1Сущность и необходимость финансов




Название1Сущность и необходимость финансов
страница1/5
Дата публикации15.03.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5

1Сущность и необходимость финансов.
Финансы , определяются как один из базовых элементов экономических отношений , предметной областью которого выступает процесс формирования , распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства , а также конкретных субъектов хозяйствования . Финансовые отношения циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и в общем виде могут быть классифицированы следующим образом :

•финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования , т .е . юридических лиц , определяемые чаще как финансы предприятия ;

•финансовые отношения , осуществляемые при непосредственном участии и в интересах государства , определяемые чаще как государственные финансы ;

•международные финансовые отношения , реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (Международный валютный фонд , Европейская валютная конференция , Международный банк реконструкции и развития и др .), государств и отдельных юридических лиц .

В большинстве зарубежных источников как самостоятельная сфера финансовых отношений выделяются и финансы физических лиц , определяемые чаще как семейные финансы (“family’s finances”).

Сущность финансов , как экономической категории , наиболее полно отражается в их базовых функциях , реализуемых на любом из указанных

выше уровней :

•Аккумулирующая (или накопительная ) функция финансов выражается через процесс образования (накопления , мобилизации ) денежных средств , необходимых для функционирования любой хозяйственной системы .

•Распределительная функция финансов выражается через процесс использования ранее мобилизованных денежных средств , для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах

•Контрольная функция финансов выражается через целевой финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов как мобилизации , так и использования финансовых ресурсов . Особая роль рассматриваемой функции определяется возможностью через контроль за движением собственно денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности объекта управления , например – на уровне отдельного предприятия оценивать эффективность его инвестиционной деятельности , используемых технологий и т .п ., а на уровне государства – результативность социальной политики , экологических программ и т .п .

4Расходы на социальные цели и источники финансирования
Внебюджетные фонды , как специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов , привлекаемых для централизованного финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационно -хозяйственной самостоятельности этих фондов .

Основная цель введения института внебюджетных фондов – предотвращение традиционной для плановой экономики ситуации , при которой в случае недостатка средств для исполнения “приоритетных ” расходных статей , необходимые ресурсы снимались прежде всего из бюджетных статей социальной направленности .

Базовые принципы организации и функционирования внебюджетных фондов :

•организационно -хозяйственная самостоятельность ;

•недопустимость перераспределения мобилизованных финансовых ресурсов между внебюджетными фондами и , тем более , использования средств этих фондов для финансирования других государственных нужд ;

•возможность увеличения финансовых ресурсов , находящихся в распоряжении фондов за счет осуществляемых ими операций на фондовом рынке (при условии соблюдения централизованно установленных ограничений , направленных на обеспечение надежности осуществляемых инвестиций ).

Основные внебюджетные фонды социального назначения , формируемые в РФ :

•Пенсионный фонд ;

•Фонд социального страхования ;

•Государственный фонд занятости населения ;

•Фонд обязательного медицинского страхования .

Источники формирования фондов социального назначения :

•обязательные отчисления с работодателей (в %% от средств , направляемых на оплату труда персонала );

•обязательные страховые взносы с заработка работников ;

•средства бюджетов Федерации и ее субъектов , а также местных бюджетов .
17Цели и задачи финансовой политики государства
Финансовая политика , как определенная на продолжительный период совокупность мероприятий , подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами , а также внешними и

внутренними условиями деятельности .

Базовые направления финансовой политики :

•политика доходов , направленная на общую максимизацию финансовых поступлений по уже имеющимся источникам , а также на обеспечение постоянного расширения номенклатуры этих источников ;

•политика расходов , направленная на оптимизацию процесса использования ранее мобилизованных финансовых ресурсов в целях наиболее полного и оперативного удовлетворения соответствующих потребностей объекта управления .

Государственная финансовая политика:

•бюджетная политика , реализуемая в процессе разработки и исполнения государственного бюджета на любом уровне управления ;

•налоговая политика , реализуемая в процессе формирования налогового законодательства;

•политика управления государственным долгом , реализуемая в процессе выпуска и погашения государственных ценных бумаг .

Базовые цели управления государственными финансами :

•регулирование экономической системы общества с использованием финансовых рычагов;

•обеспечение бездефицитности государственного бюджета ;

•обеспечение устойчивости национальной валюты как базового элемента финансовых отношений .

10Инвестиции и источники финансирования
Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительства. Цель такого инвестирования – создание новых и модернизация действующих предприятий. Вторая цель инвестиций – освоение новейших технологий и новейшей техники.

Инвестиции делятся на реальные инвестиции и финансовые инвестиции. Реальные инвестиции это вложения в основной капитал и прирост материальных производственных запасов. Финансовые инвестиции – это вложение капитала в ценные бумаги, которые выпускаются предприятием или государством.

В настоящее время, когда государство принимает бюджет, то одновременно принимается федеральная адресная инвестиционная программа. В настоящее время предусматривается еще и перечень строек.
13Финансовые ресурсы и их состав
Финансовые ресурсы образуются в процессе производства материальных ценностей, т.е. когда создается новая стоимость и возникает ВВП и национальный доход. Этот процесс образования финансовых ресурсов характеризуется движением товаров и денег.

Финансовые ресурсы характеризуются субъектами и объектами . Субъектами выступают три субъекта финансовых отношений (хозяйствующие субъекты, домашние хозяйства, государство). Соотношения между этими субъектами по объему финансовых ресурсов различны и размер финансовых ресурсов каждого субъекта определяется развитием рыночных отношений. Чем больше самостоятельности у юридических лиц, тем больше объем их финансовых ресурсов.

Объектами финансовых ресурсов выступают финансовые отношения. В результате действия этих финансовых отношений создаются денежные целевые фонды. Эти фонды концентрируются в двух блоках – децентрализованные финансовые ресурсы и централизованные финансовые ресурсы. Децентрализованные финансовые ресурсы формируются и функционируют на микро уровне, а централизованные финансовые ресурсы создаются на макро уровне и концентрируются в бюджетных фондах и фондах государственных предприятий.

Состав финансовых ресурсов:

1. Собственные средства. На уровне предприятий это прибыль и зарплата, а на уровне государства – доходы от предприятий, от внешней экономической деятельности и от приватизации.

2. Средства, мобилизованные на рынке. На уровне предприятий это продажа акций, банковский кредит. На уровне государства – эмиссия государственных ценных бумаг, эмиссия денег и государственный кредит.

3. Средства, которые поступают в тот или иной блок в результате перераспределения. На уровне предприятий это проценты и дивиденды по ценным бумагам предприятия. На уровне государства это налоги.

Финансовые ресурсы, хотя и взаимосвязаны с финансовыми отношениями, но финансами не являются. Между ними есть качественные отличия.

Общее:

1. И те, и другие тесно связаны с процессом производства независимо от форм формирования.

2. И те, и другие основываются на товарно-денежных отношениях.

3. И те, и другие участвуют в распределении и перераспределении стоимости ВВП и национального дохода.

Главное отличие:

Финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, т.е. они не раскрывают внутреннее содержание финансов. Финансовые ресурсы не выполняют тех функций, которые присущи финансовым отношениям.

Финансовые ресурсы можно исчислить количественно, финансовые отношения подсчитать нельзя. Количественный подсчет выражается в сводном финансовом балансе национального хозяйства.
18Роль финансов в кругообороте оборотного капитала предприятия
Оборотный капитал – это предметы труда, которые целиком потребляются в однократном процессе производства и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт. Стоимость их возмещается после каждого производственного цикла.
Оборотные средства , как совокупность денежных средств предприятия , авансированных в оборотные производственные фонды и фонды обращения и переносящие свою стоимость на вновь созданный продукт одномоментно в течение одного производственного цикла (оборота ).

Место и роль оборотных средств в финансовой системе предприятия определяются их прямым влиянием на следующие результирующие показатели его финансово –хозяйственной деятельности :

•платежеспособность ;

•удельный вес “омертвленного ” (в запасах , незавершенном производстве и т .п .) капитала ;

•финансовая независимость от кредиторов ;

•запас “финансовой прочности ” и др .
8Бюджетный федерализм РФ и его проблемы
42 Бюджетная система РФ, в соответствии с 6 статьей бюджетного кодекса, подразделяется на три уровня:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты. Районные, городские, сельские, поселковые бюджеты. К местным бюджетам относятся также бюджеты закрытых административно-территориальных образований.

Способом построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы носит название бюджетный федерализм. Это такие бюджетные отношения, которые позволяют в условиях самостоятельности и автономии каждого бюджета органически сочетать фискальные интересы федерации с интересами субъектов федерации и местных органов самоуправления.

Содержание бюджетного федерализма включает:

1. Законодательное распределение доходов и расходов между бюджетами разного уровня.

2. Обеспечение самостоятельности каждого бюджета

3. Сохранение доминирующего положения федерального бюджета.

4. Прозрачность бюджетных отношений.

Методы распределения:

1. Закрепление определенных видов налогов за определенными бюджетами

2. Установление нормативов от абсолютной суммы поступления налогов или от ставок налога

3. Разграничение путем трансфертов. Трансферты – это платежи из различных бюджетов в нижестоящие бюджеты. В частности выделение средств из фонда финансовой поддержки.
20Внебюджетные фонды. Характеристика действующих в России федеральных социальных фондов.
В России внебюджетные фонды возникли в 1991г. в соответствии с законом «об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФСР». Закон просуществовал до принятия бюджетного кодекса.

Внебюджетные фонды это совокупность денежных распределительных и перерераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов вне бюджета для целевого назначения.

Государственные внебюджетные фонды это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, на социальное страхование, на социальное обеспечение в случае безработицы и охраны здоровья и медицинскую помощь.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Главным методом мобилизации национального дохода при формировании фондов выступают:

1. Единый социальный налог

2. Средства из бюджета и займы

Все внебюджетные фонды в 90-х годах имели следующие особенности:
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

1Сущность и необходимость финансов iconВопрос Необходимость и сущность финансов
Финансовые отношения являются частью экономических отношений (производство, обмен, распределение, потребление)

1Сущность и необходимость финансов icon1. Сущность и необходимость финансов
Финансовые отношения циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и в общем виде могут быть классифицированы следующим...

1Сущность и необходимость финансов iconВ учебниках 2002г выводятся др функции финансов
Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп

1Сущность и необходимость финансов iconВ учебниках 2002г выводятся др функции финансов
Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении и ввп

1Сущность и необходимость финансов icon5 введение
Проблема создания сырьевой базы u возникла в условиях острого недостатка финансов для развития поисковых работ, что обусловило необходимость...

1Сущность и необходимость финансов icon1. Необходимость и сущность финансов
Под финансами понимаются денежные отношения между различными экономическими субъектами по поводу образования, распределения, перераспределения...

1Сущность и необходимость финансов iconПрограмма дисциплины «финансы и кредит» Раздел I. Финансы тема Сущность,...
Социально-экономические идеи и финан­сы России*. Марксистско-ленинское учение о сущности финансов. Теоретические положения школ и...

1Сущность и необходимость финансов iconШестая Терпение и стойкость
Необходимость) терпеть унижение на пути знания. (Необходимость) терпеть бедность. (Необхо­ди­мость) терпеть голод. Терпение, проявляемое...

1Сущность и необходимость финансов iconТ ема 21. Статистика финансов предприятий и организаций (часть 1)...
Система показателей финансов предприятий и организаций. Объем, структура, динамика и закономерности формирования финансовых ресурсов....

1Сущность и необходимость финансов iconКонспект Сущность и необходимость финансов
Затем стали договариваться о встречах, куда каждый приходил со своим товаром. Увеличилась возможность получить нужную вещь. Тогда...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница