Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка
страница1/11
Дата публикации17.05.2013
Размер1.48 Mb.
ТипРабочая программа
vbibl.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Рабочая программа

основного общего образования по физике VII—IX классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-9 класса разработана учителем Лютиковой И.В. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по физике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике и на основе авторской программы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, допущенной МО РФ (опубликована в «Сборнике нормативных документов. Физика./ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.»).

При составлении программы автор так же руководствовался:

  • Законом РФ «Об образовании»;

  • Законом Тамбовской области «Об образовании»;

  • Приказом управления образования от 05.06.2009 №1593; «Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

  • Приказом министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных для использования в образовательном процессе»;

  • Уставом МОУ Терская СОШ;

  • Положением «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ Терская СОШ»

  • Положением «О текущем учете успеваемости обучающихся» МОУ Терская СОШ;

  • Положением «О промежуточной аттестации обучающихся» МОУ Терская СОШ.


Программа отражает содержание курса физики основной школы (VII—IX классы) и учитывает все цели обучения данному предмету.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и

тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

^ Роль физической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения физике:

  • овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятель­ности, а также последующего обучения в высшей школе;

  • формирование представлений об идеях и методах физики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;

  • воспитание средствами физики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых – физиков, понимание значимости физики для общественного прогресса


На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержа­нии образования предполагается использование актуальных в насто­ящее время компетентностного, личностно - ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения физике:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

С учетом возрастных особенностей и на основании ГОС в рабочей программе спроектированы цели, задачи, выстроена система учебных занятий (уроков), спрогнозированы ожидаемые результаты обучения обучающихся 7-9 класса. Планируется использование новых педагогических технологий.

^ Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по физике для 7-9 классов:

  • формирование у учащихся знаний основ физики: эксперимен­тальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий (механики, молекулярно-кинетической, электродинамики, кван­товой физики); подготовка к формированию у школьников цело­стных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике — теоретиче­ском и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;

  • формирование знаний о физических основах устройства и функ­ционирования технических объектов; формирование эксперимен­тальных умений; формирование научного мировоззрения: пред­ставлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного по­знания и истинности знания, о причинно-следственных отноше­ниях; формирование представлений о роли физики в жизни обще­ства: влияние развития физики на развитие техники, на возникно­вение и решение экологических проблем;

  • развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восп­риятия, мышления (эмпирического и теоретического, логическо­го и диалектического), памяти, речи, воображения;

  • формирование и развитие свойств личности: творческих способ­ностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, комму­никативности, критичности, рефлексии.


^ Место предмета в учебном плане


      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в 7, 8 и 9 классах — по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Контрольные работы – 20 часов (5 часов в 7 классе, 7 часов в 8 классе, 8 часов в 9 классе);

Фронтальные лабораторные работы – 36 (15 работ в 7 классе, 12 работ в 8 классе,

9 работ в 9 классе).

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и физических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы.

В рабочей программе для реализации авторских подходов, используются разнообразные формы организации учебного процесса, внедряются современные методы обучения и педагогических технологий.

^ Общая характеристика курса физики 7-9 класса. Особенности преподавания в 7-9 классах по УМК Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской 7-9 классы. Базовый уровень»


  1. В соответствии с принципом целостности курс 7-9 классов формирует представление, как о классической, так и современной физике, является логически завершенным и содержит матери­ал классической физики и некоторые вопросы современной физики, изучение которых позволяет сформировать у учащихся первоначальные представления о границах применимости классиче­ских теорий.

  2. В соответствии с принципом систематичности и последовательности в содержании курса учитывается начальная подготовка по естествознанию в начальной школе.

  3. В соответствии с принципом вариативности предусмотрена уровневая дифференциация: и в программе курса и в учебниках заложены два уровня изучения материала: обязательный, соот­ветствующий минимуму содержания основного общего образования, и повышенный.

  4. В соответствии с принципом генерализации материал группируется вокруг стержневых идей (фундаментальных понятий): энергия, взаимодействие, вещество, поле. Особое внимание уде­ляется формированию у учащихся навыков научного познания, осуществлению перехода от эм­пирического уровня познания к теоретическому.

  5. В соответствии с принципом гуманитаризации включен материал, позволяющий учащимся осмыслить связь развития физики с развитием общества, материал мировоззренческого и эко­логического характера.

  6. В соответствии с принципом интеграции астрономический материал в курсе интегрируется с физическим.

  7. В соответствии с принципом спирального построения курс реализован таким образом, что к изучению механики и электричества учащиеся обращаются дважды на различных уровнях, в со­ответствии с их математической подготовкой и познавательными возможностями.

В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.

Курс начинается с введения, имеющего методологический харак­тер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физиче­ские явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассмат­риваются теоретический и экспериментальный методы изучения фи­зических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.

Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не тре­бует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изу­чению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объясне­нии тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жид­костей и твердых тел.

Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростати­ческих и электромагнитных явлений, электрического тока и проводи­мости различных сред.

Таким образом, в VII—VIII классах учащиеся знакомятся с наибо­лее распространенными и доступными для их понимания физически­ми явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяс­нять их.

В IX классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, в IX классе учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика пред­ставлена как целостная фундаментальная физическая теория; предус­мотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы приме­нимости классической механики, ее объяснительные и предсказа­тельные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к ана­лизу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изу­чения электромагнитных колебаний и волн.

За темой «Электромагнитные колебания и электромагнитные вол­ны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых пред­ставлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях стро­ения атома и атомного ядра.

Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформиро­вать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире.

Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому боль­шое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.
^ Формы организации образовательного процесса
Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания физики:

Личностно-ориентированное обучение, проектная, технология тестирования, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проблемное обучение, экспериментальные задания, написание и защита рефератов и др.

Лекция, практикум, урок, зачет являются основными формами организации учебных занятий в старших классах.

Наряду с этим в рабочей программе уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления практической составляющей обучения физике.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка iconРабочая программа по физике пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по физике...

Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по химии основного общего образования Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии,рассчитанной на 140 часов с резервом...

Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка iconРабочая программа по физике для учащихся 7 класса 2010-2015 гг
Временных требований к минимуму содержания основного общего образования, Примерной программы по физике основного общего образования...

Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по алгебре 8 кл
Данная рабочая программа разработана на основе стандарта основного общего образования по математике, примерной программы по математике...

Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка iconПримерные программы Основное общее образование примерная программа...
...

Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа...

Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая программа составлена на основе Примерной...
Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...

Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по немецкому языку разработана
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по немецкому языку (приказ мо РФ от 05. 03. 2004...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница