Синайское откровение Десять заповедей




Скачать 267.62 Kb.
НазваниеСинайское откровение Десять заповедей
страница1/3
Дата публикации19.06.2013
Размер267.62 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Цви Вассерман

Синайское откровение - Десять заповедей



Без малого четыре тысячи лет назад человек по имени Аврам, повинуясь зову Б-га, встал и вышел из Месопотамии в Землю, которую указал ему Могущест­венный Пастырь, в Землю Ханаанскую, населенную се­мью языческими народами. Там невидимый Покровитель Аврама заключил с ним Завет, изменивший всю жизнь этого человека, все его существо, даже имя. Б-г обещал бездетному патриарху, которому дал новое имя Авраам, многочисленное славное потомство и Святую Землю — свой драгоценный удел.

Этот завет Он возобновил с сыном Авраама Ицхаком и с его внуком Яаковом (Израилем). Семья Яакова, спасаясь от голода, покинула Святую Землю и переко­чевала в Египет. Там сыны Израиля (так называли се­бя потомки Яакова-Израиля) сперва встретили благо­желательное отношение, но затем, по мере того, как их племя увеличивалось и крепло, благожелательность сменилась подозрительностью, а вскоре и открытой враждебностью: на престол взошел новый фараон, ко­торый обратил израильтян в рабство и жестоко угне­тал их. И тогда Всевышний послал раба своего Моше, объединившего измученное племя, и в страшную для Египта ночь 15 Нисана вывел сынов Израилевых из рабства на свободу. Путь из Египта в Святую Землю лежал через дикую бесплодную пустыню. Там, в пустыне, произошло грандиозное событие, яркая вспышка, сравнить которую можно лишь с тем мигом, когда ослепительный Свет пронизал возникавшую вселенную — с Сотворением Мира. Там, в Синайской пустыне, произошло величайшее единственное Откровение в истории, когда Б-г открыл Себя не одному человеку и не небольшой группе посвященных, а целому народу, нескольким миллионам человек, когда Его присутствие на земле угадывалось душой человека не в смутных образах и сцеплении событий, а настолько явно и несомненно, что и души людские, и сама природа не выдерживали этого напряжения. Там Б-г — Творец, Царь Неба и Земли открылся сынам Израилевым, восстановил древний Завет, теперь уже со всем народом, даровал евреям Тору и Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями, которые выражают самую суть заключенного Завета. Знание этих Заповедей столь велико, что Всевышний счел необходимым не только начертать их на двух каменных скрижалях, но и произнести их, чтобы каждый еврей смог запечатлеть их в своем сердце. Десять речений стали кульминацией Откровения. Тора, рассказывая об этом, говорит, что каждый еврей видел слова, произносимые Творцом. По мнению мудрецов это означает, что каждый еврей воспринимал их не только и не столько своими ушами, как воспринимают обычно слова, но всей душой своею, всем сердцем своим, всей своей сутью.

И все сразу изменилось: Мир открыл Творца, сыны Израиля стали еврейским народом, а человечество впервые ощутило в "случайной" последовательности свершающихся событий смысл и цель. Синайское Откровение всегда вызывало и продолжает вызывать множество вопросов и самим своим фактом, и тем, как он описан в Торе. Рассмотрим основные из этих вопросов.

Почему вообще необходимо Откровение? Мир был со­творен не слепой силой из бесформенной стихии — ха­оса, он не движется прихотями темпераментных олим­пийских богов, — нет! — Мир был создан Единым Твор­цом по четкому плану и с совершенно определенной целью. Планом Творения была Тора, но Тора Небесная, непостижимая духовная сущность, земным воплощением которой являются наши свитки, заключающие бездонный смысл в своих священных буквах. Б-жественное При­сутствие в мире скрыто материальными покровами, оно не проявляется явно, и целью Творения является полное раскрытие, проявление Б-жественной природы Мира, проявление Б-га в Мире. Б-г хочет явно про­явиться в Мире, но Он хочет сделать это с помощью человека. Именно человеку предназначено снять мате­риальные завесы и соединить вновь Мир и Творца, раз­делившихся в Начале Дней. В этом замысел и в этом цель Творения. Но как человек может выполнить свою задачу, свою роль младшего партнера Творца? Для это­го он должен обладать Торой, которая является пла­ном Творения и в которой описаны пути реализации предназначения человека на Земле — заповеди!

Но человек создан так (и это не случайно), что То­ру нельзя просто подкинуть ему сверху, положив ее где-нибудь у обочины дороги. Природа человека тако­ва, что он пройдет мимо, не заметив сокровища. Имен­но такая природа и позволяет ему достичь тех высот, которые не под силу механической кукле, слепо вы­полняющей приказы Хозяина. Но для этого сам человек должен всего себя — и душу, и тело — посвятить слу­жению Б-гу. Без Торы он не может осуществить свое предназначение.

Без Откровения человечество не может признать власть Творца и принять Тору. Без Откровения Цель Мира и смысл человеческого существования останутся неизвестными людям.

Таким образом Откровение — не вынужденная мера, не компромисс и не уступка человеческим слабостям. Откровение — необходимая встреча Б-га и человека, запланированная заранее.

Тогда возникает новый вопрос: если Откровение и дарование Торы — необходимость, то почему Всевышний ждал столько лет после Сотворения Мира, пока, в кон­це концов, не предложил самую большую свою драгоценность — Тору — небольшому скотоводческому племени?

В еврейской литургии, в псалмах Тору часто назы­вают "иго", "ярмо". И это очень точный образ. Принять на себя "иго Царства Небесного" — значит принять на себя ответственейшие обязательства, зна­чит совершать постоянное духовное усилие, чтобы со­ответствовать высоким стандартам Торы. Прежде, чем возвысить мир, человек должен сперва возвысить се­бя. Двадцать долгих поколений прошло от Адама до Авраама, до тех пор, пока душа великого патриарха не услышала зова Творца. Двадцать долгих поколений, наполненных почти хаотическими движениями в темно­те. Двадцать долгих поколений, в течение которых человечество спотыкалось и, падая, увязая в собст­венных грехах, побывав раз даже на краю гибели, медленно поднимало себя из праха. Нельзя сказать, что Б-г не помогал людям той поры, но, все-таки, главную работу они должны были сделать сами. Они делали маленький шаг к Творцу, и Он тотчас откли­кался на их зов: "Близок Г-сподь ко всем зовущим Его" (Теилим, 145:18). Они вглядывались в этот мир, и души их постепенно нащупывали верный путь. Усилия праведников приближали человечество к Б-гу, и встре­ча должна была состояться, но до встречи нужно было дойти, ибо она не означала конца пути, не означала даже передышки. Встреча — Откровение — показала лю­дям истинное величие и тяжесть их миссии, но она же и дала им силы продолжать путь вверх. Откровение пи­тает нас и поныне.

Почему именно сыны Израиля оказались избраны для этого ответственного служения? Почему Творец от­крылся только евреям? Вот что говорит об этом еврей­ская традиция:

"Прежде, чем Б-г открыл Себя и дал Тору Израилю, Он предложил Тору всем другим народам. Сперва Он пошел к сынам Эсава и спросил: "Согласны ли вы при­нять Тору?" Те отвечали: "А что написано в ней?" — "Не убивай". Те отвечали: "Вся суть наша в убийст­ве, как сказано: "И своим мечом ты будешь жить". Мы не можем принять Тору".

Он пошел к сынам Моава и Амона и сказал им: "При­мите ли вы Тору?" Сказали ему: "А о чем она?" — "Не прелюбодействуй". Отвечали моавитяне и амонитяне: "Вся суть наша в том, что мы произошли от кровосме­шения (имеется в виду история Лота и его дочерей, родивших от него сыновей Бен Ами и Моава). Мы не можем принять Тору".

Он пошел к сынам Ишмаэля и сказал им: "Вы примите Тору?" Те сказали: "Что написано в ней?" Отвечал им: "Не кради". Сказали Ему ишмаэлиты: "Вся наша суть в том, что мы живем воровством и грабежом, как сказано: "Руки его на всех, и руки всех на нем". Мы не можем принять Тору".

Не было народа среди народов Земли, к которому Всевышний не обратился бы, не было такой двери, в которую Он не постучал, спрашивая, нет ли желающих принять Тору, пока, наконец, не пришел к Израилю. И они ответили: "Сделаем и будем слушать".

Духовные усилия праотцев возвысили Израиль до От­кровения. Творец предложил Свой Закон всем, но лишь евреи выразили готовность его принять. Чтобы под­черкнуть этот факт, Всевышний дал евреям Тору в пус­тыне, до того, как Он привел их в землю, обещанную патриархам. Тора была дана в месте пустынном, в ничьем месте, куда каждый желающий мог прийти и при­нять ее.

Так описано Откровение в Писании: "В третий месяц по исходе сынов Израилевых из Египта, в этот день пришли они в пустыню Синай. И двинулись из Рефидима, и пришли в пустыню Синай, и стали лагерем в пус­тыне, и стал лагерем Израиль против горы. И Моше взошел на гору и воззвал к нему Г-сподь с горы, говоря: "Так скажи дому Яакова и сообщи сынам Израи­ля: вы видели, что сделал Я Египту и как нес вас на крыльях орлиных, и взял вас Себе. И теперь, если послушаетесь голоса Моего и будете соблюдать Завет Мой, будете избраны Мною из всех народов, ибо Моя вся Земля — а вы будете Мне Царством священников и народом святым". И пришел Моше и пересказал старей­шинам народа все, что заповедал ему Г-сподь. И от­ветил весь народ едино и сказали: "Все, что говорил Г-сподь — исполним"...

И было в третий день с наступлением утра, и были громы и молнии, и Облако Славы на горе, и звук шофара весьма сильный, и вострепетал весь народ, бывший в лагере. И вывел Моше народ навстречу Б-гу из лагеря и стали у подножия горы... И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Г-сподь Моше к вершине горы, и взошел Моше... И сказал Б-г все слова эти, говоря: "Я Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства. Да не будет у тебя других бо­гов пред лицом Моим. Не делай себе изваяний и ника­кого изображения того, что на небе наверху и того, что на Земле внизу; того, что в воде и того, что под землей. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я — Г-сподь Б-г твой — Б-г - Ревнитель, возлагающий грех отцов на детей до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня, и творящий милость тысячам родов любящих Меня и соблюдающих Мои Заповеди.

Не произноси Имени Г-спода Б-га твоего напрасно, ибо не оправдает Г-сподь того, кто произнесет Имя Его напрасно.

Помни день Шабата, для освящения его: шесть дней ты будешь работать и делать всю работу, а в седьмой — Шабат Г-споду Б-гу твоему: не делай никакой рабо­ты — ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в воротах твоих. Ибо в шесть дней совершил Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и отдыхал в день седьмой. Поэтому благословил Г-сподь день седь­мой и освятил его.

Чти отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Г-сподь Б-г твой дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради.

Не произноси на ближнего твоего ложного свидетельства.

Не желай дома ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего, и раба его, и ра­быни его, и вола его, и осла его, и всего того, что у ближнего твоего".

Так это было. Весь народ видел эти звуки и эти огни, и звук шофара, и гору дымящуюся, и боялся народ, и трепетал. И сказал Б-г все слова эти, го­воря:

(1) — "Я Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства..."

Всевышний начал Десятисловие с того, что мы, рус­ские евреи, с восхищением, как самоновейшую мысль, вычитываем прежде у Достоевского. Помните: "Если Б-га нет, то все дозволено?" Только Тот, Кому при надлежит мир, Кто знает дела и сокровенные мысли людей, Тот, Кто справедлив и милостив, Кто властен вознаграждать и наказывать, только Тот может быть источником истинно справедливого Закона, исполнение которого есть путь создания действительно справедливого мира, гармоничного общества, благородных отношений между людьми. Первая заповедь лежит в основе всего Завета, всей Торы. Моше говорил евреям о двух путях, один из которых ведет к благословению, другой — к проклятию. И эти пути разделяются там, где свободный в выборе человек решает для себя воп­рос: "Кто управляет миром? От кого исходит Закон?" Даже за тем, кто отвергает власть Создателя, кто избрав путь "этического гуманизма", опускается все ниже и ниже, сохраняет Г-сподь, чье Имя — Милосердие, возможность вернуться на путь, ведущий к бла­гословению.

Но в любом случае, настоящее возвращение начина­ется с первой заповеди — с признания власти Б-га.

Все мы в школе учили и выучили, сколько счастья и света принесло человечеству освобождение от оков религии, пут клерикализма и мракобесия, свершившее­ся в новое время. И, став взрослыми, многие из нас увидели, какие океаны горя и мрака породило это ос­вобождение. Это было освобождение самых низменных инстинктов, самого черного, что есть в душе челове­ческой, это было восстание праха, из которого со­творены наши тела, и его торжество над Б-жественной душой. Все сатанинское вошло в жизнь людей "цивили­зованного" общества под лозунгом "Б-г умер! Б-га нет!" С этого начинали "Великая" французская рево­люция и российский терроризм прошлого века, с этими словами на устах неистовствовали молодцы в коричне­вых рубашках, чьи кровавые преступления не поддают­ся описанию и человеческому представлению, их пов­торяют на разных языках диктаторы прошлого и настоящего, загнавшие в землю тысячи и миллионы своих соотечественников, человеческих существ, "подобья Б-жии"... С отказом от власти Творца и Высшего Су­дьи, с отказом от первой заповеди связаны и взрыв насилия в современном мире, и потеря современным че­ловеком и целыми обществами ориентации, пути, смысла...

А Он — Долготерпеливый, продолжает взывать. "... Г-с­подь Б-г твой..." — говорит Тора. "Твой" — это об­ращение к каждому человеку, когда бы он не жил и где бы не находился. "Твой" — куда ты идешь? "Твой" — разве ты не видишь, что пора подумать о пути? "Твой" — ведь Я сделал тебя, человек, Себе подобным! Всех... каждого... Тебя...

(2) — "Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе изваяний и никакого изображения того, что на небе наверху и того, что на земле вни­зу, того, что в воде и того, что под землей. Не по­клоняйся им и не служи им, ибо Я Г-сподь Б-г твой — Б-г - Ревнитель, возлагающий грех отцов на детей до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня, и тво­рящий милость тысячам родов любящих Меня и соблюда­ющих Мои Заповеди".

Что такое идолопоклонство? Страницы Танаха полны описаний неистовой борьбы пророков и других послан­ников Всевышнего против астральных религий, против поклонения каменным, деревянным и прочим идолам, из­делиям рук человеческих, против обожествления при­роды: священных деревьев, рощ, высот... Буквально текст говорит о древних формах идолослужения, о бес­полезности и ограниченности веры в каменные извая­ния, об их бессилии. Но только ли о них?..

Мы живем в мире, сотворенном Единым Создателем. Несмотря на кажущееся многообразие проявлений пред­метов, явлений, сил этого мира, все они подчинены единому замыслу и единому Закону: все они обретают Единство в Б-ге. Б-г открылся еврейскому народу — и через него всем людям на Земле — как Б-г Единый. Тот, который творил, творит и будет творить все, что творится. Он дал нам Тору, которая начинается с утверждения этого факта.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Синайское откровение Десять заповедей iconЕлена Александровна Кабанова Инесса Ципоркина Стерва делает карьеру. 10 заповедей успеха. Стерва
Если тебе не хватает опыта и знаний, чтобы успешно продвигаться по этой лестнице, то десять заповедей успеха от стервы-карьеристки...

Синайское откровение Десять заповедей iconВ недельном чтении “Итро” рассказывается о даровании Израилю Торы,...
Десять заповедей признаются основой всех остальных предписаний Торы, но примечательны они еще и тем, что их слышал весь народ, а...

Синайское откровение Десять заповедей iconМое большое еврейское восхождение на гору Шаста
Мои праотцы стояли на горе Синай, когда Моше получал от Всевышнего Десять Заповедей”

Синайское откровение Десять заповедей iconДесять заповедей Господа для человечества Нового времени, принятых...
Думай только положительно, желая добра для себя. Не посылай злостные мысли и другим

Синайское откровение Десять заповедей iconДесять заповедей для родителей от Януша Корчака. 
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой

Синайское откровение Десять заповедей iconПролог
«творца президентов». Более десятка лидеров европейских стран во многом обязаны своим приходом к власти его блестящему искусству....

Синайское откровение Десять заповедей iconИ делай справедливое и доброе…
Эта глава содержит в себе все основы иудаизма: запрет идолопоклонства, идею единства Создателя,  представление  о любви к Богу и...

Синайское откровение Десять заповедей iconР. Моше Вейсман Моше обещает, что за исполнение заповедей евреи будут процветать в этом мире
Евреи спросили у Моше: "Когда Ашем наградит нас за исполнение Его заповедей?" Моше объяснил: "В этом мире вы получите лишь незначительное...

Синайское откровение Десять заповедей iconГосподь Иисус Христос в Своих беседах нередко ссы­лался на ветхозаветные...
Благ и как на Руково­дителя всех поступков человека. Следуя этой первой за­поведи, человек должен стараться познавать Бога и свои...

Синайское откровение Десять заповедей icon-
Камеры эти размером примерно десять на десять футов были почти пустыми, если не считать дощатой койки и кружки для воды. Кое-где...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница