Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия»,




Скачать 330.41 Kb.
НазваниеЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия»,
страница1/2
Дата публикации08.07.2013
Размер330.41 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Балябин Николай Васильевич, кандидат исторических наук,

доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 16 «ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ»_

(название темы)
^ (РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

для специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_7_

от «6» _февраля_2008 г.

Москва 2008
ТЕМА № 16
^ ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Проблема человека и общества в философии хозяйства……………………..


с. 5

Вопрос 2

Человек и собственность в системе хозяйствования…...……………………….


с. 11

Вопрос 3

Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства......................................................



с. 19

Вопрос 4

Хозяйство как диалектическое единство свободы и необходимости человека...…...


с. 26

Заключение

..…………………………………………….

с. 32

Список литературы

..…………………………………………….

с. 34


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 16 «ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Актуальность темы лекции заключается в том, что её изучение позволяет осмыслить проблему человека в системе хозяйствования современного общества, когда множественность видов собственности, многоукладность экономики обеспечивают человеку как субъекту хозяйства свободу выбора в приложении своих способностей.

Теоретическая значимость лекции определяется возможностью понять методологию философско-хозяйственного познания в осмыслении проблемы человека с точки зрения диалектического единства материального и идеального, рационального и иррационального, свободы и необходимости в хозяйственной деятельности.

Практическая значимость лекции состоит в том, что её изучение на экономическом факультете университета дает возможность будущим сотрудникам органов внутренних дел более широко, на философском уровне, рассматривать проблему человека как хозяйствующего субъекта.

Предметом лекции является теоретическое осмысление философско-хозяйственных проблем человека, его роли в организации хозяйственной жизни общества.

Цель лекции заключается в том, чтобы дать курсантам понимание специфики проблемы человека в философии хозяйства и ее мировоззренческого значения как установки на признание своеобразия форм хозяйствования в различных обществах, этносах, религиях.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных проблем философии хозяйства в контексте определения места и роли человека в системе хозяйствования;

  • рассмотрение человека и общества как центральной проблемы философии хозяйства;

  • осмысления отношений человека и собственности в системе хозяйствования;

  • характеристика основных религиозно-мировоззренческих типов хозяйственных систем и трудовой деятельности как основополагающего фактора философии хозяйства.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами состоит в том, что на предыдущей лекции были рассмотрены вопросы, связанные с философией хозяйства как стратегического осмысления экономической деятельности общества. Непосредственным продолжением изучения данной проблемы является лекция о человеке в системе хозяйствования. Это объясняется тем, что философию хозяйства интересует в первую очередь общее в отношениях человека и природы, человека и культуры хозяйствования. Чем менее личностна философия хозяйства, тем более она теряет собственные истоки и смысл, отражая лишь внешние объективные хозяйственные процессы.

Взаимосвязь лекции с последующими темами заключается в переходе от проблем человека в философии хозяйства к рассмотрению специфики философско-хозяйственной деятельности в современной России как конкретной проблемы отечественной теории и практики хозяйствования.
Вопрос 1

^ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ ХОЗЯЙСТВА

В философии хозяйства ключевые позиции занимает антропологический подход, согласно которому человек, его интересы и потребности являются определяющими в социально-хозяйственной деятельности. Человек как движущая сила развития общества трактуется как субъект хозяйственной деятельности. Эти фундаментальные положения лежат в основе анализа хозяйства. Вообще следует сказать, что любой человек - это не только существо, но и существование человека в условиях какого-либо общества как системы. И в этом плане он обретает идеалы, ценности, цели в окружающей социальной среде, а искусство существования или, лучше сказать, жизни заключается в умении реализовывать их в практической деятельности.

Человек как субъект хозяйства и предмет анализа философии хозяйства представляет собой сложное противоречивое существо. Для него ничто не может быть абсолютно чужым в обществе, в котором он живет. Исходя из положений античной философии, в человеке можно выделить два начала: природное и разумное, социальное. Существуют различные точки зрения на соотношение этих двух начал. Так, у Гегеля природное есть только инобытие абсолютной идеи, т.е. разума. У Ницше природное начало, соответствующее инстинктам, спасает человека от болезненной сознательности. У других философов, как, например, у Н.А. Бердяева, наоборот, разумное, социальное защищает личность от растерзания.

Некоторые философы полагают, что между природным и разумным, социальным в человеке существует гармоническое единство. С одной стороны, человек - духовное существо, а с другой стороны, человек погружен в природный мир, сам часть этого мира. Практика взаимодействия человека с социальной средой показывает, что человек не склонен забывать свое высшее предназначение, как существа разумного, субъекта хозяйства и хозяйственной деятельности. Инстинктивное изменяется в человеке под влиянием разумного, становится рационально объяснимым; в свою очередь, сознательное органично продолжает структуры инстинктивного в своей сфере, способствует развитию духовного, в таком направлении, в котором бы человек не терял инстинкта самосохранения. Данные взаимоотношения, конечно же, накладывают отпечаток на хозяйственную деятельность человека, благодаря которой человек сохраняется как индивид и личность.

В последнее время в литературе довольно обстоятельную разработку получила модель экономического человека. Считается, что определяющим его свойством выступает забота в первую очередь о своем интересе и стремлении к максимализации собственной выгоды. Экономический человек не только хорошо знает свои собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах из удовлетворения. В соответствии с этой моделью любой индивид выступает прежде всего в роли потребителя материальных благ, причем это его главная роль в хозяйствовании, понимаемом как движение (простое перемещение в хозяйственном пространстве) денежных и товарных потоков. При этом процесс общественного воспроизводства, в том числе и рабочей силы, остается за рамками внимания такого «экономического человека». Мир как хозяйство, таким образом, трансформируется благодаря смещению «центра тяжести» от процесса общественного воспроизводства к миру потребительских предпочтений. Поэтому не только в научной, но и в учебной литературе получила отражение точка зрения, что в основе теории потребительского поведения лежат ценности протестантизма, прежде всего дух индивидуализма.

Крайний индивидуализм теории потребительского поведения не позволяет увидеть, что, по выражению С. Н. Булгакова «истинным и целиком единственным трансцендентальным субъектом хозяйства, олицетворением чистого хозяйства, или самой функции хозяйствования является не человек, но человечество»1.

Итак, модель экономического человека предполагает:

  • игнорирование многообразных потребностей общества, сведение их к материальным потребностям индивида;

  • замену мира как хозяйства на мир потребления;

  • удовлетворение материальных потребностей человека как цель хозяйственной деятельности;

  • крайний индивидуализм, уходящий корнями в протестантизм, и одновременно в бездуховность.

Однако, такое поведение человека – не единственное по своему характеру и мотивации в системе хозяйствования. В литературе давно и продуктивно обсуждаются альтернативные модели хозяйственной деятельности человека. Речь идет о философско-социологической интерпретации аспектов его поведения в процессе хозяйствования. Здесь обосновываются морально–альтруистические ориентации, мотивы, связанные с понятием справедливости, соображения престижного потребления, этика безвозмездной помощи и коллективного выживания.

Принцип философского антропологизма позволяет, например, раскрыть сущность социально ориентированной экономики, глубже разобраться в механизме хозяйственной специализации, формировании социальных типов личности, действующих в сфере производства, обмена, распределения и потребления.

В связи с этим, характеризуя проблему человека и общества в философии хозяйства, следует остановиться на том, какие ориентации наиболее предпочтительны для человека в системе хозяйствования. И здесь, прежде всего, надо выяснить содержание базовой категории «потребительские блага».

Из истории социальной философии известно, что древние мыслители по-разному понимали благо. Например, Эпикур - как наслаждение, воздержание от страстей. Аристотель различал блага трех рядов: телесные (здоровье, сила и т.п.), внешние (богатство, честь, слава), душевные (нравственные добродетели, острота ума и т.п.). В средневековой философии высшее благо – Бог как источник всех благ и конечная цель всех человеческих устремлений. Т. Гоббс, Б. Спиноза понимали благо как стремление субъекта к высшим результатам деятельности. Многие другие философы сводили благо к практической полезности.

В современной социально-философской литературе блага трактуются как материальные и духовные явления, обладающие положительной значимостью для человека, той или иной группы, общества в целом и служащие средствами удовлетворения их потребностей и интересов.

В широком, философском плане под потребительскими благами разумеется все то, что необходимо человеку для жизни, без чего жизнь не может состояться вообще. Все потребительские блага создаются в процессе хозяйственной деятельности людей. Именно этот вид их деятельности непосредственно обеспечивает появление продукта – блага. Однако этот важнейший социально-экономический процесс включает множество других аспектов. Скажем, феномен эксплуатации человека человеком, проблемы обмена благами, их присвоения собственниками средств производства.

Философский подход нацелен на выяснение способности людей оценивать разного рода блага и какому благу отдавать предпочтение. Этот процесс связан с ситуаций выбора, который не всегда носит осознанный характер. Здесь иногда срабатывает инерция стереотипов и консерватизм стандартов потребления.

Нужно отметить, что обладание собственностью, недвижимостью, большим денежным капиталом способно оказывать не столько благотворное, сколько отрицательное, разлагающее воздействие на человека. Справедливости ради следует отметить, что многое здесь зависит от того, как образуется капитал - собственность: законно-нравственным путем или грязно-криминальным. Встречаются собственники-предприниматели, которые сотрудничают с государственными органами, тратят немалые средства на спонсорские или благотворительные цели, обеспечивают рабочие места на своих предприятиях и фирмах.

В научной литературе довольно обстоятельно описаны исторические подходы, в которых ключевую роль играла различная ценностная ориентация людей. Считается, что стремление к материальному благополучию и личной выгоде – родовая черта человека. Эта неуемная тяга к потребительским благам, к достатку, к преуспеванию осуществлялась разными путями и средствами: через обман, спекуляцию, коррупцию, подчинение других людей.

В тоже время известно, что в Европе экономические успехи были достигнуты в значительной степени благодаря духовно-нравственным ценностям. Как отмечал М. Вебер, сравнительно больше материальные преимущества своим приверженцам обеспечили протестантские нормативы (самоограничение, рачительность, упорный труд во имя Бога и др.). Религиозная мораль осуждала праздность и восхваляла мирской аскетизм. Эти духовные приоритеты плюс рациональность, понимаемая как распространение утилитарных принципов хозяйственно-экономической деятельности, лежали в основе развития западного капитализма. Причем в этих условиях утилитарно-нравственная практика в сфере экономики допускала отношение к человеку как к средству, как к источнику наживы.

Сказанное выше говорит о том, что особенности ценностных ориентаций не только обуславливают образ жизни отдельного человека, но и сказываются на результатах социально-экономического развития общества в целом. В свою очередь, состояние общества, его характер и особенности в духовной, религиозной и др. сферах оказывают влияние на характер хозяйственной деятельности человека, ее особенности и результативность, а также на развитие самого человека.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философская культура юриста» принадлежит к разделу...
Адные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского...

Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философия хозяйства в современной россии» принадлежит...
Отечественная философия хозяйства XX-XXI вв.: Россия – СССР – Россия. Формирование новой модели хозяйствования и его философское...

Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №15 «философия российской государственности и права»...
Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ

Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философская концепция информационной безопасности»...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «техника в контексте глобальных проблем» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит к разделу III. «Прикладные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II....
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница