, хотя ряд положений носит расплывчатый и противоречивый характер, нуждается в усовершенствовании, создании и строгом контроле за исполнением единой процедуры участия общественности в принятии решений, воздействующих на окружающую среду (ОС). Основная проблема заключается в усилившемся, в последние годы, правовом «нигилизме», несоблюдении требований законов, а также в том, что экологическая общественность, природоохранные общественные организации все еще редко воспринимаются властями, как равноправный партнер, с которым необходимо консультироваться. Эта проблема чаще всего проявляется среди центральных органов исполнительной власти, несущих наибольшую ответственность за загрязнение ОС и использование природных ресурсов – Минтопэнерго, Минтранс, Минпромполитики, Минагрополитики и другие, а также характерна для местных органов управления. Так, недавние резонансные решения по строительству канала Дунай-Черное море, достройке Ташлыкской, Днестровской и Каневской ГАЭС, утверждении Энергетической стратегии Украины до 2030 года показывают, что: мнение общественности в защиту экологически устойчивых подходов, рассмотрение альтернатив при принятии решений, необходимость проведения диалогов с общественностью для обмена мнениями, общественные протесты - еще не влияют на поведение тех государственных чиновников, которые принимают решения.
^ 9. Для выполнения обязательств главы 27 «Повестки 21», а также созданию условий для эффективной деятельности гражданского общества, НПО и природоохранных НПО, национальному правительству необходимо:

  • Утвердить Закон «О Доктрине про гражданское общество», который позволит с помощью внесения изменений и дополнений в действующее законодательство создать условия для увеличения количества организаций гражданского общества, в том числе природоохранных, лучшего использования их потенциала и оказания услуг населению с целью лучшего представления интересов граждан и укрепления позиций в обществе.

  • Утвердить положение КМУ про проведение конкурса программ общественных организаций на финансирование из госбюджета с целью укрепления отечественных возможностей поддержки их деятельности.

  • Начать и постоянно поддерживать открытый диалог с гражданским обществом, слушая друг друга и обогащая стороны новыми знаниями и опытом, которые позволят эффективно сотрудничать; использовать в качестве примера международные форматы привлечения НПО.

  • Разработать и утвердить единые процедуры информирования и вовлечения общественности в процесс принятия решений для разных типов решений, создать орган по контролю за соблюдением и внести изменения в законодательство по административной ответственности за нарушения этих процедур.


^ Б. Партнерство НПО с органами национального правительства

10. Партнерство - это объединение усилий сторон для более эффективного, чем по отдельности, достижения сходной цели. Эффективное партнерство должно быть обеспечено необходимыми условиями и осуществляться по определенным правилам и процедурам, которые определяют роли, обязанности и права партнеров.

11. Необходимыми условиями успешности партнерства в процессе экологически устойчивого развития следует считать:

  • Общее понимание сторонами целей устойчивого развития, утвержденных международными нормативно-правовыми документами;

  • Частное и общее для сторон понимание роли каждой из сторон в процессе;

  • Осознанное желание сторон совместно достигнуть цели и решить поставленные задачи;

  • Паритетность участия сторон;

  • Равный доступ сторон к информационным ресурсам;

  • Наличие механизма учета интересов всех сторон в процессе;

  • Открытость и прозрачность деятельности каждой из сторон по вопросам, требующим совместного принятия решений и совместных действий;

  • Наличие у каждой из сторон согласованных позиций и предложений по партнерству;

  • Наличие согласованных всеми сторонами планов совместных действий и понимания роли и ответственности каждой из сторон за их выполнение

К сожалению, многочисленные примеры взаимодействия НПО с органами национального правительства по резонансным экологическим проблемам показывают, что большинство перечисленных условий, как правило, не выполняются или выполняются формально. Представители различных органов государственной власти недостаточно осведомлены о принципах устойчивого развития, недостаточно хорошо понимают основы партнерства и не готовы к нему.

12. Быть равноправным партнером правительства НПО мешают:

  • Недостаточный вес в целом институтов гражданского общества, их слабое влияние на деятельность правительства;

  • Неприоритетность экологической политики среди основных задач социально-экономического развития правительства и в обществе (например, «Универсал национального единства» не содержит ни слова об окружающей природной среде и экологических проблемах Украины);

  • Нечеткость и недостаточное законодательное обеспечение процедур вовлечения общественности в процесс принятия государственных решений, которые касаются ОС;

  • Недостаточность усилий природоохранных НПО и других организаций ГО по взаимодействию с населением и созданию широкой социальной базы для экологически устойчивого развития;

  • Их институциональная и ресурсная слабость;

  • Недостаточное взаимодействие с НПО и организаций ГО других направлений, кроме природоохранного;

  • Недостаточное взаимодействие природоохранных НПО между собой;

  • Низкий уровень экологической культуры и знаний в обществе;

  • Отсутствие открытого и структурированного информационного пространства по проблематике охраны окружающей среды и экологической политике;

  • Отсутствие Общегосударственной программы системной поддержки НПО, которая включала бы, в первую очередь, создание в рамках социо-культурной модели «дружественного пространства» для деятельности НПО – усовершенствование нормативно-правовой базы, условий для надлежащего доступа к информации, для обеспечения коммуникации, повышения социального статуса и общественного имиджа НПО, доступа к участию в принятии решений, касающихся ОС, ресурсной и тренинговой поддержки.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь iconОсновные вопросы конференции: Что обеспечит устойчивое развитие российских регионов?
Устойчивое развитие российских регионов: инновации, институты и технологические заимствования”

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь iconОсновные вопросы конференции: Что обеспечит устойчивое развитие российских регионов?
Устойчивое развитие российских регионов: инновации, институты и технологические заимствования”

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь iconО концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы
В целях создания условий для ускоренного развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив...

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь iconВ начале семидесятых годов прошедшего столетия было осознано усиление...
Все это обусловливает необходимость не только уточнения содержания термина "устойчивое развитие", но и рассмотрения факторов, оказывающих...

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь iconАлександр пасхавер
«То, что происходит в Украине это есть свобода в условиях незрелого гражданского общества»

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь icon4 введение
Россию вызвало к жизни объективную необходимость при ориентации на устойчивое развитие учитывать, экологический фактор, который начинает...

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь iconНаименование программы
Постановление Правительства Мурманской области от 28. 06. 2006 года №256-пп/8 «О региональной целевой программе «Развитие Мурманской...

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь icon  Конференция проводится в партнерстве с «Казахстанским Институтом...
Целью конференции является повышение качества работы организаций гражданского общества в странах Центральной Азии через передачу...

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь iconАналитический отчет: Развитие страхования агросектора и реорганизация...
«Развитие страхования агросектора и реорганизация программы субсидирования страховых премий в Украине для улучшения финансового состояния...

Открытый диалог правительства, промышленности и гражданского общества. Устойчивое экологическое развитие в Украине. 20 сентября 2006 г., Мариуполь iconОбращение «Гражданской двадцатки» к лидерам
«Гражданской двадцатки» позволил организовать конструктивный и ориентированный на результат диалог гражданского общества и официальных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница