Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома»




НазваниеУрок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома»
страница1/5
Дата публикации13.07.2013
Размер0.63 Mb.
ТипУрок
vbibl.ru > Физика > Урок
  1   2   3   4   5




Из опыта работы
учителя физики Андриановской средней школы Тюменевой О.К.
по теме

«Алгоритмический метод обучения

с элементами дифференцирования

и применением коллективных

форм»

ИПМ


  1. Базовая модель.




  1. Описание опыта работы по теме «Алгоритмический метод

обучения с элементами дифференцирования и

использованием к.с.о.»
3. Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока.

Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома»»


  1. Урок физики в 10 классе « Последовательное и параллельное соединение проводников».




  1. Обобщающий урок в 9 классе по теме « Законы движения».




  1. Внеклассное мероприятие по физике «Звездный час».




  1. Разноуровневая лабораторная работа по физике в 7 классе «Измерение размеров малых тел способом рядов».




  1. Классный час по проблемам экологии в 7-10 классах «Вести с заседания физического общества».




  1. Структура изучения темы « Динамика материальной точки».


10.Родительское собрание – сюжетно – ролевая игра.
11. Приложение.
12. Литература.


Базовая модель.
1. Противоречия между:
- коллективной формой обучения и индивидуальным развитием ребенка;
- традиционными формами обучения и необходимостью обеспечения глубоких прочных знаний, развития творчества учащихся;
- дефицитом учебного времени и насыщенностью программного материала;
- несоответствие МТБ и требованием к развитию практических умений и навыков учащихся при проведении лабораторных работ.
^ 2. Ведущая идея опыта:
- развитие творческих способностей учащихся на основе применения приемов мыслительной деятельности в процессе чередования коллективной и индивидуальной форм работы.
^ 3. Личная концепция автора:

- обучая – развивать;
- формирование умений применения приемов мыслительной деятельности;
- индивидуализация обучения через коллективные формы.
^ 4.Технология опыта:
- сущность опыта заключается в сотрудничестве при обучении;

- формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная;

- применение дифференцированного подхода при изучении нового материала, тестирование, опоры.
Учащиеся работают с учебником, справочным контролирующим материалом

по схеме




Составление

алгоритма.

Решение

проблемы.

Уточнение

алгоритма.

Индивидуальный контроль.

{ 2,3 – информационные блоки, 4-7-практические блоки} дифференцированы.

^ Структура алгоритмического метода обучающего характера.

Деятельность учителя. Деятельность учащегося.








Структура алгоритмического метода при изучении нового материала.



Работа по учебнику в парах семейного состава.

Реконструк-ция учебного

материала.

Составление

алгоритма

описания

учебного

материала.

Коррекция

алгоритма

в парах

семейного

состава.


- Такая работа позволяет каждому учащемуся анализировать и реконструировать учебный материал.
- Работая в парах, группах, п.с.с. ребята овладевают навыками культурного ведения диспута, развивают речь, активизируются отстающие.
- Дети овладевают знаниями самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта.
- Все проверочные работы, тесты дифференцированы, учащиеся сами выбирают уровень.
- Система контроля подчинена учебной цели.
Результативность:

- Оптимизация учебного процесса.
- Учащиеся становятся коммуникабельными.
- Дети приобретают навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
- Наблюдается улучшение памяти и логики мышления ребят.
- Ученики принимают участие в районных олимпиадах и занимают призовые места.
- Поступившие в вузы не испытывают затруднений при изучении физики.
- Применение данной технологии позволило повысить уровень

ЗУН с 41% до 46%, добиться 100% успеваемости.

Приучай ученика работать,…

чтобы он самостоятельно думал,

искал, проявлял себя, развивал

свои дремлющие силы, вырабатывал

из себя стойкого человека.
А. Дистервег.
Применение инновационных технологий в работе позволяет развиваться личности учащегося в условиях возникновения в обществе новых социально-экономических отношений, помогает адаптации в этих условиях, но, на мой взгляд любая технология должна быть адаптирована к особенностям класса и преподаваемого предмета.

На своих уроках постоянно применяю к.с.о., блочную подачу материала, что дает значительную экономию времени, а это приводит к возможности уделить больше внимания индивидуальной работе с одаренными и отстающими детьми.

Дифференцированный подход дает возможность детям самостоятельно определять уровень подготовленности по данному предмету и избежать лишних волнений, связанных с оценкой ответов. Использование компьютерных технологий ( проведение смоделированных лабораторных работ, тестирование, изучение отдельных тем с помощью компьютера) вызывает живейший интерес ребят как к предмету, так и методу обучения.

Пользуясь методикой опорных конспектов Шаталова, ребята при этом сами по образцу учатся выделять основную мысль изучаемой темы, составлять схемы, таблицы. При контроле знаний прибегаю к методу Шаталова-Границкой, когда необходимо подготовить повторение объемного материала за короткий срок: составляются билеты, по которым учитель проводит консультацию, т.е. отвечает на все вопросы билетов, прорешиваются все типовые задачи, а затем, работая в парах сменного состава учащиеся за два урока, проведенных в форме экзамена, в полном объеме выполняют повторение намеченной темы.

При планировании материала одну тему средней сложности даю блоком.


7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Первоначаль-ные сведения о строении вещества

Электромаг-нитные и световые явления

Колебания и волны

Электрический ток в

различных средах

Излучения и спектры


Для каждой темы готовятся две таблицы, одна из которых находится у учителя, другая вывешивается в классе. В качестве примера возьмем таблицу по теме

« Первоначальные сведения о строении вещества»


Фамилия

Строение

вещества

Молекулы

Диффузия

V моле-кул и t

Взаимо-

действие

молекул

Три

состоя-

ния вещества

Разли-

чие в

молеку-

лярном

строении

Демина













5







Рудин







4







3




Сысоев




4

















Ребята начинают отвечать по параграфам в любом порядке. Ученик, ответивший учителю на «5», становится консультантом по данному вопросу и может принимать по нему ответы других ребят, а в таблицу выставляется оценка. Дети работают с удовольствием и вскоре все отчитываются. Практика показала, что такой способ организации учебной деятельности дает преимущество в плане выигрыша во времени, обычно теоретическая часть контролируется за урок, можно уделить больше внимания практическим занятиям и решению задач.

Карточки с задачами содержат три уровня сложности. Каждый учащийся получает карточку, знакомится с ее содержанием и, если возникают затруднения, получает алгоритм. Затем задачи решаются, дети объясняют свое задание соседу по парте, получают разъяснение партнера по решению, меняются заданиями, записывают решение новых заданий и пара распадается. Метод эффективен при подготовке к контрольным работам и преследует три цели: развитие логического мышления, зрительного и слухового восприятия.

Важная роль отводится самостоятельной работе, которая может быть обучающего, контролирующего и тренировочного характера. Работая самостоятельно над текстом учебника дети приучаются конкретизировать, систематизировать и реконструировать материал, составлять план ответа.

Решение задач всегда вызывало затруднение у ребят и, как правило, самостоятельно справляются с нетиповыми задачами те дети, которые умеют нестандартно мыслить, применять анализы: восходящий, нисходящий метод прогнозирования, правильно выделить исходные данные и результат, построить цепочку связи между этими параметрами. Цель учителя-помочь ребенку развить гибкость мышления, для этого используется: алгоритмы решения задач, образцы, анализ цепочкой, коллективное решение с последующим анализом.

В процессе работы постоянно используемся планом – алгоритмами: изучения нового материала, закрепления, обучающими.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Учащиеся способны к самостоятельному изучению материала: умеют выявлять главную мысль, кратко излагать материал, применять теоретические сведения в конкретной ситуации.

Урок физики в 10 классе.
I. Тема урока Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома».
II. Цели урока:
1. Образовательные:

а) повторение понятий: сила тока, сопротивление, зависимость силы тока от сопротивления и напряжения на участке цепи.

б) научиться решать задачи применяя знания основных понятий данной темы.
2. Развивающая:

Развитие логического мышления, продолжение формирования навыков преобразования одних единиц измерения данной величины в другие, применения приемов мыслительной деятельности.
3. Воспитательная:

Воспитываем в детях способность работать в коллективе, чувство ответственности, актуальность.
III. Тип урока. Урок-практикум.
IV. Методы обучения. Образец ответа. Алгоритмический метод.
V. Дидактический материал. Карточки.
VI. Ход урока.


  1. Орг. Момент (1 мин.)

  2. Объявление учащимся темы и цели урока (2 мин.)

^ Сегодня на уроке мы будем решать задачи, пользуясь знаниями,

приобретенными на прошлых занятиях.

Цель нашего занятия не в том, чтобы узнать хорошо или плохо вы выучили формулы, а в том, сумеете ли вы воспользоваться законами и понятиями, облеченными в формулы, а потому девиз нашего урока – слова П.Н. Лебедева

« Мой книжный шкаф «знает несравненно больше меня», знает обстоятельно и наверняка, но все-таки про него нельзя сказать, что он физик, а я – физик». Поэтому в любой момент, при решении задачи, вы можете прибегнуть к помощи книги, своей рабочей тетради.


  1. Проверка домашнего задания (10 мин.)

^ Но прежде чем приступить к работе, проверим усвоили ли вы основы знаний предыдущих занятий. Работаем в парах сменного состава.

Проходит взаимоконтроль, выставляются оценки.

  1. Работа у доски. (10 мин.) Упр. 2,3.

Двое учащихся работают у доски, один комментирует решение задачи, вместе с ним работает весь класс. Затем комментирует решение задачи, вместе с ним работает весь класс. Затем комментирует решение своей задачи второй ученик. Решение Записывается учащимися в свои тетради.


  1. Работа по карточкам. (20 мин.)

(В парах постоянного состава.)

Карточки 1 группы содержат подсказки, 2 группы без подсказок, 3 группы повышенной сложности.
Ребята могут выбирать себе задание в соответствии с уровнем сложности, но каждая пара выбирает задания таким образом, что у нее имеются обязательно имеются задания первой и второй группы.
I группа карточек.
Карточка № 1

Конденсатор емкостью 100 мкФ заряжается до напряжения 500 В за 0,5 с. Каково среднее значение силы зарядного тока?

^ Наиболее приемлемая формула для решения задачи:

А) I=U/R; Б) I=neSv; В) I= g/t; Г) Нет нужной формулы.
Карточка № 2

Сколько электронов проходит через поперечное сечение проводника за 1 нс. При силе тока 32 мкА?
^ Для решения задачи нужна формула:

А) I=U/R; Б) I=neSv; В) I=g/t/
Карточка № 3

Найдите скорость упорядоченного движения электронов в проводнике сечением 5мм2 при силе тока 10 А, если концентрация электронов проводимости 5·1028м-3.
^ Выбери формулу для решения задачи:

А) I=U/R; В) I=g/t; Б) I=neSv;
Карточка № 4

Найдите силу тока в стальном проводнике длиной 10 м и сечением 2 мм2, на который падает напряжение 12 мВ.
^ Выбери формулу для решения задачи:

А) I=U/R; В) I=g/t; Б) I=neSv;
Карточка № 5
Определите напряжение на концах алюминиевого проводника длиной 5 м. и сечением 3 мм2, сила тока в котором 2 А.
^ Выбери формулу для решения задачи:

U=I·R; U=g/C; U=E·d

2 группа карточек.
Карточка №1

Среднее значение силы зарядочного тока, при котором заряжается конденсатор емкостью 100 мкФ до напряжения 500 В, 01 А. Сколько времени заряжался конденсатор?
Карточка № 2

Число электронов, проходящих через поперечное сечение проводника за 0,1нс, равно 2·105. Чему ровна сила тока в проводнике?
Карточка № 3

Скорость упорядоченного движения электронов в медном проводнике сечением 30мм2 равна 0,15 мм/с. Определите силу тока в проводнике.
Карточка № 4

Во сколько раз изменится сопротивление проводника (без изоляции), если его свернуть пополам и скрутить.
Карточка № 5

Можно ли включить в сеть напряжением 220 В реостат, на котором написано 30 Ом, 5 А?
^ 3 группа карточек
Карточка № 1

Какова напряженность поля в алюминиевом проводнике сечением 1,4 мм2 при силе тока 1А.
Карточка № 2

Найдите скорость упорядоченного движения электронов в медном проводнике сечением

25 мм2 при силе тока 50 А, считая, что на каждый атом приходится один электрон проводимости.
Над карточками 3 группы работают учащиеся увлекающиеся физикой.


  1. Подведение итогов. (2 мин.)


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

В процессе урока:

Дети закрепили основные понятия темы, умело применяли их в нестандартных ситуациях, свободно пользовались правилом преобразования величин из одной системы единиц в другую.

Активизировались: мыслительная деятельность, воля; развивались навыки:

Самостоятельной работы со справочным материалом, составления алгоритмов решения задач.

^ Урок физики в 10 классе.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconПланирование (аппо) Мякишев, Буховцев, 11 класс 4 ч/нед стр из Примерное...
Условия существования электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Действия тока Закон Ома для участка цепи. Вольтамперная...

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЗакон Ома и расчет простейших электрических цепей. Законы Кирхгофа...
Электрическим током называется направленное движение электрических зарядов (например, в канале молнии, в проводе, в электронно-лучевой...

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЗакон Кулона
Кулона и законом всемирного тяготения, представления о концепции взаимодействия, о границах применимости физических законов на примере...

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconУрок-практикум по теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения в 11-м классе»
Продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЗакон Кулона. Магнитное поле. Сила Ампера. Индукция магнитного поля....
Вектор электрической индукции. Поток вектора напряженности электростатического поля

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЗакон сохранения электрического заряда. Закон Кулона
Электроемкость. Конденсаторы Вычисление электроемкости различных конденсаторов. Применение конденсаторов

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЗадание Зачетная работа №6 по теме «Законы постоянного тока». М. В. Белякова
При подключении лампочки к батарее к элементов с эдс 4,5 в вольтметр показал напряжение 4 А, а амперметр – силу тока 0,25 А. Каково...

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconЗакон сохранения электрического заряда. Закон Кулона Как называется...
Можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих в эту систему?

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconУрок по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» 8 класс (творческая разработка)
Место урока в системе уроков по теме: Первый урок в теме «Решение квадратных уравнений»

Урок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление. Закон Кулона. Закон Ома» iconУрок по алгебре в 8 а классе «Решение квадратных уравнений по формуле»
«Решение квадратных уравнений». Вы уже достаточно знаете и умеете по этой теме, поэтому наша с вами задача: обобщить и сложить в...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница