Рабочая программа по физике пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по физике пояснительная записка
страница1/11
Дата публикации02.10.2013
Размер0.74 Mb.
ТипРабочая программа
vbibl.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
11 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по физике и Примерной программы среднего (полного) образова­ния по физике (базовый уровень).

Программа рассчитана на 70 часов в год (по 2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ - 6;

  • лабораторных работ1 - 10.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения физики на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по физике. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Учебно-методический комплект:

    1. Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : учеб. базового уровня для общеобразоват. учре­ждений / JI. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик ; под ред. В. А. Орлова. - М. : Мнемозина, 2009.

    2. Генденштеин, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : задачник для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / JI. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев. - М.: Мнемозина, 2009.

    3. Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : тетрадь для лабораторных работ / JT. Э. Ген­денштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат. - М. : Илекса, 2009.

    4. Генденштейн, Л. Э. Физика. 11 класс [Текст] : интерактивное приложение к учебно-мето- дическому комплекту для базового уровня / Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик, Н. Г. Си- ротенко. -М. : Илекса, 2009.

    5. Кирик, Л. А. Физика. 11 класс [Текст] : методические материалы к учебнику / Л. А. Кирик, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. - М. : Илекса, 2004.

    6. Кирик, Л. А. Физика. 11 класс [Текст] : сб. заданий и самостоятельных работ / Л. А. Кирик, Ю. И. Дик. - М. : Мнемозина, 2009.

Дополнительная литература:

      1. Гольдфарб, Н. И. Сборник вопросов и задач по физике [Текст] / Н. И. Гольдфарб. - 2001.

      2. Лезина, Н. В. Многоуровневые задачи с ответами и решениями [Текст] / Н. В. Лезина, А. М. Левашов. - М., 2004.

      3. Марон, А. Е. Физика : дидактические материалы. 11 класс [Текст] / А. Е. Марон, Е. А. Ма­рон. - М. : Дрофа, 2006.

      4. Мясников, С. П. Пособие по физике [Текст] / С. П. Мясников, Т. Н. Осанова. - М. : Высшая школа, 1988.

      5. Павленко, Н. И. Тестовые задания по физике [Текст] / Н. И. Павленко, К. П. Павленко. - М. : Школьная пресса, 2004.

      6. Сауров, Ю. А. Физика в 11 классе. Модели уроков [Текст] / Ю. А. Сауров. - М. : Просвеще­ние, 2005.

Электронные ресурсы:



Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определенной сум­мой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компе­тенциями.

Исходя из этого, можно выделить следующие цели обучения физике в 11 классе:

  • освоение знаний о методах научного познания, механических и тепловых процессах и явле­ниях; о величинах, характеризующих эти явления; о законах, которым они подчиняются; форми­рование на этой основе представлении о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, вы­двигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств веществ, для объ­яснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой инфор­мации физического содержания; использование современных технологий для поиска, обработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента с обоснованием высказываемой позиции, готовности к мораль­но-этической оценке использования научных достижений; воспитание уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных жизненных за­дач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасно­сти жизнедеятельности человека и общества.

На основании требований государственного образовательного стандарта (2004 г.) в содержа­нии календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоя­щее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практи­ческой деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информаци­онно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информацион­ной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

^ Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Все это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспе­чивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, ка- лендарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенст­вованию ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными осо­бенностями развития учащихся.

^ Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гумани­тарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, уси­лению мотивации к социальному познанию и творчеству; нацелена на воспитание общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

^ Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необ­ходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к са­мостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это помогает выпуск­нику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где со­циальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к нова­циям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодейство­вать с окружающими людьми.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса средней (полной) общеобразова­тельной школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стан­дартом

    1. ^ Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

  • Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой XIя формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретиче­ских выводов; физическая теория способна объяснять известные явления природы и научные факты, позволяет предсказать еще не известные явления природы и их особенности; при объяс­нении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект (процесс) можно описать (исследовать) на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости.

    1. Владеть основными понятиями и законами физики.

  • Формулировать основные физические законы.

  • Называть основные структурные уровни строения вещества, фундаментальные взаимодей­ствия в природе и их проявления; существенные признаки физических картин мира.

  • Доказывать смысл физических явлений и процессов, использования достижений физики для обеспечения прогресса цивилизации.

  1. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

  • Излагать основную суть прочитанного физического текста.

  • Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явле­ния и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоре­тического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретическо­го предсказания).

При изучении физики в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позво­ляет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала - от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и законо­мерностям. В условиях модульного подхода возможна следующая схема изучения физических процессов: «всеобщее - общее - единичное».

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе:

- передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); -

  • составлять план, тезисы, конспект.

Специфика целей и содержания изучения физики существенно повышает требования к реф­лексивной деятельности учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, по­ведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов и информаци­онных технологий.


^ Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

контрольные работы

лабораторные работы

1

Электродинамика. ^ В том числе:

68










1) Законы постоянного тока

16

1

1




2) Магнитные взаимодействия

10

1

1




3) Электромагнитное поле

24

1

2




4) Оптика

18




2

2

Квантовая физика.

^ В том числе:

40










1) Кванты и атомы

18

1

1




2) Атомное ядро и элементарные частицы

22




1

3

Строение и эволюция Вселенной

16

1




4

Повторение курса за 10-11 классы

22

1




5

Резервное время

2










Итого

136

6

8







^ Содержание тем учебного курса физики (136 ч)

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание тем учебного курса

1

2

3

4

1

Электроди­намика

64

Электрический ток.^ Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы". Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различ­ные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Законы распространения света. Оптические приборы. Демонстрации: Магнитное взаимодействие токов. Отклоне­ние электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения маг­нитного потока. Свободные электромагнитные колебания. Ос­циллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн.

* Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.


1

2

3

4










Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракци­онной решетки. Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы.

Лабораторные работы: Определение ЭДС и внутреннего со­противления источника тока. Наблюдение действия магнитно­го поля на проводник с током. Изучение явлений электромаг­нитной индукции. Изучение устройства и работы трансформа­тора. Определение показателя преломления стекла. Наблюде­ние интерференции и дифракции света

2

Квантовая физика

40

^ Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-вол- новой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазе­ры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энер­гия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радио­активного распада. Элементарные частицы. Фундаменталь­ные взаимодействия.

Демонстрации: Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы: Наблюдение сплошного и линейчато­го спектров. Изучение треков заряженных частиц по фотогра­фиям. Моделирование радиоактивного распада










3

Строение и эволюция Вселенной

16

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.^ Совре­менные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенно

4

Повторе­ние курса ■за 10-11 классы

22

Механическое движение и его виды. Относительность механи­ческого движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике.

Абсолютная температура как мера средней кинетической энер­гии теплового движения частиц вещества. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Тепловые двигатели. Элементарный электрический заряд. Закон сохране­ния электрического заряда. Электрическое поле

5

Резерв сво­бодного времени

2




6

Всего ча­сов

136




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Рабочая программа по физике пояснительная записка iconРабочая программа основного общего образования по физике VII-IX классы Пояснительная записка
Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, допущенной мо РФ (опубликована в «Сборнике нормативных документов. Физика./ сост. Э. Д. Днепров,...

Рабочая программа по физике пояснительная записка iconРабочая программа по физике для 8 класса Учитель: Зеленкова О. В. Пояснительная записка
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...

Рабочая программа по физике пояснительная записка iconРабочая программа по физике для 9 класса Учитель: Зеленкова О. В. Пояснительная записка
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...

Рабочая программа по физике пояснительная записка iconРабочая программа по спортивно оздоровительному кружку «Здоровячок» Составитель
Пояснительная записка стр

Рабочая программа по физике пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Пояснительная записка стр. 3-10

Рабочая программа по физике пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа...

Рабочая программа по физике пояснительная записка iconРабочая программа музыка разуваевой Г. П. II категория 6 класс 1час...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...

Рабочая программа по физике пояснительная записка iconРабочая программа музыка разуваевой Г. П. II категория 7 класс 1час...
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....

Рабочая программа по физике пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для реализации процесса обучения школьников на II этапе средней ступени в условиях общеобразовательного...

Рабочая программа по физике пояснительная записка iconРабочая программа учителя по информатике 6 класс Автор: Орехов О....
М.: бином. Лаборатория знаний, 2005. Она существенно дополняет содержание учебников «Информатика» для 6 класса. Программа составлена...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница