Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент»




НазваниеУчебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент»
страница1/20
Дата публикации13.09.2013
Размер2.32 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
vbibl.ru > Финансы > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

(Мининский университет)

Социально-экономический институт

Кафедра «Финансов и страхования»


учебно-методический комплекс

дисциплинЫ


СД.Ф.05.02Финансовый менеджмент



Нижний Новгород

2012

Учебно-методический комплекс составлен на основе:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» принят на заседании кафедры «Финансов и страхования» протокол №_ от «__» __________ 20___ г.
Разработчик: к.п.н., доцент Е.В. Мялкина


СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой «Финансов и страхования»

_________________ /О.И. Курылева/

«____»_______________2012г.


СОДЕРЖАНИЕ


^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


3

II. мЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


4

III. мЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


5

IV. ^ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ


7

Vi. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


109

VI. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


121

VII.Тесты


130


^

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целью изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» является получение фундаментальных знаний в сфере управления финансами, овладение основными приемами и методами финансового менеджмента на предприятии; представление о функционировании и организации финансов хозяйствующих субъектов, инвестиций, учета, анализа и их управления.

Задачи дисциплины:

  • выяснить закономерности движения денежного потока хозяйствующего субъекта;

  • рассмотреть методики анализа стоимости и структуры капитала; изучение особенностей информационного обеспечения финансового менеджмента и формирования эффективных обеспечивающих систем;

  • рассмотреть формирования современного представления и навыков управления активами, пассивами предприятия и денежными потоками, разработки финансовой стратегии и тактике хозяйствующего субъекта;

  • изучить особенности организации управления финансами;

  • рассмотреть современные методы и приемы оценки эффективности принимаемых финансовых решений;

  • рассмотреть основы оценки финансовых и предпринимательских рисков разработки антикризисных финансовых решений.

II. ^ мЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

В процессе изучения дисциплины перед студентами ставится задача глубоко изучить следующие ключевые вопросы:

  • Цели, задачи и значение финансового менеджмента

  • Методология финансового менеджмента

  • Система финансового менеджмента

  • Концепции финансового менеджмента

  • Характеристика и функции предпринимательского риска

  • Оценки предпринимательского риска

  • Управление предпринимательским риском

  • Содержание и назначение денежных потоков

  • Понятие и виды притока и оттока денежных потоков

  • Сущность, назначение и классификация источников финансирования

  • Банковский кредит как источник финансирования. Факторинг и лизинг

  • Составляющие капитала, оценка и методы

  • Понятие структуры капитала

  • Сущность собственного капитала предприятия и его состав

  • Управление собственным капиталом: сущность и цели

  • Цели и содержание управления основным капиталом предприятия

  • Финансовые показатели использования основных фондов

  • Кругооборот оборотного капитала

  • Управление дебиторской задолженностью

  • Управление денежными активами предприятия

  • Сущность дивидендной политики

  • Процедура выплаты доходов предприятия его владельцам

  • Сущность финансового планирования

  • Сущность финансового прогнозирования, содержание и назначение

  • Сущность и особенности финансового менеджмента на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности

  • Особенности управления основным капиталом на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности

Изучение дисциплины «Финансовый менеджмент» предполагает изучение курса лекций, активного участия в семинарских и практических занятиях, индивидуальную работу студентов, сдачу экзамена по дисциплине. В данном учебно-методическом комплексе содержится конспект лекций, на который необходимо опираться при изучении дисциплины, с приведенными вопросами для подготовки к семинарским занятиям. Также содержится рабочая программа, в которой приведен учебный материал для изучения с расчасовкой по лекциям, темы практических занятий и рекомендуемые часы для самостоятельной работы.

Для подготовки к семинарским занятиям прилагается список литературы. Рекомендуется использовать также нормативно-правовые акты.

Студентам необходимо использовать следующие виды самостоятельной работы:

  1. Самостоятельная работа над пройденным лекционным материалом:

- работа с основной и дополнительной литературой;

- отработка конспекта лекций по дисциплине.

  1. Самостоятельная работа по восстановлению пропущенных лекций.

  2. Самостоятельная работа по выполнению заданий преподавателя, подготовке к практическим, семинарским занятиям.

  3. Самостоятельная работа по подготовке к испытаниям промежуточной аттестации (экзамену).

  4. Самоконтроль степени усвоения учебного материала, например, с помощью тестов.

При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на вопросы к экзамену, приведенные в рабочей программе по дисциплине.
^ III. мЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Изменения, происходящие в экономической жизни Российской Федерации в условиях рыночного хозяйствования, отражаются на характере денежно-кредитных отношений, меняя их содержание, роль и конкретные формы использования. Эти изменения должны быть отражены и в учебных дисциплинах, которые призваны обеспечить будущих специалистов необходимым уровнем знаний.

Дисциплина «Финансовый менеджмент» предполагает изучение курса лекций, активного участия в семинарских и практических занятиях, индивидуальную работу студентов.

Цель дисциплины – на основе изучения теоретического материала, законодательных и нормативных актов получить фундаментальные знания в сфере управления финансами, овладеть основными приемами и методами финансового менеджмента на предприятии.

Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами заочной формы обучения существенно отличается по готовности и умению от восприятия студентами очной формы.

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

Изучение дисциплины «Финансовый менеджмент» предполагает изучение курса лекций, активного участия в семинарских и практических занятиях, индивидуальную работу студентов, сдачу экзамена по дисциплине. В лекциях излагается основное содержание разделов программы в тесной связи с задачами подготовки специалистов, определенными квалификационной характеристикой.

Для лучшего усвоения учебного материала студентами гуманитарных специальностей, в ходе лекций целесообразно приводить примеры по каждому рассматриваемому понятию и определению. Практические занятия целесообразно проводить в форме семинаров. Можно использовать также тестирование. Причем каждое такое занятие необходимо планировать и проводить после 2-3 лекций, либо блока: 1-2 лекции + семинарское занятие. Для этого дисциплина разделяется по темам, либо блокам тем. По окончании изучения учебной дисциплины перед проведением зачета и экзамена, рекомендуется провести практическое занятие по прохождению общего теста.

При чтении лекций, приходится приводить студентам рисунки и схемы, поэтому для экономии времени, целесообразно на каждом лекционном занятии использовать ТСО. Все рисунки находятся в разделе «Дидактические материалы».

Успешное изучение дисциплины невозможно без грамотно организованной самостоятельной работы студентов.

В помощь студентам при самостоятельной работе преподаватель должен рекомендовать использование электронного учебно-методического комплекса по дисциплине, доступ к которому можно получить из любого компьютера локальной сети филиала, так и через Интернет-сайт филиала.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов, преподавателю целесообразно использовать следующие формы деятельности:

  1. Консультации.

  2. Выдача заданий на самостоятельную работу, семинарские и практические занятия.

  3. Методическое обеспечение самостоятельной работы.

  4. Информационное обеспечение самостоятельной работы.

  5. Контроль качества самостоятельной работы студентов.


V. ^ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Лекция №1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В современных условиях развития экономики финансовый менеджмент (управление финансами) становится одной из наиболее сложных и приоритетных задач, стоящих перед управленческим персоналом любого предприятия не зависимо от сферы и масштабов его деятельности.

Финансовый менеджмент определяет масштабы и приоритеты предпринимательской деятельности. Необходимыми условиями его функционирования в экономике являются: предпринимательство, основанное на элементах частной собственности; самофинансирование; рыночное ценообразование; рынок труда, товаров и капитала; четкая регламентация государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Особое место при этом отводится накоплению и использованию финансовых ресурсов и осуществлению финансовых отношений.

Финансы (finance) – это особые экономические отношения, возникающие при формировании фондов денежных средств у предприятий и государства и использования их на цели расширенного воспроизводства и социальные нужды общества.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности у предприятия возникают внешние и внутренние финансовые отношения. К внешним финансовым относятся отношения:

1) с государством (бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами) по поводу уплаты разнообразных налогов, получения финансовой помощи и кредитов;

2) с коммерческими банками по поводу получения и возврата кредита, вложения средств во вклады и получения доходов;

3) со страховыми компаниями по поводу уплаты страховых взносов и получения страховых компенсаций;

4) с фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и прочими не банковскими институтами в результате получения и уплаты доходов по ценным бумагам и прочей совместной финансовой деятельности;

5) с контрагентами (поставщиками, подрядчиками, покупателями продукции) при покупке, продаже товаров в кредит, получении и уплате штрафов, пени, неустоек, перемещении денежных средств в результате совместной деятельности.

К внутренним финансовым отношениям предприятия относят формирование и использование финансовых ресурсов внутри предприятия (деление выручки и прибыли на части, формирование резервного капитала, амортизационного фонда и т.д.).

Финансовые ресурсы (financial resourses) – это денежные доходы и накопления предприятия. К финансовым ресурсам хозяйствующего субъекта относят: выручку от продажи продукции, прибыль, полученные кредиты, финансовую помощь государства, амортизационный фонд, фонды самострахования, доходы, полученные по ценным бумагам, и пр.

Финансовый менеджмент можно охарактеризовать с нескольких точек зрения.

Финансовый менеджмент как наука – это область знаний, посвященная методологии и теории управления финансовыми ресурсами предприятия.

Финансовый менеджмент с практической точки зрения – это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение целей предприятия благодаря эффективному использованию всех финансовых взаимосвязей и финансовых ресурсов предприятия.

Таким образом, финансовый менеджмент является и научным теоретическим направлением, и практической деятельностью.

Финансовый менеджмент (financial management) – это управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить поступление необходимых финансовых ресурсов в нужные периоды времени и их рациональное использование в соответствии с намеченными целями.

Финансовый менеджмент действует на основе ряда принципов:

1. Управление финансами взаимосвязано со всей системой управления предприятием. Производственный менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент управления персоналом прямо или косвенно оказывают влияние на финансовый результат деятельности предприятия, на движение денежных потоков, следовательно, на формирование и использование финансовых ресурсов. Именно поэтому финансовый менеджмент ограничен общей системой управления и не должен противоречить управленческим решениям, принимаемым в комплексе по всему хозяйствующему субъекту.

2. При управлении финансами все управленческие решения взаимосвязаны между собой. Все виды деятельности предприятия – операционная, инвестиционная, финансовая – взаимосвязаны и взаимозависимы. Принятие управленческого решения в одной сфере деятельности не должно быть ущербным для другой.

3. Управленческие решения в сфере финансового менеджмента динамичны. Изменения во внешней и внутренней среде деятельности предприятия происходят очень быстро. Это связано с колебаниями спроса и предложения на рынке, меняющейся ресурсной базой хозяйствующего субъекта и многими другими факторами. Финансовый менеджмент должен быстро реагировать на происходящие изменения, чтобы получить максимальные финансовые результаты.

4. Наличие разнообразных вариантов управленческих решений. При принятии конкретного решения в сфере финансов

Должно быть несколько альтернативных вариантов действия. Это необходимо, чтобы у предприятия был выбор, как лучше поступить, и чтобы при необходимости можно было от одного варианта перейти к другому.

5. Управление финансами ориентировано на стратегические цели развития предприятия. Если управленческие решения по организации финансовых отношений противоречат миссии предприятия, то они должны быть отклонены.

Финансовый менеджмент, организованный с учетом выше изложенных принципов, позволяет сформировать необходимое количество финансовых ресурсов для того, чтобы начать эффективную производственно-хозяйственную деятельность, обеспечить постоянный рост собственных средств, повысить конкурентные позиции предприятия на рынке и обеспечить его стабильное экономическое развитие в будущем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета земельное...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Организация грузовой и...
Экономика и управление на предприятии. Дисциплина входит в цикл инженерно-технологических дисциплин отрасли и является обязательной...

Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета Арбитражный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс специальности: 061100 «менеджмент организации»
Основы предпринимательства: Учебно-методический комплекс/Сост.: Степичев М. М. – М.: Мэпи, 2004. – 32 с

Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 030501 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс «Коммерческое право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...

Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика...
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород

Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» iconЧеркасов М. Н., кандидат экономических наук Рецензент: Инновационный...
Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс/Сост.: Черкасов М. Н. – М.: Мэпи, 2004. – 30 с

Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» iconВ. П. Гальетов Учебно-методический комплекс по дисциплине Введение...
Учебно-практическое пособие по дисциплине. Фрагменты учебного плана и график изучения дисциплины

Учебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» iconУчебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа» Учебно-методический...
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница