Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие




НазваниеУстройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие
страница1/8
Дата публикации04.08.2013
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
vbibl.ru > Физика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


М
инистерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию
Нижегородский государственный педагогический университет


М.В. Мухина, В.В. Глебов, И.А. Григорьева


УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ

Часть 3

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

АВТОМОБИЛЯ
Учебно-методическое пособие

Н.Новгород

2008



Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

М. В. Мухина, В. В. Глебов, И. А. Григорьева
Устройство автомобиля. Ч.3. Электрооборудование автомобиля : Учебно-методическое пособие.– Н.Новгород: НГПУ, 2008, 36с.


Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета НГПУ, обучающихся по специальности «050502 - Технология и предпринимательство». Его цель - в компактном изложении дать основные сведения для подготовки к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Устройство автомобиля». В связи с отсутствием учебной литературы, адаптированной для студентов педагогического вуза, данное пособие может использоваться и при подготовке студента к экзаменам.


^

Рецензент: В.А. ВАСИЛЬЕВ, д-р техн. наук, профессор,


зав. кафедрой НГТУ

Ответственный за выпуск: С.М. ШЕВЧЕНКО, канд. техн. наук, доцент,

зав. кафедрой НГПУ



Содержание



ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 4



  1. ^ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ ЭЛЕКТРООБЕСПЕЧЕНИЯ

АВТОМОБИЛЯ…………………………………………………………...5

1.1 Устройство и принцип действия аккумуляторной батареи………...6

1.2 Устройство и работа генератора переменного тока……………….10

1.3 Неисправности источников тока……………………………………12


  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ …………15

2.1 Пуск двигателя………………………………….................................15

2.2 Стартер СТ230………………………………………………………..15

2.3 Принцип работы стартера……………………………………………18


  1. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ………………………………………………19

3.1 Общая структура системы зажигания………………………………19

3.2 Контактная система зажигания……………………………………...19

3.3 Прерыватели – распределители…………………...…………….…..22

3.4 Катушки зажигания…………………………………………………..25

3.5 Свечи зажигания………………………………………………….…..27

3.6 Контактно – транзисторная система зажигания………………...….29

3.7 Бесконтактная система зажигания…………………………..…..…..30
4. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ……………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….36


ВВЕДЕНИЕ

Издание данного пособия связано с отсутствием учебной литературы по дисциплине «Устройство автомобиля», адаптированной для студентов педагогического вуза. Пособие разработано с целью оказания практической помощи студентам педагогических вузов при самостоятельной подготовке к выполнению лабораторных работ.

Первая часть пособия, выпущенная ранее, описывает общее устройство автомобиля и механизмы двигателя. Во второй части пособия описаны системы питания различных двигателей. Настоящая, третья часть пособия посвящена описанию систем электрооборудования автомобиля.

По назначению все электрооборудование автомобиля подразделяется на две группы:

источники тока, обеспечивающие электроэнергией всех потребителей, и

потребители тока, к которым относятся системы и устройства (топливоподачи, зажигания, пуска, освещения, сигнализации, безопасности и комфорта), управляющие перечисленными процессами.

В соответствии с этим студенты выполняют две лабораторные работы: «Источники тока», «Система зажигания».

При подготовке к лабораторным работам используется лекционный материал, методическое пособие к лабораторным работам, стенды, плакаты, приборы электрооборудования, учебная литература по устройству автомобилей.

Рекомендуется, получив задание, сначала ознакомиться с содержанием соответствующей работы по данному методическому пособию. В нем сформулировано назначение источников тока, системы пуска, системы зажигания, описана их конструкция и принцип работы, приведены особенности устройства отдельных узлов.

Письменный отчет по лабораторной работе составляется во время самоподготовки в соответствии с приведенными в пособии заданиями. Отчет должен содержать принципиальные схемы источников тока и контактной системы зажигания. Отчет выполняется на странице тетради с обозначением основных элементов, описанием их работы. Особое внимание должно быть обращено на правильность терминологии и соответствие условных обозначений существующим ГОСТам. Не следует приводить общих описаний и дословных выдержек из учебников. Описание работы узла или механизма должно быть ясным и кратким со ссылкой на проработанные разделы учебной литературы. Список литературы указывается в конце общего описания. Выполненный в таком виде отчет, защищается устным пояснением в начале занятия.

В процессе выполнения работы студентами преподаватель контролирует порядок и правильность выполнения работ, проводит собеседование. Общая оценка по лабораторной работе проставляется в конце занятия, после чего выдается задание на следующее занятие. Зачет по лабораторным работам проставляется в конце семестра по совокупности сданных работ.



^ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ ЭЛЕКТРООБЕСПЕЧЕНИЯ

АВТОМОБИЛЯ
В двигателе, механизмах, агрегатах и системах автомобиля с помощью электрической энергии осуществляется:

процесс воспламенения рабочей смеси в карбюраторном двигателе и управление некоторыми подсистемами карбюратора; у современных двигателей – организация рабочего процесса впрыска топлива и управление моментом его воспламенения (опережением зажигания);

пуск двигателя;

освещение дороги перед автомобилем и пространства внутри салона;

сигнализация об изменении направления движения и о начале торможения;

перераспределение давления в исполнительных тормозных устройствах левого и правого бортов в противобуксовочных системах;

приведение в действие контрольно-измерительных приборов и устройств встроенной диагностики, в том числе приборных щитков и маршрутного компьютера;

приведение в действие устройств жизнеобеспечения в кабине (салоне) и устройств для создания комфорта (вентилятор, отопитель, кондиционер, радио или магнитофон, устройство облегчения пуска двигателя);

в перспективе – управление индикаторными или автоматическими системами предотвращения столкновений, бесконтактным развертыванием средств пассивной защиты (пневмоподушек безопасности), навигационными маршрутными компьютерами, электрическим рулевым управлением с переменным передаточным отношением в зависимости от скорости движения.

Это далеко не полный перечень процессов, осуществляемых с помощью электрической энергии. Количество электрической и электронной аппаратуры на автомобиле постоянно растет. Предполагается, что стоимость электрического и электронного оборудования составит (25 – 30)% стоимости автомобиля.

В систему электрооборудования автомобиля входят источники и потребители электрического тока. К источникам тока относятся аккумуляторная батарея и генератор. К потребителям — приборы зажигания, стартер, лампы освещения и сигнализации, звуковой сигнал, электрические контрольно-измерительные приборы, радиоприемники, прикуриватели, стеклоочистители, обогреватели, кондиционеры воздуха и т. п..

Источники и потребители тока соединяются по однопроводной схеме, при которой к потребителю подводится только один провод, вторым проводом служат все металлические части автомобиля, так называемая «масса». Поэтому один полюс источника тока, а также один вывод каждого потребителя соединяются с массой. Такая проводка уменьшает количество проводов и упрощает поиски возникающих неисправностей.

Аккумуляторная батарея питает потребители, когда двигатель не работает или работает на малых оборотах холостого хода, а генератор питает потребители и заряжает аккумуляторную батарею при работе двигателя на средних и больших оборотах.

^ 1.1 Устройство и принцип действия аккумуляторной батареи

На легковых автомобилях применяют свинцово-кислотные батареи, как наиболее дешевые, обладающие достаточной емкостью и способностью в течение нескольких секунд отдавать максимум энергии (при пуске холодного двигателя). Электролит свинцово-кислотного аккумулятора представляет собой раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде. Плотность электролита зависит от времени года и района, в котором эксплуатируется автомобиль. В центральных районах России плотность электролита в летнее и зимнее время должна быть 1,27 г/см3, в южных — 1,25 г/см3, в районах Крайнего Севера зимой ее увеличивают до 1,3 г/см3, а летом уменьшают до 1,27 г/см3, что предохраняет батарею от замерзания, ускоренного разряда и разрушения пластин. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше верхних кромок сепараторов. Если уровень понизился, то доливают электролит или дистиллированную воду. Доливать кислоту категорически запрещается, так как это приводит к изменению плотности электролита.

Емкость аккумуляторной батареи измеряется в ампер-часах (А*ч) и составляет, например, для батареи 6СТ54ЭМ, устанавливаемой на автомобиль «ГАЗ-24», 54 А*ч.

Аккумуляторная батарея состоит из трех или шести кислотных аккумуляторов, соединенных последовательно.

Устройство батареи показано на рис.1 и 2. Корпус батареи (рис.1), изготовленный из полипропилена или эбонита, разделен перегородками на отдельные секции, в которых размещаются шесть последовательно соединенных аккумуляторов напряжением по 2 вольта каждый. В крышке (2) имеются отверстия с пробками (6) для заливки электролита и контроля его уровня.

В каждом аккумуляторе находится блок из поочередно расположенных положительных (9) и отрицательных (10) свинцовых пластин, выполненных в виде решетки, заполненной пористой активной массой из окислов свинца — свинцового сурика (Рb3O4) и глета (РbО), или окисленного свинцового порошка.

Между пластинами в блоках установлены сепараторы (8) из тонкого микропористого поливинилхлорида, предназначенные для изоляции разноименных пластин друг от друга, а также для исключения вибрации пластин при тряске во время движения автомобиля. Малая толщина и большая пористость сепараторов уменьшают внутреннее сопротивление батареи и позволяют получить большую силу разрядного тока.

Рис.1.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие iconУстройство автомобиля часть 2 системы питания двигателей учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся...

Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие iconУстройство автомобиля системы охлаждения и смазки двигателя
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся...

Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Нижегородский...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся...

Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие iconDvr (устройство цифровой видеозаписи) для автомобиля
Спасибо, что приобрели у нашей компании устройство цифровой видеозаписи для своего автомобиля

Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие iconDvr (устройство цифровой видеозаписи) для автомобиля
Спасибо, что приобрели у нашей компании устройство цифровой видеозаписи для своего автомобиля

Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие iconЕжедневная профилактика автомобиля в условиях эксплуатации
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 050501. 65 «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное...

Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие специальность 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методическое пособие / М. Б. Звонкова, А. В. Неделяева, Ю. В. Егорова, Е. Л. Агеева Н. Новгород: нгпу, 2008. 48 с

Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...

Устройство автомобиля часть 3 электрооборудование автомобиля учебно-методическое пособие iconВ сокращении Учебно-методическое пособие Томск 2008 утверждено
Учебно-методическое пособие предназначено для научных руководителей и студентов, выполняющих квалификационные работы и отчеты о нир...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница