В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах




НазваниеВ этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах
страница1/17
Дата публикации27.03.2013
Размер1.74 Mb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Первая лекция
Штутгарт,  22 августа 1906 г.
В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом — в лекциях и книгах. Прежде на нее смотрели как на нечто такое, что может изучаться только в маленьких, интимных кружках. Знание ограничивалось кругом посвященных, рамками оккультных братств. Общественность могла пользоваться лишь плодами этого знания. Ни о знании и поступках посвященных, ни о месте их действия не было известно в достаточной мере. Мир ничего не знает о великих исторических личностях — в сущности, жизнь величайших посвященных скрыта от него.

В XVIII веке в совершенно незамеченный историей момент, один из них появился перед неким писателем, будучи поверхностно с ним знаком, и сказал ему слова, которым тот, другой, не придал особенного значения, но, тем не менее, они продолжали в нем действовать и создали великие мыслительные образы, литературные воплощения которых разошлись в несчетном количестве экземпляров. Этим писателем был Жан Жак Руссо. Он не был посвященным, но источник его знания восходил к таковому.

Другой пример — Яков Бёме. Будучи подмастерьем, он находился в лавке. Вдруг, когда он остался там один, явился к нему некий человек, который произвел на него глубокое впечатление; он сказал ему несколько слов и удалился. Тотчас же Яков услыхал, что его зовут по имени: "Яков, Яков, ты теперь еще мал, но станешь велик. Запомни того, кого ты видел сегодня". Между ним и этим человеком, который был великим посвященным, образовалась таинственная связь. От нее и произошли великие инспирации Бёме1.

Существовали и иные способы влияния посвященных. Например, некто получал письмо, побуждающее его совершить какой-то поступок. Этот некто мог быть, например, министром и обладал внешней властью, но не был предрасположен к такому поступку. В письме было написано что-либо, не имевшее отношения к тому, что должно быть исполнено, — быть может, прошение. Однако его можно было прочесть таким образом, что в результате получалась новая фраза, которую получивший, конечно, совершенно не замечал, но содержанием которой было то, что должно было произойти. Для этого следовало зачеркнуть каждые четыре слова и оставить только пятое. Если слова были правильно подобраны, они оказывали свое воздействие, хотя смысл их и не воспринимался дневным сознанием читающего. Подобным образом писал один немецкий ученый, бывший в то же время великим посвященным, учитель Агриппы Неттесгеймского — Тритемий Спонгеймский. В его произведениях, если читать их, пользуясь верным ключом, есть многое из того, что теперь изучает теософия.

В то время было необходимо, чтобы посвящены были лишь немногие, достаточно подготовленные. Для чего нужно было соблюдение тайны? Именно для того, чтобы создать знанию подобающее положение, — его можно было давать лишь достаточно подготовленным; остальные ощущали только его благодатное воздействие. Это было знание не для удовлетворения любопытства или простой любознательности. Оно должно было воплощаться в дело; оно должно было работать над государственным и общественным устройством, преобразовывать мир. Таким образом, весь прогресс в развитии человечества восходит к импульсам оккультистов. Поэтому и все те, кто был причастен к теософским учениям, проходили ряд трудных испытаний, и лишь достойно выдержавшие были посвящены и постепенно, медленно совершали свое восхождение.

В настоящее время от этого метода отошли — теперь элементарному учат открыто. Обнародование было необходимо, так как прежние способы, когда человечеству сообщались только результаты, теперь его не удовлетворили бы. Одним из таких способов были религии; и во всех них заключена одна и та же мудрость, но в наше время уже говорят о противоречии между знанием и верой, и поэтому теперь нам необходимо путем знания прийти к высшему познанию.

Главной же причиной обнародования знаний является изобретение книгопечатания; до тех пор теософские учения передавались из уст в уста, от человека к человеку; ни один неподготовленный или недостойный не был в них посвящен. Благодаря книгам знание о вещах, доступных внешним чувствам, получило распространение и даже стало популярным; возникло противоречие между знанием и верой.

Все эти причины создали возможность раскрытия многих тайных знаний из великой сокровищницы всех времен. Должны быть даны ответы на такие вопросы, как: "Откуда приходит человек? Какова его цель? Что скрывает видимая форма? Что происходит после смерти?", причем не в виде гипотез, теорий и предположений, но в виде фактов.

Раскрытие подлинной загадки человека было тем центром, вокруг которого вращалась вся тайная наука. Все, что об этом должно излагаться далее, будет исходить из позиции практического оккультизма; речь пойдет не о каких-то теориях, которые нельзя применить практически. Такие теории появились и проникли в теософскую литературу вследствие того, что вначале люди, писавшие книги, сами не очень понимали то, что они писали. Эти книги пригодны для удовлетворения любознательности. Но теософия должна войти в жизнь.

Обратимся сначала к существу человека. Встречая человека, мы видим нашими внешними органами чувств — глазами — то, что на теософском языке называется физическим телом. Все в окружающем мире имеет физическое тело. Это — единственное, что признает материалистическая наука, и, тем не менее, это только малая часть. Мы должны проникнуть в человека глубже. Уже простое рассуждение приводит к заключению, что с этим физическим человеком дело обстоит иначе, чем с другими физическими телами. Существуют другие вещи, которые тоже можно видеть, ощущать, например, любой камень: он, как и человек, является физическим телом. Но человек есть еще нечто иное: он может двигаться, чувствовать, думать, он растет, питается, размножается. Камень этого не может. Человек обладает общими со всеми растениями чертами — он растет, размножается и питается. Если бы он обладал лишь физическим телом, как камень, то не мог бы расти, питаться и размножаться. Таким образом, он должен иметь еще нечто, делающее его способным перерабатывать физические силы и материю, так что они становятся средствами для его произрастания. Это нечто — эфирное тело.

Таким образом, у человека есть физическое тело, общее со всем минеральным миром, и эфирное тело, общее только с растениями и животными. Это можно установить прежде всего путем простого рассуждения. Но существует и иная возможность доказательства существования эфирного тела. Ею обладает только тот, кто развил свои высшие чувства. Они — не что иное, как высшее развитие, пробуждение того, что дремлет в каждом человеке.

Это подобно тому, как слепорожденный после операции начинает видеть, однако не каждый слепорожденный может быть подвергнут операции. Духовные же чувства могут развиться у каждого человека, если он обладает необходимым терпением и прошел соответствующую подготовку. Уже для того, чтобы воспринять этот принцип жизни: произрастание, развитие и т. д., — необходимо совершенно определенное высшее восприятие. Поясним это на примере гипнотизма.

Гипнотизм, который во все времена был известен посвященным, является иным состоянием сознания. Это не обыкновенный сон. Гипнотизируемый находится в раппорте с гипнотизером. Положительное и отрицательное внушения отличаются друг от друга. Первое заставляет воспринимать нечто такое, чего не существует. Отрицательное же внушение состоит в том, что внимание отвлекается от того, что существует. Это только усиление иного состояния. В обычной жизни мы можем отвлечь наше внимание от какой-нибудь вещи, и тогда мы не видим ее, хотя наши глаза открыты. Непроизвольно это происходит с нами ежедневно, когда мы во что-нибудь "углублены". Теософия не хочет иметь никакого отношения к таким состояниям, в которых сознание человека подавлено и находится в пониженном состоянии. Человек, желающий подойти к теософским истинам, при исследовании высших миров должен управлять своим разумом совершенно так же, как при исследовании повседневных вещей. При посвящении большие опасности могут грозить человеку только в том случае, если его сознание угашено.

Тот, кто хочет научиться познанию эфирного тела, опираясь на собственное созерцание, должен уметь, при полном сохранении обыкновенного сознания, сам, собственной силой воли отрешиться от физического тела наблюдаемого человека. Но и тогда пространство не остается для него пустым: он видит перед собой эфирное тело, которое является ему подобно призраку из красновато-голубого света, блестящему, светящемуся, несколько темнее молодых цветов персика. Мы никогда не увидим такое эфирное тело, если будем наблюдать кристалл, но увидим его у растения и у животного, ибо от эфирного тела зависят питание, рост и размножение.

Человек обладает не только этой способностью, он обладает также способностью чувствовать радость и боль. Ее нет у растения, и посвященный может узнать это из собственного опыта, поскольку способен отождествить себя с растением. А у животного есть такая способность, ибо оно имеет еще один член, общий с человеком — астральное тело, которое обнимает все, что известно нам как желания, страсти и т. д. Это опять-таки можно установить через рассуждение, через внутреннее переживание. Для посвященного это может стать внешним переживанием. Этот третий член человека посвященный созерцает в виде яйцеобразного облака, находящегося в  постоянном внутреннем движении. Оно окружает тело, а физическое и эфирное тела находятся внутри него. Когда отрешаются от наблюдения физического и эфирного тел, все занимаемое ими место наполняется таким утонченным световым облаком с внутренней подвижностью. В этом облаке, в этой ауре посвященный видит каждое желание, каждое стремление и т. д. в виде цветов и форм астрального тела. Так, например, бурную страсть он видит как молниевидный сверкающий луч, вырывающийся из астрального тела.

У животных тоже есть астральное тело, которое в зависимости от вида и рода имеет различные основные цвета. У львов основной цветовой тон другой, нежели у овец. И у человека основной цветовой тон не всегда единообразен. Обладая способностью тонкого различения, по ауре человека можно узнать его темперамент и основные настроения. Нервные люди имеют пятнистую, испещренную точками ауру. Эти точки не пребывают в спокойствии, но постоянно вспыхивают и снова исчезают. Это происходит всегда, поэтому ауру нервного человека невозможно нарисовать.

Но человек отличается и от животного. Четвертый член человеческого существа обозначен наименованием, отличным от всех остальных. Назвать себя "я" могу только я сам. Весь словарный запас языка не содержит такого наименования, которым не мог бы воспользоваться любой, когда речь идет об одном и том же предмете. Но не так обстоит дело с называнием человеком самого себя, с местоимением "я". Его человек может отнести только к себе самому. Это во все времена чувствовали посвященные. Еврейский посвященный называл это "неизреченным именем Бога" — Бога, который живет в человеке, потому что имя его произносимо только в этой душе и для нее одной. Оно должно прозвучать из глубины души, которая сама дает себе имя, и никто другой не может дать ей имени. Отсюда удивительное настроение, которым проникается верующий, когда произносится имя Яхве, или Иеговы. Оно значит "я" или "я есть". В имени, которое дает себе душа, гласит Бог.

Эта особенность отличает человека от животного. Животное лишено способности говорить себе "я". Способностью давать себе имя обладает только человек. Нужно лишь однажды вызвать в своей душе все невыразимое значение этого слова. Когда Жан Поль, как он пишет в своей автобиографии, обрел, почувствовал в себе "Я", он узнал, что обрел в себе — бессмертное2.

И для ясновидящего это опять же проявляется особым образом. Когда он исследует астральное тело, то все в нем находится в постоянном движении, за исключением только единственного маленького пространства в виде несколько удлиненного, овальной формы голубоватого шара, находящегося позади лба, у основания носа, которое остается неподвижным. Он существует только у человека; у образованных людей он воспринимается уже не так отчетливо, как  у необразованных; всего отчетливее он у дикарей, стоящих на низкой ступени культуры. В действительности в этом месте нет ничего, кроме пустого пространства: как центр пламени сам пуст, но кажется голубым вследствие светового венчика, окружающего его, так же и это темное пустое место кажется голубым вследствие излучающегося вокруг него аурического света. Это и есть внешнее выражение "Я". 

Эти четыре составляющие имеет каждый человек, но существует различие между дикарем и европейским культурным человеком и между последним и, например, Франциском Ассизским или Шиллером. Смягчение, воспитание нравов образует более благородные краски в ауре; развитие различения добра и зла также проявляется в более рафинированной ауре. Культивируя себя, "Я" работает над астральным телом и облагораживает страсти. Чем выше человек в моральной и интеллектуальной культуре, тем больше его "Я" работало над астральным телом. Ясновидящий может сказать: этот развит, этот — нет.

То, что человек сам создал в астральном теле, называется Манас. Это — пятая, основная часть состава человека: поскольку человек сам работает над собой, постольку в нем есть Манас, и часть его астрального тела всегда является Манасом. Но человеку надо косвенно влиять и на свое эфирное тело. Как учатся достижению высшей моральной культуры, так же можно научиться работать над своим эфирным телом. Обучающийся этому является учеником, или Чела. Благодаря умению влиять на свое эфирное тело человек становится над ним господином, и поскольку он работал в нем, постольку существует в нем нечто от Будхи. Будхи и есть шестая, основная часть, преобразованное эфирное тело.

Такого ученика, Челу, мы можем узнать по некоторой особенности: обыкновенный человек не похож на свое прежнее воплощение — ни в облике, ни в темпераменте. Чела же имеет те же свойства, тот же темперамент, как и в прежнем воплощении: он остается себе подобным. Он сознательно работал над тем телом, которое несет в себе размножение и рост.

Высшим даром, который может получить человек на земле, является способность работать над своим физическим телом. Это значит — управлять своим дыханием, преображать кровь — носительницу страстей, прослеживать работу нервов и управлять процессом мышления3. Тот, кто стоит на этой ступени, на языке теософии называется  Адептом, а Адепт образует в себе то, что называют Атма. Это есть седьмая основная часть человеческого состава.

У каждого человека сформировались четыре части его состава, пятая — частичным образом; остальные — в зачатке. Итак, физическое, эфирное, астральное тела, "Я", Манас, Будхи, Атма: это — семь членов человеческого существа4.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах iconФилософия логического атомизма
Людвига Виггеншгейна. Я не имел возможности знакомиться с его взглядами после августа 1914 и даже не знаю, жив ж он*. Таким образом,...

В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах iconЗакон сохранения плотности потока
Аннотация. В работе рассмотрены явные ошибки в физических теориях. Они порождают негативные следствия в области фундаментальных и...

В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах iconЛекция первая
В четырех лекциях, которые мне предстоит прочесть в ходе нашего Генерального собрания, я хотел бы поговорить с вами о связи человека...

В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах iconМировоззрение для всех людей
Обратимся к общедоступным источникам, содержащим первооснову этого мировоззрения

В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах iconЕсли мы спросим себя, чем должна быть для людей теософия, то из всех...

В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах iconЛекция первая
По моему мнению, сейчас в открытых антропософских лекциях должны быть сказаны совершенно определенные вещи, вызванные знамениями...

В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах iconРазреженные матрицы и ортогональные списки
Начнем с аналогии. На 1-ом курсе (на лекциях, при выполнении лабораторных и курсовых работ) использовались различные формы представления...

В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах iconЗдравоохранение как система
Для этого, во-первых, должны быть здоровы его родители, во-вторых, человек должен быть воспитан соответствующим образом. Получается,...

В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах icon2. Теоретические основы уплотнения грунта
Комплект учебно-наглядных пособий по дисциплинам включает в себя весь курс. Дидактические материалы содержат рисунки, схемы, определения,...

В этих лекциях должен быть дан общий обзор теософского мировоззрения. Не всегда теософия изучалась, как теперь, общедоступным образом в лекциях и книгах iconО бщество с ограниченной ответственностью «проект-сервис»
Комплект учебно-наглядных пособий по дисциплинам включает в себя весь курс. Дидактические материалы содержат рисунки, схемы, определения,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница