Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия»,




Скачать 298.5 Kb.
НазваниеЛекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия»,
страница1/3
Дата публикации09.06.2013
Размер298.5 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Философия > Лекция
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_______________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 8 «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЛИЧНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»_

(название темы)

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_10_

от «21» мая_2007 г.

Москва 2007
ТЕМА № 8
^ ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЛИЧНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Проблема человека в истории философии…………….…………………...


с. 5

Вопрос 2

Человек как феномен общественной жизни………………..…..…………………


с. 13

Вопрос 3

Индивид и личность……………….....…...

с. 22

Вопрос 4

Типология личности.………………….......

с. 26

Заключение

..…………………………………………….

с. 29

Список литературы


..…………………………………………….


с. 31


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 8 «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЛИЧНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» принадлежит к РАЗДЕЛУ II. «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей всех специальностей.

Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях усиливается интерес к проблеме человека. Происходящая в настоящее время трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышает роль человеческой индивидуальности, ее творческого начала в развитии всех сфер общества.

Теоретическая значимость лекции заключается в рассмотрении сущности человека, его предназначения, ценностях человеческого существования как ключевых проблем философии. О значимости данной проблемы говорит то, что практически невозможно найти философскую школу или направление, которые не обращались бы к человеку, к анализу различных сторон его материального и духовного бытия.

Практическая значимость лекции определяется возможностью уяснить проблемы свободы и ответственности личности в современном обществе, основные направления формирования личности, особенности профессиональной социализации личности сотрудника ОВД.

Предметом лекции является рассмотрение общих проблем философии человека, формирования личности и ее роли в правоохранительной деятельности.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления темы человека как одной из важнейших проблем философии.

Задачи лекции:

  • - охарактеризовать основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека;

  • - проанализировать проблему смысла человеческого бытия и человека как феномена общественной жизни;

  • - выяснить соотношение понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»; основные философские подходы к определению личности;

  • - выявить диалектику свободы и ответственности личности на современном этапе;

  • – уяснить задачи и основные направления социализации личности;

  • – осмыслить основные особенности формирования личности сотрудника органов внутренних дел в связи с его ролью в обеспечении общественной безопасности, защите прав и свобод граждан.

Взаимосвязь лекции с ранее изученным материалом состоит в том, что в предыдущей лекции были рассмотрены исторические типы философских учений об обществе, основные закономерности общественного развития, методологические принципы и уровни системного анализа общества. После этого вполне логично рассмотрение философских проблем человека как главной действующей фигуры общества и субъекта общественных отношений.

Взаимосвязь лекции с последующими темами

Следующая лекция будет посвящена рассмотрению проблем ценностей в структуре человеческой деятельности. Именно человек выбирает и реализует цели, ориентируясь на общественные идеалы, нормы, ценности. Ценностные установки, связанные с выполнением служебного долга, с защитой прав и свобод человека, играют большую роль в деятельности сотрудников ОВД.
Вопрос 1

^ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Под философией человека, или философской антропологией, понимают учение о природе человека.

Философы античности длительное время рассматривали человека как Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое и природное, знания о которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм делает существенный шаг вперед в понимании человека. Пла­тонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем вне личного духа. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу. Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух различных частей - души и тела.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть ду­новение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца (сердце упоминается в Ветхом Завете 851 раз). Все готово для появления вели­кой троицы - разума, сердца и воли, трех составляющих внутреннего мира че­ловека. Но главное размежевание внутри христианства происходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».

Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное сущест­во, как дивную целостность. Единство души и тела - это преимущество чело­века перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характер­ными для него многочисленными эстетическими достоинствами.

В Новое время Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек – это разумное существо. Тело и душа не имеют ниче­го общего. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души - это со­знание.

Для Канта человек тоже двойственен. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. Специфи­ка человека определяется его трансцендентальностью и нравственной свобо­дой поведения.

В немецком романтизме конца 18 - начала 19 в. (Гете, Гердер) происхо­дит в некотором роде возвращение к традициям Ренессанса. Сфера эмоцио­нально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и ставится выше его. Так, по Новалису, «мышление - только сон чувства».

Гердер и Гегель развивают идею историчности человека. Для Гегеля че­ловек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах в Германии, Чернышевский и Антонович в России возвра­щают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вытекающими отсюда последствиями. Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

0дним из глубочайших открытий 19 века можно считать мысль о социальной сущности человека. Был сделан знаменательный шаг в выявлении конкретно-исторической детерминации сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека и его образа жизни.

Несомненным достижением начала 19 в. можно считать идею выделения собственно антропологических проблем в самостоятельную сферу философ­ского знания. Рождается мысль о том, что о человеке как уникальном сущест­ве можно философствовать отдельно и особо. Это предельно захватывающий и загадочный предмет философского умозрения.

Тем самым была поставлена под радикальное сомнение вся предше­ствующая теоретическая линия, в рамках которой происходило разносторон­нее истолкование человека. 1В 19 в. философия обратила внимание на загадоч­ность человека, на то, что он представляет тайну. Ни религия, ни наука, ни философия не в состоянии раскрыть до конца эту тайну. Ведь мы имеем дело с поразительным созданием универсума, с неисчерпаемым миром человеческой субъективности, который обладает текучестью, постоянно преображается и вообще не поддается регулированию.

Философская идея, усматривающая в человеке тайну, нашла признание в русской персоналистской философии 20 в., в экзистенциализме, в других фи­лософских направлениях. Философия демонстрирует нам постоянные усилия человеческого духа понять тайну человеческого бытия.

Философия жизни (Ницше, Дильтей) видит специфику человека в фе­номене жизни, который либо сильно сближается с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом смысле. В философии жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство (Гаман, Якобсон), воля (Шопенгауэр), интуиция (Бергсон, Баадер). Часто сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения. Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознательном, относительно которого человек не отдает себе полностью отчета.

Экзистенциализм в первую очередь обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого существования. Он ищет свободу, как от природного, так и от всех других безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного идеализма, материализма, сциентизма. На первый план выдви­гаются чувства, но не просто чувства, а процесс чувствования, переживания. На место кратковременных чувств ставится долговременное чувство, пережи­вание.

Феноменологизм Гуссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживания считается интенциональным, оно изначально направле­но на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире.

Существование человека в мире Кассирер понимал как манифестацию человека в языке, труде, религии. Человек - существо, которое создает самого себя, культуру.

Развивая тенденции, заложенные в философии жизни и феноменологии Гуссерля, в 1928 г. благодаря работам Шелера и Плеснера в Германии возни­кает философская антропология, особая философская дисциплина, зани­мающаяся проблематикой человека. Ставится задача на основе данных частных наук о человеке - биологии, психологии, социологии - воссоздать целост­ное понятие) человеке.

Подведем итоги рассмотрения проблемы человека в различных фило­софских направлениях. Было выяснено, что человек есть единство телесного и душевного; душа - вот что наиболее резко выделяет человека из мира природы. Следует, однако, отметить, что ныне термин «душа» употребляется не столь часто, как в античности и средневековье. Вместо термина «душа» используются синонимичные ему термины, «психика», «внутренний мир челове­ка», «духовный мир человека». Во-первых, в основе специфики человека лежит его духовность. Во-вторых, специфика человека определяется символиза­цией им собственного духовного мира в различных сферах своей деятельности, языке, культуре. В-третьих, духовный мир человека имеет известные градации внутри себя: переживание (чувство) и мысль, сознание и бессознательное, воля и интуиция. Сколь бы причудливым образом не строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете речь идет о его психике, сознании, разуме, чувствах, мыслях, воле и т.п.

Подводя итог, следует сослаться на немецкого философа, одного из основоположников философской антропологии Макса Шелера (1874-1928), который выделил пять типов антропологических учений:

1) европейско-христианскую доктрину;

2) антично-греческую;

3) натуралистическую;

4) теорию декаданса;

5) концепцию сверхчеловека.

Первая разновидность - европейско-христианская - рождает образ рели­гиозного человека. Здесь имеется в виду известный миф о сотворении челове­ка Богом, о происхождении человеческого рода от одной пары, учение о рае, об ангеле-искусителе и грехопадении; о спасении через Богочеловека с его двойственной природой и последующим восстановлением божественного младенчества; это многоцветная эсхатология; это учение о свободе личности и духовности, о бессмертии души и о преображении тела, о воскресении, Страшном суде и т.д.

Вторая разновидность - антично-греческая - это и поныне распростра­ненная идея человека (homo sapiens). По мысли Шелера, она принадлежит ис­ключительно греческой культурной традиции. Наиболее четко и ясно она вы­ражена сначала у Анаксагора, а у Платона и Аристотеля оформлена уже в фи­лософских категориях. Эта концепция принципиально разводит понятия «человек» и «животное».

В человеке выделяется не столько творческое, сколько разумное нача­ло. Только благодаря разуму человек оказывается в состоянии понять и оце­нить все сущее таким, какое оно есть на самом деле - Бога, мир и самого себя. Он способен осмысленно формировать природу, на практике хорошо вести се­бя с себе подобным, то есть жить так, чтобы как можно полнее раскрылась эта его специфически движущая сила.

Макс Шелер выделяет 4 определения, которые характеризуют «человека разумного»:

во-первых, человек несет в себе некую божественную активность, которой нет в других объектах живой природы;

во-вторых, эта активность превращающая Хаос в Космос, онтологически есть та самая сила, из которой по-настоящему произрастает истинное познание мира;

в-третьих, эта сила есть логос, она не зависит от инстинктов и чувственности;

в-четвертых, она является абсолютной постоянной с точки зрения истории, народонаселения и места.

Несмотря на огромные изменения, философско-антропологические мыс­ли от Аристотеля до Канта и Гегеля мало чем изменили учение о человеке по вышеприведенным четырем позициям. На протяжении многих веков учение а «человеке разумном» оставалось совершенно непоколебимым, а в эпоху Про­свещения достигло подлинного триумфа.

Натуралистическая доктрина исходит из оценки человека как животного. Сущность человека не в том, что он в первую очередь разумное существо, а в том, что он существо биологическое, инстинктивное. Человек - это всего лишь высокоразвитое живое существо. Все, что имеет отношение к разуму, духу, не имеет самостоятельного происхождения, и в то же время не подчиняется про­стейшим законам бытия, а является исключительным продолжением высших психических способностей, которые мы обнаруживаем уже у человекообраз­ных обезьян.

Четвертый тип - человек дегенеративный - это существо, презревшее собственную природную сущность. Это культ органики, инстинкта, но человек отдаляется от собственной природности.

Пятая доктрина - теория сверхчеловека - возносит человека на голово­кружительную высоту. Это антропологическое воззрение берет на вооружение ницшеанского сверхчеловека, но подводит под него рациональный фундамент.

Сейчас философские антропологи все чаще с тревогой говорят о роко­вой черте, к которой, вероятно, подошел биологический вид homo sapiens. Дальше его может постичь печальная участь - природа беспощадна: она без­жалостно отбрасывает множество своих неудачных проектов. Не исключено, что и человек, едва ли не самое эксцентричное ее творение, обречен на гибель.

Человек едва ли не единственное создание, которое уничтожает себе по­добных. Олень, например, вступивший в схватку с соперником, ретируется, признавая право сильнейшего. Волк, признав свое поражение, подставляет по­бедителю жизненно важную артерию: губи, мол, твоя воля.

Однако природный инстинкт подсказывает разгоряченному триумфатору: остановись, не посягай на жизнь. И только люди способны стрелять в тех, кто поднял белый флаг или руку, опустился на колени.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философская культура юриста» принадлежит к разделу...
Адные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского...

Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II....
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №9 «ценности в структуре человеческой деятельности»...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №14 «основные категории философии права» принадлежит...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №15 «философия российской государственности и права»...
Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ

Лекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная деятельность» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философия хозяйства в современной россии» принадлежит...
Отечественная философия хозяйства XX-XXI вв.: Россия – СССР – Россия. Формирование новой модели хозяйствования и его философское...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница